«Виктор Астафьев» возвращается в Красноярск - Морские вести России

«Виктор Астафьев» возвращается в Красноярск

18.10.2021

Судостроение

«Виктор Астафьев» возвращается в Красноярск

В Санкт-Петербурге на площадке Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ, входит в ОСК) состоялась торжественная церемония закладки второго пассажирского теплохода «Виктор Астафьев» проекта А45-90.2. Заказчиком строительства выступает Государственная транспортная лизинговая компания. Планируется, что первый и второй теплоходы проекта будут работать на маршруте Красноярск – Дудинка – Красноярск. О событии рассказывает наш специальный корреспондент Кирилл Воловик.

Большая социальная задача

В официальной торжественной церемонии закладки приняли участие депутат Госдумы РФ, зампредседателя Комитета по контролю и регламенту Михаил Романов, гендиректор СНСЗ Владимир Середохо, зампредседателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли администрации Санкт-Петербурга Дмитрий Прожерин, министр транспорта Красноярского края Константин Дмитров, директор департамента продаж и контракций гражданских судов ОСК Александр Бабич, директор департамента наземного и водного транспорта ГТЛК Александр Филатов, генеральный директор КБ «Агат Дизайн Бюро» Сергей Породников и другие.

Гендиректор СНСЗ Владимир Середохо отметил, что суда проектировались и строятся для решения большой социальной задачи – обеспечения транспортной доступности для жителей Енисея от Красноярска и до Дудинки: «Уверен, что уже в 2023 году мы пойдем по Енисею на теплоходе «Андрей Дубенский» и в 2024-м – на «Викторе Астафьеве».

К церемонии по видеосвязи подключился губернатор Красноярского края Александр Усс. Он подчеркнул важность события и успех совместных действий СНСЗ и правительства края, выразив уверенность, что «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев» будут сданы в срок и сразу же отправятся на Енисей.

Депутат Госдумы Михаил Романов отметил, что красноярцы долго ждали реализацию этого социального проекта: «Сегодня СНСЗ строит уникальные, инновационные, не имеющие аналогов пассажирские теплоходы. Уверен, что строительство судов проекта А45-90.2 даст новый импульс и новые заказы, потому что страна нуждается в новых гражданских судах».

Директор департамента наземного и водного транспорта ГТЛК Александр Филатов заметил, что «приятно быть частичкой развития отечественного судостроения»: особенно приятно, что данные суда строятся полностью из российских материалов. И та программа, которую мы наметили по импортозамещению, все-таки реализуется, причем достаточно успешно. Наша компания выступает активным участником проектов судостроения в России, является инструментом господдержки. Мы продолжим сотрудничество с СНСЗ, и это будет не второй и не третий теплоход, который мы закажем и вместе построим».

Директор департамента продаж и контракций гражданских судов ОСК Александр Бабич заявил, что корпорация не сомневается, что заказы будут исполнены точно в срок и с высоким качеством.

Завершил официальную часть глава КБ «Агат Дизайн Бюро» Сергей Породников, который сообщил, что «судно получило имя Виктора Астафьева, писателя, который хорошо знал Енисей. И наша задача построить его с такими характеристиками, чтобы в течение плановой эксплуатации, а это более 40 лет, судно несло это имя с гордостью. Необходимо консолидировать совместные усилия. Это касается и проектных организаций, и завода-строителя, и смежных компаний».

Современные «пассажиры» – какие они?

Теплоходы проекта А45-90.2 представляют собой однокорпусные пассажирские суда с четырьмя палубами, прогулочной палубой, рулевой рубкой в носовой части на второй палубе, кормовым машинным отделением, трехвальной дизельной энергетической установкой.

Судно рассчитано на 245 человек. Особое внимание в проекте уделено безопасности, экономической эффективности, уровню комфорта, который отвечает современным мировым стандартам, а также высокой экологичности.

Чем будут удивлять пассажиров на борту? На судне предусмотрены ресторан, бары, фитнес-комплекс с двумя саунами, деловой офис, медицинская каюта, камеры хранения. Для удобного доступа к ним будет функционировать пассажирский лифт. Для размещения пассажиров предусмотрены: 47 четырехместных кают, 16 трансформируемых двух-четырехместных кают, 7 кают класса люкс, а также одна двухместная каюта для лиц с ограниченными возможностями.

Основные характеристики: длина наибольшая – 98,2 м, ширина габаритная – 14,6 м, скорость максимальная – ок. 25 км/ч, расход топлива на круговой рейс – 40 т, экипаж – 41 чел., автономность – 15 сут.

Средне-Невский ведет строительство двух «пассажиров» – это головной теплоход «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев» проекта А45-90.2 в рамках контракта с ГТЛК с использованием мер господдержки. Сумму контракта оценивает в более 5 млрд рублей. Важно подчеркнуть, что СНСЗ впервые в России будет строить два судна класса «река-море», которые будут работать в Арктической зоне РФ, на социально значимом маршруте Красноярского края: Красноярск – Дудинка – Красноярск на реке Енисей, где перевозка людей по воде считается практически безальтернативной. Стоит отметить, что данный заказ – самый крупный гражданский в истории завода.

С комфортом по Енисею

На пресс-подходе министр транспорта Красноярского края Константин Дмитров заверил, что реализация такого заказа – не просто желание сделать красивое судно, а острая социальная необходимость улучшения качества услуг по перевозке пассажиров.

Он пояснил, что сегодня маршрут обслуживают два судна – «Матросов» и «Чкалов», которые были построены в 1953 г. и 1954 г. соответственно, поэтому потребность в обновлении флота возникла давняя.

Сегодня жители более 20 поселков ежегодно добираются на судах в Красноярск и обратно. Протяженность маршрута более 2000 км только в одну сторону. Вот почему важен именно комфорт для пассажиров – практически 5 суток занимает путь на судне.

Стоимость проезда имеет разную градацию по номерам, и цена за проезд начинается с 8000 рублей и выше. А вот время движения не увеличится, так как скорость у судов примерно такая же. Навигация с мая по октябрь.

Что дальше

К. Дмитров заметил, что сейчас для региона достаточно двух судов. Однако не исключает возможность строительства третьего и четвертого теплоходов данного проекта, но уже для туристического направления: «Мы работаем с главными коммерческими перевозчиками по этому направлению. Компания «ВодоходЪ» на теплоходе «Максим Горький», который прошел реновацию в прошлом году, ходит по Енисею и присматривается к работе в регионе. Как раз «ВодоходЪ» и планирует расширять туристический флот в крае».

Однако не только Красноярский край заинтересован в реализации проекта. Строительством таких судов, по словам гендиректора СНСЗ В. Середохо, заинтересовались и на Дальнем Востоке, поскольку проект перспективный – комфортный, экономичный и мелкосидящий.

Морские вести России №11 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