Российские грузы – под национальный флаг - Морские вести России

Российские грузы – под национальный флаг

24.08.2020

Морской транспорт

В Москве 19 февраля состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством вице-премьера Юрия Борисова. В ходе заседания с предложением о гармонизированном закреплении за судами под российским флагом в документах стратегического планирования грузовой базы в объеме, предусмотренном Транспортной стратегией, выступил Минтранс. Вице-премьер назвал идею «откровенно протекционистской», но «обоснованной и убедительной».

А. Сидоров

Стратегические поправки

Министерство считает, что в документы стратегического планирования нужно внести поправки, в соответствии с которыми госкомпании при заключении договоров о продаже энергоресурсов должны будут отдавать преимущество для их перевозки российскому флоту.

По итогам коллегии Ю. Борисов поручил проработать этот вопрос Минэкономразвитию, Минэнерго, Минприроды и Минсельхозу. К середине апреля министерства должны «проработать целесообразность и обеспечить внесение изменений» в стратегические документы. При этом «Газпром» попросил исключений для судов под иностранным флагом в Арктике.

В аппарате вице-премьера пояснили, что протокол пока не подписан, но «планируется, что эти пункты должны в него войти». В «Роснефти», «Газпроме» и «Газпром нефти» на запросы не ответили. В «Совкомфлоте» сообщили, что поддерживают предложение Минтранса, а подход «соответствует мировой практике».

Напомним, что в январе 2019 года Минтранс предложил обязать госструктуры и компании, которые получают поддержку со стороны государства, экспортировать российскими судами до 50% грузов.

В соответствии с поправками в Кодекс торгового мореплавания в декабре 2017 года российские суда получили исключительное право на перевозку нефти и газа в акватории Северного морского пути. Однако в марте 2019 года правительству пришлось сделать исключение для НОВАТЭКа из-за нехватки газовозов под российским флагом. В июле 2019 года к правительству с просьбой изменить для нее правила работы в России обратилась ExxonMobil, указав, что поправки в кодекс затрудняют реализацию нефтегазового проекта «Сахалин-1».

При этом 12 марта вступил в силу Федеральный закон от 01.03.2020 № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания РФ», в соответствии с которым правительство наделено полномочиями по определению случаев и порядке привлечения судов под флагами иностранных государств к выполнению деятельности, закрепленной пунктом 1 статьи 4 кодекса за судами под российским флагом.

Революция в морском секторе

На заседании Морской коллегии заместитель министра транспорта Юрий Цветков выступил с докладом «Об обеспечении безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в рамках выполнения РФ требований международных договоров».

Значительная часть доклада была посвящена актуальным для отечественного судоходного сообщества неуклонно ужесточающимся требованиям Международной морской организации (ИМО) по различным направлениям защиты морской среды, в том числе по исполнению первоначальной стратегии по снижению выбросов парниковых газов с судов, принятой ИМО в 2018 г. в развитие Парижского соглашения по климату.

Замминистра, в частности, упомянул о «некоторых перегибах» в природоохранной повестке ИМО, «когда предложения, зачастую популистского характера, предполагающие ограничения или запреты, продвигаются без должного научно-технического обоснования и анализа социально-экономических последствий их введения».

«Российская сторона, – напомнил он, – выступает против поспешных решений, за тщательное техническое и социально-экономическое обоснование предлагаемых мер регулирования с опорой на доступные и зарекомендовавшие себя технологии с учетом результатов воздействия новых экологических требований, введенных за последние годы».

В этой связи Ю. Цветков сравнил содержащееся в поправке к Конвенции МАРПОЛ введение с 1 января 2020 г. нового требования о предельном содержании серы в судовом топливе не более 0,50% вместо ранее установленных 3,50% с революцией по степени воздействия на морской сектор.

За российским флотом закрепят груз

«Реализация обязательств, взятых на себя Россией в рамках международных договоров, – отметил Ю. Цветков, – напрямую влияет на обеспечение конкурентоспособности национального флота. При этом транспортное ведомство в соответствии с документами стратегического планирования проводит большую работу по обеспечению увеличения доли участия российского торгового флота в экспорте и импорте товаров.

Минтранс в этой связи полагает, что наиболее эффективно индикатор увеличения доли российского флота может быть достигнут в процессе реализации ожидающейся к принятию Стратегии развития Арктической зоны России.

Юрий Цветков напомнил, что в рамках входящего в комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры федерального проекта «Морские порты России» их мощности должны быть увеличены на 30% от существующих. При этом даже при наличии стабильной положительной динамики в грузообороте морских портов из всей массы переваленных доля перевезенных грузов судами под государственным флагом РФ остается стабильно невысокой. По его словам, несмотря на рост дедвейта и количества судов под российским флагом, его доля в перевозках внешнеторговых грузов остается незначительной – около 2%.

