Таможенная технология разгружает порт - Морские вести России

Таможенная технология разгружает порт

19.03.2014

Таможня

Предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах, определяется во всем мире как один из наиболее действенных способов повышения эффективности таможенного администрирования. Сокращение времени проведения таможенных операций приобретает особое значение в условиях увеличения объемов внешней торговли Российской Федерации. Современная таможенная технология создает условия для совершенствования взаимодействия различных видов транспорта и операторов в современном морском порту, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности деятельности порта.

Е.А.Грач, государственный таможенный инспектор отдела взаимодействия со СМИ Управления по связям с общественностью ФТС России

 

Современная таможенная технология

Внедрение предварительного информирования в России – наглядный пример того, как заинтересованность участников внешнеэкономической деятельности в результатах применения той или иной технологии способствует ее развитию.

С 17 июня 2012 года вступило в силу решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». В результате время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля в пункте пропуска, сократилось в среднем на 30 минут, а количество грузовых транспортных средств, пересекающих таможенную границу Таможенного союза, наоборот, возросло.

Достигнутые позитивные результаты и положительная оценка деятельности таможни, полученная у бизнес-сообщества, продиктовали необходимость распространения опыта и на другие виды транспорта. Необходимость применения новой безбумажной технологии предусмотрена и Дорожной картой, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.06. 2012 г. №1125-р. При непосредственном участии ФТС России и иных заинтересованных министерств и ведомств был разработан План мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, проект которого в настоящее время утвержден ФТС и направлен в Минтранс.

В отношении морских судов и перевозимых ими товаров предварительное информирование планируется сделать обязательным в 2014 – 2015 годах.

По словам начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрия Жукова, сокращение времени нахождения товаров в морских портах является предметом постоянного внимания таможенных органов. Оптимизация таможенных операций при морских грузоперевозках осуществляется по трем направлениям:

-         прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного Союза и их декларирование;

-         транзитное перемещение товаров из мест прибытия морским транспортом;

-         временное хранение товаров в морских портах.

 

Бескомиссионное оформление

Внедряя безбумажные технологии, таможня создает благоприятные условия для ускорения товарооборота и сокращения времени совершения таможенных операций. Подготовка к введению новой таможенной технологии началась в мае 2011 года на Дальнем Востоке. Таможенные посты Находкинской, Владивостокской, Сахалинской, Магаданской и Хасанской таможен на Дальнем Востоке были подключены к специализированному порталу, который применяется участниками ВЭД для организации информационного взаимодействия в процессе исполнения внешнеторговых сделок.

До декабря 2012 участники ВЭД передавали таможенникам предварительную информацию только о половине судов, прибывающих в морской порт Восточный (Находкинская таможня). С января этого года в таможенные органы поступает предварительная информация обо всех контейнеровозах, следующих через этот порт.

Уже к концу первого квартала 2013 года аналогичный высокий уровень – 100% предварительного информирования – был достигнут и в морских портах Сочи и Сочи Имеретинский (Сочинская таможня). В морском порту Выборг судовые агенты предоставляют предварительную информацию в 100% случаев с апреля месяца этого года (Выборгская таможня).

В целом, в Черноморском регионе в конце 2012 года доля морских судов, в отношении которых использовалась предварительная информация, составляла 89%. Уже по состоянию на 1 марта 2013 года данный показатель увеличился до 95%.

Заблаговременно получив максимально полную информацию о перевозимых партиях товара и транспортных средствах, таможенный орган может еще до прибытия судна в порт выполнить множество операций. Полученные электронные сообщения используются для формирования электронных форм таможенных документов и журналов учета при приходе судна, а также определения объектов таможенного контроля. Использование в морском пункте пропуска такой технологии, как предварительное информирование (ПИ), позволяет провести документальный контроль без выхода должностных лиц таможенных органов на борт судна, за счет этого время совершения таможенных операций заметно сокращается.

По данным за первый квартал этого года среднее время совершения операций непосредственно на борту судна составляет 96 минут, а при документальном контроле, без выхода на борт, – 35 минут. Согласно мониторингу, проведенному Южным таможенным управлением, предварительное информирование уменьшает время оформления одного судна практически в 9 раз для судов с грузом и более чем в 20 раз – для судов без груза.

В целом  около 70% от общего количества судозаходов в порты Российской Федерации оформляются таможенными органами без выхода должностных лиц на борт судна.

 

Регулирование транзита

Внедрение обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС морским транспортом, можно с успехом применять для развития и укрепления международных транспортных коридоров. По оценкам экспертов, международный транзит может ежегодно приносить в бюджет РФ около $850 млрд. Планомерная работа, проводимая ФТС России в этом направлении, способствует достижению таких показателей.

Главным Управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля подготовлен Приказ ФТС России от 01.03.2013 г. №372, устанавливающий особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, вступивший в силу в августе этого года.

Приказ устанавливает особенности, которые применяются при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита между морскими портами РФ, включая случаи перевозки товаров, ранее доставленных в морской порт РФ морскими судами. Есть и условия его применения. Товары после прибытия на таможенную территорию ТС не должны были покидать места перемещения товаров через таможенную границу, в том числе с последующим заходом в морской порт государства, не являющегося членом ТС.

В случае последовательного захода морского судна, осуществляющего перевозку иностранных товаров в два и более морских порта РФ, и пересечения им государственной границы РФ, при таких заходах в каждом из морских портов таможенными постами совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на единую таможенную территорию ТС и их убытием с этой территории, в соответствии с главами 23 и 24 Таможенного кодекса ТС. Перемещение товаров морским судном из предыдущего морского порта в следующий морской порт захода осуществляется без их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

В случае последовательного перемещения иностранных товаров, перевозимых морскими судами, в два и более морских порта РФ без пересечения ими государственной границы РФ, в первом морском порту захода таможенными органами совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на единую таможенную территорию ТС, а иностранные товары, перевозимые морскими судами и предназначенные для выгрузки во втором и последующих морских портах на территории РФ, а также в последующем морском порту государства, не являющегося членом ТС, перемещаются во второй и последующие морские порты РФ в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. При этом перевозка осуществляется без применения мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, представление электронных копий транзитных деклараций не требуется, подтверждение о прибытии транспортного средства таможенным органом не оформляется.

 

Внутрипортовая логистика

Современный морской порт — это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, – встраивая их в международные транспортные коридоры.

Формула международного транспортного коридора достаточно проста: расстояние + инфраструктура + технология. То, как повезут грузы – коротким, но малоудобным путем или более длинным, но зато более комфортным – зависит от четкости алгоритма действий всех участников логистической цепочки при перегрузках с одного вида транспорта на другой, в том числе и от того, как долго товары находятся в порту.

Налаженное комплексное взаимодействие таможенников и морских перевозчиков, предоставление предварительной информации о грузах позволило взяться за оптимизацию всех операций с товарами, начиная от прибытия в порт до момента отгрузки из порта.

Дальневосточное таможенное управление на базе таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни провело эксперимент, целью которого было сокращение времени пребывания контейнеров в порту.

В декабре 2012 года был проведен анализ, в ходе которого выяснялись факторы, от которых зависит время нахождения груза в порту, определялись временные затраты на разных этапах: до декларирования –  декларирование – после декларирования. В результате было установлено, что большую часть времени – 91% – товары находятся в порту до и после декларирования. Значит, именно эти промежутки и являются резервами, позволяющими сократить временные затраты. Продолжительность этих этапов напрямую зависит от деятельности экспедиторов, декларантов, сотрудников терминала, перевозчиков, осуществляющих как ввоз товаров в порт, так и вывоз их из порта, а также от организации документооборота и взаимодействия всех участников технологического процесса перевалки грузов.

В январе 2013 года начался эксперимент по оптимизации сроков пребывания на территории порта товаров, перемещаемых в контейнерах. В среднем грузы находились в порту в течение 14 дней до начала эксперимента. Эта цифра и стала точкой отсчета. Контейнерный терминал ООО «Восточная стивидорная компания» и перевозчик, филиал ОАО «РЖД» ДВЖД, наладили взаимодействие при оформлении железнодорожной накладной в электронном виде с использованием системы ЭТРАН. Меры, предпринятые Дальневосточным таможенным управлением, а также согласованная деятельность терминала, ДВЖД и экспедиторов-декларантов привели к устойчивому снижению времени пребывания грузов в порту.

К апрелю 2013 года интервал между ввозом и вывозом товаров из порта составил 8,89 суток, что на 30% меньше, чем было до наведения порядка. Замеры, сделанные в июне и первой половине июля, позволяют прогнозировать, что в дальнейшем отправка грузов будет проходить еще быстрее.

Предварительное декларирование – один из инструментов, сокращающих сроки пребывания товаров в порту. Внедрение новой практики позволяет завершить проверку сведений, заявленных в декларации, к моменту, когда товары прибыли в порт и уже может быть принято решение об их выпуске из порта, при условии что они не признаны рисковыми и не подлежат фактическому контролю. В этом случае перевозчику не нужно размещать груз на временное хранение – и товары могут продолжить путь с палубы на рельсы до места доставки.

Участники бизнес-сообщества быстро оценили все преимущества, которые они получили от объединения усилий таможни, железной дороги и терминала, и за полгода количество предварительно поданных деклараций на товары увеличилось в 14 раз.

Результаты совместной работы ФТС России и ОАО «РЖД» получили высокую оценку и на прошедшем в июле этого года совещании у Первого заместителя председателя Правительства РФ И.И.Шувалова, на котором было признано возможным распространять результаты эксперимента на другие морские пункты пропуска через государственную границу РФ.

Совершенствование таможенного администрирования создает условия как для увеличения грузооборота в отдельно взятом порту, так для и повышения конкурентоспособности российских морских портов в целом. Ожидаемым макроэкономическим эффектом от гармонизации таможенных технологий может стать дальнейшее развитие международного транзита товаров через территорию Российский Федерации по международным транспортным коридорам.

 

Морские порты №7 (2013)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