Глубинная экология Арктики - Морские вести России

Глубинная экология Арктики

30.01.2023

Севморпуть

Глубинная экология Арктики

Фото: cleanarctic.ru

В планах правительства, прозвучавших на совещании, проведенном в формате видеоконференции, посвященном вопросам развития Арктической зоны РФ 13 апреля 2022 года, в числе прочих предусмотрены меры по соблюдению требований экологии для уже существующих и вновь создаваемых предприятий.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Валерий Долгов, капитан атомного ледокола, доцент кафедры навигации

Сергей Латухов, капитан, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности

А вот проблемы устранения загрязнений отходами от предыдущей деятельности не решаются должным образом. Между тем наибольшая угроза для экологии сокрыта именно в свалках, возникших от предыдущей деятельности, – работает временной фактор, поскольку начинает разрушаться тара, которая содержала, например, горюче-смазочные материалы. Ситуация усугубляется еще и меняющимися климатическими условиями на Земле. Предусматриваемые меры по сохранению и оздоровлению экологии должны быть не только эффективными, но и своевременными. Фактор времени неумолим, запоздалые действия ведут к необратимым процессам. Для решения проблем экологии требуются не только деньги, но и люди, которые могут и готовы заниматься этими проблемами профессионально. Полумеры результатов не дадут.

Глобальное потепление – это реальность или миф?

В современном мире ведется много споров об угрозе глобального потепления. В качестве индикаторов в динамике процессов изменения климата выступают два наиболее чувствительных места на Земле, которые неотвратимо реагируют на это явление, – Арктика и Антарктида. Они подобны канарейкам, которых шахтеры брали с собой в забой, чтобы те сигнализировали об опасном уровне содержания метана. Именно эти регионы демонстрируют первые признаки изменений климата, реагируя толщиной ледяного покрова.

По данным NASA, за последние 25 лет Антарктида потеряла 12 трлн тонн льда (ранее считали, что 6 трлн), за последний год растаяло 154 млн тонн льда. Признано, что уровень Мирового океана повысился на 3,6 мм.

При кажущейся внешней схожести – и там, и там снег и лед – есть и существенные различия. В Антарктиде преобладает материковый лед, толщина которого достигает 3100 м, в то время как средняя толщина арктического льда примерно 3,1 м. Для Арктики толщина льда имеет решающее значение; экологический вектор определяет экономику ее развития.

Суровость климата в этих регионах сочетается с высокой ранимостью, особенно в Арктике, что напрямую связано с деятельностью человека. Под натиском потепления вечная мерзлота отступает, обнажая ее болевые точки, прежде всего состояние инфраструктуры.

Проблемы интенсификации арктических перевозок обрели иной, более конкретизированный статус. Прежний интерес к Арктике со стороны иностранных государств был продиктован главным образом ожидаемым переделом сфер влияния на территориях, являющихся шельфом РФ. В настоящее время основной поток грузов составляют углеводороды и руда. Транзитные же перевозки носят скорее эпизодический характер.

В современных условиях, когда против России ведется санкционное противостояние, ситуацию можно воспринимать как кризисную. Но кризис – это не только опасность, но и новые возможности. Важно только осознать степень этой опасности. В прежние годы динамика использования СМП претерпела ряд трансформаций. Если говорить о советском периоде, то хозяйственная деятельность носила потребительский характер. При осуществлении северного завоза в районы Крайнего Севера годами копилась тара, используемая для транспортировки, особенно горюче-смазочных материалов. В результате значительные территории подверглись экологическому загрязнению.

Наступили новые времена, когда проблемы интенсификации СМП должны быть сбалансированы. Арктике требуется рачительный хозяин, у которого есть четкое понимание не только широкой свободы предпринимательства, но и ответственности за последствия этой деятельности. Ликвидация последствий предыдущей деятельности является суровой безотлагательностью настоящего. Постепенности в вопросах экологии не должно быть места. Речь, конечно же, идет в первую очередь о проблеме глобального потепления. Вряд ли кто способен дать ответ на вопрос, можно ли остановить глобальное потепление? Но хотя бы замедлить этот процесс – уже будет достижением. Хочется верить, что точка невозврата еще не пройдена и не настало то время, когда человечество, опустив руки, признается, что слишком поздно, что доллары непригодны для пропитания.

