- Морские вести России

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО ЛИЗИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Транспортное дело России №03 (2009)


Фомина И.В., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Глобальный финансовый кризис в начале осени 2008 г. докатился и до предприятий постсоветского пространства. Его основными симптомами стали сжатие денежной массы, резкое падение спроса на промышленную продукцию, обусловленные этим цепочки неплатежей, грозящие разрывом хозяйственных связей, массовыми сокращениями и остановками производства.

 

Ключевые слова: банк, лизинг, автомобилестроение.

 

FEATURES OF DEVELOPMENT OF BANK LEASING IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Fomina I., Post-graduate student, FSUO «Standartinform»

The global financial crisis in an early autumn of 2008 has come and to the post-Soviet territory enterprises. Money supply compression, sharp falling demand on an industrial output, the chains of defaults of payment threatening by rupture of economic relations caused by it, mass reductions and production stops became its basic symptoms.

 

Key words: bank, leasing, motor industry.

 

Положение в секторе грузового автомобилестроения: спад объемов строительства естественным образом сокращает спрос на грузовики, что в свою очередь ведет к вынужденному падению уровня производства, увольнению персонала и кардинальному пересмотру деятельности автопроизводителей данного сектора на последующий период.

Так, существенное падение уровня продаж компании «Группа ГАЗ» заставило руководство остановить сборочные конвейеры и отправить в вынужденные отпуска основную массу рабочих. Далее последовало решение о сокращении производства на 2009 год и приостановке ряда инвестиционных проектов «ГАЗ».

По крупнейшему российскому производителю грузовой техники, заводу «КамАЗ», глобальный финансовый кризис нанес еще более ощутимый удар. За октябрь 2008 года объемы производства в Набережных Челнах упали на двадцать процентов. Основной спад продаж наблюдается в секторе самосвальной и крановой техники. Руководство КамАЗа приняло решение о введении с 4 октября прошлого года четырехдневной рабочей недели. Компания планировала работать в режиме сокращенной рабочей недели до 6 декабря с возможностью его пролонгации до мая 2009 года.

Сейчас предприятие, по сути, работает в режиме «под заказ», и в ситуации падения спроса такие вынужденные остановки могут периодически происходить неоднократно.

КамАЗ возобновил работу 19 января 2009 года после новогодних каникул, главный сборочный конвейер предприятия возобновил работу 20 января. Планировалось, что в течение двух недель компания будет работать пять дней в неделю. В дальнейшем, в зависимости от заказов, компания рассчитывала либо вернуться к четырехдневной неделе, либо продолжить работать в пятидневном режиме. КамАЗ объяснял необходимость остановки конвейера «затовариванием склада предприятия и низким спросом на рынке».

Известный украинский производитель тяжелой грузовой техники «КрАЗ» был затронут негативным влиянием кризиса в такой же степени, как и вышеуказанные автозаводы. Сокращение объемов производства привело к введению четырехдневной рабочей недели и сокращению штата сотрудников на семь процентов. Сокращение рабочей недели на один день также произошло и на Кременчугском автосборочном заводе, занимающимся сборкой тяжелых китайских грузовиков под маркой «FAW».

Традиционные меры стимулирования спроса, такие, как снижение учетной ставки Центрального банка, как показывает мировая практика, работают недостаточно эффективно: даже при наличии дешевых финансовых ресурсов банки не стремятся вкладывать их в реальных сектор ввиду проблем с платежеспособностью заемщиков.

Это требует совершенствования механизмов, связывающих реальный и финансовый сектора экономики, обеспечивающих возвратность средств и получение необходимого дохода. По нашему мнению, одним из наиболее перспективных направлений является развитие банковского лизинга.

Наиболее полное определение термина «лизинг» было сформулировано экономической наукой в Конвенции о международном финансовом лизинге УНИДРУА, принятой 28 мая 1988 г. в Оттаве, где приведено следующее его определение.

