Пираты против свободы судоходства - Морские вести России

Пираты против свободы судоходства

19.01.2015

Пиратство

Основные тенденции международно-правовой регламентации противодействия современным формам пиратства

Пиратство относится к международным преступлениям против безопасности судоходства и посягает прежде всего на свободу судоходства как основополагающую свободу открытого моря. Именно исходя из такой квалификации, в международном праве сформировались нормы, как обычные, так и договорные, направленные на борьбу с этим преступлением.

Т. Короткий, доцент кафедры международного права и международных отношений Национального университета «Одесская юридическая академия», к.ю.н.

 

Международный характер современного пиратства

В последнее время распространенным мнением стало отнесение проблематики пиратства к преимущественно сфере частных отношений с судовладельцем1. И действительно, убытки от пиратских нападений, особенно в той форме, которая существует в Аденском заливе, несет прежде всего судовладелец (и страховые компании). На судовладельца возлагается обязанность по предупреждению пиратских нападений от изменения маршрута судна до обеспечения его вооруженной охраной и проблемы, связанные с выкупом судна и экипажа в случае его захвата. Переход в сферу публичных отношений, отношений межгосударственных, когда экономические потери и политический резонанс от пиратских захватов превысили определенный порог, произошел практически через десять лет после первых случаев нападений в водах Сомали, когда международное вмешательство стало значительным. Но по-прежнему речь редко идет об основном объекте посягательств пиратов – свободе судоходства, в свое время относившихся к основополагающим принципам международного права.

Следует отметить, что по своему характеру, масштабу, последствиям, мерам противодействия современное пиратство является проблемой именно международной, выходящей за пределы одного государства, в том числе и того, с чьей территории происходят пиратские нападения, или чьими гражданами являются пираты. О международной проблематике пиратства свидетельствуют следующие доводы.

Во-первых, «пиратство» – это международно-правовая квалификация деяния, которое направлено против свободы судоходства. Пиратство следует рассматривать как преступление международного характера (конвенционное преступление по другой классификации), противоправность и состав которого определены договорными нормами международного права, в частности Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Во-вторых, масштабы пиратских нападений за последние годы беспрецедентны. По данным Международного морского бюро, в период с 2000 по 2006 год в мире было отмечено свыше 2400 актов пиратства (т.е. в среднем по 400 в год), что почти в 2 раза превысило уровень предшествующего 6-летнего периода. В 2008 году произошло резкое увеличение (на 11%) числа актов пиратства или вооруженного разбоя в отношении судов на море во всем мире, при этом было захвачено 42 судна и взято в заложники 815 моряков. У побережья Сомали произошло 111 инцидентов (хотя пять лет назад, в 2003 г., была зафиксирована лишь 21 пиратская атака)2. В 2009 году Центр сообщений о пиратстве Международного морского бюро зарегистрировал 217 нападений сомалийских пиратов в районе Африканского Рога, что на 95% больше, чем в предыдущем году. Всего в 2009 году было захвачено 47 судов3. Только 30 марта 2010 г. пиратам Сомали удалось захватить сразу восемь индийских судов. В итоге в заложниках оказались приблизительно 120 моряков4.

В-третьих, беспрецедентны последствия пиратских нападений. Прямой и косвенный ущерб от современного пиратства оценивается в 13-16 миллиардов долларов5. Пиратские действия в районе Сомали приобрели столь значительные масштабы, что поставили под угрозу международную безопасность – ее гуманитарную6, экономическую7, экологическую8, военную9, угрозу распространения терроризма10 составляющие.

В-четвертых, в международном сотрудничестве по борьбе с пиратством участвуют 45 государств и семь международных организаций. При ООН создана рабочая группа по проблемам пиратства в Аденском заливе, в состав которой вошли представители России, Китая, Саудовской Аравии, Сомали, Великобритании, США и Международной морской организации (ИМО)11. Отдельные государства обращаются к мировому сообществу за помощью в борьбе с пиратством (Малайзия12, Сомали13).

В-пятых, как правило, захват одного судна затрагивает интересы различных государств. Например, танкер Samho Dream, захваченный пиратами 4 апреля 2010 г., находится в управлении Южной Кореи, принадлежит Сингапуру, перевозит нефть американской нефтеперерабатывающей компании Valero Energy Corp, а его экипаж состоит из 19 филиппинцев и пяти корейцев14.

В-шестых, география пиратских нападений сильно расширилась. Пиратские нападения происходят во многих частях Мирового океана. Наиболее опасными для международного судоходства считаются районы Южно-Китайского моря и Юго-Восточной Азии (прежде всего Малаккского пролива), Южной Америки и Карибского моря, Индийского океана, прибрежные воды Восточной и Западной Африки. Акты пиратства и вооруженного разбоя происходят даже в водах европейских государств и США15. Особенно опасным в отношении угрозы пиратства являются воды Индийского океана, прежде всего район Сомали. Причем захваты судов происходят на значительном расстоянии от территории Сомали, на расстоянии 800 и более миль16. Как указано в докладе Группы контроля по Сомали, есть основания считать, что главным эффектом международных усилий по борьбе с пиратством явились перемещение районов действий пиратов из Аденского залива в Индийский океан и рост числа случаев нападения на суда на значительном удалении от берегов Сомали17. По мнению командующего силами ВМС США в Европе и Африке адмирала Марка Фитцджеральда, угроза нападения пиратов актуальна для судов во всем Индийском океане18.

Таким образом, пиратство остается одним из существенных факторов, оказывающих влияние на безопасность международного судоходства в различных районах Мирового океана и в ряде случаев на состояние региональной безопасности, а борьба с ним является сложной и важной задачей.

В последнее время пиратство привлекло внимание как на международном, так и на национальном уровне. Проблема пиратских нападений в районе Сомали стала объектом пристального интереса Совета Безопасности (правда, прежде всего в контексте решения проблемы эффективности власти в Сомали и его территориальной целостности). В Резолюции № 1844 (2008) от 20 ноября 2008 г. СБ ООН выразил серьезную озабоченность недавним увеличением количества актов пиратства и вооруженного разбоя против судов в прибрежных водах Сомали и отметил роль, которую может играть пиратство в финансировании нарушений эмбарго на поставки оружия со стороны вооруженных групп19.

Согласно Резолюции № 1851 (2008), принятой 16 декабря 2008 г., государства, сотрудничающие с Сомали, получили право принимать все необходимые меры для пресечения пиратской деятельности не только в территориальном море, но и на сухопутной территории и в воздушном пространстве Сомали.

В Резолюции № 1872 (2009) СБ ООН от 26 мая 2009 г., прямо не относящейся к борьбе с пиратством, указано, что сохраняющаяся нестабильность в Сомали усугубляет проблему пиратства и вооруженного разбоя на море близ побережья Сомали и подчеркивает необходимость принятия международным сообществом всесторонних мер для борьбы с пиратством и его коренными причинами.

В Резолюции № 1918 (2010) СБ ООН от 27 апреля 2010 г. основное внимание уделяется проблеме привлечения пиратов к ответственности и созданию необходимых для этого предпосылок, как на национальном, так и на международном уровне, «варианты, предусматривающие создание специальных национальных судебных палат с возможными международными компонентами, регионального трибунала или международного трибунала».

Выполняя просьбу СБ ООН, высказанную в Резолюции № 1918 (2010) от 27 апреля 2010 г., Генеральный секретарь ООН 26 июля 2010 г. представил доклад о возможных вариантах содействия достижению цели судебного преследования и заключении в тюрьму лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали, включая, в частности, варианты, предусматривающие создание специальных национальных палат с возможными международными компонентами, регионального трибунала или международного трибунала и оформление сопутствующего тюремного заключения, учитывая при этом работу Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали, существующую практику учреждения международных и смешанных трибуналов, а также сроки и ресурсы, необходимые для достижения и поддержания существенных результатов.

Об интересе к международно-правовым аспектам пиратства свидетельствует заседание исполкома Всемирной ассоциации международного права. Члены исполкома из 24 государств проявили интерес к поискам путей решения проблемы современного пиратства20.

Предложения о мерах по борьбе с пиратством внес президент Украины во время выступления на Генеральной Ассамблее ООН21. С инициативой о целесообразности рассмотрения различных вариантов привлечения к ответственности лиц, обвиняемых в пиратстве, выступил Президент Российской Федерации Д. Медведев22. Значительное внимание проблеме борьбы с пиратством уделили в своих интервью начальник Службы внешней разведки Украины и заместитель Генерального прокурора РФ23.

27 мая 2010 г. СБ ООН по инициативе Российской Федерации принял Резолюцию по дополнительным мерам по борьбе с морским разбоем у берегов Сомали, которая предполагает начало работы по созданию международной судебной инстанции для уголовного преследования пиратов24. Согласно принятой Резолюции СБ ООН «призывает все государства, включая государства региона, признать пиратство уголовным преступлением в соответствии с национальным законодательством». Кроме того, СБ ООН просит Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна представить в течение трех месяцев доклад с предложениями по дополнительным мерам судебного преследования пиратов. Среди возможных вариантов таких мер в Резолюции говорится о «создании специальных палат при национальных судах с международным компонентом, создании регионального или международного трибунала», а также соответствующих механизмов, обеспечивающих процедуру тюремного заключения. В настоящей статье вопрос привлечения к ответственности пиратов не рассматривается, однако мы ранее рассматривали эту проблему в предыдущих работах, где указывали на несколько вариантов привлечения к ответственности пиратов, и наиболее приемлемым считали создание интернационализированных судов25. Неотвратимость наказания является важным фактором по борьбе с пиратством.

События в Аденском заливе26 показали, что успешное противодействие и борьба с пиратством зависят от степени развития международного сотрудничества. На слушаниях в Конгрессе США по борьбе с пиратством официальный представитель Госдепартамента заявил, что США надеются, что растущее международное сотрудничество повысит эффективность усилий по обеспечению безопасности на море. Стивен Малл, старший советник Госдепартамента, отметил, что США ощущают «растущую международную солидарность» в отношении наращивания усилий по борьбе с пиратством. По его словам, США надеются укрепить региональный потенциал, чтобы справиться с этой проблемой – это включает подготовку, обеспечение всем необходимым региональных сил береговой охраны, координацию учений, как на берегу, так и на море, а также обмен разведывательной информацией. Региональный подход, – сказал Малл, – оказался успешным в борьбе с пиратством в Малаккском проливе и мог бы быть применен для решения других проблем на море, таких как контрабанда, торговля людьми и ликвидация последствий стихийных бедствий27.

При этом разрабатываемые глобальные, региональные и национальные стратегии28 борьбы с пиратством должны, во-первых, соответствовать международному праву и, во-вторых, составлять единую систему в рамках универсального сотрудничества29, правовую основу которого составляет международное право. Эти обстоятельства обуславливают необходимость глубокого анализа международно-правового регулирования в указанной сфере и поиска форм и методов борьбы с проявлениями пиратства, основанными на нормах современного международного права.

 

Виды и формы современных пиратских действий

В ХХ веке произошла эволюция видов и форм пиратских действий от классических видов захвата и присвоения судна и груза до сложных схем получения выкупа (практически без классического присвоения груза или судна), перерегистрации судов с целью использования в мошеннических операциях и т.п.

Можно выделить следующие виды нападений на суда: воровство или грабеж с судов, стоящих на рейде или в порту (собственно пиратскими нападениями такие преступления назвать нельзя); похищение доверяемых грузов с использованием ранее угнанных судов с пиратскими экипажами и фальшивыми документами на регистрацию судна и груз (так называемые «фантомные суда»)30; нападение на суда в пределах юрисдикции прибрежного государства (территориальное море), которые квалифицируются по внутригосударственному законодательству и согласно нормам международного права пиратством не являются, и собственно пиратские действия, совершаемые за пределами территориального моря (архипелажных вод).

Последние заслуживают отдельной криминологической характеристики (однако по форме эти нападения могут быть схожи с нападениями и в территориальном море). Это:

-         нападения с применением насилия или угрозой насилия для завладения груза, судового имущества и припасов, имущества членов экипажа;

-         нападения с применением насилия или угрозой насилия для завладения судном (включая груз, судовое имущество и припасы, имущества членов экипажа);

-         нападения с применением насилия или угрозой насилия для взятия в заложники экипажа и судна с целью последующего выкупа;

-         нападения с посягательством на жизнь членов экипажа и пассажиров, для завладения судном, грузом, судовым имуществом и припасамии, имуществом членов экипажа.

Для разных районов Мирового океана характерны отличные формы пиратских нападений. В настоящее время пиратоопасными считаются прибрежные воды Южной Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережья Африки (район Гвинейского залива и территориальные воды Нигерии, Анголы и Сомали), районы Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Самыми пиратоопасными являются прибрежные воды Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов, Таиландский залив и Южно-Китайское море.

При практически полном попустительстве властей, не уделяющих проблеме пиратства должного внимания, действуют пираты в Бразилии. Их основной район деятельности – порт Рио-де-Жанейро (скорее речь должна идти о морском разбое. – Т.К.). В Азиатско-Тихоокеанском регионе пиратство характеризуется тем, что большинство нападений происходит в районах международных проливов – Малаккского и Сингапурского, в пределах территориальных или архипелажных вод Малайзии, Индонезии или Сингапура. Также значительное число нападений на суда осуществляется в районах спорной юрисдикции, в особенности в Южно-Китайском море. Данное обстоятельство значительно осложняет борьбу с пиратством. Известны случаи нападения на российские и иностранные суда на Дальнем Востоке РФ, на Каспии, в акваториях Черного и Азовского морей.

Следующий вариант действий – похищение только груза, судно и экипаж отпускаются. В случае присвоения судна последнее может быть переименовано и перепродано или зарегистрировано под «удобным» флагом, оформлено в фиктивной судовладельческой компании, зафрахтовано для перевозки груза, и исчезающее вместе с грузом и оплаченным фрахтом для повторения такой схемы или перепродажи31.

В районе Сомали преимущественно совершаются нападения с целью получения выкупа за экипаж, судно, груз. Методы пиратских нападений в районе Сомали по ряду внешних признаков напоминают акты терроризма с захватом заложников – различие лишь в характере требований: если в случае террористических захватов требования выдвигаются политические, то в случае пиратских нападений – финансовые. Однако и в первом, и во втором случае существует угроза жизни заложников, имеются элементы терроризирования со стороны пиратов, они заинтересованы в максимальном распространении информации об угрозе жизни и здоровью моряков. Но при этом если в случае захвата заложников террористами стороной переговоров является государство в лице спецслужб, то в случае с захватом заложников пиратами государство не принимает активного участия в ведении переговоров и освобождении заложников. Фактически если на стадиях противодействия пиратским нападениям и борьбе с пиратами публичный элемент наличествует, начиная от выработки рекомендаций в рамках ИМО, сопровождения судов, патрулирования и т.п., то в случае захвата заложников проблема становится исключительно проблемой судовладельца по объективным и субъективным причинам (с осознанием того, что, как правило, ведение переговоров сопровождается спецслужбами, но кардинально на ситуацию это не влияет)32. А судовладелец может либо удовлетворить требования пиратов в виде выплаты выкупа, либо не удовлетворять их. Поэтому, на наш взгляд, стоит обратить внимание прежде всего на проблему уплаты выкупа.

