Астрахань делает ставку на развитие МТК «Север – Юг» - Морские вести России

Астрахань делает ставку на развитие МТК «Север – Юг»

01.11.2022

Морские порты

Астрахань делает ставку на развитие МТК «Север – Юг»

Фото: ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Каспийский регион в силу своего географического положения обладает высоким потенциалом развития торговли и транспортировки грузов между странами Европы и Азии. Сегодня активно развиваются торговые отношения в первую очередь с Ираном и другими прикаспийскими государствами: Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном. Основной инфраструктурой для этого развития являются российские морские порты Каспия – Астрахань, Оля и Махачкала. Старейший из них – Астрахань – дает работу тысячам астраханцев, и перспективы роста его грузооборота в связи с переориентацией российских грузопотоков с запада на восток довольно высоки.

Эдуард Елизаров, и.о. капитана морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Особенности порта

Астрахань – это консолидированный порт, на территории которого действуют 20 портовых терминалов, расположенных на берегах р.Волги и объединенных одним названием. В границах порта осуществляют деятельность более 100 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании, судоремонтные и другие предприятия). Порт расположен в устьевой части и пролегает от 3029 км Волги до 3063,7 км и далее по рукаву Бахтемир до 65,3 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Акватория порта является смежной с акваторией морского порта Оля.

Судоходство здесь осуществляется при скорости течения 2 м/сек в обычное время и 6 м/сек – во время паводка, в гидрометеорологических условиях, связанных с изменением глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объема сбросов воды с гидроузлов. Кроме того, для района судоходства характерны ветра восточных направлений со скоростью до 20 м/сек и выше, пыльные бури, способствующие ухудшению видимости, частые туманы в ночное и утреннее время в период с ноября по февраль. Астрахань – замерзающий порт. В условиях льдообразования в акватории порта осуществляется ледокольная проводка судов. В период ледостава лед смерзается и не дрейфует. Тем не менее, порт открыт для навигации и осуществляет погрузо-разгрузочные работы круглый год.

Пропускная способность порта составляет 5,1 млн тонн в год, длина причальной стенки – 4,2 км, глубина у причалов – от 4 до 5,2 м. Порт принимает суда длиной до 150 м, шириной до 20 м, максимальной осадкой 4,5 м. Заход и выход в/из порта судов и иных плавучих объектов с габаритами, превышающими указанные, осуществляются с разрешения капитана порта.

Практически все терминалы порта расположены в черте Астрахани и находятся в тесной связке с городской инфраструктурой. Протяженность акватории большая, а ширина реки в границах порта достаточно ограниченная. При составлении графика движения судов необходимо учитывать эти особенности, а также разные глубины, ограничения по осадке и ширине судов, что накладывает особую ответственность при организации судоходства.

Отличием Астрахани от других портов является также то, что проход в акваторию порта осуществляется либо по внутренним водным путям, либо через порт Оля. Интенсивность движения судов в акватории достаточно высокая. К особенностям акватории следует также отнести большое количество проток, островов, которые осложняют судоходство.

В морском порту осуществляется обязательная лоцманская проводка судов, бункеровка топливом и пресной водой, снабжение продовольствием, прием сточных и нефтесодержащих вод, сухого мусора и пищевых отходов, имеется возможность для проведения ремонта судового оборудования и водолазных осмотров судов.

Службой капитана порта Астрахань предоставляются государственные услуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка, мореходных книжек, по дипломированию членов экипажей морских судов, регистрации судов и прав на них.

Итоги-2021

По итогам 2021 года грузооборот трех морских портов Каспийского бассейна уменьшился по сравнению с 2020 годом на 14% и составил 7 млн тонн. Из них объем перевалки наливных грузов снизился на 8%, до 4,3 млн тонн, сухогрузов – на 22%, до 2,6 млн тонн. В общем грузообороте портов Каспия экспорт составил 2,3 млн тонн (33,4%), импорт – 0,6 млн тонн (8,4%), транзит – 3,8 млн тонн (55,0%), каботаж – 0,2 млн тонн (3,2%).

Что касается порта Астрахань, то его объем грузоперевалки на протяжении нескольких лет остается на уровне более 2 млн тонн (2019 г. – 2,2 млн тонн, 2020 г. – 2,5 млн тонн). Основные виды грузов – зерно, лесные, генеральные, тарно-штучные, пищевые грузы наливом. В 2021 году грузооборот порта составил 2,26 млн тонн, что на 9,6% меньше, чем в 2020-м. В общем объеме грузооборота экспорт – 1,62 млн тонн (71,7%), импорт – 0,44 млн тонн (19,5%), каботаж – 0,19 млн тонн (8,4%), транзит – 0,01 млн тонн (0,4%). В номенклатуре грузов преобладали сухие грузы – 1,79 млн тонн (79,2%), а именно: зерновые – 756,2 тыс. тонн (33,5%), черные металлы – 24,2 тыс. тонн (1,1%), лесные – 452,8 тыс. тонн (20,1%), прочие – 553,1 тыс. тонн (24,5%). Наливных пищевых грузов обработано 469 тыс. тонн (20,8%).

Санкционные меры ряда западных стран в отношении России и сворачивание деловых связей с предприятиями нашей страны сказались на результатах работы порта в текущем году. В первом полугодии 2022 года объем перевалки снизился на 20,2%, до 996 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основным фактором снижения стал запрет Правительства РФ на вывоз зерновых грузов. Перевалка зерна уменьшилась на 36%, тарно-штучных грузов на 26,5%. В целом экспорт снизился на 21,3%, импорт – на 13,6%.

МТК «Север – Юг» подает надежды

Астраханский транспортный узел в силу своего географического положения является основным российским участком международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», который позволяет значительно сократить продолжительность перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Западную Европу по сравнению с традиционным морским путем через Средиземное море и Суэцкий канал.

В мае этого года Президент РФ Владимир Путин, выступая на VI Каспийском саммите, подчеркнул важность развития портовой инфраструктуры на российском Каспии, так как функционирование МТК «Север – Юг» возможно только при соответствующей модернизации портов, автомобильных и железных дорог в створе данного коридора. В рамках саммита между руководителями прикаспийских государств была достигнута договоренность об увеличении грузоперевозок через МТК.

Портовый комплекс региона вполне способен нарастить международный транзит через порты Астрахань и Оля. В настоящее время на ВКМСК проводятся дноуглубительные работы, что позволит существенно увеличить его пропускную способность и, соответ-ственно, возможности портов. Дальнейшее развитие МТК «Север – Юг» и других проектов в ближайшие годы может стать главным генератором рос-та экономики Каспийского региона.

Сегодня, когда традиционные направления поставок внешнеторговых грузов практически перекрыты, МТК «Север – Юг» с его огромным потенциалом может стать приоритетным направлением. Уже в ближайшей перспективе новые грузопотоки могут появиться за счет расширения сотрудничества с прикаспийскими странами и активного использования МТК для транзита товаров из Индии в Россию через Иран и Астраханскую область. Астраханские портовики с надеждой ожидают реализации таких проектов в рамках МТК.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты