Не забыть про «возницу» - Морские вести России

Не забыть про «возницу»

29.09.2023

Морской транспорт

Не забыть про «возницу»

Фото: пресс-служба ГУМРФ

Прежде всего хотели бы выразить признательность редакции нашего уважаемого журнала «Морской флот» за инициативу пригласить всех неравнодушных к обсуждению перспектив российского флота (№2. 2023. «Какой флот нужен стране?»).

Иван Костылев, профессор, зав. кафедрой ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова;

Борис Олейников, профессор;

Николай Григорьев, профессор

 

Авторы выступали и ранее на страницах «МФ», но, по нашей оценке, это было похоже на выражение из Священного Писания «глас вопиющего в пустыне». Однако в данный период объективного реформирования водного транспорта коллективное обсуждение должно найти того читателя, от которого в определенной степени зависит то или иное направление становления (в очередной раз) морского и речного флота.

Мы с уважением относимся к коллегам-судостроителям, но по роду своей деятельности занимаемся подготовкой специалистов-эксплуатационников. К этой категории наших выпускников относятся и те, кто с легкой руки одного из авторов журнала №2 [А. Сидоров] подпадают под псевдоним «возница». В этой связи и будем говорить о кадровой проблематике.

 

Кадровая интеграция

 

Объективности ради отметим, что авторы данной публикации имеют большой опыт работы в морских учебных заведениях (УЗ), пройдя путь от курсанта до руководителя. То, что опытный, грамотный экипаж обеспечивает не только безаварийную эксплуатацию судна, но и увеличивает жизненный период судна, – это аксиома. Формирование кадрового потенциала отрасли водного транспорта в значительной степени обязано учебным заведениям морского, речного и рыбопромыслового флотов. Судостроители, судоремонтники и научные работники могут подтвердить, что пришедший с флота на их предприятие специалист адаптируется без всяких проблем и зачастую оказывается в числе руководителей производства. Управленцы в береговых структурах, прошедшие через флот, вообще не требуют комментариев.

Такая кадровая интеграция была всегда, есть и будет. Отсюда и задача – обеспечить необходимый уровень подготовки выпускников учебных заведений водного транспорта. О многоплановости образовательной сферы транспортной отрасли и бесконечных реформированиях можно узнать из публикаций Н.Н. Григорьева еще за 2018 год.

Очень бы хотелось пригласить действительно неравнодушных к перспективам российского флота людей к обсуждению не только поставленного вопроса: «Какой флот нужен стране?» с позиций назначения, конструктивных особенностей и технических характеристик судов. Важна и кадровая составляющая флотской проблематики. Это тот самый «возница» как главное звено. «Стартовой страницей» в разговоре о кадрах, обсуждении системы современного образовательного процесса, путей вывода педагогов на уровень уважаемых людей может быть упомянутая выше статья профессора Н.Н. Григорьева, а также его публикация в этом же выпуске «МФ» №2. 2023 в соавторстве с заведующим кафедрой В.И. Сигидой «Мораль и нравственность в современном образовании».

 

Практическая подготовка

 

Ну а пока вернемся к теме будущего флота и его кадрового обеспечения в контексте приглашения редакции. В данном случае целесообразно остановиться только на практической подготовке, что напрямую предопределяет наличие учебного флота. В период активного внедрения тренажерной техники на второй план переместились заботы о развитии материально-технической базы УЗ, наличии и обновлении образцов реального оборудования в лабораториях. Но само понятие «тренажер» отражает отработку практических навыков. Особенности эксплуатации судовых пропульсивных установок требуют не только знаний, какое действие в той или иной ситуации надо предпринять, но и понимания, какой элемент установки и как после этого должен реагировать. Идеальным вариантом в таком направлении подготовки является учебное судно, где могут быть и тренажеры.

В морских УЗ есть большой опыт использования учебно-производственных судов (УПС) типа «Профессор Щеголев». Длительный период в нашем вузе (тогда это было ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова) верой и правдой служило УПС «Зенит».

В 1970 году мы получили первое судно серии «Профессоров…». В общей сложности учебный флот Макаровки имел 4 УПС, с современными по тем временам установками. Мы гордились такой флотилией и с благодарностью вспоминаем бывшего министра морского флота того времени Тимофея Борисовича Гуженко, при непосредственном участии которого было принято решение о заказе девяти УПС (из них 4 для ЛВИМУ). В 1987 году был списан «Зенит», но появился парусник «Мир».

Серия УПС водоизмещением по 10 000 т была крайне актуальна не только для курсантов, на этих судах стажировались и преподаватели. Был очень хороший опыт работы преподавателей в качестве подменных членов экипажей. Многие научные разработки в области судовой энергетики требовали экспериментальных исследований. Эту проблему тоже успешно решали на УПС. Главные двигатели типа «Зульцер» имели мощность более 4000 кВт, и все элементы энергетической установки в полной мере отражали энерговооруженность современных морских транспортных судов. УПС имели по три трюма, плюс рефтрюм, учебное машинное отделение.

Теперь уже не все представляют, что такое полномасштабный плавсеместр. Напомним, что при полной загрузке суда брали на борт до 150 курсантов, 5-6 преподавателей для проведения занятий. В работе с курсантами принимали участие и члены экипажа. Наличие учебного машинного отделения, учебной ходовой рубки обеспечивало ежедневные занятия и несение вахты. Выпускники морских УЗ при юбилейных встречах всегда с большой теплотой вспоминают групповые практики в формате плавсеместров, а мы справедливо высоко оцениваем результативность этой части реализации учебной программы.

В редакционной статье высказывается вариант строительства 10-15 «учебных парусно-моторных трехмачтовых баркентин», что не укладывается в наше понимание учебно-производственного флота. В настоящий момент в России во всех трех регионах находятся в эксплуатации парусники – «Мир» на Балтике, «Надежда» у дальневосточников и «Херсонес» в южном бассейне. Этого достаточно для первой практики «оморячивания» курсантов УЗ, подведомственных Росморречфлоту.

В ситуации необходимой экономии финансовых средств на данном этапе оптимальным было бы строительство хотя бы трех учебно-производственных судов, предназначенных для Северо-Запада, юга и Дальнего Востока. Высказывания людей, не имеющих представления о возможности использования УПС не только для учебных целей, но и для транспортировки грузов, нет необходимости даже обсуждать.

Еще раз призываем обратиться к опыту эксплуатации «Профессоров…», которые брали до 3000 т груза и были востребованы для обеспечения перевозки мелкопартийной грузовой базы. При повышении уровня ледового класса не менее Аrс4 УПС могут успешно использоваться в программе «Северный завоз» как с востока, так и с запада.

 

«Велосипед» во многом изобретен

 

Что касается проекта УПС, то здесь «велосипед» тоже во многом изобретен. ЦНИИМФ в содружестве с Макаровкой предложили возможный вариант, который обсуждался уже на уровне Минтранса под руководством заместителя министра В.А. Олерского. Но не судьба, каким-то образом все забыли и начали новый виток. Это уже похоже не на заботу о будущем флота, а на пиар-ход для кого-то, хотя о проблемах арктических перевозок говорят и пишут с завидным постоянством.

Учебный флот для речников уже строится с ориентиром на контингент Российского университета транспорта, в состав которого вошла Московская академия водного транспорта. Проект Инженерного бюро судов с осадкой 1,8 м явно ориентирован на внутренние водные пути. Да, это тоже имеет право на жизнь, но для морских УЗ нужны «морские» суда. Проект, обсуждавшийся в Минтрансе, отвечает запросам моряков и соответствует требованиям Конвенции ПДНВ в части подготовки экипажей.

Предложения с нашей стороны содержали вариант УПС, близкий к параметрам серии «Профессоров…». Дедвейт также около 10 000 т, при мощности энергетической установки 5000 кВт с осадкой порядка 7 м. Поскольку это учебно-производственное судно, то оно должно быть приспособлено для перевозки генеральных грузов, включая потребности арктической экономики. По количеству практикантов необходимо ориентироваться на контингент не менее 150 человек единовременно для удовлетворения потребностей УЗ в организации плавательной практики.

В СМИ появляются высказывания о строительстве каких-то учебно-научных судов, но эти дилетантские рассуждения не для условий современного состояния экономического развития РФ. Еще раз подчеркнем, что программы практики на УПС позволяют включать исследовательские вопросы, что внедряется и апробировано за десятки лет организации плавсеместров.

Прикладные научные исследования вполне реализуемы и для инноваций в области эксплуатации транспортных судов. Безусловно, это потребует установки научного оборудования, что не создаст дополнительных финансовых субсидий. Есть опыт, не надо колесо предлагать в новом варианте. Если сегодня образованием пытаются управлять не те, кто понимает, как это делать, а случайные люди, то, вероятно, их жажду деятельности следует удовлетворять в соответствии с их уровнем мышления. Хватит нам «игрушек», подобных Болонской доктрине.

Тема кадровой обеспеченности должна обсуждаться комплексно, т.е. как количественная составляющая, так и качественная. Как это сделать? Что надо предпринять властным структурам при условии, если они неравнодушны к проблемам формирования качественного кадрового потенциала?

Очень бы хорошо поговорить на страницах пусть и отраслевого журнала об этих государственной важности вопросах. Исключительно важно услышать (прочитать) мнение властей предержащих и их аргументы в вопросах грядущих очередных реформаций в части подготовки кадрового потенциала в соответствии с развитием отрасли водного транспорта в современных условиях.

Пока же не просматривается необходимого позитива как по отношению к педагогам, так и по уровню профессионального практико-ориентированного образования.

 

Морской флот №3 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