По мнению многих специалистов, на интенсивность этих изменений существенное влияние оказывают современные технологии, в том числе добыча природных ресурсов и сопутствующая ей деятельность. К числу таких сопутствующих факторов относится в том числе и морской транспорт. Увеличение интенсивности перевозок ведет к повышению нагрузок на экологию.

Для морской среды характерно, что она представляет собой трехслойный пирог. Мусор, особенно пластик, скопившийся на поверхности морей и океанов, несет зримую угрозу экологии. Второй слой – это минеральные удобрения, смываемые с полей, несанкционированные сбросы промышленных предприятий, попадающие в реки, а из рек в моря. Третий слой – это отравляющие вещества и радиоактивные отходы, захороненные на дне арктических морей. Каждый из этих слоев несет свою, специфическую угрозу.

В Арктике к перечисленным факторам добавляется еще одно обстоятельство. Загрязнение поверхности льда или снега сажей ведет к повышению интенсивности их таяния. Учитывая, что средняя толщина ледяного покрова Арктики не превышает 3,1 метра, уменьшение интенсивности наращивания льда во время зимнего периода ведет к необратимым последствиям.

Арктическое судоходство на современном этапе

В своей речи, посвященной вопросам развития Арктической зоны РФ, президент В. Путин наметил основные направления деятельности в этой сфере: «Первое – это развитие Северного морского пути: создание здесь современной портовой и аварийно-спасательной инфраструктуры, спутниковых систем мониторинга, связи, а также реализация наших амбициозных, в хорошем смысле этого слова, амбициозных планов по расширению ледокольного и грузового флота, строительству судов-газовозов арктического класса. <…> Второе направление нашей работы – это недра. Минерально-сырьевая база – это в первую очередь загрузка Северного морского пути. Из общего объема грузоперевозок 34,9 миллиона тонн на конец прошлого года почти 28 миллионов тонн – это газ, нефть, нефтепродукты, уголь и рудоконцентратоы. [Из доклада В. Путина 13 апреля 2022 года.]

Повышая интенсивность деятельности в Арктическом регионе, правительство ожидает рост благосостояния экономики, увеличение рабочих мест, а это приведет к увеличению нагрузки на экологию.

Противостоять этому можно, только используя современные технологии и упреждающие меры по защите окружающей среды.

Из выступления зампреда Правительства РФ, полномочного представителя президента в ДФО Ю. Трутнева: «Ежегодный объем перевозок по Северному морскому пути только в рамках северного завоза составляет более трех миллионов тонн». При этом следует отметить, что свалки в Арктике образовались главным образом в результате северных завозов, которые длились десятилетиями.

Далее он отмечает, что по мере наращивания деятельности в Арктическом регионе будет создано не менее 110 тысяч рабочих мест. К этой численности следует добавить членов семей работников. В результате численность населения существенно возрастет, что потребует увеличения объемов северного завоза и, как следствие, увеличения нагрузки на экологию. Между тем следы предыдущей деятельности советских времен наглядно свидетельствуют о серьезных последствиях пребывания человека в Арктике. Потребуются экстренные меры по ликвидации последствий этого пребывания и упреждающие меры, которые смогут способствовать экологически безопасному потенциалу дальнейшего развития региона.

Перед правительством стоит тривиальная проблема – сделать регион привлекательным для проживания и работы. Экзотикой и романтикой не обойтись. Доминирующим, прежде всего, будет экономический фактор.

Далее Ю. Трутнев говорит о том, что: «Средняя зарплата в Арктической зоне возрастет до 159 тысяч рублей». Правильнее было бы говорить о диапазоне заработной платы в зависимости от профессии.

Для сравнения: на сайте Балтийского судостроительного завода и на главной проходной в Санкт-Петербурге размещены объявления о приеме на работу на рабочие специальности. Диапазон зарплат – от 30 до 120 тысяч рублей. Ясно, что 30 тысяч рублей – это работники, не имеющие специальности. (Ремарка. Учитывая региональные наценки, разницу в заработной плате в 30–50 тысяч рублей покроет уровень цен на продукты и услуги.)

Употребляя термин «средняя заработная плата», нужно помнить, что диапазон в оплате труда весьма значительный. Вряд ли те, кто будет привлекаться к санитарной уборке в Арктике, будут иметь столь высокую зарплату. Как и в прежние годы, работать будут временщики, которые заняты решением своих материальных проблем. Зазорного в этом ничего нет, «гостеприимная Арктика» – это для немногих. Такой факт нужно воспринимать как данность. Численность коренного населения не покроет потребностей.

Это признает и Ю. Трутнев: «Стоимость перевозки оказывает существенное влияние на формирование конечной цены товаров первой необходимости, медикаментов, продуктов, а значит, и на уровень жизни людей в Арктике».

О мерах, направленных на рачительное отношение к деятельности в Арктике, говорил в своем докладе и министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации А. Козлов: «Третье направление – это экология. Арктика – одна из самых хрупких экосистем в мире. Индикаторами, по которым ученые судят о ее состоянии, выступают животные и растения.

Что особенно влияет на самочувствие флоры и фауны? Конечно, загрязнение окружающей среды. Мы планомерно боремся с этим, ужесточаем требования к хозяйствующим субъектам, убираемся на территориях. Ведь, к сожалению, с прошлого века в Арктике остались не только памятники подвигам полярников, но и свалки, и опасные объекты, например старое хвостохранилище и остатки нефтеразливов.

С прошлого года мы ужесточили ответственность за нефтеразливы. Так, все организации, которые занимаются добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и продажей нефти и нефтепродуктов, обязаны разработать детальные планы по предупреждению и ликвидации разливов, и этот план должен быть финансово обеспечен. То есть формулировка «денег на возмещение вреда нет» больше не принимается – это закон, 207-й.

Также мы сейчас обсуждаем экологические требования к судам, проходящим по нашим арктическим морям. Севморпуть – удобный и короткий, но ставить под угрозу экологию мы никому не дадим.

Ежегодно в нашей стране образуется 60 млн тонн твердых коммунальных отходов, около одного миллиона приходится на Арктическую зону. Но климатические условия, малонаселенность и трудная логистика ставят перед нами задачу по вариативности в обращении с отходами. Ученые из УралНИИ «Экология» обещали нам и взяли обязательство до конца года завершить научно-исследовательские работы. Ключевой вопрос, на который ждем ответа, – какой оптимальный способ утилизации мусора в Арктике: перерабатывать на месте, вывозить, использовать в системе отопления населенных пунктов. Пилотным регионом, где прорабатываются варианты, выбран Ненецкий автономный округ».

Ужесточение ответственности не решит проблемы экологии, ведь природа безразлична к долларовому эквиваленту. Говоря о Земле, американский поэт и публицист Уолт Уитмен в поэтической форме отмечал проблемы экологии:

«И с таким простодушным видом каждый год
обновляет ОНА свои щедрые, пышные всходы,
И сколько услад дает людям,
а под конец получает от них такие отбросы в обмен».

Два пути оздоровления Арктики

На V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога – 2019» гендиректор судоходной компании «Совкомфлот» С. Франк сделал важное заявление: «Мы не можем допускать ошибки в Арктике». Конечно, в первую очередь речь идет об аварийности. Рост интенсивности судоходства, проблемы гидрографического и гидрометеорологического обеспечения трассы СМП требуют самого пристального внимания от обеспечивающих организаций и высокого качества подготовки судовых экипажей. Это понимание должно базироваться не на страхе, а на совести. Совести, которая осознает ответственность за все возможные последствия как непреднамеренных, так и преднамеренных действий. Примеры их приводились неоднократно и вновь прозвучали на форуме.

«Еще одним направлением работы, по словам президента РФ, станет ликвидация экологического ущерба, нанесенного высоким широтам за предыдущие годы. «Генеральная уборка» в Арктике продолжится – в ближайшее время государство намерено ликвидировать шесть крупных объектов загрязнения в Архангельской и Мурманской областях, НАО, Якутии».

Сегодня наметились два пути по оздоровлению Арктики.

Первый – привлекать волонтеров. Такая работа ведется достаточно давно. За 10 лет проведены экспедиции на острова Велькицкого и Белый, на Харасавэе и в труднодоступных поселках. В работе приняли участие 270 добровольцев из 12 стран. Срок работы экспедиции, как правило, – две недели. Сами экспедиции малочисленные, что делает их малоэффективными.

По сообщению ТАСС, 11 ноября 2021 года: «Добровольцы проекта «Чистая Арктика» в 2022 году отправятся в экспедиции на Харасавэйское месторождение, в село Мыс Каменный и на остров Вилькицкого в Ямало-Ненецком автономном округе. Об этом сообщил губернатор региона Дмитрий Артюхов на совещании по реализации проекта под руководством министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова.

