Казахстанский уголь прорывается к морю

Логистика
Казахстанский уголь прорывается к морю

Межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном по перевозке и перевалке казахстанского угля, принятие которого затянулось с конца прошлого года, обяжет российских стивидоров переваливать уголь из соседней страны, несмотря на ограниченность собственных угольных портовых мощностей, имеющиеся контрактные обязательства и дефицит провозной способности железных дорог в дальневосточном регионе.

В ходе работы над межправсоглашением Казахстан жестко поставил перед Россией требование гарантий перевалки своего угля через морские порты РФ в объеме около 17 млн тонн до 2020 года, или 10% от российской перевалки угля. При этом казахстанская сторона претендует на преимущественный доступ к угольным терминалам в портах Усть-Луга, Высоцк, Восточный и Тамань в пределах до 50% мощностей этих портов. Вопрос проработки соглашения и урегулирования обозначенных объемов и направлений транзитных перевозок с российской стороны возложен на Минтранс России.

Элеонора Григорьева

Мечты сбываются?

Казахстан богат минеральными ресурсами. В недрах страны только угля залегает 25,6 млрд тонн, что составляет 2,2% мировых запасов этого вида топлива (8-е место в мире). В 2017 году в Казахстане было добыто 111,1 млн тонн угля, его экспорт составил 29,3 млн тонн.

Как отмечают эксперты, перевод многих мегаполисов с угля на газ уже в ближайшие годы высвободит значительные объемы добываемого твердого топлива. Ему потребуются новые рынки сбыта. При этом главным покупателем казахстанского угля традиционно является Россия. В 2017 году ее доля в общем объеме экспорта угля из Казахстана составила 81%. Топливо поставлялось на уральские ТЭЦ, а также в адрес перекупщиков. В основном это были трейдеры, связанные с российскими морскими портами.

В то же время предприятия Казахстана искали возможность осуществления регулярных поставок угля в страны АТР самостоятельно, без участия российских посредников. Сделать это непросто, так как Казахстан не имеет выхода к морю, и для отправки груза в Юго-Восточную Азию его сначала нужно довезти до порта, а это несколько тысяч километров по территории России.

Напомним, что еще шесть лет назад тарифы ОАО «РЖД» на перевозку транзитных грузов значительно превышали расценки на внутрироссийские маршруты транспортировки. И только с 1 января 2013 года в странах единого экономического пространства произошла унификация тарифов. С этого периода у Казахстана появилась возможность вывозить уголь в балтийские и дальневосточные порты примерно с такой же транспортной составляющей, как у предприятий Кузбасса. Но фактически роста экспорта не случилось – сказалось падение рыночных цен на уголь в 2013-2015 годах. В прошлом году ситуация нормализовалась, и казахстанские предприятия вернулись к идее покорения мировых рынков.

В прошлом году из Казахстана через российские порты было экспортировано 7,9 млн тонн угля. Рост к 2016 году составил 265%. В частности, порт Усть-Луга прибавил 29% – через него в страны ЕС отгружался высококачественный уголь с Шубаркольского месторождения. Транзитный уголь также перерабатывался в порту Высоцк, на тихоокеанском побережье – в порту Находка.

В планах Казахстана – кратное увеличение объема вывоза угля за рубеж. Представители железных дорог Республики Казахстан полагают, что за счет внедрения технологии ускоренной перевозки грузов и использования инновационных вагонов c нагрузкой на ось 25 тонн (сейчас 21 тонна) суммарный экспорт может вырасти до 40 млн тонн, из которых значительная часть пойдет на рынки АТР.

Впрочем, наполеоновские планы казахстанской стороны в полном объеме могут и не реализоваться. Дело в том, что российские стивидоры не готовы работать с большими партиями угля из центральноазиатской республики ввиду дефицита мощностей угольных терминалов и недостатка провозной способности железнодорожной инфраструктуры, особенно с учетом строительства новых угольных фабрик, заводов по переработке нефти и газа в регионе и других промышленных предприятий.

Самим мало

Отметим, что инвестиционная активность на тихоокеанском побережье России в последние годы быстро растет. Причем увеличиваются как стивидорные, так и производственные мощности. По данным замминистра Министерства по развитию Дальнего Востока Александра Осипова, перспективная грузовая база в регионе достигает сотни миллионов тонн.

Из наиболее крупных проектов можно выделить разработку Эльгинского угольного месторождения «Мечела» с объемом погрузки на железную дорогу около 25 млн тонн в год (в прош-лом году было добыто 4,3 млн тонн). Комплексы по переработке нефти и газа «Роснефти» и «Сибура» привнесут еще 20 млн тонн. Кроме того, в регионе ожидают роста экспорта деревообработки – это еще порядка 30 млн тонн грузовой базы. И наконец, вывоз из Сибири экспортного зерна увеличит нагрузку на ДВЖД еще на 1-3 млн тонн.

