Кто получит участки дна Мирового океана?



Мировой океан является сферой приложения политических, экономических, оборонных и научных интересов большинства государств. На современном этапе одним из приоритетных направлений реализации этих интересов является решение проблемы изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана, которые рассматриваются в качестве последнего в пределах земного шара источника рудного сырья, способного обеспечить устойчивость развития мировой экономики на многие десятилетия вперед. О ситуации и проблемах этой сферы российских интересов информирует Минприроды России.

 

История вопроса

С принятием 30 апреля 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция), заложившей всеобъемлющую и универсальную основу международно-правового регулирования деятельности в Мировом океане, решение указанной проблемы вступило в фазу практической реализации.

Начиная с 1980 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.04.1980 № 278-83 на Мингео СССР были возложены функции по обеспечению геополитических интересов страны в области изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана.

В целях реализации этих функций в структуре министерства было создано Управление минеральных ресурсов Мирового океана, а две подведомственные Мингео СССР организации (НПО «Южморгеология» и НПО «Севморгеология»)

перепрофилированы на проведение широкомасштабных геолого-геофизических исследований основных рудоносных провинций Тихого, Индийского и Атлантического океанов. При этом на НПО «Южморгеология» были возложены функции головной организации в области создания технических средств (Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 г. № 2099).

К 1987 г. в результате широкомасштабных комплексных геолого-геофизических исследований около 2 млн кв. км рудной провинции Кларион-Клиппертон было обнаружено уникальное месторождение железомарганцевых конкреций (ЖМК). Заявка на него была подготовлена и в условиях жесткой конкуренции с рядом промышленно развитых стран, а также международных консорциумов подана в Международный орган по морскому дну (далее – МОМД). 16 мая 1988 г. МОМД удовлетворил поданную заявку и зарегистрировал НПО «Южморгеология» в качестве Pioneer Investor (первоначального вкладчика) с выдачей соответствующего сертификата, закрепляющего право на разведку и разработку минеральных ресурсов, локализованных в пределах участка дна Тихого океана площадью 75 000 кв. км.

 

Таблица Менделеева на дне океана

Практический интерес для экономики страны представляют оксидные Fe-Мn руды железомарганциевые корки (ЖМК) и кобальтомарганцевые корки (КМК) и глубоководные полиметаллические сульфидные руды (ГПС). Наиболее мощный ресурсный фонд океан имеет по Mn, Ni, Со, Сu, Mo, среди попутных компонентов по Au, Ag, Pt и Zn. По отдельным металлам (Со, Ni, Mo) океан в несколько раз превосходит ресурсы суши, по марганцу и серебру сопоставим с наземными показателями.

Оценка ресурсов российского месторождения ЖМК и потенциальных объектов КМК в Тихом океане свидетельствует о том, что речь идет о месторождениях-гигантах комплексных руд. В первом случае мы имеем уникальное месторождение по Мn и Со, крупное по Ni и Сu, во втором – потенциально уникальное по Сo и крупное по Мn. Объекты ГПС отличаются высоким содержанием Сu (20-30%) и Au (до 50 г/т).

В части большинства из перечисленных металлов Россия пока не испытывает дефицита. Однако этого нельзя сказать о марганце, объемы добычи руд которого в России составляют всего 60 000 т в год при потребности российских предприятий в товарной марганцевой руде в 1,5 млн т в год, удовлетворяемой в основном поставками с Украины и из Грузии. Перспективы решения данной проблемы за счет фонда российских месторождений марганца, представленных в основном низкокачественными карбонатными рудами, весьма проблематичны.

Что касается возможностей использования в этих целях рудного сырья океанического происхождения, то здесь следует отметить, что технологическая сторона этой проблемы сомнений не вызывает: еще в конце восьмидесятых –  начале девяностых годов многими странами созданы и успешно испытаны в натурных условиях технические средства и технологии глубоководной добычи. В экономическом плане реализация проектов разработки месторождений ЖМК возможна при уровне затрат на капитальные вложения порядка $1000-1500 млн и эксплуатационные расходы – $400-500 млн. Срок окупаемости этих затрат оценивается в 10-15 лет.

 

Освоение ресурсов Мирового океана зарубежными странами

В деятельности зарубежных государств, осуществляющих проекты изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана (ЖМК, КМК и ГПС), к настоящему времени сложились две тенденции в области практического решения этой проблемы. Содержанием первой из них является практическое осуществление проектов по разработке той части минеральных ресурсов океанского дна, которая локализована в пределах исключительных экономических зон (ИЭЗ) прибрежных и островных государств, и по этой причине не требующей каких-либо согласований или выполнения обязательств перед Международным органом по морскому дну.

В настоящее время такую деятельность осуществляют США (проект EIS по разработке КМК в Гавайском архипелаге и островах Джонсона, предусматривающий добычу 1 млн т корок в год в течение 20-летнего периода), Острова Кука (правительственная программа по освоению месторождений ЖМК в пределах ИЭЗ О-вов Кука, предусматривающая в ближайшее время практическую реализацию первого в мире проекта их промышленной добычи).

Одним из стимулирующих факторов повышения активности ряда зарубежных стран в рассматриваемой области являются кардинальные изменения конъюнктуры рынка металлов, особенно в части цен на никель, медь, кобальт и марганец (основные металлы ЖМК и КМК), возросших с середины 2002 г. в 1,5-3 раза. В том числе: никель – с 6000-7000 $/т в 2002 г. до 13 000-15 000 $/т в 2004 г., медь, соответственно, с 1550-1650 $/т до 2600-2700 $/т, кобальт – с 14 000-15 000 $/т до 50 000-53 000 $/т, марганец – с 800-850 $/т до 1700-1750 $/т. По оценкам экспертов, такой уровень цен на указанные металлы обеспечивает возможности рентабельной эксплуатации любого типа их месторождений. Не исключено, что именно в этой связи ряд зарубежных стран и добывающих компаний с конца девяностых годов начали предпринимать практические шаги в направлении освоения глубоководных их типов.

В частности, правительство Островов Кука приняло программу освоения месторождений ЖМК, расположенных в пределах ИЭЗ этого государства, и начало подготовку к ее реализации, не требующей по этой причине каких-либо согласований, или выполнения обязательств перед МОМД. Аналогичный проект, но только касающийся разработки КМК в Гавайском архипелаге и островах Джонсона, имеют США (проект EIS). Наконец, австралийская добычная компания Nautilus Minerals Corporation получила лицензию от правительства Папуа – Новая Гвинея на разработку богатых медью, цинком и золотом сульфидных руд в её ИЭЗ и уже начала инвестировать соответствующий проект.

 

Контракторы и консорциумы уже действуют

Другая тенденция в области практического решения вопросов изучения и освоения минеральных ресурсов Международного района морского дна касается отношения различных хозяйствующих субъектов к проблеме, регулируемой соответствующими положениями Конвенции посредством Международного органа по морскому дну. По состоянию на текущий момент выделяются две категории упомянутых субъектов, одна из которых представляет страны, заключившие пятнадцатилетние контракты на разведку месторождений ЖМК с МОМД (контракторы), а вторая включает международные консорциумы, действующие на основании лицензий, выданных правительством США.

К числу контракторов относятся:

  • ГНЦ ФГУГП «Южморгеология» (Российская Федерация)
  • IFREMER/AFERNOD: French Institute of Research for the Exploitation of the Sea / French Association of Studies and Research of Nodules (Франция)
  • DORD – Deep Ocean Resource Development Co., LTD (Япония)
  • DSRD – The State Department of Sea Resourses Development (Индия)
  • IOM – Interokeanmetal Joint Organization (Польша, Россия, Болгария, Чехия, Словакия, Куба)
  • COMRA – China Ocean Mining Research Association (Китай)
  • KORDI – Korea Ocean Research and Development Institute (Республика Корея)
  • BGR – Federal Institute for Geosciences and Natural Resources (Германия)

Основная деятельность контракторов заключается в продолжении полномасштабных операций по разведке и опытно-конструкторских работ в области создания и испытания средств подводно-геологических исследований, добычи и металлургической переработки рудного сырья. Ассигнования, выделяемые удостоверяющими государствами перечисленных контрактов на выполнение ГРР и НИОКР, иллюстрируются данными таблицы.

