Преимущества и риски газового топлива

Морской транспорт

Требования зарубежных классификационных обществ по безопасности использования газомоторного топлива

Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом известных преимуществ и является достаточно перспективным. В то же время использование газового топлива приводит к возникновению дополнительных рисков в сфере эксплуатации, которые необходимо минимизировать.

Владимир Жуков, заведующий кафедрой теории и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания
ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», д.т.н., доцент

Морской администрацией Дании на 83-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (IMO) были представлены данные об аварийности судов-газоходов за период 1965-2005 годов. В течение этого периода на судах данного класса было зафиксировано 182 аварийных случая, из которых 24 не были связаны с эксплуатацией судна (аварии на верфях во время постройки, ремонта, нападения пиратов и т.п.), а подавляющее большинство аварийных случаев непосредственно связано с использованием газового топлива.

Статистика опасности

На основании приведенной статистики выделяются следующие виды опасностей, обусловленных присутствием на судне сжиженного природного газа (СПГ) и его паров:

1) объемный взрыв газа, возникающий в результате его утечки в газообразном состоянии в замкнутом объеме при наличии источника воспламенения (источником воспламенения может служить открытое пламя, электрическая искра или поверхность, нагретая выше температуры самовоспламенения газа (для метана +540°);

2) взрыв емкостей для хранения газа вследствие повышения давления;

3) пожар в результате разлившегося газа или струйный пожар в результате горения газа под давлением;

4) газовое облако, в котором может возникнуть пожар;

5) быстрое фазовое превращение при попадании сжиженного газа в воду, аналогичное взрыву без возгорания;

6) резкое значительное увеличение давления в емкости сжиженного газа в результате перемешивания слоев газа с различной плотностью и резкого увеличения интенсивности парообразования в танке СПГ;

7) удушение в результате попадания человека в облако газа;

8) травмы от низких температур в результате воздействия сжиженного газа при контакте с кожей человека;

9) загрязнение атмосферы в результате утечки газа.

При рассмотрении указанных опасностей применительно к судам, использующим сжиженный газ в качестве топлива, очевидно, что для различных типов энергетических установок и различных способов хранения газа на судне не все опасности одинаково вероятны и значимы. В случае хранения газа в баллонах под давлением в закрытом помещении опасности 5, 6, 8 практически отсутствуют, но при этом возрастает вероятность опасностей 1 и 7. В случае хранения газовых баллонов на открытых участках судна вероятность рисков 1 и 7 существенно снижается, но при этом возрастает вероятность возникновения опасности 9.

Опыт эксплуатации судов, использующих газовое топливо, свидетельствует, что наибольшую опасность независимо от типа энергетической установки и способа хранения газового топлива представляют утечки газа, влекущие за собой взрывы и пожары.

С целью решения вопроса безопасности эксплуатации судовых энергетических установок, работающих на газовых топливах, установлены требования классификационных обществ к судам и энергетическим установкам такого типа. Наибольший интерес представляют требования постоянных членов Международной ассоциации классификационных обществ (ICAS): American Bureau of Shipping – Американского бюро судоходства, Bureau Veritas – Бюро Веритас (Франция), China Classification Society (CCS) – Китайского классификационного общества, Det Norske Veritas (DNV) – Норвежского классификационного общества, объединенного с Germanischer Lloyd (GL) – Германским Ллойдом, Korean Register of Shipping (KR) – Корейского регистра судоходства; Lloyd’s Register – Регистра судоходства Ллойда (Великобритания); Nippon Kaiji Kyokai (NK) – Японского регистра судоходства; Registro Italiano Navale (RINA) – Итальянского регистра судоходства; Russian Maritime Register of Shipping (RS) – Российского морского регистра судоходства, а также ассоциированных членов МАКО (ICAS): Indian Register of Shipping (IRCLASS) – Индийского регистра судоходства, Polski Rejestr Statkow (PRS) – Польского регистра судоходства, Hrvatski Registar Brodova (CRS) – Хорватского регистра судоходства.

Документы большинства классификационных обществ содержат основные определения главных и вспомогательных систем судов, использующих газ в качестве топлива, классификационные обозначения, рекомендации по размещению и разделению судовых помещений, рекомендации по проектированию систем утилизации испарившегося газа, систем вентиляции, систем определения наличия газа, систем инертного газа.

При различной структуре документов их содержание в основном совпадает и включает требования к общей конструкции и устройству судна, анализ возможных рисков, требования к материалам и конструкции трубопроводов, системам бункеровки, системам противопожарной защиты и вентиляции.

Документы регламента

Применение газового топлива регламентируется тремя документами Американского бюро судоходства (ABS):

«Требования к судам, использующим сжиженный природный газ в качестве топлива»;

«Правила надзора после изготовления с 2016 года»;

«Требования к главным и вспомогательным системам судов-газоходов».