Что касается стивидорных мощностей, то наибольший прирост обеспечит Восточный порт (Приморский край). Уже в следующем году перевалка АО «Восточный порт» увеличится на 20 млн тонн. После запуска третьей очереди крупнейший в России специализированный угольный комплекс сможет перерабатывать 45-50 млн тонн грузов в год. Через него помимо кузбасского угля будет экспортироваться уголь из Монголии. В сентябре прошлого года об этом договорились глава РЖД Олег Белозеров, министр транспорта Максим Соколов и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

Нарастить объемы отгрузки в следующем году также планирует терминал «Дальтрансуголь» компании СУЭК в порту Ванино (Хабаровский край). Его мощность увеличится с 24 млн до 30 млн тонн. Однако стивидоры опасаются, что полностью загрузить мощности не удастся из-за дефицита пропускной способности железнодорожных подходов к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу.

Напомним, что рядом с Ванино строятся несколько новых терминалов: перегрузочный комплекс компании «Сахатранс» (входит в группу «Колмар») на 24 млн тонн (в 2019 году планируется запуск первой очереди на 13 млн тонн), терминал АО «Тувинская энергетическая производственная корпорация» (ТЭПК, принадлежит Руслану Байсарову) на 15 млн тонн и другие. Если все это сложить, то получится потребность в провозной способности на уровне 80 млн тонн, подсчитал директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.

В то же время мощность после реализации проекта расширения Восточного полигона РЖД (БАМа и Транссиба) к 2021 году составит всего 42-43 млн тонн. «Этих объемов будет недостаточно на все строящиеся терминалы», – уверен Д.Илатовский.

Между тем в компании «Колмар» не сомневаются в способности довезти до порта все грузы. Для этого с РЖД у компании было заключено обязывающее соглашение о доставке в порт Ванино необходимых объемов.

Напомним, что в прошлом году Правительство РФ выделило 156 млрд руб-

лей из ФНБ на модернизацию участков БАМа и Транссиба. В «Колмаре» полагают, что по окончании проекта железнодорожники без проблем смогут выполнить все заявки российских грузоотправителей, правда, в компании не уточняют, на каких расчетах основываются.

А как обстоят дела с транзитным углем? Проведенный анализ влияния транзитного угля на работу РЖД и стивидоров показал, что выгоды от этой затеи никто, кроме Казахстана, не получит. По мнению руководителя Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрия Саакяна, так как нагрузка на российскую инфраструктуру возрастет, то от партнеров должны последовать ответные компенсационные меры. Имеются в виду финансовые вливания в железнодорожную инфраструктуру и в стивидорные активы.

Уточним, что ИПЕМ смоделировал экспорт казахстанского угля через порты Усть-Луга, Мурманск и дальневосточные терминалы. Основной вывод исследования – перевозка транзитного угля в дальневосточные порты невозможна, так как данное направление перегружено, и включение новой грузовой базы Республики Казахстан может произойти только после вывода из портов российских объемов. Такое замещение спровоцирует падение доходов ОАО «РЖД». При этом потери ВВП РФ из-за сокращения добычи угля превысят 10 млрд рублей.

Таким образом, транзит угля из Казахстана возможен только в балтийские порты и в Мурманск. Дальневосточные терминалы не могут быть задействованы в этом проекте. Но экспортеры соседней страны настаивают на перевалке именно в дальневосточных портах России. И для достижения своих целей они привлекли политический ресурс.

Сила союза в балансе интересов

Проект межправительственного соглашения с Россией по перевозке и перевалке угля Казахстан подготовил еще в сентябре 2017 года. В соответствии с ним ежегодно до 1 октября страны должны согласовывать объемы и направления перевозок казахстанского угля по территории России на следующий год. Согласно документу, квота Казахстана не может превышать 50% от общего объема перевалки в российском порту. Соглашение рассчитано на 25 лет.

В октябре того же года Правительство РФ утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 г. №1285), в соответствии с которыми компании стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) получили право переваливать свою продукцию в российских портах даже при дефиците перевалочных мощностей и проблемах с провозной способностью железнодорожных линий на подъездах к портам.

Так, в соответствии с Правилами c 1 ноября 2017 года доступ любого потребителя из стран ЕАЭС к портовым услугам должен предоставляться в пределах доступной мощности. На стивидора в данном случае возлагается обязанность по ежемесячному расчету такой мощности и публикации ее на официальном сайте. При этом Правилами предусмотрено, что обязательства по межправсоглашению, заключенному со страной, входящей в ЕАЭС, являются доминирующими, имеющими такой же вес, как и обязательства, возникшие у стивидора перед инвесторами, вложившимися в инфраструктурные объекты порта.

Следовательно, межправсоглашение с Россией позволит угольщикам Казахстана ежегодно вывозить на экспорт через российские порты большие объемы угля. В свою очередь российские стивидоры, отклонившие заявку, могут быть привлечены к ответственности. Они будут вынуждены выделять мощности даже в ущерб обязательствам в рамках собственных долгосрочных контрактов.

Евразийский экономический союз, в который сегодня входит пять стран ― Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, своей целью ставит равные возможности для стабильного развития национальных экономик всех его участников за счет беспрепятственного перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов – на территории стран нет таможенного и миграционного контроля.

Однако эти возможности могут оказаться недолговечными: набирающий обороты политический кризис в мире, растущая конфронтация между Россией и Западом постоянно испытывают на прочность все существующие союзы России с ближними и дальними государствами, эти же обстоятельства способны породить и усугубить политические разногласия в ЕАЭС. И тому уже есть подтверждения.

В качестве примера можно привести введение Казахстаном с 1 января 2018 года безвизового режима с США (речь идет о туристах, прибывающих в страну на срок до 30 дней) без согласования с МИД РФ, что выглядит недружественным шагом по отношению к России, особенно в условиях проводимой против нее Соединенными Штатами санкционной политики. Но руководство Казахстана считает по-другому: оно уверено, что необходимость получать такого рода разрешения органов управления ЕАЭС у любого суверенного государства отсутствует.

Так же безвизовый въезд в страну в феврале прошлого года ввела Белоруссия. Она открыла границу для туристов, прибывающих в аэропорт Минска, из 80 стран мира, в том числе из США и ЕС. Правда, в отличие от Казахстана, в Белоруссии ограничились сроком нахождения туристов на территории республики в данном режиме 5-ю сутками. Добавим, что вопрос с «безвизом» для третьих стран в ЕАЭС до сих пор не урегулирован. В будущем аналогичный режим въезда планирует ввести Армения.

Подобные политические противоречия между странами ЕАЭС возникают все чаще. В существующей ситуации остается только надеяться на мудрую политику российского руководства и поиск приемлемых компромиссов.

Таким образом, можно предположить и то, что Правительство РФ пойдет на принятие определенных компенсационных стимулов для стивидоров-угольщиков, которые будут выбраны для работы с казахстанским углем по гарантиям РФ, чтобы они пересмотрели свои коммерческие планы в угоду партнерам по союзу.

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

В Эстонии нашли консервы из 1960-х на затонувшем корабле XV века

В Эстонии нашли консервы из 1960-х на затонувшем корабле XV века Предположительно корабль перемещали в советское время, чтобы он не мешал судоходству.

Отряд кораблей БФ провел учения в Средиземном море

Отряд кораблей БФ провел учения в Средиземном море Отработаны действия по совместному маневрированию в условиях интенсивного судоходства.

Российская экономика

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике Арктическим льготы разделят его по категориям.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг. Минэкономразвития внесло в правительство план приватизации.

Транспортная политика

Объем финансирования плана развития инфраструктуры увеличен до 7 трлн рублей

Объем финансирования плана развития инфраструктуры увеличен до 7 трлн рублей План увеличился на 650 миллиардов рублей.

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Морские порты

Госдума приняла в первом чтении отмену аукционов по созданию искусственных земель на водных объектах

Госдума приняла в первом чтении отмену аукционов по созданию искусственных земель на водных объектах Данные статистики говорят об отсутствии конкуренции.

Проект порта Тамань сократили более чем в четыре раза

Проект порта Тамань сократили более чем в четыре раза Последний вариант включает лишь два терминала на15 млн.




Морской транспорт

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября Данное решение было принято в связи с проведением внеплановых технических работ.

Из-за циклона закрылось морское сообщение между Сахалином и материком

Из-за циклона закрылось морское сообщение между Сахалином и материком Работа паромов будет восстановлена после улучшения погоды.

Речной транспорт

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб.

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб. Недостача основных средств и акций выявлена в ходе сплошной инвентаризации.

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае

Городская «маршрутка» на водной подушке заработала в Алтайском крае Стоимость проезда – 50 рублей

Ж/Д транспорт

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Авто транспорт

На ЦКАД-4 идет надвижка пролетных строений моста через Москва-реку

На ЦКАД-4 идет надвижка пролетных строений моста через Москва-реку Движение по мосту будет запущено вместе с движением по всему ЦКАД-4.

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...