Мораль и нравственность в современном образовании - Морские вести России

Мораль и нравственность в современном образовании

22.06.2023

Образование

Мораль и нравственность в современном образовании

Фото: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Более чем через двадцать лет в сфере российского образования наступило «просветление»: Болонская конвенция неспособна обеспечить качество обучения. Признано окончательно и бесповоротно. Грядет новая реформа. Вот только что это будет за реформа и на чем будут строиться новые программы? И, самое главное, кто возглавит новых реформаторов?

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Владимир Сигида, завкафедрой технических средств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Предстоит не просто дать новое наполнение программ, но и выработать новую миссию образования, построенную на принципиально новой основе. В настоящее время миссии учебных заведений нацелены на интересы работодателя, призванные в максимально короткие сроки и на качественном уровне способствовать извлечению прибыли.

При этом работнику отводится роль исполнителя, без учета его интеллектуальных потребностей и самовыражения. Такой подход делает работу нетворческой. Между тем именно творческое начало должно лежать в основе образования. Прежде всего должна развиваться способность к мышлению. Сегодня же образование строится на запоминании паттернов, которые носят характер штампов, или, как говорят современные медики, лечение ведется по протоколу. Творческое начало уходит из профессии, и при этом профессия теряет свою специфическую индивидуальность и привлекательность, в результате чего становится непопулярной.

Например, ранее столь востребованные профессии – моряки и авиапилоты – в результате целого ряда обстоятельств переместились в разряд непрестижных. Так, в книге Е.Н. Романовой «99 популярных профессий» не нашлось места ни для моряков, ни для летчиков.

Следует отметить, что система подготовки моряков, особенно военных, в России изначально отличается от западного варианта. В западных странах профессии моряка отводится роль ремесла, а в России открытием Навигацкой школы Петром I было положено начало инженерному образованию. Российская наука появилась позже, с открытием первого российского университета.

Этой традиции придерживались и при советской власти. С переходом к Болонской конвенции внешняя сторона обучения осталась, но, по сути, она перестала быть таковой. Переход контроля качества образования на основании ЕГЭ разрушил систему высшего образования, причем снизил подготовку в вузах на уровень даже ниже среднего образования во времена СССР.

Посредственность

В 1944 году был издан Указ о создании морских высших и средних учебных заведений. Этим Указом был задан вектор как образовательного, так и воспитательного процессов. Двойственное назначение новых учебных заведений (обеспечение кадрами транспортного и военно-морского флотов) способствовало избирательности кадров по потребностям, что оправдало себя в период сокращения вооруженных сил, предпринятого во времена Н.С. Хрущева.

С одной стороны, был создан прецедент сокращения кадров в структуре ВМФ, а с другой – осталась возможность оперативного пополнения кадрами из выпускников учебных заведений морского флота.

С изданием Указа 1944 года подготовка моряков для морского флота была переведена на качественно новый уровень. Правительство предполагало, что из числа моряков, получивших высшее образование, в дальнейшем вырастут специалисты для работы в учебных заведениях и научно-исследовательских институтах самого широкого профиля. Жизнь подтвердила правильность выбранного направления, что способствовало существенному росту экономики советского государства. Морской флот стал основным источником поступления иностранной валюты в страну. За послевоенные годы морской флот СССР занял шестое место в мире по тоннажу. Строительство судов интенсивно велось как в стране, так и за рубежом. И все это благодаря системе подготовки; развал СССР это наглядно продемонстрировал.

Перед системой морских и средних учебных заведений, помимо подготовки кадров, была поставлена и вторая задача – воспитание нового поколения на принципах преданности Родине. Об этом свидетельствует пункт, что учебные заведения должны одновременно готовить офицеров запаса для ВМФ. Для этого в учебных заведениях внедрялись принципы военно-морского флота, а на должности командиров рот привлекались кадровые офицеры.

С развалом СССР система морского образования существенно деформировалась. В процессе подготовки стали преобладать субстандартные методы, которые привели к «либерализации» как форм обучения, так и системы воспитания.

В чем это выразилось? Прежде всего были устранены кафедры военно-морской подготовки, распался институт офицерского корпуса. В результате часть воспитательной работы была отдана на откуп работникам, проводящим в жизнь принципы субкультуры (конкурсы красоты и т.п.), другая часть была возложена – по умолчанию – на преподавателей, среди которых многие далеки от профессии.