В международные консорциумы входят:

  • KCON – Kennecott Consortium: Kermecott Corporation, США – 40% капитала, Rio Tinto Zink Corporation, Великобритания – 12% капитала, Consolidated Gold Fields, Великобритания – 12% капитала, British Petroleum Company, Великобритания – 12% капитала, Noranda Mines, LTD, Канада – 12% капитала, Mitsubishi Group, Япония – 12% капитала
  • ОМА – Ocean Mining Assosiates: Essex Mineral Company, США – 25% капитала, Sun Ocean Ventures, США – 25% капитала, Union Seas, Inc., Бельгия – 25% капитала, Samim Ocean, Inc., Италия – 25% капитала
  • ОМСО – Ocean Minerals Company: Standart Oil of Indiana, США – 30,7% капитала, Lockheed Corporation, США – 30,7% капитала, Royal Dutch/Shell, Голландия, Великобритания – 38,6% капитала
  • OMI – Ocean Management Incorporated: International Nikel Company, Канада –25% капитала; SEDCO, Inc, США – 25% капитала, Arbeitsgemeinshaft Meerestechnichgewinnbare Rohstaff, Германия – 25% капитала, Deep Ocean Minerals Company, Япония – 25% капитала

Консорциумы, еще в начале девяностых годов завершившие разведку соответствующих месторождений, а также разработку добычных технологий, пока занимают выжидательную позицию, связанную как с конъюнктурой рынка металлов, так и с неурегулированностью ряда правовых вопросов разработки месторождений (охрана окружающей среды, возмещение ущерба и т.п.).

 

Деятельность России на международном морском дне

В целях обеспечения сбалансированного развития минерально-сырьевой базы и геополитических интересов России на длительную перспективу в соответствии с Морской доктриной РФ на период до 2020 года Минприроды России (Роснедра) проводит работы в Международном районе морского дна на КМК и ГПС – комплексные нетрадиционные виды сырья на никель, кобальт, медь, марганец, цинк, золото и серебро.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года управление деятельностью по освоению ресурсов района осуществляется Международным органом по морскому дну, который на основе разрабатываемых им правил выдает заявителям разрешение в форме контракта на проведение соответствующих работ.

13 июля 2000 г. такие правила были утверждены Ассамблеей МОМД только для поиска и разведки железомарганцевых конкреций, на основании которых в районе проводятся работы восемью контракторами, в том числе и российским – государственным научным центром ФГУГП «Южморгеология» Роснедр.

В течение двух последних лет МОМД ведется интенсивная, начатая по инициативе России, деятельность по подготовке к утверждению проектов правил поиска и разведки ГПС и КМК в районе. Проект правил поиска и разведки глубоководных полиметаллических сульфидов в районе утвержден на очередной 16-й сессии МОМД (26 апреля – 7 мая 2010 г.). На следующей, 17-й сессии в 2011 году – проект правил поиска и разведки кобальтоносных железомарганцевых корок в районе. Это даст начало процессу подачи заявок на выделение соответствующих участков морского дна, к чему практически готовы Япония, Китай, Южная Корея и другие.

Минприроды России подготовило проект распоряжения Правительства РФ о необходимости своевременной подачи российских заявок в МОМД на утверждение планов работ по разведке ГПС и КМК морского дна за пределами национальной юрисдикции с приложением проектов писем МИД и Минприроды в Правительство РФ. В 2007-2009 гг. проекты трижды направлялись на согласование в Минэкономразвития России и МИД России и не были согласованы из-за отсутствия правовой основы (проекты правил поиска и разведки ГПС и КМК в районе не утверждены МОМД).

 

Ресурсы есть – нужен научно-исследовательский флот

Следует отметить, что одним из основных условий для успешного решения задач разведки и добычи минеральных ресурсов глубоководных районов Мирового океана за пределами юрисдикции прибрежных государств является наличие современного научно-исследовательского флота, оснащенного технологическим оборудованием последнего поколения.

В настоящее время океанский научно-исследовательский флот Роснедр насчитывает три специализированных судна общим водоизмещением порядка 18 тыс. тонн. Все эти суда преимущественно советской постройки, созданы на базе рыболовецких траулеров, спроектированных по техническим требованиям начала 70-х годов и сданы в эксплуатацию в середине 80-х. По требованиям сегодняшнего времени все они имеют неэкономичные двигательные установки, оборудованы маломощными и малопроизводительными техническими средствами, судовые системы и механизмы имеют минимальную автоматизацию, что приводит к необходимости держать на судах увеличенный по сравнению с иностранными судами состав экипажа. Указанные обстоятельства приводят к значительному увеличению стоимости содержания самих судов и выполняемых ими морских геологоразведочных работ и, как следствие, низкой конкурентоспособности на внешнем рынке услуг. При этом постоянно увеличивается средний возраст судов, который сейчас перешагнул 20-летний рубеж при заложенном сроке эксплуатации 20-25 лет, что отрицательно сказывается на технических характеристиках судов. Средний износ научного флота превышает 85%.

На сроки эксплуатации научно-исследовательских судов значительное влияние оказывает слабое состояние ремонтной базы предприятий и недостаточное финансирование проведения плановых ремонтных работ для подтверждения класса Российского морского регистра судоходства.

Для поддержания и развития научно-исследовательского флота Роснедр на современном техническом уровне необходимо сочетать коренную модернизацию имеющихся судов и создание научно-исследовательских судов (НИС) нового поколения. При этом необходимо понимать, что усилия по модернизации, несмотря на её преимущества по сравнению со строительством по стоимости и срокам производства, ни в какой мере не могут ослабить насущную необходимость незамедлительного принятия мер по созданию специализированных НИС нового поколения.

В результате оценки сложившейся ситуации одной из первоочередных задач является обновление имеющегося состава НИС геологической отрасли, в том числе:

-         модернизация трех действующих судов: НИС «Геленджик», НИС «Южморгеология», НИС «Профессор Логачёв»;

-         строительство двух новых НИС для комплексных геологических исследований в Мировом океане.

 

Придется создавать технико-технологическую базу

Эффективность использования как модернизируемых, так и вновь строящихся НИС находится в прямой зависимости от оснащения их соответствующим комплексом технических средств, позволяющим получить максимум геолого-геофизической информации в рамках единого технологического процесса.

В то же время в целях повышения эффективности поиска и разведки перспективных ресурсов дна Мирового океана развитыми государствами значительное внимание уделяется совершенствованию технологий глубоководных морских геолого-геофизических исследований. При этом все страны стремятся максимально обеспечить себе технологическую независимость, причиной чему служат три обстоятельства:

-         квалификация аппаратуры для глубоководных (более 1 км) исследований как техники двойного назначения и в этой связи существование ограничения на её поставки;

-         существенный уровень рыночной стоимости разрешённых к продаже аппаратурно-технических средств ввиду их уникальности;

-         непрерывный прогресс в области разработки элементной базы, требующий постоянной модернизации и обновления технических средств с периодом порядка 2-3 лет.

Следует особо подчеркнуть, что закупка за рубежом оборудования для глубоководных исследований в требуемой комплектации практически невозможна. И если Россия предполагает удерживать позиции в части раздела минеральных ресурсов Международного района морского океана, то представляется необходимым и неизбежным создание соответствующей отечественной конкурентоспособной технико-технологической базы глубоководных геологоразведочных работ.

По состоянию на текущий момент Минприроды России не располагает техническими средствами, способными обеспечить решение требуемых задач, и не проводит работы по их созданию в связи с тем, что с 2005 года отсутствует финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках госзаказа.

Вместе с тем перспективы сохранения необходимого уровня технико-технологического обеспечения работ в Мировом океане достаточно тревожны.

Для успешного решения задач разведки российского месторождения ЖМК, предусмотренных контрактом с МОМД, требуется создание нового поколения технических средств разведки, которые в сравнении с предыдущими должны отличаться более высокой информативностью, точностью, надежностью работы, а также разработка технологий добычи и переработки конкреций.

В 2006 г. президентом РФ утверждена Концепция развития глубоководных сил и средств РФ на период до 2021 года. В соответствии с ее положениями Минобороны России с участием заинтересованных ведомств, включая Минприроды России (Роснедра), подготовило проект концепции федеральной целевой программы по развитию глубоководной деятельности и гидронавтики в Российской Федерации (ФЦП «Гидронавтика»). Проект концепции ФЦП «Гидронавтика» предусматривает мероприятия по обеспечению изучения и подготовки к освоению ресурсов дна и недр Международного района морского дна современными техническими средствами и технологиями. Однако до настоящего времени проект концепции ФЦП «Гидронавтика» не утвержден.

Большинство задач, решаемых Минприроды России в Мировом океане, имеет важное практическое и геополитическое значение. Решение этих задач не может быть переведено на коммерческую основу, а экономическая эффективность от их решения не может быть выражена в используемых для этих целях показателях. Создание передового научно-исследовательского флота Минприроды России, оборудованного современным технологическим оборудованием, возможно только при активной роли государства.

Таким образом, Минприроды России считает:

1. В связи с наметившимся повышением активности ряда стран в области освоения минеральных ресурсов Мирового океана, а также благоприятным (вопреки существовавшим прогнозам) развитием конъюнктуры мирового рынка металлов усилить внимание к деятельности таких государств, как США, Япония, Голландия, Острова Кука, Китай и Индия, ориентированной на разработку месторождений полезных ископаемых, расположенных как в пределах их ИЭЗ, так и Международного района морского дна.

2. Обеспечить безусловное выполнение контрактных обязательств перед Международным органом по морскому дну по осуществлению разведочной деятельности на площади российского разведочного района в Тихом океане, в связи с чем обратить особое, с учетом внешних факторов (эмбарго на поставки, высокий уровень рыночной стоимости), внимание на разработку технико-технологического обеспечения задач разведки российского месторождения ЖМК, в первую очередь:

  • В целях реализации положений Морской доктрины РФ на период до 2020 года, ориентированных на закрепление приоритетов РФ в области изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана, необходимо обеспечить подготовку и своевременную подачу в МОМД российских заявок на участки дна, перспективные в отношении КМК и ГПС. В этой связи особый упор должен быть сделан на создание необходимых аппаратурно-технических средств.
  • В связи с возможным ускорением процесса вовлечения в сферу хозяйственной деятельности полезных ископаемых дна Мирового океана принять меры по разработке соответствующего технико-технологического обеспечения.

 

№ п.п.

Удостоверяющее государство

Виды и объемы (млн $/год) затрат

Выполнение обязательств перед МОМД

Изучение КМК

Изучение ГПС

НИОКР

Всего

1

Россия

2,00

2,00

1,00

~2,00

~7

2

Франция

нет данных

нет данных

нет данных

~20,00

>20

3

Япония

нет данных

~3,00

~3,00

нет данных

>6

4

Индия

2,00

нет данных

~2,00

>2,00

>6

5

Китай

4,25

~2,00

~3,00

>5,00

>14

6

Корея

3,40

>2,00

нет данных

>3,00

>8,5

7

Германия

нет данных

нет данных

нет данных

нет данных

нет данных

 

 



Новости

Лента новостей

Фрегат «Мир» празднует 30-летний юбилей

Фрегат «Мир» празднует 30-летний юбилей 29 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге пройдет торжественное празднование юбилея парусника «Мир». ...

Яхта «Инза» Росморпорта стала призером яхтенной регаты «Морская миля -2017»

Яхта «Инза» Росморпорта стала призером яхтенной регаты «Морская миля -2017» В Невской Губе 21 сентября 2017 года состоялась яхтенная регата, организованная АО «Пассажирский пор...

Российская экономика

Риск обнаружения боеприпасов при строительстве тоннеля в Севастопольской бухте высок - МЧС

Риск обнаружения боеприпасов при строительстве тоннеля в Севастопольской бухте высок - МЧС Риск обнаружения неразорвавшихся со времен Великой Отечественной войны боеприпасов при строительстве...

Росимущество еще не получило рекомендаций инвестконсультантов о приватизации «Совкомфлота»

Росимущество еще не получило рекомендаций инвестконсультантов о приватизации «Совкомфлота» Росимущество пока не получило от инвестконсультантов рекомендаций по приватизации «Совкомфлота», соо...

Транспортная политика

Благодаря работе АСОП удалось избежать усложнения категорирования земель морских портов – С. Жусупов

Благодаря работе АСОП удалось избежать усложнения категорирования земель морских портов – С. Жусупов В ходе подготовки законопроекта о внесении изменений в закон «О морских портах», благодаря позиции А...

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Морские порты

ГТЛК ищет стратегического инвестора для угольного терминала «Лавна»

ГТЛК ищет стратегического инвестора для угольного терминала «Лавна» «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) начала поиски стратегического инве...

Подрядчик строительства порта Сабетта подал иск к «Росморпорту» - «Ведомости»

Подрядчик строительства порта Сабетта подал иск к «Росморпорту» - «Ведомости» Один из подрядчиков строительства порта Сабетта - компания «УСК Мост» - подал иск к ФГУП «Росморпорт...




Морской транспорт

Шторм помешал лайнеру «Князь Владимир» зайти в порты Крыма, пассажиры получат компенсации

Шторм помешал лайнеру «Князь Владимир» зайти в порты Крыма, пассажиры получат компенсации Пассажиры круизного лайнера «Князь Владимир», совершающего еженедельные путешествия из Сочи в Крым, ...

Судоверфь «Звезда» получила заказ на 5 крупнотоннажных танкеров типа «Афрамакс» - «Роснефть»

Судоверфь «Звезда» получила заказ на 5 крупнотоннажных танкеров типа «Афрамакс» - «Роснефть» «Роснефть», «Совкомфлот», судостроительный комплекс «Звезда», ГТЛК и «Роснефтефлот» подписали пакет ...

Речной транспорт

Енисейское пароходство вошло в число лидеров предприятий водного грузового транспорта

Енисейское пароходство вошло в число лидеров предприятий водного грузового транспорта Енисейское речное пароходство (Красноярск) вошло в число ведущих российских предприятий внут...

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Ж/Д транспорт

РЖД сначала пустят в обход Украины пассажирские поезда, следовавшие по старой линии без остановок

РЖД сначала пустят в обход Украины пассажирские поезда, следовавшие по старой линии без остановок «Российские железные дороги» (РЖД) в первую очередь запустят в обход Украины пассажирские по...

В Калининградскую область прибыл первый контейнерный транзитный поезд из Польши в Китай

В Калининградскую область прибыл первый контейнерный транзитный поезд из Польши в Китай Первый комбинированный контейнерный поезд из Европы в Китай, который пройдет по транспортному коридо...

Авто транспорт

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу Минтранс РФ в 2018 году представит предложения по скидкам в системе «Платон» для большегрузов пропор...

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона»

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона» Минтранс РФ надеется, что закон, повышающий штраф для неплательщиков системы «Платон» с 5 тыс. до 20...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...