 

Международно-правовое регулирование противодействия пиратству

В настоящее время международно-правовое регулирование борьбы с пиратством на универсальном уровне основано на положениях трех конвенций: Женевской конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 15-21); Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 101-107); Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. (основная направленность Конвенции – борьба с терроризмом на море). Следует отметить, что многие авторы считают допустимым применение норм Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.

Попытки самостоятельной кодификации международно-правовых норм, касающихся пиратства, предпринимались, но успехом не увенчались. Лига Наций рассматривала проекты Конвенции о борьбе с пиратством в 1926 г. и Международной конвенции о пиратстве в 1930 г. (проект предложен Гарвардским научным центром).

Поэтому представляется необходимым принятие специальной Международной конвенции о борьбе с пиратством с учетом положений Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., или расширение сферы действия и включение специальных механизмов по борьбе с пиратством в Римскую конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. в виде дополнительного протокола, либо дополнение и изменение соответствующих норм, включая нормы о понятии пиратства, юрисдикции прибрежного государства, о сотрудничестве государств в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.

Украина инициировала рассмотрение и принятие Организацией Объединенных Наций специальной Конвенции по борьбе с морским пиратством. Проект Конвенции был внесен Украиной в рамках 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Проект предусматривает квалификацию пиратства как один из видов международной организованной преступности и создание специализированного международного судебного органа в составе семи судей, который бы рассматривал эти преступления33. Основная цель Конвенции – повысить эффективность международных усилий по борьбе с пиратством. Проект конвенции содержит более пятидесяти статей, в которых, в частности, дается юридическое определение пиратству, описываются возможные правовые формы преследования пиратов, меры по борьбе с легализацией их преступных доходов, условия досмотра и захвата пиратских судов. Кроме того, документ определяет условия распространения юрисдикции государств в отношении пиратов, а также порядок расследования совершенных ими преступлений на море .

Базовыми документами, принятыми международным сообществом в целях противодействия пиратским нападениям на торговые суда, являются также Конвенция СОЛАС-74/78, Кодекс практики расследования актов пиратства и вооруженных ограблений против судов 2001 г. (А 924(22)), принятый на 22-й Ассамблее ИМО (19-28 ноября 2001 г.), и Международный кодекс по безопасности судов и портовых сооружений в портах, принятый на Конференции по безопасности на море в декабре 2002 г., и ряд других документов.

Однако, на наш взгляд, эти документы направлены именно на предотвращение захвата пиратами судна прежде всего силами самого экипажа (имеется в виду захват пиратами за пределами национальной юрисдикции) или на расследование такого захвата и имеют основной целью обеспечение сохранения жизни членам экипажа. Их дополнение необходимо, но борьба с пиратством как таковая требует и специальных, силовых мероприятий, которые должны проводиться в других форматах и иными средствами.

Примером борьбы с пиратством на региональном уровне является Соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на суда в Азии 2005 г., подписанное Японией, Камбоджей, Лаосом и Сингапуром

 

Институциональная система противодействия пиратству на международном уровне

Проблемой борьбы с пиратством на международном уровне занимается ряд специализированных международных организаций: Международная морская организация; Международное морское бюро; Международная судоходная федерация; Международный комитет борьбы против пиратства; Агентство по борьбе с пиратством в Южно-Китайском море (Таиланд); Аналитический центр по проблеме пиратства (ранее – Региональный центр по борьбе с вооруженным грабежом и пиратством) (Куала-Лумпур, Малайзия).

Международная морская организация (ИМО) занимается борьбой с пиратством, созданием системы и порядка оповещения о нападении, выработкой рекомендаций по защите судов и летательных аппаратов от вооруженных нападений на море, расследованием случаев пиратства, организацией регионального сотрудничества государств в антипиратских мероприятиях. Комитет ИМО по безопасности провел ряд региональных совещаний и представил два документа: «Руководство для судовладельцев и судоходных компаний…» и «Рекомендации для правительственных органов по борьбе с пиратством».

Международное морское бюро – неправительственная организация, созданная Международной палатой судоходства в 1981 г. специально для борьбы с морским пиратством и другими правонарушениями на море.

Симпозиум стран Южно-Китайского моря. Разработанный им документ «Об урегулировании потенциальных конфликтов в Южно-Китайском море» содержал также предложения о «кооперации между ВМС стран и государственных структур региона» в борьбе с пиратством и перевозками наркотиков.

Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности регионального форума АСЕАН. Проводит совещания два раза в год. После встреч рабочей группы АТССБ в 2000 г. был издан «Меморандум о кооперации в сфере правопорядка и законности на море», предлагающий в качестве первого шага на пути борьбы с пиратством детальный анализ соответствующих законодательных актов всех государств на предмет разногласий.

Региональный форум стран АСЕАН – рабочая группа по мерам укрепления доверия в октябре 2000 г. провела встречу по проблеме пиратства.

Аналитический центр по проблеме пиратства создан в 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной морской организации. Осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов и занимается организацией помощи потерпевшим судам. Проводятся регулярные конференции, организуемые Аналитическим центром по проблеме пиратства, Институтом Окасаки (Токио) совместно с органами АСЕАН и национальными государственными организациями. В 2000 г. были проведены конференции с приглашением представителей командования сил береговой охраны 14 стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии34.

MSCHOA – Maritime Security Centre – Horn of Africa – Морской центр безопасности. Является центром планирования и координации обеспечения безопасного прохода в Аденском заливе сил ЕС. Первой точкой контакта для судов, следующих в Аденский залив, является UKMTO Dubai, который обеспечивает ежедневную связь и обмен информацией между капитаном и военными MSCHOA. Перед проходом капитан и судовладелец должны оценить степень риска и по полученной оценке рассчитать необходимые меры безопасности с учетом уже разработанных ИMO и другими организациями рекомендаций. Оценку плана производит MSCHOA, и далее Центр действует в соответствии с этой оценкой, наблюдая за судном все время его пребывания в опасных водах. После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.

Создана Контактная группа по борьбе с пиратством у берегов Сомали (в ее состав входят представители 24 государств, в т.ч. России, США, Китая, Великобритании, а также ООН, Евросоюза, Всемирного банка, Африканского союза, организации Исламская конференция)35.

Международными организациями принято значительное количество документов, направленных на борьбу с пиратами. Резолюция Ассамблеи ИМО А.504 (II) от 20 декабря 1981 г. «Баратрия, незаконный захват судов и их грузов и другие формы мошенничества»; Кодекс по охране судов и портовых средств; Инструкция по использованию радиосигналов судами при нападении на них или при угрозе нападения пиратов или вооруженных разбойников; Инструкция для судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов по предотвращению и отражению нападений пиратов и вооруженных разбойников против судов (разработаны Международной палатой судоходства и ИМО в 1997-1999 гг.) и др.

Следует отметить, что в основном эти документы содержат рекомендации различной степени обязательности, направленные на предупреждение захвата судна и отражению нападений пиратов.

Таким образом, в настоящее время роль единого координационного центра по борьбе с пиратством в Сомали выполняет Контактная группа по проблеме пиратства у побережья Сомали.

На наш взгляд, является целесообразным расширение функций Интерпола и аналогичных региональных организаций по борьбе с пиратством, поскольку речь идет о трансграничной преступности.

 

Социально-политические причины пиратства в Сомали и пути их искоренения

Весьма важным, на наш взгляд, является изучение социально-политических причин пиратства36 и путей их искоренение. Первоначально, в начале 90-х годов ХХ века, сомалийские пираты оправдывали свои действия борьбой с незаконным рыбным промыслом и с захоронением отходов в исключительной экономической зоне Сомали в обстановке, когда государство пребывало в состоянии полной дезорганизации. Сомалийское правительство официально объявило о неспособности контролировать ситуацию в своих территориальных водах и попросило помощи в патрулировании 3700 км побережья37.

