Порты Крыма: состояние и перспективы

Морские порты
Порты Крыма: состояние и перспективы

С принятием Крыма в состав России наша страна получила в распоряжение пять новых морских портов – Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинский. Государственная стратегия дальнейшего развития этих портов пока не определена – работа в этом направлении только началась. Вместе с тем, очевидно, что новый статус крымских портов не только создаст для них самих новые условия работы и изменит приоритеты их развития, но и заставит пересмотреть транспортную стратегию всего Азово-Черноморского бассейна.

Галина Музлова

Портовая составляющая морского транспорта Крыма представлена пятью портами в городах Феодосия, Керчь, Евпатория, Ялта и Севастополь. Преимущественно это морские торговые порты, но в Севастополе и Керчи также есть морские рыбные порты. Имущественные комплексы этих предприятий сегодня национализированы, переданы в собственность Республики Крым, в собственность специально созданного государственного предприятия «Крымские морские порты».

Согласно официальной статистике Администрации морских портов Украины, суммарный грузооборот пяти морских портов Крымского полуострова в 2013 году составил 11,3 млн тонн, что эквивалентно 8% грузооборота морских портов Украины и 2% грузооборота морских портов России.

Наиболее значительными мощностями по перевалке грузов обладают Керчь и Севастополь: в 2013 году на них приходилось почти 70% грузооборота портов полуострова. Что касается динамики грузооборота этих портов в 2012-2013 годах, то она была в основном отрицательной, за исключением Евпаторийского порта, который продемонстрировал небольшой рост.

 

Не в авангарде грузовых перевозок

В отличие от давних времен, когда Крым играл важнейшую роль в морских перевозках в Азово-Черноморском бассейне, порты республики в составе СССР, а затем Украины не были приоритетными в плане развития грузовых перевозок. В советское время в главном «курорте» страны акцент делался на сегменте пассажирских перевозок (были построены морские вокзалы, запущены регулярные рейсы пассажирских судов в порты Украинской ССР и союзных республик, имевших выход к Черному морю), а также на военно-морском флоте, базировавшемся в Севастополе.

В постсоветское время пассажирские морские перевозки на Черном море и в России, и в Крыму фактически перестали существовать. Пассажирооборот в Крыму сократился на порядки: например, в порту Евпатория внутренние пассажирские перевозки снизились более чем в 5 раз, и развитие грузоперевозок опять же не получило существенных стимулов к развитию.

В масштабах СССР главный акцент когда-то был сделан на развитии портов Одесса, Ильичевск и Николаев, которые после развала Союза стали «морскими воротами» Украины, а порты Крыма снова оказались на втором плане. Не помогла им ни принятая на государственном уровне в 2006 году «Программа развития национальной сети международных транспортных коридоров в Украине на 2006-2010 года», ни региональные программы экономического развития Автономной республики Крым (АРК).

Как считают украинские эксперты, низкая эффективность реализации программ была обусловлена недостаточным притоком инвестиций, связанным с неблагоприятным инвестиционным климатом и АРК, и Украины в целом.

 

Изменение грузопотоков

В 2013 году на транзит, который составляли в основном российские грузы, приходилось 43% грузооборота крымских портов. Половина транзитных грузов полуострова шла через Керчь (транзит составлял 87% грузооборота порта), куда удобно подвозить грузы по Керченской паромной переправе, либо перегружать на рейде с малотоннажных судов на более крупные.

Существенная доля транзитных грузов была характерна и для порта Феодосия (78%). Севастополь, наоборот, ориентировался в основном на украинский экспорт (90% грузооборота), а в Ялтинском порту весь грузооборот формировали каботажные (внутренние) перевозки.

Сложившиеся различия в структуре грузопотоков существенно повлияют на дальнейшее развитие этих портов. Поскольку с присоединением Крыма российский транзит крымских портов автоматически становится российским экспортом, то можно предположить, что грузооборот Керчи и Феодосии пострадает в меньшей степени, тогда как Севастополь будет вынужден существенно изменить структуру грузов. Эти изменения будут продиктованы прежде всего стремлением Украины перевести свои экспортные грузы в собственные порты.

Такая тенденция уже обозначилась в сегменте зерновых грузов: с марта 2014 года Украина приостановила отправки зерна через крымские порты и заявила о намерении в самое ближайшее время перераспределить эти грузопотоки на Николаев, Херсон и порты Азовского моря.

Помимо этого изменения в структуре грузооборота будут происходить и под влиянием новых условий доставки грузов, идущих с материковой Украины – как транзитных, так и внутренних. Уже сейчас эксперты прогнозируют рост стоимости доставки этих грузов в Крым из-за появления таможни, увеличения сроков прохождения границ, роста тарифов на железнодорожные перевозки и других факторов – вплоть до возможных целенаправленных действий Украины по снижению конкурентоспособности портов полуострова административными действиями и тарифной политикой.

«Перевозчики опасаются ужесточения мер со стороны Украины по транзитным грузам и заранее страхуются, – говорит Евгений Пятачев, начальник администрации Евпаторийского морского порта. – Так, уже в марте перевозчики, которые долгое время работали через порт Евпатория, начали переговоры о возможностях перевалки грузов с портами континентальной Украины – Скадовском и Ильичевском».

Невольно возникает аналогия с удорожанием доставки грузов в порт Калининград по причине особых условий транзита через Литву и, как следствие, снижением конкурентоспособности этого порта по сравнению с другими российскими портами Балтийского моря. Однако в отличие от Калининграда, в порты Крыма грузы могут доставляться и другим путем, минуя территорию другого государства – через Керченский пролив.

 

Мост преткновения

В настоящее время доставка грузов на полуостров происходит с помощью паромной переправы, что ограничивает рост грузопотока по этому маршруту, а следовательно, и возможности развития портов в новых условиях. Получается, что портовые мощности Крыма будут актуальными для России лишь при условии развития современного переправочного комплекса через Керченский пролив.

«Неважно, будет это мост или подводный туннель, главное, чтобы между Крымом и Кавказом появилось сообщение с более мощной подходной железной дорогой, – говорит руководитель проектов ООО «Морское строительство и технологии» Софья Каткова. – Если будет обеспечена необходимая пропускная способность для грузов, то будут прирастать, развиваться и перевалочные мощности в портах Крыма».

По словам эксперта, на сегодняшний день железнодорожная линия, ведущая из Краснодара к портам Таманского полуострова, выглядит лучше всех остальных транспортных линий южного направления, и это уже хороший задел для развития портов Крыма. Осталось только обеспечить достаточную мощность железнодорожных подходов к крымским портам.

«На сегодняшний день практически нет сомнений, что это будет сделано в самое ближайшее время», – убеждена С.Каткова.

Судя по активизации подготовки к строительству перехода через Керченский пролив на высшем государственном уровне, сомнений в реализации проекта, который до этого несколько лет лишь обсуждался, на сегодняшний день, действительно, почти не возникает. Уже определен подрядчик на разработку ТЭО и инженерные изыскания, заявлена готовность выделить необходимые средства на строительство перехода из госбюджета (порядка 50 млрд рублей). Если всё пойдет, как запланировано, то строительство моста начнется в 2015 году.

Вместе с тем, некоторые сомнения у экспертов вызывает заявляемый сегодня Минтрансом России период строительства моста – от 2 до 3,5 лет. «Реализация проектов такого масштаба подобна беременности – есть процессы, рассчитанные на определенный срок, которые никак нельзя физически обойти или ускорить, – объясняет Александр Головизнин, директор направления «Логистические и аналитические исследования» ООО «Морстройтехнология».

По его оценкам, нормальный (в данном случае – максимально быстрый) срок от начала проектирования до ввода в эксплуатацию моста через Керченский пролив составит 5 лет, а при личном контроле представителей высших органов власти – 4 года.

«За это время действующие терминалы портов Крыма, в частности, Севастополя, с большой вероятностью потеряют украинские грузы (или, по крайней мере, их значительную часть), что вряд ли пойдет на пользу дальнейшему развитию этих мощностей», – полагает А.Головизнин.

Впрочем, есть и другое мнение. Так, Александр Васильев, директор по науке Института исследований мостов и других инженерных сооружений (ИМИДИС), полагает, что построить мост через Керченский пролив в указанные сжатые сроки при наличии сил, средств и необходимого финансирования вполне реально. «У России уже есть опыт быстрого строительства мостов. В частности, Русский мост, который по конструкции гораздо сложнее будущего моста через Керченский пролив, был построен менее чем за 4 года», – говорит А.Васильев.

По его прогнозам, около года займет стадия проектирования, и от 2 до 3 лет – в зависимости от того, какая инженерная конструкция моста будет выбрана – непосредственно стадия строительства. А при условии начала строительства до завершения проектных работ, что в настоящее время практикуется довольно часто, срок реализации данного проекта можно дополнительно сократить.

 

Будущее развитие – за счет российских грузов и инвестиций

Окончательные сроки строительства моста через Керченский пролив будут ясны к ноябрю 2014 года (на этапе завершения разработки ТЭО), и пока этот объект нельзя рассматривать как стимул для развития портов полуострова. Но уже сегодня представители крымских портов видят другие благоприятные факторы для развития портовых мощностей. Это, в частности, ожидаемый приток российских инвестиций и появление более прозрачных условий хозяйствования.

По мнению начальника администрации Евпаторийского морского порта Евгения Пятачева, порт Евпатория получит возможности для развития сразу по нескольким направлениям. Во-первых, появится возможность увеличить грузооборот. Сейчас этот порт специализируется на перевалке автотранспорта, который перевозится судами типа ро-ро: в 2013 году через Евпаторию прошла практически половина украинского грузопотока автотранспорта, порт стал лидером страны в этом сегменте. По итогам прошлого года загрузка по судам типа ро-ро была близка к максимуму: порт обработал 903 тыс. тонн грузов (22-23 судна в месяц), в то время как максимальная мощность составляет 1-1,1 млн тонн.

«Дальнейшее увеличение грузопотока по этому виду грузов в последнее время сдерживали технические возможности порта – особенности причала позволяли принимать единовременно только одно судно, – объясняет Е.Пятачев. – Однако в составе «Росморпорта» мы получим возможность провести дноуглубительные работы, что позволит задействовать еще один причал и принимать одновременно 2 судна, а это даст рост грузооборота на 40-50%, то есть до 1,5 млн тонн в год».

Во-вторых, Евпатория рассчитывает на возобновление добычи песка на озере Донузлав. Добыча песка велась в порту много лет и в отдельные годы достигала показателя 1 млн тонн. Песок высокого качества был основным грузом порта и приносил ему до 80% годового дохода. Два года назад добыча песка была приостановлена по причинам, не связанным с бизнесом. По мнению начальника администрации порта, сейчас у Евпатории появился шанс вновь получить разрешение на этот вид деятельности и возобновить работу в этом направлении.

В-третьих, порт рассчитывает на то, что проект по переводу грузового потока из Евпаторийского морского торгового порта на косу Южное озеро Донузлав, который много лет лишь обсуждался, в новых условиях, наконец, будет реализован. «Мы предполагаем, что на озере Донузлав будет создан большой современный комплекс, который будет включать контейнерный терминал и терминал ро-ро. Для этого необходимы инвестиции, и сейчас есть основание полагать, что к нам они могут прийти», – говорит Е.Пятачев.

Этот проект позволил бы высвободить причалы в Евпатории для пассажирских перевозок, объем которых, тоже может возрасти – в-четвертых. Сейчас пассажиропоток в  Евпатории составляет 50-60 тыс. человек за сезон, но, по мнению начальника администрации порта, его вполне возможно увеличить до 100 тыс. человек, и этому будет способствовать механизм государственно-частного партнерства.

«В предыдущие годы не было возможности развития государственно-частного партнерства в этом направлении. Суда неоднократно пытались передать в чартер, но для этого требовалось согласование с Министерством инфраструктуры в Киеве, которое невозможно было получить. Сейчас взаимодействовать с частными партнерами будет проще, появится возможность улучшить состояние судов, а значит, увеличить перевозки пассажиров», – поясняет Е.Пятачев.

 

Пересмотреть транспортную стратегию всего региона

Безусловно, превращение портов Крыма из украинских в российские неизбежно отразится и на развитии портов Краснодарского края. Например, из-за появления прилегающей российской территории с дополнительными газовыми терминалами существенно изменится положение порта Тамань. Если раньше этот порт был единственным на Черном море, переваливающим сжиженный газ, то сейчас помимо него на российской территории оказалось ещё 4 терминала в порту Керчь, ориентированные на казахский и российский транзит газа.

«Новый статус портов Крыма усиливает конкуренцию в сегменте перевалки сжиженного газа между портами юга России, но одновременно увеличивает общие мощности по перевалке газа на южном направлении. В целом всё это можно рассматривать как позитивный допинг для развития этого сегмента», – считает С.Каткова.

В новых условиях ЗАО «Таманьнефтегаз», скорее всего, придется пересмотреть стратегию развития своего газового терминала. «Ранее компания декларировала планы по установке изотерм, организации дополнительного вида хранения газа в порту и даже, пользуясь монопольным положением, планировала совместить перевалку газа и его продажу зарубежным потребителям. Очевидно, что сейчас эти планы придется существенно корректировать», – отмечает эксперт.

Конечно, речь идет не только о стратегиях частных компаний, но и о стратегии государства. В марте Минтранс России уже озадачился вопросом интеграции транспортной системы полуострова в российскую и с этой целью организовал работу специальной делегации в Крыму.

Как пояснили в Минтрансе, речь пока идет о формировании нормативных правовых основ функционирования транспортного комплекса полуострова, и до решения всех юридических вопросов, связанных с вхождением Крыма в состав России, комментарии по экономическим вопросам преждевременны.

Однако уже сегодня очевидно, что появление новых портов в составе России заставит профильные министерства и ведомства не только выработать стратегию развития этих портов, но и пересмотреть существующую стратегию развития всего транспортного комплекса Азово-черноморского региона страны.

Какие преимущества в развитии получат порты Крыма по сравнению с другими портами Азово-Черноморского бассейна России, во многом будет зависеть именно от стратегии государства. «Сейчас существенных стратегических преимуществ у Севастополя по сравнению с российскими черноморскими портами не наблюдается, но при большом желании государство может создать их искусственно, опять же, после того, как будет построен мост через Керченский пролив, – рассуждает А.Головизнин. – Например, можно дать исключительный железнодорожный тариф, обнулить налоги, обнулить портовые сборы или даже доплачивать стивидорам и/или грузовладельцам».

По мнению эксперта, в связи с этим для некоторых ближайших к Крыму портовых проектов даже может возникнуть политическая угроза. «Какие-то проекты могут быть отложены, а деньги могут быть волюнтаристски перенаправлены на транспортные проекты в Крыму», – считает А.Головизнин.

По предварительным расчетам Торгово-промышленной палаты (ТПП), на реконструкцию морских портов Крыма потребуется $1,77 млрд, в том числе на вывод грузовой части Евпаторийского морского торгового порта за пределы города придется потратить $1,04 млрд.

ТПП свои расчеты комментировать отказалась, но судя по всему, эти суммы включают минимальную реконструкцию и не предполагают какого-то значительного расширения мощностей этих портов. Вырасти на порядок порты Крыма имеют шанс разве что при поддержке иностранных инвесторов, например, китайских, которые незадолго до начала событий на Украине успели подписать с украинскими властями меморандум о сотрудничестве в реализации проекта строительства глубоководного порта в Крыму в районе города Саки, а также в реконструкции рыбного порта в Севастополе и создании зоны экономического развития высокотехнологичной индустрии.

После обнародования намерений проект подвергся критике, а сейчас и вовсе находится под вопросом, поскольку требует новых переговоров – уже с российской стороной. Впрочем, в свете произошедшего с Крымом перспектива строительства Китаем глубоководного порта уже кажется маловероятной, поскольку российские инвестиции в Крыму будут носить не только коммерческий, но и идеологический характер.

 

Морские порты №2 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Медпункты на автовокзалах станут необязательными

Медпункты на автовокзалах станут необязательными В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.11.2018 N 1342«О внесении изменения в пункт 2...

XVI Международная Конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»

XVI Международная Конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» 5 декабря 2018 года в г. Москве состоится  XVI Международная Конференция «Рынок транспортн...

Российская экономика

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском Об этом сообщил генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Дмитрий Агеев на конференции «Освоение а...

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе 5 декабря в отеле InterContinental состоится 13-я ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шел...

Транспортная политика

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб.

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб. Развитие Московского транспортного узла вошло в комплексный план развития магистральной инфраструкту...

Морские порты

Мурманский морской торговый порт соответствует международной системе экологического менеджмента

Мурманский морской торговый порт соответствует международной системе экологического менеджмента Для получения сертификата соответствия на предприятии был внедрен ряд инноваций.

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска С 8 часов начался налив, отставание от графика - одна позиция. Вновь ухудшение погоды прогнозируют н...




Морской транспорт

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого»

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого» Компания «Мостурфлот» продолжает переговоры с иранской стороной о возможности заходов головного круи...

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером Фрегат ВМС Норвегии «Хельге Ингстад», столкнувшийся в минувший четверг с мальтийским танкером «Сола ...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Запуск платной трассы М-11 отложили до сентября 2019 года

Запуск платной трассы М-11 отложили до сентября 2019 года Движение по трассе М-11 «Москва - Санкт-Петербург» планируется запустить в сентябре 2019 года, сообщ...

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года Выбор объектов для реализации нацпроекта по региональным автодорогам осуществлялся по принципу отбор...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...