Экологические работы на Харасавэе впервые провели в 2020 году. В 2021 году там собрали свыше 20 тонн металлических отходов. Также этим летом волонтеры работали на территории села Мыс Каменный и на острове Велькицкого, где мусор уже подготовили к вывозу». Собрать-то собрали, но предстоит еще и утилизация.

Казалось бы, за истекшие годы опыт накоплен, а вот выводы не сделаны.

Вот промежуточный итог такой экспедиции 2022 года. 18 июля был телерепортаж, где рассказали о работе волонтеров на полуострове Ямал. За две недели было собрано десять тонн металлолома и полторы тонны бытового мусора. Работа проводилась, видимо, на бывшей метеостанции, где постоянно находился только один человек. Ясно, что накопившийся мусор – это результат многолетнего пребывания человека. Но сколько еще таких и более масштабных точек по числу на них пребывающих?

Обращая внимание на сезонность работ (июль – август), краткосрочность экспедиций, малочисленность участников, отсутствие необходимой техники, стоимость содержания Центра, стоимость доставки, проживания и питания, вряд ли можно назвать производительность волонтеров продуктивной.

Так, например, в фотоальбоме Г. Андреева «Волонтеры Арктики. Остров Велькицкого» один из участников, гражданин Израиля Иван Бодров, который неоднократно принимал участие в экспедициях на остров Велькицкого, считает, что оптимальный срок пребывания – 21 день, поскольку «не дает устать морально».

Проводить «арктические субботники» силами волонтеров, прямо скажем, неэффективно.

Член Общественного совета при Минприроды России, председатель правления Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Николай Доронин, выступая 17 августа 2022 года на тематической сессии «Диалоги об Арктике» Всероссийского форума-фестиваля «Арктика. Лед тронулся» в Усинске, отметил: «Развитие волонтерства в Арктической зоне РФ – это важный элемент помощи от общества государству и бизнесу».

Препятствия волонтерской деятельности по уборке территорий носят и правовой характер, о чем рассказал член федерального штаба проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин. Для уборки мусора нужно подготовить большой объем документов. «Когда мы начинаем убирать что-то из воды, мы нарушаем действующее законодательство. Для того чтобы вытащить железяку из воды, необходимо пройти государственную экологическую экспертизу, сделать расчет по объему тех биоресурсов, жизнь которых мы можем нарушить: «Когда мы вытаскиваем это на берег, мы начинаем работать в водоохранной зоне. Мы уже должны выйти с проектно-сметной документацией на конкурс, чтобы это собрать. <…> У железа есть собственник. И собственник, между прочим, имеет право подать на нас в суд. Если мы у Минобороны «дернем» что-то, то мы можем подпасть под уголовное дело. Если мы работаем на какой-то земле, то земля кому-то принадлежит, мы должны получить разрешение и договориться с собственником этой земли. Вопросов очень много. Мы практически все время что-то нарушаем».

Второе направление – привлекать к работе заключенных.

Согласно российскому законодательству, все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться на работах, куда их назначает тюремная администрация. По информации Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), для всех осужденных в России не хватает рабочих мест, поэтому многие из них заняты лишь частично.

Для исправления ситуации президентом России В. Путиным подписан закон, который разрешает работу на гражданских предприятиях осужденным из колоний-поселений, а также приговоренным к принудительным работам. Таким образом, заключенные смогут трудиться за пределами тюрем.

В соответствии с этим законом ФСИН планирует привлекать осужденных к очистке территории в Арктике от загрязнения. Об этом говорила начальник управления ФСИН России по организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, Елена Коробкова, выступая на X Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»: «Такая договоренность уже достигнута с руководством Красноярского края: администрация Норильска предоставила здание для создания исправительного центра с возможностью размещения 56 человек.

К этому вопросу следует подходить осмотрительно. Прежде всего, следует подсчитать расходы на содержание заключенных в условиях Арктики, сезонность работы по проведению очистительных работ. И хотя труд заключенных дешевый, но, учитывая сезонный характер работ по очистке, их содержание в условиях Арктики обойдется в круглые суммы.

Потребности арктического присутствия

В комплексный план Госполитики России в Арктике включены вопросы: изучение и освоение Арктики, эффективное использование Северного морского пути, расширение ресурсной базы Арктической зоны России, сохранение и защита природной среды, сотрудничество с приарктическими государствами и обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген.

Стратегии развития СМП принимались регулярно, но вот до их исполнения руки не доходили по двум причинам. Первая – стратегии составлялись на длительные сроки, а по прошествии некоторого времени про них «забывали». Вторая причина – не назначались ответственные за их исполнение. Прогнозы провозглашались, но не всегда выполнялись, поскольку потребности должны совпадать с возможностями.

В современном мире к прогнозам нужно относиться осторожно. Выстраивание логистики использования СМП в крупных мероприятиях может ощутимо повлиять на экономику других отраслей. Так, например, по прогнозам, сделанным в начале 2000-х годов, на 2012 год было запланировано вывезти сырой нефти и сжиженного газа 32,1 млн тонн, а к 2020 году эта цифра должна была увеличиться до 75 млн тонн.

Назначенные сроки прошли, и в докладе В. Путина прозвучали иные цифры: «Из общего объема грузоперевозок 34,9 миллиона тонн на конец прошлого года почти 28 миллионов тонн – это газ, нефть, нефтепродукты, уголь и рудоконцентраты.

Мы живем в стремительном и непредсказуемом мире, где царствуют нелинейные процессы, когда малейшие изменения в многообразии возможных ситуаций способны спровоцировать кризисное состояние в экономике. Современное кризисное состояние возникло по политическим причинам – против России вводятся экономические санкции. Сегодня смена полюсов влияния в экономике перемещается на Восток. Как быстро и на какой срок, вряд ли можно ответить определенно. Прошло не так много времени, когда «японское чудо» грезилось лидером экономического развития, а ныне это Китай и Сингапур.

Идея глобальной экономики, на которую возлагали большие надежды, что благодаря ее внедрению наступит время всеобщего благоденствия, терпит крах.

Развивая тему интенсификации транспортировки грузов по СМП, следует особое внимание уделять транзитным перевозкам. Ожидать существенного увеличения грузопотока в сфере транзитных перевозок вряд ли стоит, а морские перевозки между российскими портами не обеспечены грузами в полной мере. Часть грузов перевозится железнодорожным транспортом, что порою и быстрее, и выгоднее. Перевозки по РЖД в направлении Восток – Запад возрастают.

Морскому флоту остается только наращивать объемы перевозки углеводородов и рудных концентратов, но есть порог насыщения, который лимитирован прежде всего кадровой составляющей. Высокие заработные платы в столь удаленных регионах уже не способны вызвать «золотую лихорадку». Времена другие.

Тем не менее работа по оптимизации арктических территорий начата и требует логического продолжения. В числе приоритетных задач – кадры и экология. В складывающейся ситуации следует отдавать предпочтение кадрам. С.П. Капица в книге «Общая теория роста человечества» приводит слова Фернара Броделя: «Бесспорно, начинать следует с людей. А затем придет время поговорить о вещах». Обе эти задачи должны решаться совместно. От успешного их сочетания будет зависеть все остальное.

Вероятно, именно это имел в виду Ф. Капра, используя термин «глубокая экология».

Глубокая экология

Термин «глубокая экология» был предложен норвежским философом Арне Нессом в начале 1970-х. Он разделил экологию на поверхностную (shallow) и на глубокую (deep). Сегодня мы имеем дело с поверхностной экологией. Об этом свидетельствуют улицы городов и пригородных территорий. На поддержание чистоты в городе затрачиваются огромные средства, чтобы вывезти мусор на свалки в пригороде, часто несанкционированные. Глубокая экология не предусматривает глобального контроля. Глубокая экология – это ответственность каждого перед своей совестью. К каждому человеку полицейского не приставишь; «полицейского» каждый человек должен вырастить в самом себе. Полновесное понимание ответственности за свои поступки и помыслы – единственно эффективный путь глубокой экологии.

Сегодня, учитывая масштабы рукотворных экологических катастроф, можно проникнуть в ближайшее будущее. Что же мешает спрогнозировать ближайшее будущее в позитивных красках? Ответ очевиден – всеобщее безразличие к ближайшему будущему.

Именно поэтому поверхностная экология не дает результатов, которые могут быть признанными как эффективные. Состояние рек, озер, морей и океанов вызывает тревогу. Объемы промышленных отходов и бытового мусора, попавших в воду, превышают все допустимые пределы. Уже не удается «спрятать концы в воду». В океанах образовались целые острова из пластика. Пластик извлекают и из морских глубин.