В настоящее время две области Сомали – Пунтленд и Сомалиленд – уже фактически автономны. Без стабилизации ситуации в Сомали, в которой треть населения, или 2,5 млн человек, находится на грани голода и еще миллион составляют внутренние переселенцы38, проблема пиратства вряд ли будет решена39.

В связи с этим основным направлением борьбы с пиратством является деятельность по восстановлению эффективности государственной власти в Сомали и обеспечению постконфликтного регулирования. На это обращается внимание в Резолюции № 1918 (2010) СБ ООН от 27 апреля 2010 г.: «…для создания условий для надежного искоренения пиратства и вооруженного разбоя на море у берегов Сомали необходимы мир и стабильность в Сомали, укрепление государственных институтов, экономическое и социальное развитие, а также уважение прав человека и верховенства права».

Решение проблемы пиратства в Сомали, по мнению Кристиана Менара, возможно путем восстановления «правового государства в Сомали». Для стабилизации необходимо «восстановить управление и государственные властные институты, создать административные структуры и восстановить суверенитет Сомали над его морской зоной»40.

Речь идет в том числе и о создании и укреплении сомалийских органов безопасности. В рамках ООН планировалось оказание помощи Переходному федеральному правительству (ПФП) и Альянсу за новое освобождение Сомали (АНС) в разработке и координации последовательной стратегии и пакета мер в сфере командования и управления, обучения и оснащения, для доведения численности объединенных временных сил безопасности и полиции Сомали до запланированного уровня приблизительно в 15 000 человек, как это предусматривается в письме Генерального секретаря ООН от 19 декабря 2008 года (S/2008/804) и рекомендациях Совместного комитета по вопросам безопасности ПФП/АНС. Эта помощь оказывается под эгидой Генерального секретаря ООН, при участии его специального представителя по Сомали совместно с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), другими международными донорами, государствами-членами и АМИСОМ в зависимости от обстоятельств41. О необходимости такой помощи, в том числе и финансовой, идет речь в пунктах 11(b) и 12 Резолюции № 1772 (2007) СБ ООН. В пункте 8 Резолюции № 1872 (2009) СБ ООН от 26 мая 2009 г. содержится призыв вносить взносы в Целевой фонд Организации Объединенных Наций для сомалийских органов безопасности и предоставлять техническую помощь для подготовки и оснащения сомалийских сил безопасности в соответствии с п. 11(b) и 12 Резолюции № 1772 (2007) СБ ООН от 20 августа 2007 г.

Этот тезис подтвержден в Резолюции № 1918 (2010) СБ ООН от 27 апреля 2010 г. указанием на то, что долгосрочная безопасность Сомали зависит от эффективного развития национальных сил безопасности и сомалийских полицейских сил переходным федеральным правительством в рамках Джибутийского соглашения и в соответствии со стратегией национальной безопасности.

Такая позиция находит полную поддержку у сомалийских властей, которые обратились за международной помощью в создании флота береговой охраны для борьбы с морскими пиратами. Обращение сомалийского вице-премьер-министра Абдурахмана Адена Ибби с просьбой о помощи в создании сомалийской береговой охраны прозвучало на прошедшей в столице Малайзии Куала-Лумпуре Международной конференции экспертов по борьбе с пиратством под эгидой Международного морского бюро. «Сомали нужен более эффективный флот береговой охраны, чтобы защитить свои воды, своих рыбаков и иностранные суда от пиратов, – заявил вице-премьер. – Мы знаем, где укрываются пираты, и мы просим международное сообщество помочь нам бороться с ними». По его мнению, международные военно-морские силы не в состоянии это сделать без участия Сомали.

По мнению Кристиана Менара, автора доклада о необходимости глобальной борьбы с пиратством, представленного Национальному собранию Франции, необходима такая методика противодействия пиратским нападениям, которая бы сделала пиратские нападения более опасными и более дорогостоящими для пиратов. Он предлагает, в частности, «проводить выборочные наземные полицейские акции, то есть выявлять подозрительные суда и запрещать им выход в море под угрозой уничтожения»42.

Интересна инициатива французской компания «В. Нейви» по оказанию услуг судовым компаниям, которая предложила вниманию Еврокомиссии проект создания центра подготовки сомалийских пограничников береговой охраны в Джибути, а также о передаче в распоряжение этой службы полудюжины специально оборудованных для этого судов общей стоимостью около 100 млн евро. По мнению директора «В. Нейви» Ксавье Женена, «создание такого полицейского подразделения будет содействовать становлению правового государства в Сомали и станет законной альтернативой вооруженному вмешательству».

 

Криминологическая характеристика пиратства в Сомали

Сомалийские пираты состоят из множества небольших групп с двумя основными базами в портах и бухтах Эйла в Пунтленде, самопровозглашенном автономном районе на севере Сомали, и в бухтах в районе Харадере – на юге. «Эти сотни небольших групп тесно связаны между собой, – рассказал французским журналистам по телефону один из главарей такой группы, назвавшийся Хасаном Шукри. – Каждое утро мы выходим на связь и обмениваемся информацией о том, что происходит на море. Если удается захватить судно, то мы принимаем меры, чтобы выслать в случае необходимости подкрепление».

Главные пиратские группировки: «Дарот» (Darot) – группировка, захватившая судно «Караголь», лидера Гуру, в прошлом он был генералом армии; «Чёрный тигр» (Black Tiger); «Белые мальчики» (White Boys); «Черти» (Thunders) – располагаются севернее от территории Эйл.

У сомалийских пиратов есть трибунал, книга расчетов и штрафов, устав. Абди Гарад – один из главарей пиратской группы, которая базируется в Эйле, отметил, что «у нас есть трибунал в Бедей, в нескольких километрах от Эйла. Приговор любому пирату, совершившему преступление, тут же приводится в исполнение, поскольку у нас нет тюрем для содержания заключенных». «Если один из пиратов выстрелит в другого пирата, то он будет сразу же убит, а его тело выбросят на съедение акулам», – рассказал Мохамед Хидиг Дхегей, один из пиратских главарей Пунтленда43.

Таким образом, сомалийские пираты представляют собой преступное организованное сообщество с современным оснащением и вооружением, характеризующееся жесткой дисциплиной. На это указывает вице-адмирал Жерар Вален, командующий французским флотом в Индийском океане: «Сомалийские пираты очень хорошо организованы, в их распоряжении имеются современные системы связи, и они соблюдают определенные правила игры при операциях»44.

Таким образом, можно сделать вывод, что пиратство в Сомали представляет собой хорошо организованный, системный и иерархически выстроенный бизнес. Разрушение структуры управления пиратской организации является главной задачей. Поэтому отдельным направлением является поиск организаторов и информаторов пиратов за пределами Сомали и нарушение управляемости организации пиратского бизнеса с использованием механизмов финансового мониторинга.

 

Комплексный характер борьбы с пиратством

Пиратство в Сомали представляет собой хорошо организованный, системный и иерархически выстроенный бизнес. Как указывает Н.Г. Маломуж, это крупнейший преступный бизнес международного масштаба45. Разрушение структуры управления организации пиратами является главной задачей. Поэтому отдельным направлением является поиск организаторов и информаторов пиратов за пределами Сомали и нарушение управляемости организации пиратского бизнеса с использованием механизмов финансового мониторинга.

Борьба с пиратством должна проводиться путем активного и пассивного силового противодействия пиратству, проведением оперативных мероприятий, применением организационно-правовых мер. При этом эффект может быть достигнут исключительно путем использования комплекса мероприятий.

