Преимущества и риски газового топлива

Морской транспорт

Требования зарубежных классификационных обществ по безопасности использования газомоторного топлива

Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом известных преимуществ и является достаточно перспективным. В то же время использование газового топлива приводит к возникновению дополнительных рисков в сфере эксплуатации, которые необходимо минимизировать.

Владимир Жуков, заведующий кафедрой теории и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания
ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова», д.т.н., доцент

Морской администрацией Дании на 83-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (IMO) были представлены данные об аварийности судов-газоходов за период 1965-2005 годов. В течение этого периода на судах данного класса было зафиксировано 182 аварийных случая, из которых 24 не были связаны с эксплуатацией судна (аварии на верфях во время постройки, ремонта, нападения пиратов и т.п.), а подавляющее большинство аварийных случаев непосредственно связано с использованием газового топлива.

Статистика опасности

На основании приведенной статистики выделяются следующие виды опасностей, обусловленных присутствием на судне сжиженного природного газа (СПГ) и его паров:

1) объемный взрыв газа, возникающий в результате его утечки в газообразном состоянии в замкнутом объеме при наличии источника воспламенения (источником воспламенения может служить открытое пламя, электрическая искра или поверхность, нагретая выше температуры самовоспламенения газа (для метана +540°);

2) взрыв емкостей для хранения газа вследствие повышения давления;

3) пожар в результате разлившегося газа или струйный пожар в результате горения газа под давлением;

4) газовое облако, в котором может возникнуть пожар;

5) быстрое фазовое превращение при попадании сжиженного газа в воду, аналогичное взрыву без возгорания;

6) резкое значительное увеличение давления в емкости сжиженного газа в результате перемешивания слоев газа с различной плотностью и резкого увеличения интенсивности парообразования в танке СПГ;

7) удушение в результате попадания человека в облако газа;

8) травмы от низких температур в результате воздействия сжиженного газа при контакте с кожей человека;

9) загрязнение атмосферы в результате утечки газа.

При рассмотрении указанных опасностей применительно к судам, использующим сжиженный газ в качестве топлива, очевидно, что для различных типов энергетических установок и различных способов хранения газа на судне не все опасности одинаково вероятны и значимы. В случае хранения газа в баллонах под давлением в закрытом помещении опасности 5, 6, 8 практически отсутствуют, но при этом возрастает вероятность опасностей 1 и 7. В случае хранения газовых баллонов на открытых участках судна вероятность рисков 1 и 7 существенно снижается, но при этом возрастает вероятность возникновения опасности 9.

Опыт эксплуатации судов, использующих газовое топливо, свидетельствует, что наибольшую опасность независимо от типа энергетической установки и способа хранения газового топлива представляют утечки газа, влекущие за собой взрывы и пожары.

С целью решения вопроса безопасности эксплуатации судовых энергетических установок, работающих на газовых топливах, установлены требования классификационных обществ к судам и энергетическим установкам такого типа. Наибольший интерес представляют требования постоянных членов Международной ассоциации классификационных обществ (ICAS): American Bureau of Shipping – Американского бюро судоходства, Bureau Veritas – Бюро Веритас (Франция), China Classification Society (CCS) – Китайского классификационного общества, Det Norske Veritas (DNV) – Норвежского классификационного общества, объединенного с Germanischer Lloyd (GL) – Германским Ллойдом, Korean Register of Shipping (KR) – Корейского регистра судоходства; Lloyd’s Register – Регистра судоходства Ллойда (Великобритания); Nippon Kaiji Kyokai (NK) – Японского регистра судоходства; Registro Italiano Navale (RINA) – Итальянского регистра судоходства; Russian Maritime Register of Shipping (RS) – Российского морского регистра судоходства, а также ассоциированных членов МАКО (ICAS): Indian Register of Shipping (IRCLASS) – Индийского регистра судоходства, Polski Rejestr Statkow (PRS) – Польского регистра судоходства, Hrvatski Registar Brodova (CRS) – Хорватского регистра судоходства.

Документы большинства классификационных обществ содержат основные определения главных и вспомогательных систем судов, использующих газ в качестве топлива, классификационные обозначения, рекомендации по размещению и разделению судовых помещений, рекомендации по проектированию систем утилизации испарившегося газа, систем вентиляции, систем определения наличия газа, систем инертного газа.