Документами определены три уровня проектирования судов, предназначенных для использования газового топлива: концептуальное проектирование, общее проектирование, детальное проектирование, одобрение и применение.

Первый уровень устанавливает перечень документации, чертежей и схем, подлежащих надзору при проектировании судов с целью обеспечения их пригодности к использованию КПГ. Каждый последующий уровень более подробно детализирует объекты (документы и схемы), на которые распространяются требования и указываются дополнительные требования к ним.

Документы регламентируют надзор после изготовления судовых энергетических установок и механизмов.

Ежегодный осмотр судов, использующих газовое топливо, включает контроль емкостей для хранения КПГ, системы бункеровки газовым топливом, системы использования газового топлива и системы утилизации отработанных газов. Контроль осуществляется путем проверки оборудования и системы безопасности, трубопроводов и устройств топливной газовой системы, трубопроводов и устройств систем бункеровки, вентиляции, конденсации паров, герметичности устройств, противопожарного оборудования, электрооборудования и электрических соединений.

Ежегодный осмотр судов с двухтопливными двигателями включает проверку давлений в системах двигателя, тестирование системы управления и автоматического обеспечения безопасности при использовании газового топлива, проверку трубопроводов газового топлива, системы контроля наличия газа в машинном отделении, системы аварийной сигнализации, аварийного закрытия главного и вспомогательных газовых клапанов.

Специальные периодические осмотры машин и механизмов включают проверки ручных устройств управления газовых топливных систем, трубопроводов, клапанов, давления в газовых системах, электрического оборудования, фильтров основных систем, впускных и выпускных систем.

Требования Регистра судоходства Ллойда (Великобритания) к судам, использующим газовое топливо, приведены в документе «Правила и предписания для классификации судов, использующих в качестве топлива природный газ».

Особенностью документа является присутствие раздела «Исследование основных рисков» (Risk Based Studies), который содержит цели, системы оценок опасностей, надежности, виды аварий и оценки состояния главного клапана топливных танков, классификацию опасных зон, характеристику опасностей при бункеровке.

Требования классификационного общества Бюро Веритас (Франция) к судам, использующим газовое топливо, содержатся в двух документах:

«Суда, подготовленные для использования газового топлива» (Gas-prepared Ships);

«Суда, заправляемые сжиженным природным газом» (LNG bunkering ship).

В настоящее время Норвежское классификационное общество – Det Norske Veritas (DNV) объединено с Германским Ллойдом – Germanischer Lloyd (GL). Общие требования классификационных обществ содержатся в следующих документах:

«Нефтяные и газовые технологические системы»;

«Плавучие устройства для получения, хранения и погрузки сжиженного природного и сжиженного нефтяного газа»;

«Развитие и использование средств для бункеровки сжиженным природным газом».

Требования к судам, работающим на газовом топливе, Корейского регистра судоходства – Korean Register of Shipping (KR) представлены в документе «Руководство для судов, работающих на сжиженном природном газе».

Японский регистр судоходства – Nippon Kaiji Kyokai (NK) сформулировал требования к судам, работающим на газовом топливе, в документе «Руководство для судов, работающих на газовом топливе».

Наибольший интерес представляет содержание глав 6 «Система хранения топлива» (Fuel Containment System), 9 «Снабжение топливом потребителей» (Fuel Supply to Consumers), 10 «Выработка энергии, включая главные и другие потребители энергии» (Power Generation including propulsion and other energy consumers).

В главе 6 содержатся общие требования к системам хранения топлива, топливным танкам, системе снижения давления, атмосферному контролю системы хранения топлива, системе инертного газа.

В главе 9 содержатся общие функциональные требования к системе топливоподачи, требования по обеспечению ее надежности и безопасности, к распределению газового топлива в машинном отделении и обеспечению топливом потребителей, конструкции вентиляционных каналов и других трубопроводов, компрессорам и насосам.

В главе 10 содержатся функциональные требования к устройствам, генерирующим энергию (мощность), к поршневым двигателям внутреннего сгорания, работающим на газовом топливе, к главным и вспомогательным котлам, к газовым турбинам.

Китайское классификационное общество – China Classification Society (CCS) устанавливает требования к судам, использующим газовое топливо, «Правилами для судов, использующих в качестве топлива природный газ» и «Руководством для судов, работающих на природном газе».

Ассоциированными членами МАКО являются Индийский регистр судоходства – Indian Register of Shipping (IRCLASS), Польский регистр судоходства – Polski Rejestr Statkow (PRS), Хорватский регистр судоходства – Hrvatski Registar Brodova (CRS).