Силовое противодействие пиратству может быть активным (операции на территории Сомали или за ее пределами по захвату и уничтожению пиратов, обеспечение контроля над территорией совместно с правительственными силами, проведение гуманитарной интервенции, блокирование пиратских судов, использование судов-ловушек) и пассивным (обеспечение безопасности в определенном районе Мирового океана путем патрулирования ВМС, создание коридора безопасности, сопровождение караванов судов, сопровождение отдельных судов силами ВМС, сопровождение судов группами безопасности). Эффективность силового противодействия пиратству будет определяться силами и средствами, привлеченными для этого, и выбором тактики противодействия.

Кристиан Менар предлагает глобальный подход к решению проблемы противодействия пиратским нападениям с использованием как «военных, так и гражданских» методов. «Международное сообщество должно осуществить глобальный подход к проблеме, совмещая военные и гражданские акции, как долгосрочные, так и краткосрочные»46.

 

Правовая характеристика патрулирования отдельных районов Мирового океана

Согласно ст. 100 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. все государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства. Эта норма действует как применительно к открытому морю в смысле ст. 86, так и в отношении исключительной экономической зоны любого государства на основании ч. 2 ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В морских водах, за пределами территориального моря (внутренних вод, архипелажных вод) действует принцип свободы судоходства (ст. 58, 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), который распространяется и на военное мореплавание.

Таким образом, операции военно-морских сил по противодействию пиратству47 правомерны как в случае действий военно-морских сил одного государства48, группы государств49, под эгидой региональной организации или ООН. Форма этих действий – обеспечение противодействия пиратству в пределах определенного района Мирового океана путем патрулирования, конвоирование торговых судов50, обеспечение противодействия пиратству в пределах коридора безопасности значения не имеют. Поэтому создание международного коридора безопасности путем усиленного патрулирования ВМС в открытом море или исключительной экономической зоне представляется вполне правомерным.

Наиболее эффективными такие действия могут быть на основе принятия соответствующей резолюции Советом Безопасности ООН и координации такой деятельности в рамках ООН либо ее ведение в рамках определенной военно-политической региональной организации или интеграционного объединения, прежде всего ЕС.

В ноябре 2008 г. Евросоюз одобрил общеевропейский план по обеспечению безопасности морского транспорта, находящегося в плавании у берегов Сомали под названием «Аталанта». Соглашение о начале развертывания миссии было подписано представителями оборонных ведомств стран – членов Евросоюза в ходе встречи в Брюсселе. Сводное соединение ЕС носит обозначение EU NAVFOR Somalia и насчитывает шесть боевых кораблей, палубные вертолеты и три патрульных самолета берегового базирования, в дальнейшем число кораблей должно возрасти до восьми. В операции задействованы силы Великобритании, Франции, Греции, Германии, Италии, Испании, Нидерландов и Бельгии51. Они координируют свои действия с военными из НАТО и США. За 6 месяцев военно-морской операции «Аталанта», проводимой Евросоюзом, предотвращено более 100 нападений на суда, задержаны 52 пирата, нейтрализованы 4 пиратские плавучие базы, осуществлена проводка 23 конвоев с гуманитарной помощью по линии Продовольственной программы ООН для Африки52. За два года корабли ФРГ успешно проконвоировали 57 судов с грузами Продовольственной программы ООН для Африки53.

Как заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Г. Педченко, украинское спецподразделение, состоящее из представителей СБУ и Вооруженных сил Украины, в составе 30 военнослужащих будет принимать непосредственное участие в операции «Аталанта»54.

Однако в 2010 г. атаки пиратов в Аденском заливе и прилегающих акваториях участились, несмотря на присутствие кораблей патрульной миссии Евросоюза. Представители антипиратской миссии отмечают, что акватория слишком обширна для того, чтобы ее можно было эффективно патрулировать55.

Борьба с пиратами у побережья страны осуществляется и в рамках проводимой с 2009 года операции НАТО Ocean Shield. В ходе операции Ocean Shield помимо первоочередной задачи – борьбы с пиратством – предполагается также помочь странам региона запустить собственные меры противодействия пиратам.

 

Создание сил быстрого реагирования по борьбе с пиратами

Создание сил быстрого реагирования по борьбе с пиратами допустимо в любом формате. Основой может являться ст. 100 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это могут быть силы одного государства, нескольких государств на основании договора, ЕС, силы, выделенные государствами – членами региональной организации, силы, находящиеся под эгидой ООН. Каждый вариант может быть правомерен, поскольку эти силы (состоящие из кораблей ВМС и/или иных уполномоченных правительственных судов) не принимают участия в вооруженном конфликте и не действуют на территории Сомали или другого государства.

Однако в большей степени правомерным по международному праву будет создание многосторонних сил быстрого реагирования на основе Резолюции СБ ООН, а наиболее эффективный механизм реализации этой Резолюции – в рамках военно-политической региональной организации.

Если говорить о более системных действиях, то является перспективным заключение специальной многосторонней конвенции о противодействии пиратству в рамках международной организации. В этой конвенции можно предусмотреть возможность создания специальных сил быстрого реагирования, но, учитывая опыт ООН, это представляется маловероятным, хотя и возможным.

 

Сопровождения торговых судов вооруженными группами

Одним из способов противодействия пиратским захватам судов являются сопровождения торговых судов вооруженными лицами56. Статус этих лиц может быть различен: международные силы (форма действий международных сил быстрого реагирования или форма конвоирования); национальные подразделения (полицейские, спецслужбы или военные)57; частные охранники (охранные компании).

Проблема правомерности вооруженного сопровождения торговых судов предполагает ответы на следующие вопросы: правомерность вооруженного сопровождения торговых судов с точки зрения международного права; распространение юрисдикции на вооруженные группы: в открытом море, территориальном море, внутренних морских водах; характер вооруженных групп: военнослужащие58, сотрудники правоохранительных органов или частных охранных структур; входят ли они в состав экипажа; право судна и экипажа, вооруженных групп на самооборону в различных пространствах; последствия применения оружия и юрисдикция государства гражданства пиратов в случае причинения вреда жизни и здоровью.

Кристиан Менар отметил, что судовладельцы и фрахтовщики принципиально хотели бы, естественно, рассчитывать на полностью государственное, то есть бесплатное, решение проблемы. Но с учетом особой опасности некоторых районов они могут обратиться за помощью к охранным агентствам. Но в то же время, по его мнению, вначале следует определить юридические рамки для такой деятельности59.

Сопровождение судов вооруженными группами является наиболее эффективным способом противодействия пиратским нападениям. Так, в ноябре 2009 г. частной охране удалось отбить пиратское нападение на судно с украинским экипажем «Леди Джулиет», в процессе которого были ранены два пирата60; в марте 2010 года вооруженной охране удалось отбить нападение пиратов на контейнеровоз Africa Star61. Однако такое сопровождение таит в себе серьезные опасности (речь идет об угрозе жизни и моряков, и членов групп сопровождения со стороны пиратов).

Прямого запрета на наличие на торговом судне вооруженных лиц, сопровождающих торговое судно, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. нет. На наш взгляд, такое сопровождение нельзя рассматривать как вооружение самого судна и соответственно применение специальных норм об изменении статуса торгового судна62.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствуют допустимые пределы вооружения, не меняющие статус торгового судна. Поэтому, по аналогии, допустимо руководствоваться ст. 60 Руководства Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, в которой указаны виды деятельности торговых судов противника, которые могут служить основанием считать их военными объектами. Согласно п. «е» указанной статьи, это не относится к легкому личному оружию, предназначенному для защиты личного состава, например от пиратов, а также к системам чисто отражательного характера, например дипольным отражателям. Существует и другое мнение относительно наличия оружия на торговых судах63.

Необходимо рассмотреть прежде всего юрисдикционные вопросы сопровождения торговых судов вооруженными группами.