В «Замках печали» Н.К. Рерих пишет: «Что оставит время от наших дней? Проникнуть не можем. Не знаем. Если бы знали, может быть, убоялись». С момента написания этих строк прошло не так уж много времени, и в отношении экологии уже узнали многое, но не убоялись, потому что проникнуть не не можем, а не хотим. Как пророчески писал Джордано Бруно: «Невежество – лучшая в мире наука. Она дается без труда и не печалит душу».

Обострение проблем и интенсификация освоения Арктики, в связи с введением санкций против России, потребовали экстренных мер по переориентации транспортных потоков, обеспечивающих транспортировку грузов в направлениях Запад – Восток, а также Север – Юг.

Переориентация транспортных потоков касается всех видов транспорта, но по объемам перевозок главный упор предстоит сделать в направлении интенсификации перевозок СМП. Вся предшествующая деятельность по использованию СМП носила эпизодический характер – северный завоз. Главные усилия еще со времен СССР были направлены на обеспечение регионов Крайнего Севера народно-хозяйственными товарами и вывозом леса и природных ископаемых, добываемых в этих регионах. Однако в связи с расширением деятельности Норильского медно-никелевого комбината, а в дальнейшем и добычей углеводородного сырья потребовался переход на круглогодичную навигацию.

Планируя крупномасштабные мероприятия по интенсификации использования СМП, не следует забывать, что рынок и рыночные отношения не лучшее изобретение человечества, поставившее во главу угла погоню за прибылью.

По оценкам, данным Эдвардом Голдсмитом: «Достижение к 2060 году всеми странами третьего мира уровня потребления Соединенных Штатов приведет к совершенно немыслимому увеличению среднегодового ущерба природе в 220 раз по сравнению с нынешним».

Нынешнее кризисное состояние привело Европу к пересмотру потребления энергоресурсов. Очевидно, что экологии это пойдет на пользу. Мир должен осознать, что, как проповедовал Сократ, умеренность (софросюне) должна стать нормой поведения человека во всем, что касается его отношения с природой.

Системное мышление

Более двух с половиной тысяч лет назад Сократ, осмотревшись на афинском рынке, воскликнул: «Сколько же существует в мире вещей, которые мне не нужны».

Пользуясь сложившейся ситуацией и выстраивая новые экономические отношения, одновременно следует внедрять в сознание населения идеи по оптимизации потребления. Именно гонка за сверхприбылями привела мировую экономику к нынешнему кризисному состоянию.

Несомненно, оптимизация потребления будет способствовать росту благосостояния экологического климата. Ведь, как это ни покажется странным, и богатые, и бедные безразличны к вопросам экологии; и это безразличие их роднит. Поэтому, занимаясь вопросами развития арктических регионов, следует планировать рост благосостояния коренных народностей Крайнего Севера.

В своем обращении к депутатам председатель Комитета Государственного собрания Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Е. Голомарева сказала: «Сегодня, несмотря на рост показателей промышленного освоения Арктики, благосостояние местного населения не меняется, а состояние окружающей среды ухудшается. <…> Северяне по природе своей очень терпеливы, и сегодня они в буквальном смысле выживают: нет протекционизма ни в обеспечении продовольствием, ни в установлении тарифов, ни в трудоустройстве».

Естественно, что в своем высказывании она «сгладила углы», но даже из такой подачи материла ясно, что оба зла объединились против экологии.

По мнению главного экономиста Saxo Bank Стина Якобсена: «Во главе экологического движения должна быть «экология нравственности». Мы возвращаемся к базовым ценностям, в которых навыки становятся более значимыми и важными, чем деньги, где равновесие и баланс важнее, чем рост, и где социальная общность важнее, чем отдельно взятый гражданин».

Хотелось бы верить в столь оптимистичный прогноз. Нравственные принципы по отношению к природе начнут работать, когда исчезнут нуждающиеся, несправедливые к природе вследствие своей нужды, перестав быть союзниками жадных, эксплуатирующих природу ради обогащения.

Социальная несправедливость, порожденная рыночными отношениями, прежде всего сказалась на среде обитания человека – на экологии, и это негативное влияние нарастает нелинейно, по мере развития производства. При этом человек часто бездействует, а природа отстает от производства в части утилизации последствий его деятельности.

«Концы в воду»

Проблема утилизации бытовых отходов требует их концентрации, что является мощным источником зловония и распространения инфекций. Поэтому для утилизации бытовых отходов человечество издавна стало использовать естественные водоемы. Такой способ утилизации был относительно безвреден до тех пор, пока это не стало приводить к отравлению водоемов и гибели их обитателей. В современных условиях ясность в этом вопросе есть у всех, но вот осознание всей глубины от последствий такой деятельности – нет.

