Синергия развития порта Туапсе и его безопасность на высоком уровне - Морские вести России

Синергия развития порта Туапсе и его безопасность на высоком уровне

04.09.2020

Морские порты

Синергия развития порта Туапсе и его безопасность на высоком уровне

Морской порт Туапсе расположен на берегу Черного моря в вершине бухты Туапсе юго-восточнее скалистого мыса Кодош. Акватория порта ограничена устьями рек Туапсе и Паук. Это многоцелевой, круглогодично функционирующий порт, обеспечивающий операции с грузами, включая опасные грузы 3, 4, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных и насыпных (угля, руды, минеральных удобрений, зерна и др.), генеральных грузов и с/х продукции.

Грузооборот порта за 2019 год снизился на 1,5% по сравнению с 2018 годом и составил 25,25 млн тонн. Несмотря на это, выручка филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе за счет портовых сборов и выполненных работ и услуг в 2019 году выросла на 2,2%, до 149 млн рублей.

Игорь Хочолава, капитан морского порта Туапсе, ФГБУ «АМП Черного моря»

Морской порт Туапсе принимает суда с осадкой до 15 метров, длиной 250 метров и шириной до 45 метров. Порт имеет возможности для пополнения запасов продовольствия, топлива, пресной воды, приема сточных и нефтесодержащих вод, всех категорий мусора, за исключением отходов, связанных с грузами 1 и 2 классов опасности IМО, а также проведения ремонта оборудования и водолазного осмотра судна.

Движение судов в акватории порта и стоянка в порту регламентируются Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, Обязательными постановлениями в морском порту Туапсе и Технологической схемой организации пропуска через госграницу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском пункте пропус-ка Туапсе.

При возникновении характерного для Туапсе тягуна в акватории порта и на подходном канале движение судов не допускается, за исключением отвода судов от причалов на якорные стоянки №417 и №418 во избежание повреждения причалов, судов и гидротехничес-ких сооружений.

Лоцманская проводка в порту является обязательной за исключением маломерных, спортивных парусных, прогулочных судов, а также судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся исключительно в акватории морского порта и на подходах к нему, объектов инфраструктуры морского порта. Лоцманское обслуживание осуществляется круглосуточно Туапсинским управлением Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и филиалом АО «Роснефтефлот».

Итоги работы порта

В 2019 году количество судозаходов в порт составило 1907, из них заходов судов в загранплавании – 1187, в том числе сухогрузных – 382, ро-ро – 293, наливных – 512, заходов судов в каботаже – 720, в том числе сухогрузных – 537, наливных – 183. За 4 месяца 2020 года количество судозаходов составило 493, из них заходов судов в загранплавании – 417, в том числе сухогрузных – 120, ро-ро – 119, наливных – 178, заходов судов в каботаже – 76, в том числе сухогрузных – 14, наливных – 62.

В порту ведут стивидорную деятельность 6 операторов морских терминалов: АО «Туапсинский морской торговый порт», АО «Туапсинский зерновой терминал», ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт», ООО «Туапсинский балкерный терминал», ООО «РН-Морской терминал Туапсе». В 2019 году ими переработано 25,25 млн тонн грузов (-1,5% к 2018 г.), из них нефтеналивных – 15,3 млн тонн, сухогрузов – 10 млн тонн, в том числе угля – 3,6 млн тонн (+38,2%), металлов – 2,4 млн тонн (-18,7%), минудобрений – 1,67 млн тонн (-11,2%), зерна – 1,8 млн тонн (-7,6%), плодоовощной продукции – 455 тыс. тонн (в 3 раза больше).

За 4 месяца 2020 года грузооборот порта составил 8,65 млн тонн грузов, из них нефтеналивных – 5,6 млн тонн, сухогрузов – 3,05 млн тонн, в том числе угля – 1,04 млн тонн, металлов – 721 тыс. тонн, минудобрений – 464 тыс. тонн, зерна – 629 тыс. тонн, плодо-овощной продукции – 150 тыс. тонн.

Безопасность ГТС и развитие терминалов

Службой капитана морского порта планово и непрерывно проводится контроль безопасности и сохранности 36 причалов. Все рабочие причалы освидетельствованы, имеют эксплуатационные документы. Ведется систематическая работа по контролю за наличием разрешительной документации на эксплуатацию гидротехнических сооружений, комиссионный осмотр состояния причалов и проверка их готовности к работе.

При осуществлении мероприятий по обеспечению транспортной безопасности особое внимание уделяется компактному расположению объектов транспортной инфраструктуры в пределах городской черты, что требует повышенного контроля всех правил перевалки и транспортировки опасных грузов, экологической и пожарной безопасности, обеспечения надежной физической защиты этих объектов.

Реализованы мероприятия в области транспортной безопасности, направленные на обеспечение устойчивой работы морского порта в осенне-зимний и летний (курортный) периоды. Совместно со службой безопасности ООО «РН-Морской терминал Туапсе» в 2019 году подготовлено и проведено антитеррористическое тактико-специальное учение с целью проверки готовности сил и средств по обеспечению безопасности объекта транспортной инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса при возникновении нештатной ситуации, вызванной актом незаконного вмешательства.

Ведется совместная работа со службами безопасности других субъектов транспортной инфраструктуры по проведению подобных антитеррористических учений. За 2019 год и 4 месяца 2020 года в порту не выявлено грубых нарушений в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Перспективные инвестиционные проекты развития порта Туапсе на период 2020-2021 годов реализуются в соответствии с намеченными ранее планами. В порту проводится переоборудование склада генеральных грузов для обработки черных металлов козловыми кранами – устройство подкрановых путей и электрических питающих сетей, ведется изготовление козлового крана грузоподъемнос-тью 50 тонн.

В настоящее время осуществляются проектирование и строительство ж/д путей на территории бывшего Туапсинского судоремонтного завода (ТСРЗ) с развитием сопутствующей ж/д инфраструктуры необщего пользования АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП), реконструкция пункта пропуска через государственную границу РФ, направленная на изменение пределов пункта пропуска путем присоединения территории бывшего ТСРЗ, проектирование и дноуглубление акватории у причалов №9 и №10 для обработки судов с осадкой свыше 12 метров.

По зерновому терминалу идет техническое перевооружение зачистных шнеков в силосах и модернизация системы аспирации устройства приема зерна из ж/д транспорта, по балкерному терминалу реализуется проект улучшения железнодорожной инфраструктуры.

В 2019 году ТМТП приобретены и введены в эксплуатацию 3 портальных крана «Витязь», 2 автопогрузчика Тoyota FDF-25. На ж/д станции приема зерна Туапсинского зернового терминала произведена замена подбункерных конвейеров на более производительные.

Контроль судов и судоходства

Служба капитана порта филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе осуществляет государственный контроль за соблюдением действующего национального законодательства и международных договоров в сфере торгового мореплавания, касающихся безопасности мореплавания и безаварийной работы всех плавсредств в границах морского порта Туапсе и на подходах к нему. Службой также обеспечивается транспортная безопасность и надлежащий уровень экологической безопасности.

В целях принятия мер по ограничению факторов риска, влияющих на безопасность мореплавания, инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) при оформлении прихода/отхода судна проверяется соблюдение грузоотправителями требований о своевременной передаче перевозчику всех предусмотренных портовыми, таможенными, санитарными и иными административными правилами документов, касающихся груза. При оформлении отхода судна ИГПК контролирует предоставление капитаном судна информации о грузе и документы о его безопасной укладке и креплении, выдаваемые признанной организацией для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими наибольшую опасность при морской транспортировке.

Службой ИГПК также осуществляется контроль за деятельностью СУДС, лоцманскими службами в морском порту.

В 2019 году ИГПК проведено 87 инспекций российских судов и 237 инспекций иностранных судов, выявлено соответственно 233 и 1023 замечания, задержано соответственно 5 и 23 судна. За 4 месяца 2020 года проведено 19 инспекций российских судов и 65 инспекций иностранных судов, количес-тво замечаний соответственно составило 52 и 240, задержаний – 0 и 5.

В апреле 2020 года в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порту Туапсе введен и действует режим «Повышенная опасность». В этих сложных условиях капитаном порта принимаются адекватные складывающейся обстановке беспрецедентные меры по предупреждению распространения инфекции. Организовано взаимодействие с территориальным отделом Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе (разработан временный алгоритм в целях проведения мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территорию пункта пропуска через государственную границу РФ Туапсе).

Согласно разработанным организа-ционно-распорядительным документам и планам неотложных мероприятий по предупреждению инфекции в порту сформирован оперативный штаб, который проводит специализированные мероприятия и дежурит в круглосуточном режиме. Все субъекты морской деятельности и прибывающие экипажи судов информируются о рекомендациях IМО, Роспотребнадзора, Минздрава, Минтранса и Росморречфлота о необходимости проведения профилактических мер и мер по предупреждению коронавирусной инфекции.

Экологическая безопасность

Важность эффективного обеспечения экологической безопасности морского порта Туапсе обусловлена тем, что Черное море имеет статус особого района, согласно действующей Бухарестской конвенции о защите Черного моря от загрязнения, и тем, что территория и акватория порта примыкают к рекреационным и курортным зонам муниципального образования Туапсинский район.

Деятельность капитана порта по вопросам экологической безопасности в 2019 и 2020 годах направлена на контроль за состоянием профессиональных и нештатного аварийно-спасательного формирований (ПАСФ и НАСФ), несущих аварийно-спасательную готовность по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов, за их оснащением и готовностью к выполнению задач по предназначению; на выполнение судами, заходящими в морской порт, требований Конвенции МАРПОЛ-73/78 и национальных природоохранных требований; сдачу с судов особых судовых отходов; контроль качества сбрасываемых судовых балластных вод; контроль за недопущением пыления при погрузке минеральных удобрений, угля и зерна на терминалах порта.

В соответствии с Планом ЛРН филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе создана, подготовлена и аттестована группировка сил, включающая в себя два ПАСФ – аварийно-спасательную группу морского спасательного подразделения Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» и филиала АО «Роснефтефлот» в г.Туапсе, а также НАСФ на базе Службы управления флотом ТМТП. Формирования имеют достаточное количество специализированного флота, сил и средств для локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов регионального уровня.

В 2019 году под председательством капитана морского порта Туапсе были проведены 4 тренировочных учения перед утверждением Планов ЛРН с бункеровочными компаниями и 1 специальное учение по ЛРН при проведении аттестации профессионального АСФ филиала АО «Роснефтефлот» в г.Туапсе. В январе 2020 года были проведены 2 тренировочных учения перед утверждением Планов ЛРН с бункеровочными компаниями.

Специфика порта Туапсе заключается в том, что все существующие потенциально опасные объекты порта располагаются компактно, в непосредственной близости друг от друга (400-500 метров), и практически в центре города.

В связи с этим сотрудники структурных подразделений филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе ведут круглосуточный контроль за соблюдением правил перевалки опасных грузов, бункеровочных операций, за обеспечением пожарной, экологичес-кой безопасности и надежной физичес-кой защиты объектов на территории и в акватории морского порта.

Морские порты №4 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России