Субкультура в современном обществе

В формировании моральных устоев в современном обществе превалирует субкультура. Наглость и беспринципность стали «двигателями прогресса». Для наиболее «продвинутых» два этих качества стали источниками популярности и дохода. Для них доход порождается спросом публики, но какой публики? Прежде всего необразованной, но не следует понимать под образованием наличие диплома об образовании. Сегодня диплом, даже подлинный, не является гарантией профессионализма.

С появлением ФЗ РФ № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Указа № 273 был поставлен крест на российском образовании. И, тем не менее, даже вузы, которые стремятся удерживать стандарты подготовки, не в состоянии решать проблемы морали, столь необходимой государству для полноценного существования. Пятая колонна, присущая любому обществу, не должна переходить границы некоторого критического состояния. Современный мир бурлит акциями протеста не потому, что происходит что-то не так, а потому, что население с низкими моральными качествами, как верхов, так и низов, не способно воспринимать друг друга как взаимное дополнение общего прогресса.

Похоже, что понятие «мораль» вовсе изъято из обихода. Сплошь и рядом представители криминала оказываются во властных структурах, хотя их преступные деяния известны всем. Некомпетентные люди руководят целыми отраслями и тем самым наносят значительный ущерб государству, ввергая своей некомпетентностью в проекты грандиозных масштабов.

Единственный путь выхода из сложившейся ситуации – это повышение качества образования и воспитание моральных устоев у молодого поколения. Воспитание на сегодняшний день – это наитруднейшая задача.

С принятием Болонской конвенции, с введением ЕГЭ раздались голоса крупных ученых о пагубности данной реформы, которая уводила страну с передовых позиций в области образования в мире на задворки цивилизации.

Только недавно было объявлено об отказе от Болонской конвенции и возврате к системному образованию. Несомненно, нужно возвращаться к прежней испытанной системе образования, но на качественно новом уровне.

А вот тут – проблема: кто это будет делать? Тут как тут на передний план вышли реформаторы, которые десятилетиями разрушали «костную систему советского образования». Так ее назвал министр образования А. Фурсенко. Сейчас он от этих слов открещивается, говоря, что его не так поняли. Действительно, такое иногда случается, что слова не так интерпретируются. Бывает. Однако, если его не так поняли, своими последующими действиями он должен был доказать, что его слова истолковали неверно. Увы, этого не произошло.

Качество российского образования держится на упрямстве старой гвардии, которая, вопреки всем стандартам, стремится удержать его на высоком уровне. И победы российских школьников – это не заслуга рядовых школ и вузов, как это было в прежние годы, а учебных заведений, тех коллективов, которым удалось собрать элиту из числа преподавателей и учеников.

Репетиторство стало опорой для подготовки к обучению в наиболее престижных вузах. А ведь раньше репетиторству отводилась более скромная роль. С задачей подготовки для поступления в вузы вполне справлялись школы.

Собака лает, а караван идет

Судя по всему, чиновники от образования, взяв курс на реформирование системы российского образования, заняли прочную позицию по отношению к критикам в свой адрес – «собаки лают, караван идет». Но случается, что собаки умные и своим лаем предупреждают об опасности, и тут уже все зависит от того, каков «караванщик».

В навигации есть такое понятие, как девиация, которая влияет на показания компаса, в результате чего судно сбивается с истинного курса, что чревато катастрофой. Почти тридцатилетний срок реформирований подтвердил афоризм Оскара Уайлда: «В России удается все, кроме реформ». Реформа в сфере образования, начатая в 1990-х годах, несомненно, провалилась. Это признали все. Грядет новая реформа. Сегодня главный вопрос – кто же возглавит новую реформу? Судя по тому, как в период перестройки партийные функционеры энергично взялись за дело, отринув все свои прежние идеалы, нечто аналогичное произойдет в сфере образования. К сожалению, сейчас во многих случаях правят бал эффективные менеджеры, которые работают по принципу: «мы не знаем всех тонкостей вашей специальности, но мы научим вас работать».

Разговоры о том, что ЕГЭ дает равные возможности для поступления в вузы школьникам из глубинки, – разговоры в пользу бедных. Предположим, что школьник из глубинки по результатам ЕГЭ поступит в элитный столичный вуз, а дальше возникнет вопрос – на какие средства он будет существовать в столице? Для таких успешных учащихся есть единственный путь полноценного морального и гражданственного становления – закрытые учебные заведения, обучаясь в которых они смогут понять и по достоинству оценить значимость государства в их судьбе. Следует отметить, что во все времена и во всех государствах элита взращивалась именно в закрытых учебных заведениях, где обучались и дети монарших особ большинства стран мира. При этом важно соблюдать одно обстоятельство – гибкость государства не должна расходиться с моральными принципами. Пример такого расхождения – судьба выпускников Царскосельского лицея, которые, видя социальную несправедливость властей предержащих по отношению к народу, вышли на Сенатскую площадь.