По мере развития цивилизации ликвидация отходов с использованием естественных водоемов применяется во все более возрастающих масштабах. Достаточно проанализировать процессы утилизации радиоактивных отходов, отравляющих и взрывчатых веществ за последние пятьдесят лет, чтобы убедиться, что вода подвергается самой жестокой эксплуатации при уничтожении отходов жизнедеятельности человека.

Глубинная экология Арктики

Обращаясь к вопросам глубинной экологии, следует иметь в виду, что по этому вопросу нет устоявшегося мнения касательно как терминологии, так и научной дисциплины, которая бы этим занималась. Правы авторы книги «Синергетика, прогнозы будущего» – экология относится к междисциплинарной области таких наук, как математика, психология, биология и т.д.

Каждый взгляд заслуживает внимания, поскольку рассматривает проблему под своим ракурсом.

Это объясняется тем, что эпоха технической цивилизации завершается и каждая из сторон усматривает свои проблемы в сфере влияния на экологию. Единого взгляда нет, он еще не сформировался. Тем не менее шаги в этом направлении уже предпринимаются и нарушение целостности в сфере экологии налицо. Больше всего говорят о загрязнении пластиком и глобальном потеплении. Техническая цивилизация, цепляясь за сиюминутные выгоды, проигрывает в решении глобальных задач человечества. Это происходит потому, что нравственные принципы отстают от технологических проблем.

По мнению многих ученых, занимающихся вопросами экологии, основная задача сводится к тому, что современному миру требуется «новый человек». Что и говорить, задача не из легких.

Вот как эту проблему видит В. Франкл: «Все человеческое бытие неизбежно и необходимо протекает в двойном поле: в поле напряжения сущим и должным и в поле разрыва между субъективным и объективным».

Чтобы успешно осваивать Арктику, требуется совмещать «неизбежное» с «необходимым». «Неизбежное» человек отрабатывает по контракту. «Необходимое» – нужно делать карьеру, накопить денег на важную покупку. Свершать «необходимое» в Арктике на уровне времен строительства Магнитки, Байкало-Амурской магистрали не получится. Времена Павки Корчагина прошли. По крайне мере массового энтузиазма ждать не приходится.

«Здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия. Прежде всего, человеку нужно напряжение, которое создается его направленностью. Фрейд сказал однажды, что «люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею». Но сильную идею воплощать в жизнь должны люди, которые прониклись этой идеей.

Создание сильной идеи, которая бы затрагивала сознание большинства населения планеты, – задача не из простых. Десять заповедей Христа, несомненно, идея сильная, но, увы, за две тысячи лет внедрить их в сознание всех людей не удалось. Тем не менее говорить об этом надо. По большому счету внедрение сильных идей зависит от соотношения численности богатых и бедных. Чем больше людей со средним достатком, тем проще решать проблемы экологии. Но для всех слоев важно определить границы потребления.

Возвращаясь к теме интенсификации освоения арктических регионов, следует ставить задачу – направлять на работу в Арктику людей, прошедших психофизиологический отбор (что уже делает при отборе кандидатов для очистки территории от свалок «Зеленая Арктика») и подготовку по вопросам экологии. Учитывая обособленность арктических регионов, можно рассчитывать на то, что по мере расширения проектов будет копиться опыт по применению «глубокой экологии» на Земле.

На основании анализа различных точек зрения на проблемы глубокой экологии, предстоит сложная, но неизбежная работа – воспитание «нового человека» с направленностью на работу в арктических условиях, причем в массовом масштабе, ведь высказано намерение создать 100 тысяч новых рабочих мест.

Синергетика

Авторы исследования, занимавшиеся математическим моделированием, имея дело с экологическими задачами, анализом межгосударственных отношений, проблемами стратегического планирования, пришли к выводу, что существенные процессы занимают огромный интервал временных масштабов. Иерархия примерно такова:

– катастрофы, стихийные бедствия – дни или недели;

– решения политического руководства – недели или месяцы;

– изменение стереотипов массового сознания под влиянием средств массовой информации – 1-3 года;

– экономические реформы – 3-5 лет;

– изменение уровня образования, качества подготовки специалистов – 5-10 лет;

– технологические и технические нововведения – 10-15 лет.

Как видим, процесс дальнейшего освоения Арктики трудоемкий и продолжительный по времени.

