Рейс длиною в 50 лет

Морской транспорт
Рейс длиною в 50 лет

20 января 2017 года исполняется 50 лет со дня основания Новороссийского морского пароходства. Сегодня компания носит название ПАО «Новошип» и входит в состав группы «Совкомфлот», при этом сохраняет верность традициям и приумножает накопленный за полвека опыт.

Серафима Шукшина

Моряки российского танкерного флота неизменно чтят морские традиции, основы которых были заложены на Черном море в далеком 1885 году, когда парусный танкер «Свет» дедвейтом 1,7 тыс. тонн вышел в свой первый рейс с грузом сырой нефти. Тогда жители небольшого приморского городка Новороссийск не могли себе представить, что ему суждено стать танкерной столицей России. Окончательно этот титул закрепился за городом в середине XX века после завершения строительства специализированной нефтегавани Шесхарис, связанной мощным нефтепроводом с месторождениями Западной Сибири.

В тот период расширение внешнеэкономических связей СССР потребовало очередной реорганизации системы управления морской отраслью. Начало было положено 20 апреля 1964 года, когда в Новороссийск из Одессы перевели Управление нефтеналивного флота Черноморского морского пароходства. Официальным днем рождения Новороссийского морского пароходства считается 20 января 1967 года, когда был издан приказ Министерства морского флота о выделении Управления из состава ЧМП. На его балансе тогда числилось 115 танкеров общим дедвейтом около 5 млн тонн. Благодаря этому историческому шагу были упрочены позиции нашей страны в мировом судоходстве, удалось сохранить и приумножить основное ядро советского танкерного флота и создать мощную морскую инфраструктуру в Черноморском бассейне. Тогда пароходство было создано на бумаге, но талант, трудолюбие и настойчивость прибывших из Одессы первопроходцев позволили превратить его в крупнейшую танкерную компанию страны, позже получившую имя «Новошип».

Градообразующая роль

С момента своего основания Новороссийское морское пароходство играло и продолжает играть определяющую роль в социально-экономическом развитии города и региона.

Ему были подчинены Новороссийский, Туапсинский и Сочинский порты с портопунктами в Анапе и Геленджике, Новороссийский и Туапсинский судоремонтные заводы, новороссийское морское агентство «Трансфлот», машиносчетная станция. В 60-70-е годы в его состав вошли Дворец культуры моряков, межрейсовая база отдыха моряков «Бригантина», филиалами которой стали гостиница «Моряк» и летняя база отдыха. Была открыта туристическая база НМП в поселке Дюрсо, открылось несколько детских садов для детей работников пароходства, начала работу мореходная школа.

Новороссийское морское пароходство первым в СССР приступило к эксплуатации супертанкеров типа «Крым» грузоподъемностью 150 тыс. тонн – гордости отечественного судостроения. В 80-е годы НМП начало эксплуатацию сухогрузных судов. Экипажи работали во время Карибского кризиса, выполняли рейсы на Кубу и в воюющий Вьетнам. Флот пароходства насчитывал более 140 танкеров 22 типов суммарным дедвейтом 5 млн тонн, а количество работников превышало 20 тыс. человек.

Параллельно новый импульс к развитию получил и город. Инфраструктура Новороссийска пополнялась объектами здравоохранения, производственной и социальной сферы, было построено Новороссийское высшее инженерное морское училище, ныне Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Проверка на прочность

В 1992 году Новороссийское морское пароходство было зарегистрировано как акционерное общество открытого типа – АООТ «Новошип». Те годы стали суровой проверкой предприятия на прочность. Несмотря на тяжелую ситуацию в российской экономике, компании удалось не только сохранить свои позиции на мировом рынке транспортных услуг, но и упрочить их по целому ряду направлений. Так, удалось реализовать первый этап программы обновления флота – в состав вошли семь танкеров-продуктовозов типа «Трогир», шесть транспортных судов и одно вспомогательное.

В дальнейшем пароходство успешно реализовало программу обновления флота, рассчитанную на 1995-2000 годы. За это время удалось фактически создать новую судоходную компанию и построить 24 современных судна суммарным дедвейтом 1,2 млн тонн.

Период устойчивого развития

Начало нового века стало периодом устойчивого развития компании. Уже к концу 2006 года флот ОАО «Новошип» состоял из 62 судов суммарным дедвейтом 3,8 млн тонн и средним возрастом 10 лет. По статистике международных исследовательских институтов, ОАО «Новошип» входило в двадцатку крупнейших судоходных компаний мира.

В 2007 году произошла консолидация двух ведущих судоходных предприятий страны – ОАО «Новошип» вошло в состав группы компаний «Совкомфлот». В России появилась судоходная компания с объемом продаж более миллиарда долларов, входящая по дедвейту в пятерку крупнейших танкерных компаний мира и обладающая мощнейшим инвестиционным, техническим и кадровым потенциалом. Это событие усилило позиции российского торгового флота и помогло группе СКФ преодолеть затяжной сложный период в мировой экономике.

День сегодняшний

Сегодня ПАО «Новошип» – это надежный партнер, обеспечивающий безопасную и эффективную перевозку грузов морским путем. Созданная на его базе «СКФ Менеджмент Сервисиз (Новороссийск)» отвечает за техническую эксплуатацию значительной части флота группы СКФ, отвечая требованиям крупнейших фрахтователей с мировым именем. Компания стала продолжателем лучших традиций и практик, которые были наработаны в Новороссийском пароходстве за 50 лет его истории.

За полвека менялись технические стандарты и конвенционные требования, состав флота и география его работы, организационно-правовая форма. Неизменным оставалось главное – высокий профессионализм капитанов, экипажей судов и береговых работников, их преданность своему делу. Все это 50 лет работает на репутацию «Новошипа». И пусть нет уже того НМП, о котором вспоминают ветераны, но есть успешная стабильная компания – часть большого целого, – которая продолжает строить свою историю, храня традиции и помня тех, кто стоял у ее истоков.

Датой начала перевозок нефти отечественными судами на Черном море можно считать 1885 год – именно тогда был введен в эксплуатацию первый танкер «Свет» грузоподъемностью 1700 тонн, заказанный в Швеции фирмой «Товарищество братьев Нобель». В 1890 году «Свет» совершил три загранрейса: два из Филадельфии в Роттердам и один из Нью-Йорка в Италию. Вскоре на воду был спущен еще один танкер – «Луч» грузоподъемностью 1600 тонн. Это положило начало российскому танкерному флоту на Черном море.

Шли годы, пароходных агентств в Новороссийске становилось все больше: к 1904 году их было уже семь. Число заходящих в порт судов росло быстрыми темпами. Далее свои коррективы внесли политические события в стране и в мире. Лишь с 1922 года началось восстановление торгового флота, понесшего значительные потери в годы Первой мировой войны. За годы первой пятилетки удалось значительно увеличить торговый флот Черноморского бассейна и реформировать центральный аппарат управления.

В 1932 году ЦИК СССР утвердил образование двух всесоюзных объединений – «Совторгфлота» для внешних перевозок и «Морфлота» для внутренних. Тогда же было принято решение о создании нового пароходства на Черном море – «Совтанкера». До начала Великой Отечественной войны флот «Совтанкера» насчитывал более 20 судов. В результате послевоенных реорганизаций было проведено укрупнение пароходств, и «Совтанкер» вошел в состав Черноморского морского пароходства.

Уважаемые коллеги, друзья! Дорогие ветераны!

20 января 2017 года исполняется 50 лет со дня основания Новороссийского морского пароходства. От имени совета директоров ПАО «Новошип» и правления ПАО «Совкомфлот» поздравляю вас с этим знаменательным событием, важным не только для нашей группы компаний, но и для всего российского морского сообщества!

Новороссийское морское пароходство строилось на фундаменте вековых традиций эксплуатации танкеров в Черноморском бассейне. С тех пор, как в 1885 году российский танкер «Свет» отправился в рейс по Черному морю, за кормой остались сотни тысяч морских миль, сменилось несколько поколений моряков, и каждое предыдущее передавало своим последователям знания, опыт, любовь к морю и морскому делу.