В нормативных документах IRCLASS и PRS отсутствуют требования к судам, использующим газовое топливо.

Требования Хорватского регистра судоходства сформулированы в Правилах классификации судов. Пункт 2.21 «Контроль и безопасность двухтопливных систем дизелей» (Control and Safety Systems for Dual Fuel Diesel Engines) главы 9 «Машины» (Machines) содержит требования к системам подачи жидкого и газообразного топлива, системам выпуска и пуска, контролю процесса сгорания, трубопроводам газовой топливной системы, системам аварийной сигнализации и защиты, требования к средствам автоматизации.

Наиболее крупными классификационными обществами, не входящими в МАКО (ICAS), являются Греческий регистр судоходства – Hellenic Register of Shipping (HRS), Бразильский регистр судоходства – Brasilian Register of Shipping (RBNA), Венесуэльский регистр судоходства – Venezuelan Register of Shipping (VRS), Индонезийское классификационное общество – Biro Klassificasi Indonesia (BKI), Иранское классификационное общество – Iranian Classification Society (ICS).

Требования Греческого регистра судоходства к судам, использующим газовое топливо, содержатся в «Правилах и рекомендациях для классификации и проектирования металлических судов». В главе 2 части 5 «Поршневые двигатели» присутствуют п.п. 8.4.8-8.4.12, в которых сформулированы требования по использованию газового топлива для двигателей.

Требования Индонезийского классификационного общества – Biro Klassificasi Indonesia (BKI) к судам, использующим газовое топливо, приведены в «Руководстве по использованию газа в качестве топлива для судов», содержание которого в основном совпадает с требованиями других классификационных обществ, представленных выше.

Иранское классификационное общество – Iranian Classification Society (ICS) также руководствуется документом «Руководство по использованию газа в качестве топлива для судов» (BKI).

В документах Бразильского регистра судоходства – Brasilian Register of Shipping (RBNA) и Венесуэльского регистра судоходства – Venezuelan Register of Shipping (VRS) отсутствуют требования по использованию на судах газового топлива, что, по-видимому, объясняется отсутствием в этих странах необходимости в судах-газоходах.

Выводы

Сопоставление требований правил различных классификационных обществ позволяет сделать следующие выводы:

– в большинстве правил присутствуют пояснения основных терминов и определений, что обеспечивает однозначность понимания и трактовки последующих разделов;

– наиболее полные и подробные требования к газовым поршневым двигателям изложены в Правилах Американского бюро судоходства, Регистра Ллойда, Норвежского классификационного общества и Германского Ллойда, Китайского классификационного общества, Японского регистра судоходства, Корейского регистра судоходства;

– структура и содержание правил указанных классификационных обществ в основном совпадают. Основные требования касаются следующих элементов и систем: хранения газового топлива и транспортировки его к потребителям, впускных и выпускных систем, защиты картера, контроля, мониторинга, автоматической сигнализации и защиты, противопожарной защиты, средств предотвращения взрывов, системы аварийной остановки двигателя, вентиляции;

– анализ правил, разработанных и используемых зарубежными классификационными обществами, может быть полезен для дополнения Правил РРР и РМРС с целью повышения безопасности эксплуатации судовых энергетических установок, использующих газовое топливо.

Морские вести России №16 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ Судоходная компания «Алиса», судно которой попало под подозрения в нарушении санкционного режима в о...

Медведев назначил Дмитрия Зверева заместителем главы Минтранса РФ

Медведев назначил Дмитрия Зверева заместителем главы Минтранса РФ Документ подписан 21 марта и опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник.&n...

Российская экономика

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине Украине нужны прямые поставки газа из России, считает глава политсовета партии «Оппозиционная платфо...

На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 294 партии рыбной продукции

На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 294 партии рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

Туапсинский зерновой терминал вошел в число лучших отечественных стивидорных компаний

Туапсинский зерновой терминал вошел в число лучших отечественных стивидорных компаний АО «Туапсинский зерновой терминал» (ТЗТ, входит в ГК ТМТП) стал лауреатом ежегодного отрасле...

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Высоцк

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Высоцк В частности, филиалу переданы 5 светящих навигационных знаков, расположенных на мысе Вепревский о. С...




Морской транспорт

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе Заправочная станция по уровню своей автоматизации и безопасности не имеет аналогов в мире.

Ледокол «50 лет Победы» совершит в 2019 году пять туристических рейсов к Северному полюсу

Ледокол «50 лет Победы» совершит в 2019 году пять туристических рейсов к Северному полюсу Первый круизный рейс запланирован на   середину июня. Путешествие занимает около 11 суток...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2 Контейнерный поезд, отправленный 18 марта  со станции Трофимовский-2 Приволжской железной ...

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...