К необходимому, но достаточному

Индийская пословица гласит: «Лучше обуть ботинки, чем очистить лес от колючек». Сегодня стало вполне очевидным, что придерживаться этого принципа в вопросах экологии в современном мире опасно.

Реалии требуют глубже влиять на образование, науку, философию, бизнес и в конечном итоге на повседневную жизнь. Начать работу уместно с вопроса перехода от потребительских приоритетов к приоритетам необходимого и достаточного. Для этого, следуя терминологии глубокой экологии Арне Несса, «надо задавать более глубокие вопросы», речь в которых идет не о сиюминутных выгодах и барышах, а прежде всего о последствиях от конкретного вмешательства в природу.

Для морей и океанов глубокая экология должна включать вопросы, что можно и нужно исправлять из уже содеянного. И еще более важный вопрос, что можно и что нужно из планируемого без учета последствий – сдерживать. «Глубокие вопросы» и поиски ответов на них – единственный путь не довести цивилизацию до планетарной катастрофы. Когда наблюдаешь за мерами, принимаемыми в области экологии, вспоминается афоризм Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». «Бросание камней» преодолело допустимые пределы.

Настало время разработать «Клятву жителя планеты Земля», в которой была бы прописана ответственность человека перед природой. Наивно было бы полагать, что принесение клятвы решит все экологические проблемы. Но скольких людей принятие воинской присяги остановило от предательства. А пионерское торжественное обещание: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю… жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей Советской Родины», – скольких сдержало от хулиганских поступков.

«Клятва жителя планеты Земля» может стать реальным шагом на пути оздоровления экологии нашей планеты.

Хорошим началом может стать и экологическая грамотность тех, кто намерен жить и работать в Арктике, а этому будет способствовать целенаправленная подготовка специалистов в закрытых учебных заведениях.

Предложения

Учитывая, что опыт прежних времен в этой области уже имеется, следует восстановить статус закрытых учебных заведений с явными привилегиями и, соответственно, ответственностью. Закрытые учебные заведения должны быть обособлены от прочих учебных заведений и изначально отличаться своей миссией. В прежние времена это была система морских учебных заведений, а ныне можно выделить учебные заведения МЧС и МВД.

Кроме того, следует воспользоваться советом из агни-йоги: «В школах должна быть воинская дисциплина». Оно и понятно, важно в столь юные годы задать вектор развития, чтобы вместе со свободой выбора наступала бы и ответственность.

К разработке учебных программ следует относиться крайне тщательно, привлекая к их созданию профессионалов различного профиля.

Важно сочетать техническое образование с гуманитарным. В связи с этим должна возрасти роль дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», чтобы уйти от формализма преподавания этой дисциплины.

Особая тема – преподавательский состав. Потухшее сознание не способно зажечь искру знания. Важно не упустить сроки. Активизировав усилия, еще можно воспользоваться опытом прежних лет и не допустить нежелательных бифуркаций в сфере как образования, так и взращивания человека новой, экологически лояльной формации.

Генри Дэвид Торо говорил: «На тысячу обрубающих листья зла приходится один, обрубающий корни».

Если быть честным до конца, то нужно признать, что «обрубающих листья зла» по-прежнему больше, несмотря на все принимаемые меры.

С целью оптимизации очистки Арктики от накопившихся свалок и захоронений предлагаем на законодательном уровне установить предельные сроки нахождения в собственности затонувших судов. По большей части эти суда были проданы по бросовым ценам в 1990-е годы, дабы избежать трудоемкой и продолжительной процедуры их списания. Получив в собственность суда, новые владельцы затопили их и отбыли в неизвестном направлении.

Оповещения через средства массовой информации о предстоящей уборке позволят принять эффективные и действенные меры.

Следует понимать, что всей полноты картины загрязнения Арктики нет, поэтому таким серьезным делом, как выявление и устранение свалок и захоронений отходов, должны планово заниматься государственные структуры, перепоручать это дело стихийно возникающим структурам вряд ли следует.

Что в итоге? К вопросам сбалансированного отношения к экологии можно подходить с разных сторон, но суть одна – обеспечение устойчивого состояния окружающей среды, позволяющей человеку реализовывать свой потенциал, заложенный в него природой, для их обоюдного блага. А благо, ой как трудно дается человеку, хотя оно (благо) лежит на поверхности, только важно осознать нашу общую ответственность перед природой и будущими поколениями.

Морской флот №5 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