Для того чтобы обеспечить достижение поставленной государством цели, в Минтрансе считают целесообразным наряду с уже выполненным включением в состав Транспортной стратегии РФ зафиксировать в стратегических документах развития отраслей экономики РФ, в том числе в Энергетической стратегии и стратегиях развития минерально-сырьевой базы, лесного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, зернового комплекса и угольной промышленности, положений о закреплении соответствующей грузовой базы за судами под российским флагом.

«Только посредством выполнения комплекса уже озвученных ранее Минтрансом на Морской коллегии предложений и закреплением части грузовой базы за судами под российским флагом, – подчеркнул он, – можно достичь запланированного показателя, обеспечивающего конкурентоспособность российского торгового флота, в том числе в условиях перехода на низкосернистое и другие виды альтернативного топлива.

В этой связи заместитель председателя правительства Юрий Борисов отметил, что положительно оценивает предложения Минтранса РФ о мерах по закреплению грузовой базы за российскими судами на законодательном уровне.

«На мой взгляд, обоснованно и убедительно звучат предложения Минтранса о необходимости внесения изменений в документы стратегического планирования, предусматривающие закрепление грузовой базы за судами под российским флагом или принадлежащих российским судовладельцам. Видимо, пришло время для принятия таких экономических мер», – подчеркнул Ю. Борисов.

Первые итоги перехода на низкосернистое топливо

Юрий Цветков отметил, что в целях создания условий для реализации обязательств, вытекающих из Приложения VI Конвенции МАРПОЛ, в России была проведена значительная работа. На сайте Минтранса была своевременно опубликована информация о вступлении в силу с 01.01.2020 новых стандартов в соответствии с Приложением VI Конвенции МАРПОЛ.

При непосредственном участии министерства в 2017 году внесены изменения в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», которым уже тогда была установлена на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении топливо норма по содержанию серы менее 0,5%.

Организовано взаимодействие Минтранса с заинтересованными организациями, в том числе Минэнерго, подведомственными Минтрансу структурами, российскими бункеровочными и судоходными компаниями.

Минтрансом подготовлены и направлены рекомендации по реализации Приложения VI Конвенции МАРПОЛ, сформированные в соответствии с Руководством, утвержденным резолюцией Комитета по защите морской среды ИМО MERC/320 (74).

Более того, с 01.01.2020 ведется мониторинг доступности и достаточности низкосернистого топлива, его качества и ценообразования.

В соответствии с Реестром поставщиков бункерного топлива, который ведется Росморречфлотом на основании приказа Минтранса от 28.11.2011 № 294, деятельность по бункеровке судов в морских портах осуществляет 201 организация с использованием более 350 специализированных судов-бункеровщиков.

Заместитель министра особо отметил, что, по информации Росморречфлота, во всех морских портах, где осуществлялась бункеровка судов до введения ограничения по содержанию серы в судовом топливе, в настоящее время низкосернистое судовое топливо доступно.

Вице-премьер сообщил, что потребность внутреннего рынка страны в судовых топливах в этом году составит более 10 млн тонн. Нефтеперерабатывающая промышленность имеет резервы по увеличению объемов производства низкосернистого топлива.

По словам Ю. Борисова, президент поручил правительству разработать меры по увеличению доли участия российского торгового флота в экспорте и импорте товаров.

«Президент страны утвердил перечень поручений от 21 декабря 2019 года, в котором правительству при участии Морской коллегии поручено обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования, касающиеся увеличения доли участия российского торгового флота в экспорте и импорте товаров, строительстве и модернизации портовой инфраструктуры, увеличения объемов выпуска судового топлива по видам, включая газомоторное», – констатировал Ю. Борисов.

В 2018 году агентство Bloomberg сообщало, что нефтяная отрасль России понесет серьезные потери в связи с вступлением в силу в 2020 году новых правил заправки судов, которые разработала Международная морская организация при ООН (ИMO).

Однако, как показала жизнь, прогнозы агентства не сбылись в том числе и благодаря своевременно предпринятым Минтрансом мерам.

Ахиллесова пята морских исследований

Слабое место при организации морских научных исследований в России – это межведомственная разобщенность. Такое мнение высказал вице-премьер Юрий Борисов.

«Ахиллесовой пятой в морских научных исследованиях долгое время была и остается межведомственная разобщенность, не сдвигается с места создание унифицированной платформы для таких исследований. Очень робко пробивает себе дорогу модульный принцип формирования научного исследовательского комплекса на судах. Идея о национальном операторе не получает поддержки у заинтересованных ведомств», – сказал Борисов.

«Для меня почти аксиома – морские научные исследования должны хотя бы частично окупаться. Понятно, что их результаты имеют отложенный или опосредованный экономический эффект, не дают сиюминутной отдачи. Но в то же время они имеют реальный коммерческий спрос. Надо думать о том, как запускать механизм софинансирования», – добавил вице-премьер.