Мораль и нравственность

Правительство, озабоченное существованием и укреплением государства, должно сформировать нормы морали и нравственности для своих граждан, например, как это сделал спартанский царь Ликург, благодаря чему Спарта просуществовала пятьсот лет. И только отход от принципов Ликурга привел к гибели государства.

Мораль и нравственность – это термины многогранные, поэтому они должны быть сформулированы в виде фрейма, четким и ясным языком для понимания большинства граждан, что обеспечит поддержку правительству.

Вот какими видит смысл этих терминов Соммэр.

«Мораль – понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. От вопросов экологии, технологии, политологии мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Необходимо найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний духовный мир человека превратился в его основную ценность. В этом и лежит ключ к самому главному – сохранению вида homo sapiens» [Дарио Салас Соммэр. Мораль XXI века].

Таким образом, нравственное воспитание должно вытекать из морали, морали тех, кто призван заниматься воспитанием молодежи. Пример: после разгрома декабристов часть из них оказалась на льду Невы. Воспитанники кадетского корпуса бросились помогать раненым. На возмущение царя этим поступком начальник Морского кадетского корпуса ответил: «Они поступили, как их учили: бороться с врагом, но помогать раненым».

Морали, как материи, свойственна диалектика, которая должна развиваться. И здесь возникает проблема: где взять морально устойчивые кадры для системы образования?

При переходе от образования времен царизма к советскому образованию был сохранен прежний уклад. При переходе от советского образования к современному российскому образованию этот уклад был разрушен. Сегодня многие, даже немного преуспевшие на государственном или экономическом поприще, российские граждане стремятся направить свое чадо для учебы и дальнейшего проживания за границу.

Несомненно, при формировании нового типа морали придется отменить многие виды развлечения. Такие как «Дом-2», Stand Up, Comedy Club, мастерклассы. Часто на поверку мастера оказываются «яловыми», а юмор «ниже плинтуса». Главное – надо понять, что произведение науки, искусства и есть образование, а не субкультура.

Разного рода шоу, конкурсы красоты, дефиле надлежит изгнать из учебных заведений. Поскольку «заигрывание» с учащимися есть дурной тон, не имеющий никакого отношения к учебному процессу. Более того, «заигрывание» имеет пагубные последствия. Фальшивость самого мероприятия становится зримой. Не следует превращать вузовское образование в источник пополнения шоу-бизнеса выпускниками, которые планировали получение конкретной специальности. Артистические способности не должны подменять специальность. Разумеется, учащийся волен планировать траекторию своего профессионального роста, но так, чтобы затраченные на его обучение бюджетные деньги не пропадали зря.

Еще одна деликатная тема – участие курсантов в различного рода мероприятиях. Здесь должна быть мера. Мероприятия не должны проводиться в ущерб учебному процессу, и их количество должно быть регламентировано.

Сегодня вошли в данность значки и медали. Обилие «медалистов» обесценивает награды. В то же самое время многие работники и преподаватели не имеют наград, хотя посвятили образованию годы и даже десятилетия.

В России исторически повелось, что награждаются те, кто «ближе к телу, а не к делу». А ведь награды – это часть воспитательного процесса. Примеров тому много. Так, например, капитан атомного ледокола «Советский Союз» В. Шмидт, прорвавшись через тяжелые льды, спас членов экипажа и пассажиров вертолета, потерпевшего аварию. Задержись он еще на пару часов, и люди погибли бы от холода. Несомненно, это был подвиг. Экипаж был награжден, а вот сам капитан получил награду только через два года. В другой раз он в тяжелых ледовых условиях обеспечил проводку танкера в поселок, жителям которого угрожало отключение теплоснабжения. За это он получил награду. Говорят, что В. Шмидт этим гордился, но вскорости, когда узнал, что певец Ф. Киркоров награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, он перестал гордиться.

Приведенные примеры иллюстрируют несправедливость в оценке заслуг, носящих четко выраженный характер, но ведь много таких тружеников, которые совершают подвиг ежедневно, выполняя добросовестно свои обязанности, это, например, преподаватели учебных заведений. Как писал Н.К. Рерих: «Государство, которое забыло про учителя, не имеет будущего». Сегодня ощущается острая нехватка опытных преподавателей. Старая гвардия понемногу уходит, а на их место молодежь не стремится. Тяжело, слишком сложно, ответственно и непрестижно.