Торговое судно в открытом море находится под юрисдикцией государства флага судна (ст. 91, п. 1 ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Это может быть флаг Украины, и речь идет о распространении на судно законодательства Украины, в том числе и по вопросам наличия на судне вооруженных лиц, сопровождающих, например, груз64. Принадлежность груза значения не имеет. Если судно находится под флагом другого государства, то на судно в открытом море распространяется юрисдикция этого государства, и все вопросы относительно правомерности вооруженного сопровождения, статуса лиц, оснований и последствий применения оружия будут решаться по законодательству этого государства.

При проходе торгового судна через исключительную экономическую зону третьего государства действует принцип свободы судоходства и распространяется юрисдикция государства флага судна (ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

В принципе, нахождение на судне вооруженных лиц не нарушает права мирного прохода через территориальное море (ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Однако следует учитывать возможность недружественных действий со стороны прибрежного государства и избегать захода в территориальные воды таких государств. Необходимо принимать во внимание законодательство прибрежных государств при заходе в их территориальные воды и/или прилежащую зону, если таковая установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если капитан, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными веществами. Таким образом, особенно с учетом п. 1 и 2 вмешательство возможно, например, если погибшие при попытке нападения на судно пираты были гражданами прибрежного государства.

Более сложная ситуация при заходе судна с вооруженной группой на борту во внутренние морские воды прибрежного государства. На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажа во время пребывания в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного государства. В то же время на судне продолжают действовать и законы государства флага. Как правило, вопрос о конкуренции юрисдикций решается на основе двусторонних соглашений.

Имеет значение статус вооруженных групп, сопровождающих судно: сотрудники правоохранительных органов государства флага судна; сотрудники правоохранительных органов иностранного государства по отношению к государству флага судна; охранные структуры; а также входят ли они в состав экипажа или нет. Во всех случаях на этих лиц распространяется юрисдикция флага судна и возможность их нахождения на судне, наличие оружия и порядок его применения определяются законодательством флага судна. Нужно отметить, что иностранное законодательство по-разному решает вопрос о наличии оружия на борту торгового судна. Законодательство Российской Федерации запрещает вооружать членов экипажа торгового судна65, а законодательство США не ограничивает возможность экипажа и пассажиров иметь на борту судна оружие.

Таким образом, на вооруженные группы сопровождения торговых судов и их деятельность распространяется, во-первых, юрисдикция государства флага судна; во-вторых, юрисдикция государства гражданства; в-третьих, возможно, юрисдикция государства порта (при применении оружия; в отношении его наличия и т.п.); в-четвертых, возможно, юрисдикция прибрежного государства (в территориальном море или во внутренних морских водах); в-пятых, возможно, юрисдикция государства флага пиратского судна при вооруженном столкновении; в-шестых, возможно, юрисдикция государства гражданства пирата при его гибели, ранении, вооруженном столкновении.

Другой стороной целесообразности сопровождения торговых судов вооруженными группами является проблема возрастания агрессивности и насилия по отношению к членам экипажа и пассажирам торговых судов, и в первую очередь к охранникам. В настоящее время участились случаи ранения и убийства моряков при нападении пиратов на суда. Так, 31 марта 2010 г. при нападении пиратов на судно из Тайваня при отражении атаки находившийся на борту корабля индонезийский моряк получил ранения66.

Ведь не факт, что присутствие вооруженных лиц на борту торгового судна удержит пиратов от нападения или приведет к недопущению его захвата. До последнего времени рекомендации международных морских организаций предусматривали «ненасильственное» сопротивление пиратским нападениям, с тем чтобы избежать жертв среди членов экипажа и пассажиров торговых судов.

На слушаниях в Конгрессе США по борьбе с пиратством аналитики заявили, что коммерческие суда, плавающие у африканского побережья, не должны иметь оружия, несмотря на то, что пираты продолжают все более активно атаковать67. Кристиан Менар, автор доклада о необходимости глобальной борьбы с пиратством, представленного в середине мая вниманию Национального собрания Франции, предупредил, что «чрезмерная вооруженность и агрессия» могут превратить океаны в «Дикий Запад»68. На конференции в Куала-Лумпуре эксперты высказались против вооружения судов или размещения на борту вооруженных подразделений безопасности. По их мнению, такие меры, равно и как «агрессивный подход», только увеличат риск насилия и «гонку вооружений». Они рекомендуют применять водометы или электрические барьеры. «Мы против того, чтобы раздавать оружие членам экипажа для борьбы с пиратами, – заявил директор ММБ Потенгал Мукундан. – Мы также против размещения вооруженных подразделений на борту судов»69. Капитан Ричард Филлипс, который 8 апреля 2010 г. был захвачен в заложники сомалийскими пиратами и освобожден моряками ВМС США, отметил на слушаниях в Сенатском комитете по иностранным делам, что оснащение оружием экипажей торговых судов «не должно рассматриваться как наилучшее решение». Касаясь вопроса о возможности вооружения экипажей судов, Ричард Филлипс сказал: «Если мы будем двигаться в этом направлении, то я бы лично предпочел, чтобы только ограниченное число людей на борту имели доступ к огнестрельному оружию, и эти люди должны проходить специальную подготовку на регулярной основе»70.

На такие выводы наталкивают и методы нападения пиратов. Так, сомалийские пираты утверждают, что соблюдают «джентльменский кодекс» поведения в отношении заложников и экипажей захваченных судов. Этот «кодекс» или устав поведения распространяется не только на пиратов, но и на захваченных заложников и экипажи захваченных судов.

Тем не менее в настоящее время имеет место активное лоббирование охранными компаниями необходимости сопровождения вооруженной охраной торговых судов. Американские, британские и израильские охранные агентства уже ведут борьбу за эти рынки. Появились сообщения, что один из пионеров охранной отрасли, хозяин британского агентства «Иджис» Тим Спайсер, предложил властям Джибути и Йемена открыть «Центр контроля и командования» для борьбы с пиратами71.

По нашему мнению, принятие жестких мер по отношению к пиратам, особенно в части оказания вооруженного сопротивления со стороны экипажей морских судов, может повлечь усиление степени насилия со стороны пиратов и увеличение жертв со стороны моряков и пассажиров торговых судов.

 

Привлечение пиратов к ответственности

Статьей 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определено, что в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся на нем имущество. При этом судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут (но не обязаны) выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц72.

Поскольку законодательство многих государств не предусматривает возможности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за пиратство, совершенное вне пределов этих государств73, а в некоторых государствах отсутствует уголовная ответственность за пиратство74, то возникает вопрос об осуществлении уголовного преследования с использованием механизмов международного правосудия75. На это обратил внимание официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко: «В настоящее время судебное преследование лиц, обвиняемых в пиратстве, возможно осуществлять лишь в рамках национальных судебных систем. Какого-либо специализированного международного судебного органа для этой цели не существует. В связи с инициативой Президента России Д. Медведева о целесообразности рассмотрения различных вариантов привлечения к ответственности лиц, обвиняемых в пиратстве, мы предложили нашим партнёрам проанализировать возможность создания для этих целей специализированного международного судебного органа. Очевидными преимуществами такого механизма явились бы выработка единых стандартов ведения следствия и создание универсальной судебной практики, что позволило бы обеспечить неотвратимость наказания пиратов»76.

Хотя, подчеркнем, серьезных международно-правовых препятствий для привлечения к ответственности за пиратство при правомерном захвате пиратов в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. нет77. Эти препятствия скорее носят политический, экономический78, организационный и процессуальный79 характер. Существующая практика связана с передачей задержанных лиц, подозреваемых в пиратстве, в одно из прибрежных государств, в котором существует возможность привлечения их к ответственности. В Восточной Африке таким государством является Кения, законодательство которой позволяет привлекать к уголовной ответственности пиратов – иностранных граждан за действия, совершенные в открытом море. США, Великобритания и Евросоюз заключили с Кенией соглашения о передаче ей захваченных пиратов для уголовного преследования. В настоящее время в Кению переданы более 70 пиратов. К сожалению, нерешенность проблемы привлечения к ответственности приводит к тому, что достаточно часто захваченных пиратов отпускают (Дания, Канада, США80), что не способствует закреплению принципа неотвратимости наказания.

Наиболее оперативным81 по времени вариантом создания механизма международного правосудия в отношении актов пиратства является принятие резолюции СБ ООН, учреждающей международный трибунал для преследования лиц, совершивших пиратские действия (подобно тому, как в 1993 и 1994 годах были созданы международные трибуналы по Югославии и Руанде)82. Инициатива создания международного трибунала для преследования лиц, совершивших пиратские действия83, должна быть одобрена широким кругом государств, в т.ч. всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН (в целях политической и финансовой поддержки). Вопрос международного трибунала по пиратству прорабатывается правовой подгруппой Контактной группы по пиратству у берегов Сомали84.

Другие возможные варианты (например, создание такого трибунала по соглашению заинтересованных государств или включение пиратства в юрисдикцию Международного уголовного суда) потребуют заключения международного договора, на что может уйти несколько лет.

Следующий вариант, на наш взгляд более приемлемый, – создание интернационализированного суда85 с местопребыванием в Сомали или каком-либо прибрежном государстве этого региона (например, в Кении). Их преимуществом является оперативность, эффективность и быстрота в принятии решений; возможность учета особенностей национальной правовой системы. Несмотря на то что существующий опыт создания таких судов связан прежде всего с привлечением к ответственности за военные преступления и нарушения прав человека, на наш взгляд, такие суды могут стать альтернативой созданию международного трибунала для преследования лиц, совершивших пиратские действия, скорость и эффективность правосудия в котором будет весьма сомнительной, как и невозможность массового привлечения к ответственности в рамках такой структуры.

 

1. «Во всем мире принято считать, что это проблема (пиратских захватов – Т.Р.) судовладельца. На него, согласно морскому праву и двусторонним соглашениям между перевозчиком и собственником груза, возлагаются все риски мореплавания, связанные с утерей груза, его повреждением, компенсацией ущерба, с угрозами жизни и здоровью моряков». Десятникова И. Интервью с председателем Службы внешней разведки Н.Г. Маломужем / Факты. – 19 февраля 2009 г

2. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная Звезда. – 10 июня 2009 г.

3. http://www.newsru.com/world/18mar2010/unonpirates.html

4. http://ukranews.com/ru/news/world/2010/04/03/15927

5. По другим данным, ущерб от пиратства только в азиатских водах составляет около 25 млрд долларов / Седова Я. Подсудное дело. Фокус № 16(18) от 18 апреля 2008 г. – С. 48.

6. Усложнение доставки гуманитарных грузов в Сомали, захват заложников.

7. Увеличение стоимости доставки грузов морским транспортом, использование более протяженных маршрутов в обход пиратоопасных районов, а также платежи в виде выкупов. По различным оценкам, пиратам в регионе Сомали в прошлом году удалось получить порядка 120-150 млн долларов в виде выкупов.

8. Возможность катастрофического загрязнения при захвате танкера или судна, перевозящего опасные грузы. За последние годы пираты несколько раз захватывали крупные танкеры. Первый захват танкера особо большой вместимости состоялся в конце 2008 года, когда пираты захватили саудовский Sirius Star. Следующее подобное судно, Maran Centaurus, захватили в ноябре 2009 года и через два месяца отпустили, получив выкуп, который составил от 5,5 до 7 млн долларов. 4 апреля 2010 г. пираты захватили южнокорейский танкер Samho Dream водоизмещением 300 тыс. тонн, имеющий на борту свыше 2 млн баррелей нефти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/world/05apr2010/samhodream.html

9. Нарушение эмбарго на поставку оружия в Сомали. Всеобщее и полное эмбарго на поставки оружия, введенное в отношении Сомали Резолюцией № 733 (1992), с дополнениями и поправками, внесенными резолюциями СБ ООН № 1356 (2001), № 1425 (2002), № 1725 (2006), № 1744 (2007) и № 1772 (2007).

10. Пиратство как источник подпитки исламских террористов в районе Африканского Рога может привести к возникновению там государственных образований террористической направленности, экспортирующих терроризм по всему миру. Участие террористов в пиратских рейдах дает возможность их поддержания в боевой форме и подготовки к последующим захватам морских судов с террористическими целями. Пиратская среда является благоприятной для вербовки террористов, особенно когда их бизнес будет существенно ограничен. См.: Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда. – 10 июня 2009 г.

11. http://www.imodocs.com/index.php?limitstart=10

12. Schiff und Hafen. 2005. – S. 7. – № 8. – P. 8 // Сигнальная информация: Союзморниипроект. – 2005. – № 10 (855). – 24 ноября

13. Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва. – М.: Статут, 2007. – С. 189

14. http://www.newsru.com/world/05apr2010/samhodream.html

15. Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва. – М.: Статут, 2007. – С. 190; Седова Я. Подсудное дело / Я. Седова // Фокус № 16(18) от 18 апреля 2008. – С. 48.

16. В 2009 году на расстоянии 800 морских миль от берегов Сомали нападению подверглись шесть судов. Например, танкер Samho Dream был захвачен на расстоянии 970 миль от побережья Сомали. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/world/18mar2010/unonpirates.html

17. http://www.newsru.com/world/18mar2010/unonpirates.html

18. http://news.yandex.ua/yandsearch?cl4url=www%2Ekp%2Eru%2Fonline%2Fnews%2F639536%2F

19. См. также заявление Председателя Комитета, учрежденного Резолюцией № 751 (1992) (далее Комитет), Совету Безопасности от 9 октября 2008 года.

20. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда. – 10 июня 2009 г.

21. Леонов І. Микола Маломуж: Іноземні спецслужби наразі не втручаються в наші вибори. / Україна молода. – 23 жовтня 2009 р

22. http://www.ruvr.ru/main.php?&q=113839&cid=21&p=15.05.2009

23. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда. – 10 июня 2009 г.

24. СБ ООН принял российскую Резолюцию по борьбе с пиратами. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/defense_safety/20100427/227407931.html

25. Короткий Т.Р. Международно-правовые аспекты борьбы с пиратством в районе Сомали / Т.Р. Короткий, А.П. Ладыненко // Альманах международного права / Редколлегия: Кивалов С.В. (гл. ред.) и др. – О.: Фенікс, 2009. – С. 102.

26. Проблема пиратства в Аденском заливе осложнена значительным количеством судов, проходящих через залив – около 25 тыс. в год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vremya.ru/2009/63/46/227109.html

27. Международная солидарность в вопросах борьбы с пиратством. Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 24.

28. Клинтон: США разрабатывают стратегию по борьбе с пиратством. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://korrespondent.net/world/806707

29. Стратегия США предусматривает привлечение заинтересованных стран к борьбе с пиратством. См.: Клинтон: США разрабатывают стратегию по борьбе с піратством. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://korrespondent.net/world/806707

30. Борьба с морскими пиратами. Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 16.

31. Седова Я. Подсудное дело / Я. Седова // Фокус, № 16(18) от 18 апреля 2008. – С. 47.

32. «Захватили судно? Его владельцы – сами или через нанятых посредников – ведут переговоры, принимают меры для того, чтобы найти варианты урегулирования. Так принято в мировой практике. Поэтому именно владельцы пытаются любым способом найти канал, чтобы договориться о решении проблемы. Спецслужба может только предоставить информацию о существующих группировках, возможных вариантах урегулирования конфликта, о посредниках». Интервью с председателем Службы внешней разведки Н.Г. Маломужем / Десятникова И. // Факты. 19 февраля 2009 г.

33. Украина предложит ООН конвенцию по борьбе с піратством. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http podrobnosti.uapower20100914715175.html

34. Войтенко А.В. Борьба с морскими пиратами – юридический аналіз. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maritimebusinessnews.com.ua/news/incidents/2008/07/30/716.html

35. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда, 10 июня 2009 г.

36. Как указывает генерал-лейтенант Службы внешней разведки А. Христенко, пиратство в Аденском заливе из явления регионального, причиненного социально-экономическим и политическим кризисом в Сомали, превратилось в глобальную угрозу // І. Леонов. Операція «СМЕРП». П`ять років боротьби / І. Леонов // Україна молода. 29 січня 2010 р.

37. Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва. – М.: Статут, 2007. – С. 189.

38. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда, 10 июня 2009 г.

39. На конференции в Брюсселе государства-доноры согласились предоставить более 250 млн долл. на развитие системы безопасности и правопорядка в Сомали.

40. Как покончить с сомалийскими пиратами / Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 22.

41. См.: параграф 22 Резолюции № 1863 (2009) от 16 января 2009 г.

42. Как покончить с сомалийскими пиратами / Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 22.

43. Как покончить с сомалийскими пиратами / Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 19.

44. Как покончить с сомалийскими пиратами / Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 18-19.

45. Интервью с председателем Службы внешней разведки Н.Г. Маломужем / Десятникова И. // Факты. 19 февраля 2009 г.

46. Как покончить с сомалийскими пиратами. Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 22.

47. Включают конвоирование торговых судов, а также патрулирование побережья с целью обнаружения и досмотра подозрительных плавсредств, которые могут оказаться пиратскими. Патрулирование осуществляется также с помощью палубных вертолетов и патрульных самолетов, которые наводят боевые корабли на обнаруженные цели. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20090112/159010865.html

48. В районе Сомали для обеспечения безопасности действуют ВМС Индии, Китая, США, РФ и европейского военно-морского соединения. Российские силы до недавнего времени были представлены сторожевым кораблем Балтийского флота «Неустрашимый», на смену которому 11 января прибыл тихоокеанский большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», действия которого обеспечиваются вспомогательными судами «Печенга», «Фотий Крылов» и «Борис Бутома». Китайская эскадра у берегов Сомали состоит из эсминцев «Хайкоу» и «Ухань», а также вспомогательного корабля «Вэйшаньху». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20090112/159010865.html

49. 5-й оперативный флот ВМС США выделил силы для борьбы с пиратами в районе Сомали, объединив их в составе 151-го сводного оперативного соединения (Combined Task Force 151). Предполагается, что в состав соединения будут входить корабли и подразделения других стран – союзников США, что объясняет наименование его «сводным». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20090112/159010865.html

50. Конвоирование торговых судов через пиратоопасные районы осуществляется караванами по 2-5 кораблей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20090112/159010865.html

51. http://www.rian.ru/analytics/20090112/159010865.html

52. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда, 10 июня 2009 г.

53. Немецкий фрегат «Эмден» захватил пиратское судно у берегов Сомали. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/03/22/emden/

54. Наші «специ» візьмуться за піратів / Голос України від 22 жовтня 2010 р., № 197.

55. http://ukranews.com/ru/news/events/2010/04/05/15949

56. Часть немецкого контингента, используемого в рамках операции «Ат(а)ланта», прежде всего морская пехота и спецназ ВМС, будет находиться непосредственно на борту немецких судов, проходящих через Аденский залив: Германия бросит на борьбу с сомалийскими пиратами 1400 человек. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2008/11/25/marine/

57. В этом случае возникает необходимость оценки правомерности действия таких подразделений не на государственной территории, хотя и на борту судна под флагом данного государства с точки зрения внутригосударственного законодательства.

58. В настоящее время подразделения морской пехоты антипиратских сил периодически высаживаются на конвоируемые корабли с целью их защиты в случае возможного пиратского нападения. Морские пехотинцы также досматривают суда, задержанные по подозрению в пиратских действиях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/20090112/159010865.html

59. Как покончить с сомалийскими пиратами. Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 20.

60. Снігур О. «Леді» показала зуби / О. Снігур // Україна молода від 19 листопада 2009 р.

61. http://www.rian.ru/world/20100326/216590775.html

62. Данная проблема рассматривается в статье «Вооружать ли торговые суда» // Морской флот. 1991. – С. 36.

63. Cидорченко В.Ф. Морское пиратство / В.Ф. Сидорченко. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – С. 346.

64. Причиной смещения акцента именно на груз является ситуация с захватом «Фаины» с грузом военного назначения.

65. Cидорченко В.Ф. Морское пиратство / В.Ф. Сидорченко. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – С. 345.

66. http://ukranews.com/ru/news/world/2010/04/03/15927

67. Международная солидарность в вопросах борьбы с пиратством // Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 23.

68. Как покончить с сомалийскими пиратами // Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 20.

69. Как покончить с сомалийскими пиратами // Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 22.

70. Международная солидарность в вопросах борьбы с пиратством // Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 23.

71. Как покончить с сомалийскими пиратами // Компас моряка. № 1. Январь 2010. – С. 21.

72. Например, пират, захваченный в ходе операции по освобождению капитана контейнеровоза «Маерск Алабама» Ричарда Филлипса, ВМС США будет привлечен к ответственности в США.

73. Например, хотя статьей 227 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за пиратство, а субъектом этого преступления (пиратство) может быть как гражданин России, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства, однако практика применения положений данной статьи отсутствует и существует и проблема практической возможности осуществления в России уголовного преследования в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые совершили пиратские действия, не направленные против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. См.: Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда, 10 июня 2009 г.

74. Как указывает В.Н. Кудрявцев, по сложившейся практике ответственность за пиратство наступает по нормам национальных уголовных законов. Но не все страны ввели этот состав в свое законодательство. В таких случаях они могут преследовать пиратов по статьям, предусматривающим ответственность за разбой, бандитизм, убийство и т.д. Однако с позиций уголовного права гораздо точнее закрепить в законодательстве самостоятельный состав преступления пиратство. Цит. по: Международное уголовное право: Учебн. пособие / Под общей ред. В.Н. Кудрявцева. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Наука, 1999.

75. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезла, 10 июня 2009 г.

76. http://www.ruvr.ru/main.php?&q=113839&cid=21&p=15.05.2009

77. В Роттердаме (Нидерланды) начался первый в Европе суд над пиратом, готовятся судебные процессы в Германии, Франции, США.

78. Например, транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания.

79. Например, установление личности, осуществление перевода на различные языки в ходе проверки и следствия, сбор доказательств, получение правовой помощи из других государств, привлечение к процессу свидетелей.

80. 11 пиратов, захваченные американским патрульным кораблем «Фаррагут», были отпущены на свободу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.yandex.ua/yandsearch?cl4url=www%2Eutro%2Eru%2Farticles%2F2010%2F04%2F02%2F884882%2Eshtm; После потопления пиратского катера корабль ВМС США, 11 пиратов были отпущены. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.yandex.ua/yandsearch?cl4url=www%2Eutro%2Eru%2Farticles%2F2010%2F04%2F02%2F884882%2Eshtml

81. В отношении создания международного трибунала.

82. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда, 10 июня 2009 г.

83. С такой инициативой выступила РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruvr.ru/main.php?&q=113839&cid=21&p=15.05.2009

84. Против пиратов – мощью права. Интервью с заместителем Генерального прокурора РФ А. Звягинцевым / Красная звезда, 10 июня 2009 г.

85. К таким судебным органам относятся сегодня: специальные судебные палаты по серьезным преступлениям в Тиморе-Лешти (2000); смешанные судебные коллегии в Косово (2000); Специальный суд по Сьерра-Леоне (2002); Судебная палата по расследованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине (2005); Чрезвычайные судебные палаты в Камбодже (2006); Специальный трибунал по Ливану (2007).

 

Морские вести России №10 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