По его словам, в сложившихся социально-экономических реалиях накопилось много проблем в этой области. «Их немало: старение судов, недофинансирование, недостаток необходимого оборудования и исследовательских кадров и многое другое», – уточнил Борисов.

Время атомного флота и судов на СПГ

В ходе заседания Морской коллегии глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал о наиболее экологичных типах судов и перспективах их использования в высоких широтах.

«Вы знаете, что уже с 2020 года вступило в силу решение Международной морской организации о снижении допустимого содержания серы в судовом топливе с 3,5% до 0,50%. Это означает, что мы должны будем серьезно пересмотреть свое отношение к топливу. С одной стороны, большим спросом начнут пользоваться суда на СПГ, а с другой – суда на ядерном топливе, имеющие нулевой выброс. Это особенно важно для таких районов, например, как Арктика. Уверен, масштабное освоение Арктического региона и Севморпути возможно только при широком использовании именно атомного флота», – отметил Алексей Рахманов.

Участники заседания обсудили возможность предоставления различных преференций производителям низкосернистого судового топлива, а также формирование комплексной программы научных экспедиционных исследований Мирового океана и подготовку предложений по участию России в десятилетии ООН, посвященном науке об океане в интересах устойчивого развития (2021-2030 годы).

На мероприятии обсуждалась и необходимость активизации морских научных исследований и уже выполненные в этом направлении шаги. Так, вице-премьер Юрий Борисов призвал шире внедрять контейнерные лаборатории на научных судах. Он отметил, что практически всеми федеральными органами исполнительной власти, обладающими научными судами, поддерживается и используется принцип модульных лабораторных комплексов.

«Жизнь подсказывает: на перспективу нужно двигаться по пути создания единого национального оператора. Но уже сейчас нам по силам сформировать комплексную научную программу экспедиционных исследований Мирового океана, в которой будут принимать участие все заинтересованные ведомства», – отметил он.

Участники заседания обсудили возможность предоставления различных преференций производителям низкосернистого судового топлива.

Из истории вопроса

Задача наращивания перевозок отечественных экспортных грузов из морских портов страны судами под российским флагом не нова. Более того, об этом на всевозможных площадках эксперты отрасли говорят уже скоро тридцать лет – с первого дня образования РФ. Тогда достаточный и сбалансированный морской торговый тоннаж СССР был безжалостно разрушен в угоду политической конъюнктуры. Бывшим союзным республикам досталось более половины транспортного флота, который они, не умея использовать, в скором времени и распродали.

Не лучше была стартовая ситуация и с морскими портами, которые также вдруг оказались за рубежом. Только портовый комплекс сразу начал процесс развития и сегодня представляет собой пример успешного инфраструктурного проекта, обеспечивающего, со своей стороны, национальную транспортную безопасность страны.

А вот флота под национальным флагом, собственно, так и нет. Да, зарегистрировано более тысячи различных судов, в сумме набирающих немногим более 7,5 млн тонн ДВТ. Но большого транспортного флота под российским флагом за эти годы не прибавилось. Напротив, с 40% советского периода и 6% десятилетней давности доля перевозок отечественных экспортных грузов российскими судами снизилась до 2%. Это означает, что без двух процентов все грузы вывозятся судами не под российским флагом.

Конечно, все случилось по разным причинам, в том числе и вследствие гайдаровского: «Зачем нам флот, нам и так все привезут». Дело специалистов решать, откуда оперативно пополнить тоннаж отечественного флота: перефлагировать имеющийся из т.н. удобных флагов, построить новый или купить на рынке подержанный, но время не ждет.

– В чем опасность ситуации? В том, что перевозки эти вполне можно заблокировать в любой момент, только пригрозив судоходным компаниям санкциями. Как это уже случилось, например, со швейцарской компанией, занимавшейся прокладкой «Северного потока-2» или сингапурской Mercantile Maritaime с ее девятью танкерами, которая была для «Роснефти» одним из крупнейших перевозчиков в прошлом году, когда она получала нефть из Венесуэлы. Такая же участь постигла и подконтрольные «Роснефти» сначала Rosneft Trading S.A., а затем и швейцарскую TNK Trading International S.A. Компании выступали посредником в продаже и транспортировке почти 14 млн баррелей нефти из Венесуэлы.

Более того, стало известно, что в Госдепе США готовится «предупреждение о преследовании морских портов, танкеров и участников мирового рынка морских перевозок» по подозрению в экспортных поставках иранской нефти, которые нарушают введенные против Ирана американские санкции.

Но вишенка на торте в том, что «США будут поощрять капитанов судов и других участников перевозок, которые будут фотографировать суда, осуществляющие перевозки, подпадающие под санкции», сообщил агентству Рейтер зампомощника госсекретаря Дэвид Пэйман.

Вот такая сегодня новая экономическая реальность.

Морские вести России №3 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт