Неоценимый опыт в порту Пригородное - Морские вести России

Неоценимый опыт в порту Пригородное

17.03.2015

Морские порты

Порт Пригородное – первый в России морской порт, построенный специально для обслуживания судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), и нефтеналивных танкеров. О том, как обеспечивается безопасность мореплавания при транспортировке опасных грузов, журналу «Морские порты» рассказал капитан порта Сергей Яковлев.

Наталья Примака, Сахалин

 

Самый южный

Морской порт Пригородное расположен на юге Сахалина на берегу залива Анива (восточнее устья реки Мерея между мысами Томари-Анива и Юноны) вблизи бывшего поселка Пригородное, в честь которого получил название. Порт был создан для отгрузки сырой нефти и СПГ на экспорт и открыт 25 декабря 2008 года распоряжением правительства РФ. Оператором порта является компания «Сахалин Энерджи».

Сырая нефть из порта стала отгружаться в конце 2008 года. 18 февраля 2009 года в Пригородном была запущена первая линия завода по производству СПГ, а 5 марта 2009-го – выпущена первая продукция. Уже 31 мая того же года состоялся запуск второй очереди завода.

Порт работает круглосуточно. Навигация осуществляется в любое время года, часто в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующихся резкой сменой направлений ветров, постоянными приливо-отливными и переменными ветровыми течениями, появлением на акватории в зимний и весенний периоды дрейфующих льдов из Охотского моря.

Площадь акватории составляет 57,8 кв. км. Порт имеет грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ и четыре причала длиной 951,31 п.м., он принимает суда с осадкой до 17,5 метра длиной до 300 метров и шириной до 50 метров. Пропускная способность порта – 19,6 млн тонн в год.

В 2013 году через Пригородное было перегружено 5,4 млн тонн нефти марки «Витязь» (приблизительно 42,3 млн баррелей). Ее покупателями стали 11 компаний из четырех стран. Нефть поставлялась в 16 транзитных портов и портов назначения в Японии, Китае, Корее и на Филиппинах. СПГ было отгружено 10,8 млн тонн (что эквивалентно 14,9 млрд кубометров природного газа), газ экспортировался также в Японию, Китай и Корею танкерами покупателей или судами под управлением «Сахалин Энерджи».

 

Становление и открытие

– Опыт, полученный в процессе становления порта Пригородное и соответствующей службы капитана порта, достаточно интересен, – говорит Сергей Яковлев. – До его официального открытия для контроля за безопасностью мореплавания в районе строительства завода СПГ и терминалов отгрузки нефти и газа будущая акватория порта была приписана к морскому порту Корсаков. Все терминалы и причалы были включены в Обязательные постановления по морскому порту Корсаков, так же как и производственно-добывающий комплекс (ПДК) «Витязь», с которого производилась отгрузка нефти на танкеры.

Как рассказал капитан порта Пригородное, любые суда в акваторию будущего порта заходили по планам морских операций с согласования АМП Сахалина и под контролем службы капитана порта Корсаков. Суда под иностранными флагами с импортными грузами для строительства порта следовали в Корсаков на якорную стоянку для иностранных судов, оформлялись там и только затем под контролем службы капитана порта Корсаков и под проводкой лоцманов Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» следовали в район Пригородного. Отход осуществлялся в обратном порядке. Район расположения ПДК «Витязь» также считался внешним рейдом Корсаковского порта.

– За полгода до открытия порта Пригородное началась разработка Обязательных постановлений, но до выхода новых Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним их не могли утвердить, – продолжает С. Яковлев. – Для выхода из правового тупика проект Обязательных постановлений по порту Пригородное был переработан во Временные рекомендации, утвержденные капитаном порта. Временные рекомендации работали как основной документ, регулирующий безопасность и порядок в порту, до утверждения Обязательных постановлений, которые вступили в силу в сентябре 2011 года.

Капитан порта Пригородное также рассказал, что одновременно с разработкой Обязательных постановлений по порту были подняты вопросы об установлении специальных путей движения для танкеров и газовозов в заливе Анива и на подходах к порту, об издании новых карт по порту, об оборудовании системы управления движением судов в заливе. Новые рекомендованные пути и фарватеры на подходах к порту Пригородное были объявлены в мае 2009 года. Первые карты были изданы 15 мая 2010 года – через год после опубликования в извещениях мореплавателям информации о вновь установленных рекомендованных путях для судов и через три года после выполнения промеров – под контролем комиссии Совета Федерации РФ по национальной морской политике.

– С тех пор мы можем требовать от судовладельцев их наличие на борту заходящих в порт судов, – поясниет С.Яковлев.

 

Контроль за движением

Вопрос о контроле за движением судов в порту и на подходах к нему был поставлен перед Федеральным агентством морского и речного транспорта в июле 2008 года. Еще раньше он поднимался капитаном порта Корсаков. По этому поводу было несколько проектов компании «НОРФЕС».

– Изначально предполагалось, что контролировать перемещение судов будет система управления движением судов (СУДС) в заливе Анива. Однако для ее оборудования требовались существенные материальные затраты. Платить и выступать заказчиком никто не хотел, – вспоминает С. Яковлев.

Для обеспечения безопасности мореплавания руководитель ФГУ «АМП Сахалина» принял решение о самостоятельном оборудовании необходимой техникой поста дежурного инспектора ИГПК порта Пригородное.

К открытию порта инспекторы уже были обеспечены УКВ-радио и телефонной связью. А в январе 2009 года по заказу АМП Сахалина начался монтаж закупленного оборудования: стационарных УКВ-радиостанций, приемника погоды, метеостанции, АИС. И с марта 2009 года осуществляется контроль безопасности движения всех судов, оборудованных АИС, на акватории порта и на подходах к нему, практически от входа в залив Анива и до швартовки к причалу или постановки на якорь.

По словам С.Яковлева, сегодня приемопередатчиками АИС оборудованы все суда, посещающие порт, и 4 постоянно работающих в порту буксира-кантовщика. В АИС ИГПК интегрирована электронная карта акватории порта и залива Анива, специально разработанная на основе площадных обследований акватории. На карту нанесены границы акватории, якорные стоянки порта, точки стоянок с номерами, подходные фарватеры и рекомендованные курсы, что позволяет отслеживать правильность передвижения судов и предупреждать их о какой-либо опасности.

Монтаж оборудования СУДС начался в августе 2009. И к концу года первая очередь системы была запущена. С этих пор мониторы в помещении ИГПК порта представляют более полную картину навигационной обстановки в заливе с учетом радиолокационных данных. С 1 декабря 2010 года СУДС залива Анива официально введена в эксплуатацию.

 

Лоцманская проводка

Как рассказал капитан порта Пригородное, в морском порту осуществляется буксирное обеспечение и обязательная лоцманская проводка судов. По его словам, некоторую проблему составил поиск лоцманских организаций. Согласно Федеральному закону «О морских портах в РФ» государство должно обеспечить равные условия для работы и равный доступ к услугам в морском порту. Но как обеспечить равные условия для деятельности и равный доступ к лоцманским проводкам всех желающих и при этом соблюсти максимальный уровень безопасности?

Компания-оператор, управляющая портом Пригородное в рамках проекта «Сахалин-2», создана «Сахалин Энерджи» совместно с ОАО «Совкомфлот». Соглашение об этом было подписано в декабре 2007 года. «Сахалин Энерджи» – собственник завода СПГ, трубопроводов и терминалов, отправитель груза и оператор порта. Морские суда, подаваемые под погрузку, буксиры-кантовщики зафрахтованы «Сахалин Энерджи».

Тем не менее, определенная работа по обеспечению относительно равных условий была проведена. Организаций, желающих выполнять лоцманскую проводку в порту, было две: подразделения Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» и ЗАО «Порт Пригородное», созданное для оказания услуг по требованию «Сахалин Энерджи», в том числе по агентированию, диспетчеризации, швартовным операциям судов и лоцманским проводкам. Выбирались наиболее подготовленные и имеющие опыт проводок и швартовок типовых судов в условиях аналогичных порту Пригородное.

 

Аварийно-спасательная готовность

Одна из составных частей обеспечения безопасности мореплавания – аварийно-спасательная готовность в порту. По договору между «Сахалин Энерджи» и Сахалинским бассейновым аварийно-спасательным управлением (СахБАСУ) постоянную вахту на акватории порта Пригородное несло судно-спасатель «Агат», оборудованное средствами ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

В настоящее время аварийно-спасательную готовность в порту обеспечивает судно «Нефтегаз-55» (ООО «Экошельф»), имеющее на борту специалистов и оборудование ЛАРН.

– Зимой, когда есть риск выхода дрейфующих ледовых полей из Охотского моря в залив Анива, в порту ежегодно около 50 дней, как правило, с 1 февраля по 22 марта, несет дежурство ледокол «Капитан Хлебников». В это время в акваторию порта могут заходить суда ледового класса не ниже Ice-2, – продолжает капитан порта. – На производственном комплексе «Пригородное» создано нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) из числа работников и вспомогательного персонала ведомственной пожарной охраны, которые прошли соответствующую аттестацию. Оно оснащено спецтехникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Задачи НАСФ – предотвращение, ликвидация (локализация) аварий и их последствий, в том числе проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

По словам С.Яковлева, в порту находится морская база АСФ «Экошельф». На регулярной основе проводятся аварийно-спасательные учения: антитеррористические (совместно с ФСБ), по ликвидации аварийных разливов нефти, внутренние учения. Система транспортных трубопроводов на Сахалине, завод СПГ и порт Пригородное находятся под постоянным пристальным вниманием и контролем экологических организаций. За период эксплуатации порта случаев загрязнения акватории зафиксировано не было.

 

Морские порты №5 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