Важный порт для Колымы и Чукотки - Морские вести России

Важный порт для Колымы и Чукотки

08.11.2022

Морские порты

Важный порт для Колымы и Чукотки

Фото: Ледокол «Москва» в порту Магадан/ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Морской порт Магадан имеет жизненно важное значение не только для Магаданской области, но и для Чукотского автономного округа. Через порт осуществляется основная транспортная связь центральных районов Колымы с морскими портами Дальнего Востока и соседних государств Тихоокеанского региона. Порт расположен на стыке двух транспортных магистралей – морского пути и Колымской трассы протяженностью 2021 км. Это основной транспортный узел для поставок топлива, завоза других народно-хозяйственных грузов. Морским путем в регион доставляется 99% всех грузов, в их число входят и 100% жидкого и твердого топлива, строительных материалов и техники. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечиваются Службой капитана порта в полном объеме.

Василий Меньших, и.о. капитана морского порта Магадан ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Расширение границ порта на перспективу

В 2021 году грузооборот порта Магадан по сравнению с предыдущим годом увеличился на 5,6% и составил 1,72 млн тонн. А в первом полугодии этого года произошло еще большее увеличение грузооборота – на 17,5%, до 0,89 млн тонн, в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Прирост в объемах перевалки дали грузы в контейнерах и генеральные грузы для обеспечения строительства на Чукотке Баимского горно-обогатительного комбината.

До наступления зимнего периода грузы должны были быть доставлены на Чукотку по Северному морскому пути (СМП), но из-за сложной ледовой обстановки Министерством транспорта РФ было принято решение направить суда в Магадан.

Для обеспечения жизнедеятельности Магаданской области в порту Магадан более 10 лет назад была организована работа двух каботажных контейнерных линий. Морская линия «Феско Магадан Лайн» обеспечивается судовладельцем ПАО «Дальневос-точное морское пароходство», а линия «Владивосток – Магадан» – ОАО «Сахалинское морское пароходство». В прошлом году судами этих линий из Приморья было доставлено 0,8 млн тонн грузов. А за 6 месяцев этого года доставлено 0,4 млн тонн.

Время в пути от Владивостока до Магадана в среднем занимает 5 суток, в зимний период – на 1-2 суток дольше в зависимости от включения в караван на ледокольную проводку.

Основными операторами морских терминалов в порту являются ПАО «Магаданский морской торговый порт», ООО «Магаданнефто», ОАО «Колыматранснефть», ООО «Русс-Олимп» и ООО «Тосмар». Львиную долю грузов перерабатывает ПАО «Магаданский морской торговый порт», на него приходится 73% от всего объема, ежегодно это составляет более 1 млн тонн.

Производственные мощности порта позволяют перерабатывать свыше 2 млн тонн в год. Номенклатура грузов из года в год практически не меняется, хотя с 2021 года перестал перегружаться металлолом.

По инициативе руководства Магаданской области Правительство РФ своим распоряжением от 10.06.2022 г. внесло изменения в установленные границы морского порта Магадан, а именно: в территорию порта включены три участка, на которых расположены четыре гидротехнических сооружения – пирс «Восток» и причалы «Марчекан», «РЕФ», «Днепр».

В настоящее время указанные сооружения не используются по назначению. По договору безвозмездного пользования они переданы Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Управление капитального строительства Магаданской области» с целью осуществления их реконструкции в рамках проекта модернизации территории ранее существовавшего здесь морского рыбного порта.

Схема. Границы морского порта магадан

Без ледокола никуда

Период ледокольных проводок судов 2021-2022 гг. в порту Магадан в соответствии с распоряжениями капитана порта продолжался с 15 декабря 2021 года по 6 мая 2022 года. Ледокольные проводки от кромки льда до порта осуществлялись ледоколом «Москва» (ФГУП «Росморпорт»), который прибыл в порт 26.12.2021 и уже 28.12.2021 вывел из порта первое судно «Капитан Ермаков».

Ледокол «Москва» мощнее и новее, чем работавший в этом районе в прош-лые зимы ледокол «Магадан». Мощность его составляет 16400 кВт против 13000 кВт у «Магадана», год постройки – 2008, л/к «Магадан» – 1983.

Всего за прошедший период ледокольных проводок количество судозаходов составило 78, из них 33 были проведены с помощью ледокола. Самый протяженный путь ледокольной проводки от южной до северной точки формирования каравана был зафиксирован 3 марта текущего года и составил 225 миль, продолжительность проводки – 28 часов. Караван состоял из четырех судов (т/х «Симушир», т/х «Геннадий Цыганков», т/к «Партизанск», т/х «Билибино»).

Период ледокольных проводок 2021-2022 гг. в сравнении с прошлыми годами можно отнести к категории легких. Аварийных случаев (происшествий) не допущено. Простоев причалов в порту в ожидании ледокольной проводки судов не происходило.

«Генеральная уборка» акватории

В феврале 2021 года Правительство РФ утвердило План мероприятий («дорожную карту») по подъему и утилизации затонувших судов в акватории Дальневосточного федерального округа. Пилотным регионом стала Магаданская область, где в бухте Нагаева насчитывалось 22 затонувших судна. В соответствии с «дорожной картой» планировалось поднять и утилизировать четыре судна: «Гусфар-1», «Малли», «Линг» (катер РС-300), СДС «Серес». На выполнение работ по комплексной утилизации этих судов, переданных в собственность Магаданской области, по итогам торгов были заключены государственные контракты.

В 2021 году полностью утилизированы суда «Гусфар-1», «Линг» и «Серес», а также не входившая в «дорожную карту» баржа в районе парка «Маяк» СТР-«Бухаро». Еще одно судно СТР-420 «Юшино» утилизировано на 97%.

Судну «Малли» в сентябре 2021 года была придана положительная плавучесть, проведены работы по облегчению корпуса от крупногабаритных надстроек, демонтажу оборудования, очищены внутренние помещения от мусора и обшивок. По мере облегчения корпуса в июле 2022 года была завершена буксировка судна к специализированному участку для дальнейшей разделки на берегу. В настоящее время выполнено 75% работ по утилизации судна.

Мероприятия по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов вошли в Федеральный проект «Генеральная уборка» государственной программы «Окружающая среда», который был разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ. В 2022 году в бухте Нагаева планируется поднять и утилизировать еще четыре судна: пассажирский теплоход «Борис Борзенко», траулер «Наровчатск», рыболовное судно «Алапаевск» и затонувший в декабре 2021 года сейнер МРС-150-253.

Сейнер долгое время находился на береговой полосе в районе рыбного порта, судно было непригодным к эксплуатации. 3 декабря 2021 года во время полной воды в акватории бухты Нагаева, под воздействием необычно высокой нагонной волны от продолжительных ветров, сейнер был смыт с береговой полосы и вынесен в акваторию порта Магадан. За 8 минут судно затонуло, став подводным препятствием и навигационной опасностью для плавания судов. И.о. капитана порта было издано распоряжение о запрете плавания в данном районе.

В июле 2022 года затонувший сейнер с помощью надувных понтонов был поднят со дна и отбуксирован к берегу, а район затопления сейнера распоряжением и.о. капитана порта открыт для плавания.

В настоящее время идет активная фаза подготовки к утилизации этих судов, ведутся водолазные работы, закупается недостающее оборудование. В оставшийся период действия проекта «Генеральная уборка», в 2022-2024 годах, в бухте Нагаева должны утилизировать 18 затонувших судов.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты