Время генерального экспедитора - Морские вести России

Время генерального экспедитора

23.11.2022

Транспортная политика

В рамках законопроекта о северном завозе могут создать генерального экспедитора

Фото: Михаил Синицын / Фонд «Росконгресс»

Северный завоз грузов в арктические районы страны всегда был и остается особо важной государственной задачей транспортников. Ни при каких условиях его нельзя сорвать даже в малой части объемов и номенклатуры грузов, поскольку речь идет о жизнедеятельности городов и поселков в суровых условиях долгих полярных зим. И никогда не срывали. Вплоть до того, что чьи-то просчеты, недоработки, а то и просто безалаберность в авральном режиме восполняли уже в условиях низких температур с помощью ледокольной проводки судов в арктические порты с грузами, а бывало, и авиации.

Вот почему, чтобы обеспечить стабильное и гарантированное получение северянами всех необходимых объемов и номенклатуры товаров для жизни и работы в нелегких условиях Крайнего Севера, президент поручил правительству разработать проект федерального закона о северном завозе. Его принятие должно обеспечить надежность и своевременность снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а главное, снизить стоимость товаров для северян.

Об актуальности и новизне законопроекта о северном завозе рассказал первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. По его словам, закон уже написан и разослан федеральным органам власти, а также в 25 субъектов РФ, работа экспертной группы продолжается. Основные принципы новой системы управления северного завоза: прозрачно, надежно, по доступной цене, на основе больших данных.

– Традиционно мы отслеживаем грузы северного завоза как грузы жизнеобеспечения. Соответственно, это 3 млн тонн и порядка 3 млн человек живет в поселках с ограниченным сроком завоза. Мы предложили все-таки северный завоз рассматривать не только как грузы жизнеобеспечения, а как все грузы в населенные пункты с ограниченным сроком завоза, – сказал Г. Гусейнов.

Три корзины

Он пояснил, что все грузы министерство предлагает разделить на три корзины: первая – грузы жизнеобеспечения; вторая – грузы для реализации и выполнения государственных и муниципальных нужд, а также национальных проектов; третья – прочие грузы, которые не вошли в первую и вторую корзину. «Мы начали осваивать Арктику, много разрабатывать месторождений. Для таких проектов тоже нужны инвестиции и понимание, как завозить грузы для реализации проектов», – отметил замминистра.

Законопроект, в частности, предполагает создание единой площадки для закупок необходимых для северного завоза грузов большими партиями, что позволит сократить сроки этих закупок.

– Мы закупаем товары по 44-му федеральному закону путем вынесения спроса на площадку и потом получаем предложение. А по малым формам закупки видим уже все предложения, выбираем из них, и тогда у нас нет необходимости ждать соответствующих предложений, а значит, сроки сокращаем. И вот предлагаем создать такую площадку, но только не малым формам, а сделать ее под северный завоз, федеральную цифровую площадку, – объяснил он предложения ведомства.

Законопроект также предусматривает создание генерального экспедитора. По мысли его авторов, это должна быть одна или несколько организаций, аккредитованных государством, которые будут гарантированно обеспечивать доставку грузов северного завоза из точки А в точку Б. При этом экспедитор должен будет нести ответственность за груз на всех этапах доставки и предоставлять информацию о его движении.

Г. Гусейнов рассказал, что еще одна новелла – это по поручению президента мы создаем единого морского оператора. Это будет государственный оператор, который обеспечит доставку грузов морским транспортом по Северному морскому пути и в Тихоокеанском бассейне. Также предлагаем на уровне Правительства РФ утвердить перечень опорной инфраструктуры транспортно-логистической сети, которая будет включать все виды сообщений, необходимых для северного завоза. Предлагаем в законе прописать, что вся эта инфраструктура должна финансироваться и содержаться исходя из нормативов.

Он также добавил, что подобные нормы уже существовали для автомобильных федеральных дорог. Министерство предлагает аналогичные нормы отнести ко всей инфраструктуре, которая будет утверждена правительством как опорная. Также Минвостокразвития разработало бюджетный кредит для участников северного завоза со ставкой 0,1% и горизонт в 5 лет для выбора наиболее подходящего способа закупок.

Предложения регионов

Обсуждая законопроект на сессии форума, представители арктических регионов позитивно оценили большинство предложений, внесенных в законопроект. При этом высказывались и собственные замечания, которые предлагается отразить в документе. Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев отметил, что в новом законе стоит прописать и нормативы по содержанию зимников (дорога, которая может эксплуатироваться только в зимнее время), которые сегодня не учитываются ни в одном нормативном акте. По словам Николаева, если бы власти Якутии ежегодно не занимались их созданием и поддержанием, то большая часть северного завоза в регионе была бы невозможна.

По словам первого заместителя губернатора Чукотского автономного округа Ильи Давиденко, особенностью Чукотки является то, что завоз всех генеральных грузов и продукции производится только морским транспортом. Причем срок этого завоза ограничен промежутком от 2 до 4 месяцев.

Он напомнил, что «завоз у нас осуществляется либо через Владивосток, либо по Северному морскому пути. <...> Закупка топлива для завоза к нам происходит в апреле, мае и июне, в это время на рынках зимнего топлива ты не найдешь. Нефтеперерабатывающие заводы встали на ремонты, этого топлива взять негде, и мы начинаем толкаться на маленьком рынке, мы его там покупаем, но цены быстро вырастают, получаем закупочные цены уже несколько выше. Дальше начинаем доставлять, и тут субсидируется доставка топлива по железной дороге до Владивостока, Находки, а морской транспорт – уже нет. Аналогично и через Мурманск

И. Давиденко предложил распространить механизм субсидирования перевозок для северного завоза на морскую составляющую, а также обратить внимание на централизованные закупки зимнего топлива. Это позволило бы серьезно снизить закупочные цены.

Морские вести России №13 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

01.12.2022

Транспортная политика

23.11.2022

Транспортная политика

09.11.2022

Транспортная политика