В суровые военные годы суда «Совтанкера» перевозили грузы для фронта, участвовали в легендарных арктических конвоях. После войны, наладив мирную жизнь, моряки-танкеристы восстанавливали работу флота, осваивали технически более совершенные суда, новые маршруты перевозки нефти и нефтепродуктов.

Когда в 1964 году Управление нефтеналивного флота Черноморского морского пароходства перевели из Одессы в Новороссийск, потребовалось оперативно наладить работу предприятия, обеспечить его квалифицированными кадрами, консолидировать организации морского профиля в регионе. С этой задачей блестяще справился Орест Александрович Сычеников. Именно под его руководством пароходство вышло в лидеры не только по размерам флота, но и по объему перевозок и всего через четыре года после своего основания было награждено орденом Октябрьской Революции.

В последующие годы предприятие сохранило заданный темп развития. Укреплялся авторитет советского танкерного флота на международном рынке транспортных услуг, шло активное освоение специализированного крупнотоннажного флота.

Это была эпоха легендарных людей, среди них бессменный на протяжении 30 лет главный инженер Леонид Константинович Крыштын и начальник службы безопасности мореплавания Герой Социалистического Труда Геннадий Николаевич Федченко, прославленные флагманские капитаны Корней Кононович Третьяков, Александр Иванович Косилов, Петр Григорьевич Усачев – представители целого поколения профессионалов высочайшего класса, моряков, искренне любивших свою профессию, настоящих патриотов своей Родины.

За свою историю «Новошип» успешно преодолел немало «штормов». Наиболее сложными были 80-е и 90-е годы прошлого века. В то время начальником Новороссийского пароходства был Леонид Иванович Лоза, который оставался у штурвала компании почти 15 лет. Его ответственные и профессиональные действия позволили сохранить предприятие, приумножить флот, наладить эффективную работу в условиях открытой конкуренции. На юге России сформировалась уникальная современная профессиональная школа, которая легла в основу лидерства «Новошипа» на глобальном танкерном рынке.

Мы гордимся тем, что накопленные знания и опыт продолжают работать на благо отечественной транспортной отрасли. В результате консолидации активов «Совкомфлота» и «Новошипа» возникла крупнейшая судоходная компания России, один из мировых лидеров по морской транспортировке углеводородов, обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа, отвечающая требованиям самых взыскательных международных фрахтователей.

Объединение компаний было крайне своевременным и позволило успешно преодолеть одну из наиболее затяжных рецессий в новейшей истории танкерного бизнеса, когда многие наши конкуренты оказались финансово несостоятельными и были вынуждены реструктурировать свой бизнес.

Войдя в состав группы компаний «Совкомфлот», «Новошип» дал мощный импульс развитию всего предприятия. Работая как одна команда, мы освоили технологии транспортировки сжиженного газа, приступили к эксплуатации челночных танкеров для перевозки нефти в Арктике, ледокольных судов снабжения добывающих платформ и морской геофизической разведки, расширили участие в обслуживании крупных энергетических проектов в России и за ее пределами. При этом дедвейт нашего флота вырос с 8,5 до 13 млн тонн.

От имени совета директоров ПАО «Новошип» выражаю благодарность клиентам и партнерам компании за высокое доверие и многолетнее взаимовыгодное сотрудничество. Уверен, что и далее мы будем соответствовать вашим ожиданиям и наиболее высоким отраслевым требованиям.

За высокой репутацией «Новошипа» стоит безаварийная работа флота. Это результат усилий наших моряков – капитанов и старших механиков, штурманов и инженеров, донкерманов, боцманов и матросов, а также сплоченной и нацеленной на успех береговой команды. Руководство группы компаний выражает благодарность всему коллективу предприятия, а также нашим уважаемым ветеранам за многолетний труд в море и на берегу на благо российского морского флота. Ваши знания, энергия и приверженность профессии способствуют поддержанию его конкурентоспособности на международном рынке.

Сегодня перед группой компаний стоят серьезные стратегические цели. Предстоит укрепить позиции в традиционных сегментах нашей деятельности и продолжить развитие компетенций по новым направлениям работы. Безусловно, опыт эксплуатации конвенционального танкерного флота, накопленный в Новороссийске – танкерной столице России, поможет нам сделать это с максимальной эффективностью.

Сергей Франк, Генеральный директор ПАО «Совкомфлот», председатель совета директоров ПАО «Новошип»

Морские вести России №1 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Боеприпасы времен Великой Отечественной войны нашли у причала в порту Феодосия

Боеприпасы времен Великой Отечественной войны нашли у причала в порту Феодосия У причала № 14 порта Феодосия при проведении водолазного обследования водолазами Росгвардии &nb...

Две команды СГУВТ заняли призовые места на региональном чемпионате молодых речников

Две команды СГУВТ заняли призовые места на региональном чемпионате молодых речников Курсанты ФГБОУ «Сибирский государственный университет водного транспорта» из Новосибирска, Омска, Ус...

Российская экономика

Первый за 12 лет плавкран заложен на Севастопольском морском заводе

Первый за 12 лет плавкран заложен на Севастопольском морском заводе Первый за последние 12 лет плавучий кран торжественно заложен на Севастопольском морском заводе, явл...

Виктор Олерский: Основная деятельность в Арктике будет тяготеть к ресурсной базе

Виктор Олерский: Основная деятельность в Арктике будет тяготеть к ресурсной базе Глава Росморречфлота Виктор Олерский рассказал в интервью «Коммерсанту» как будут реализованы вызвав...

Транспортная политика

Предложение по Севморпути можно реализовать на год - эксперт

Предложение по Севморпути можно реализовать на год - эксперт Госдума рассматривает законопроект, согласно которому суда, идущие под российским флагом, получат ис...

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Морские порты

Определен генподрядчик строительства международного морского терминала в Калининградской области

Определен генподрядчик строительства международного морского терминала в Калининградской области 22 ноября по итогам конкурса с ограниченным участием определен генеральный подрядчик для строительст...

Морской порт Санкт-Петербург расширил перечень операций с контейнерами

Морской порт Санкт-Петербург расширил перечень операций с контейнерами С 24 ноября 2017 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) значи...




Морской транспорт

МСПЦ Певек закрывается на зиму

МСПЦ Певек закрывается на зиму МСПЦ Певек с 24 ноября закрыт на зимний период 2017-2018 г.г. Поисково-спасательный район передан по...

Правительство Камчатки купит семь судов для регионального транспортного сообщения

Правительство Камчатки купит семь судов для регионального транспортного сообщения Правительство Камчатского края приобретет четыре самоходные баржи и три судна на воздушной подушке д...

Речной транспорт

Главгосэкспертиза России одобрила первый этап проекта строительства Багаевского гидроузла

Главгосэкспертиза России одобрила первый этап проекта строительства Багаевского гидроузла Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по первому этапу проекта строительства Бага...

Завершена навигация на водных путях Беломорско-Онежского бассейна

Завершена навигация на водных путях Беломорско-Онежского бассейна На внутренних водных путях Беломорско-Онежского бассейна завершилась навигация 2017 года. По сравнен...

Ж/Д транспорт

Власти Крыма предложили соединить Крымский мост с Симферополем новой железной дорогой

Власти Крыма предложили соединить Крымский мост с Симферополем новой железной дорогой Власти Республики Крым предложили построить на полуострове новую железную дорогу протяженностью 215 ...

ФАС предлагает лишить РЖД права повышать грузовые тарифы в рамках тарифного коридора

ФАС предлагает лишить РЖД права повышать грузовые тарифы в рамках тарифного коридора ФАС предлагает установить максимальный повышающий коэффициент к тарифам на услуги железнодорожного т...

Авто транспорт

Автоподход к Крымскому мосту готов на 65%

Автоподход к Крымскому мосту готов на 65% Готовность автоподхода к Крымскому мосту, который свяжет Крымский полуостров с материковой частью Ро...

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...