При различной структуре документов их содержание в основном совпадает и включает требования к общей конструкции и устройству судна, анализ возможных рисков, требования к материалам и конструкции трубопроводов, системам бункеровки, системам противопожарной защиты и вентиляции.

Документы регламента

Применение газового топлива регламентируется тремя документами Американского бюро судоходства (ABS):

«Требования к судам, использующим сжиженный природный газ в качестве топлива»;

«Правила надзора после изготовления с 2016 года»;

«Требования к главным и вспомогательным системам судов-газоходов».

Документами определены три уровня проектирования судов, предназначенных для использования газового топлива: концептуальное проектирование, общее проектирование, детальное проектирование, одобрение и применение.

Первый уровень устанавливает перечень документации, чертежей и схем, подлежащих надзору при проектировании судов с целью обеспечения их пригодности к использованию КПГ. Каждый последующий уровень более подробно детализирует объекты (документы и схемы), на которые распространяются требования и указываются дополнительные требования к ним.

Документы регламентируют надзор после изготовления судовых энергетических установок и механизмов.

Ежегодный осмотр судов, использующих газовое топливо, включает контроль емкостей для хранения КПГ, системы бункеровки газовым топливом, системы использования газового топлива и системы утилизации отработанных газов. Контроль осуществляется путем проверки оборудования и системы безопасности, трубопроводов и устройств топливной газовой системы, трубопроводов и устройств систем бункеровки, вентиляции, конденсации паров, герметичности устройств, противопожарного оборудования, электрооборудования и электрических соединений.

Ежегодный осмотр судов с двухтопливными двигателями включает проверку давлений в системах двигателя, тестирование системы управления и автоматического обеспечения безопасности при использовании газового топлива, проверку трубопроводов газового топлива, системы контроля наличия газа в машинном отделении, системы аварийной сигнализации, аварийного закрытия главного и вспомогательных газовых клапанов.

Специальные периодические осмотры машин и механизмов включают проверки ручных устройств управления газовых топливных систем, трубопроводов, клапанов, давления в газовых системах, электрического оборудования, фильтров основных систем, впускных и выпускных систем.

Требования Регистра судоходства Ллойда (Великобритания) к судам, использующим газовое топливо, приведены в документе «Правила и предписания для классификации судов, использующих в качестве топлива природный газ».

Особенностью документа является присутствие раздела «Исследование основных рисков» (Risk Based Studies), который содержит цели, системы оценок опасностей, надежности, виды аварий и оценки состояния главного клапана топливных танков, классификацию опасных зон, характеристику опасностей при бункеровке.

Требования классификационного общества Бюро Веритас (Франция) к судам, использующим газовое топливо, содержатся в двух документах:

«Суда, подготовленные для использования газового топлива» (Gas-prepared Ships);

«Суда, заправляемые сжиженным природным газом» (LNG bunkering ship).

В настоящее время Норвежское классификационное общество – Det Norske Veritas (DNV) объединено с Германским Ллойдом – Germanischer Lloyd (GL). Общие требования классификационных обществ содержатся в следующих документах:

«Нефтяные и газовые технологические системы»;

«Плавучие устройства для получения, хранения и погрузки сжиженного природного и сжиженного нефтяного газа»;

«Развитие и использование средств для бункеровки сжиженным природным газом».

Требования к судам, работающим на газовом топливе, Корейского регистра судоходства – Korean Register of Shipping (KR) представлены в документе «Руководство для судов, работающих на сжиженном природном газе».

Японский регистр судоходства – Nippon Kaiji Kyokai (NK) сформулировал требования к судам, работающим на газовом топливе, в документе «Руководство для судов, работающих на газовом топливе».

Наибольший интерес представляет содержание глав 6 «Система хранения топлива» (Fuel Containment System), 9 «Снабжение топливом потребителей» (Fuel Supply to Consumers), 10 «Выработка энергии, включая главные и другие потребители энергии» (Power Generation including propulsion and other energy consumers).

В главе 6 содержатся общие требования к системам хранения топлива, топливным танкам, системе снижения давления, атмосферному контролю системы хранения топлива, системе инертного газа.

В главе 9 содержатся общие функциональные требования к системе топливоподачи, требования по обеспечению ее надежности и безопасности, к распределению газового топлива в машинном отделении и обеспечению топливом потребителей, конструкции вентиляционных каналов и других трубопроводов, компрессорам и насосам.

В главе 10 содержатся функциональные требования к устройствам, генерирующим энергию (мощность), к поршневым двигателям внутреннего сгорания, работающим на газовом топливе, к главным и вспомогательным котлам, к газовым турбинам.

Китайское классификационное общество – China Classification Society (CCS) устанавливает требования к судам, использующим газовое топливо, «Правилами для судов, использующих в качестве топлива природный газ» и «Руководством для судов, работающих на природном газе».

Ассоциированными членами МАКО являются Индийский регистр судоходства – Indian Register of Shipping (IRCLASS), Польский регистр судоходства – Polski Rejestr Statkow (PRS), Хорватский регистр судоходства – Hrvatski Registar Brodova (CRS).

В нормативных документах IRCLASS и PRS отсутствуют требования к судам, использующим газовое топливо.

Требования Хорватского регистра судоходства сформулированы в Правилах классификации судов. Пункт 2.21 «Контроль и безопасность двухтопливных систем дизелей» (Control and Safety Systems for Dual Fuel Diesel Engines) главы 9 «Машины» (Machines) содержит требования к системам подачи жидкого и газообразного топлива, системам выпуска и пуска, контролю процесса сгорания, трубопроводам газовой топливной системы, системам аварийной сигнализации и защиты, требования к средствам автоматизации.

Наиболее крупными классификационными обществами, не входящими в МАКО (ICAS), являются Греческий регистр судоходства – Hellenic Register of Shipping (HRS), Бразильский регистр судоходства – Brasilian Register of Shipping (RBNA), Венесуэльский регистр судоходства – Venezuelan Register of Shipping (VRS), Индонезийское классификационное общество – Biro Klassificasi Indonesia (BKI), Иранское классификационное общество – Iranian Classification Society (ICS).

Требования Греческого регистра судоходства к судам, использующим газовое топливо, содержатся в «Правилах и рекомендациях для классификации и проектирования металлических судов». В главе 2 части 5 «Поршневые двигатели» присутствуют п.п. 8.4.8-8.4.12, в которых сформулированы требования по использованию газового топлива для двигателей.

Требования Индонезийского классификационного общества – Biro Klassificasi Indonesia (BKI) к судам, использующим газовое топливо, приведены в «Руководстве по использованию газа в качестве топлива для судов», содержание которого в основном совпадает с требованиями других классификационных обществ, представленных выше.

Иранское классификационное общество – Iranian Classification Society (ICS) также руководствуется документом «Руководство по использованию газа в качестве топлива для судов» (BKI).

В документах Бразильского регистра судоходства – Brasilian Register of Shipping (RBNA) и Венесуэльского регистра судоходства – Venezuelan Register of Shipping (VRS) отсутствуют требования по использованию на судах газового топлива, что, по-видимому, объясняется отсутствием в этих странах необходимости в судах-газоходах.

Выводы

Сопоставление требований правил различных классификационных обществ позволяет сделать следующие выводы:

– в большинстве правил присутствуют пояснения основных терминов и определений, что обеспечивает однозначность понимания и трактовки последующих разделов;

– наиболее полные и подробные требования к газовым поршневым двигателям изложены в Правилах Американского бюро судоходства, Регистра Ллойда, Норвежского классификационного общества и Германского Ллойда, Китайского классификационного общества, Японского регистра судоходства, Корейского регистра судоходства;

– структура и содержание правил указанных классификационных обществ в основном совпадают. Основные требования касаются следующих элементов и систем: хранения газового топлива и транспортировки его к потребителям, впускных и выпускных систем, защиты картера, контроля, мониторинга, автоматической сигнализации и защиты, противопожарной защиты, средств предотвращения взрывов, системы аварийной остановки двигателя, вентиляции;

– анализ правил, разработанных и используемых зарубежными классификационными обществами, может быть полезен для дополнения Правил РРР и РМРС с целью повышения безопасности эксплуатации судовых энергетических установок, использующих газовое топливо.

Морские вести России №16 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...