В условиях, когда Россия отказалась от Болонской конвенции и решила идти своим уникальным путем, а путь этот – не уникальный, а советский, преданный забвению «реформаторами» девяностых.

Примером такого возврата может служить создание Нахимовского училища в 1944 году. Возглавивший эту работу В.Ю. Рыбалтовский, сам выпускник кадетского корпуса, пригласил на должности преподавателей и воспитателей других выпускников кадетского корпуса, которые привнесли свой опыт и знания.

Следует понимать: воспитание – это медленный, скрытый процесс, подобно растущему дереву. Скажите даже самому маленькому ребенку, посадив его перед собой, что сейчас его начнут воспитывать. Он воспротивится. Воспитание ведется исподволь. Ученик берет пример с воспитателя. В фильме «Республика ШКИД» преподаватель пения пользовался авторитетом, распевая с учениками песенки фривольного толка: «Не женитесь на курсистках…». Нечто подобное происходит и сегодня.

Главное – надо понять, что произведения науки, искусства есть не развлечение. Дефиле барабанщиц – это не для учебного заведения. Н.К. Рерих пишет: «Ряд развлечений должен быть уничтожен как рассадник пошлости. Фронт образования должен очистить притоны глупцов, сидящих за кружкой пива. Также явление ругательства должно найти более строгое наказание. Также явление узкого специалиста должно быть порицаемо».

О высшем и среднем образовании

«Явление узкого специалиста» заслуживает особого внимания. Тема того, какое образование нужно для морского флота.

Среднее образование предусматривает узкую специализацию, в то время как высшее образование готовит специалистов и для береговых подразделений, как то НИИ.

«Система натаскивания на специальность», принятая в средних учебных заведениях, ограничивает область применения выпускников. При этом следует отдать должное качеству такого образования. В практической части они мало уступали выпускникам высших учебных заведений.

В современных условиях школа должна учить ценить время, а не транжирить его. Вузы не должны трансформироваться в варьете.

«Человек должен постоянно быть на пороге к будущему. Человек нов каждое мгновение». Внедряя осознание собственной новизны, учащийся ищет пути совершенствования самого себя и как специалиста, и как личности. В этом и есть смысл образования, поскольку он не ограничивается только тем, что выдают современные технологии.

Сегодня же на смену качеству образования пришла помпезность аббревиатур. Все вузы в одночасье стали университетами. Невольно вспоминаются строки баснописца И.А. Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь…».

Помимо изложения учебного материала, хороший учитель обладает активным началом, которое выражается методикой, а методика – это индивидуальный продукт. По мнению математика Джорджа Полиа: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших учителей». Это подтверждает педагогический эксперимент советского школьного учителя В.Ф. Шаталова из горда Шахты, который собрал в школе наименее успевающих учеников и, используя свою методику и подключив «активное начало», сделал их всех успевающими. Окончив школу, они все поступили в советские вузы и благополучно их окончили (еще раз подчеркнем: в советские вузы, что сделать в те годы было непросто).

В стране началось движение – обучение по методу Шаталова. Началось-то началось, но быстро угасло. Было всё, не хватало главного – «активного начала». То же самое происходит и в учебном процессе. От учителя, помимо текста, должно исходить биополе его персонального «активного начала». Простое повторение содержания учебника малоэффективно. Справедливо говорил Сократ: «Самые трудные профессии: учить, лечить и судить». Учитель же един сразу в трех лицах.

Заключение

России предстоит очередная реформа в сфере образования. Успех будет зависеть от того:

– кто будет реализовывать эти реформы. Однозначно не следует допускать тех, кто уже «наследил» в предыдущие годы, насаждая Болонскую конвенцию и ЕГЭ;

– начать тщательный, скрупулезный процесс подбора и воспитания преподавательского состава, создания преподавательских коллективов – матрицы с которой впоследствии будут копировать специалисты-выпускники;

– последовать опыту создания Нахимовского училища в 1944 году. Тогда эту работу поручили выпускнику Морского кадетского корпуса В.Ю. Рыбалтовскому, который пригласил на должности преподавателей и воспитателей других выпускников корпуса;

– поскольку прежний опыт советского образования существенно утрачен, пригласить на должности экспертов тех, кто проявил настойчивость и противостояние веяниям 1990-х годов;

– отказаться от порочной системы подушевого финансирования, численность классов сократить, чтобы каждый учащийся был в поле досягаемости учителя, его энергетического поля.

Морской флот №2 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