Лизинг – операция, при которой одна сторона (арендодатель):

  • заключает по указанию другой стороны (арендатора) договор (контракт на поставку) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель закупает оборудование, имущество или инструментарий на условиях, утвержденных арендатором;
  • заключает контракт (договор аренды, лизинговое соглашение) с арендатором, предоставляя ему право пользования оборудованием при условии выплаты арендной платы [1, С. 73].
  • Помимо определения, в Конвенции закреплены следующие признаки лизинга:
  • пользователь самостоятельно определяет оборудование и выбирает поставщика;
  • оборудование приобретается лизингодателем по договору лизинга, который заключается или должен быть заключен между лизингодателем и пользователем, с обязательной целью последующей его сдачи в лизинг;
  • периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, определяются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

В зависимости от состава участников (субъектов) лизинговых отношений различают:

  • прямой лизинг, когда передача имущества происходит непосредственно через лизингодателя;
  • возвратный лизинг, при котором собственник имущества продает его будущему лизингодателю, чаще всего в этой роли выступает коммерческий банк, и одновременно вступает с ним в отношения в качестве пользователя этого имущества.

Актуальным вопросом является определение наиболее перспективных лизингодателей. В лице собственника имущества может выступать:

  • учреждение банка или его филиал, в уставе (Положении) которого предусмотрен этот вид деятельности, а также специализированная дочерняя лизинговая компания банка, которая берет на себя весь комплекс услуг, связанных с содержанием, ремонтом и обслуживанием имущества;
  • финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осуществления лизинговых операций, которая в соответствии с вышеназванным Законом определяется как коммерческая организация, выполняющая в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателя и получившая в установленном законодательством РФ порядке разрешение (лицензию) на осуществление лизинговой деятельности;
  • любая фирма или предприятие, для которого лизинг – не профилирующая, но и не запрещенная уставом сфера деятельности и которые имеют лицензию и финансовые источники для проведения лизинговых операций.

В настоящее время наиболее реальными ее хозяйствующими единицами, владеющими свободными денежными средствами или имеющими доступ к ним, являются банковские учреждения [2]. К числу их главных преимуществ в условиях кризиса относится отлаженный механизм доступа к государственным кредитным ресурсам через Центробанк. В условиях проблем с платежеспособностью заемщиков именно лизинг позволит банкам финансировать потребности реального сектора, поскольку в отличие от обесценивающихся денег оборудование, предоставляемое в лизинг, при прочих равных условиях сохраняет свою стоимость за вычетом износа. Это позволяет сохранять и реальную стоимость активов банка независимо от уровня инфляции, складывающегося в течение всего периода лизингового соглашения.

Проведение коммерческими банками лизинговых операций способствует эффективному расширению сферы банковского влияния. Вкладывая средства в приобретение имущества с целью проведения лизинговых операций, коммерческие банки вносят свой вклад в формирование стратегии и тактики обновления основных фондов, определяют направления развития лизинга и контролируют ситуацию на лизинговом рынке.

Преимущество лизинговых операций для банка состоит также и в достаточно высокой рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает не только новый источник дохода в виде комиссионных выплат, но и, развивая лизинговый бизнес, экономит средства на относительно простом учете лизинговых операций и платежей по сравнению с операциями долгосрочного кредитования, особенно если они носят целевой характер.

Кроме того, участие банков в лизинговой деятельности, увеличивая конкуренцию, тем самым позволяет потребителям добиваться более выгодных условий. Президент компании «Вертекс Консалтинг Инк» Марк Несбит, проводивший обширные исследования в области развития автомобильного лизингового бизнеса в Канаде и США, утверждает, что «в США, где банки активно конкурируют на лизинговом рынке, потребители наслаждаются преимуществами более низких ставок лизинговых платежей, чего нельзя сказать о Канаде, где банки не допускаются на лизинговый рынок» [3, С. 60]. Другим результатом данного исследования является тот факт, что в США финансовые институты активно конкурируют с производителями автомобилей. Производители в США занимают только 43% розничного лизингового рынка [3, С. 60].

Однако следует отметить, что лизинговые операции банков обладают высокой степенью риска, особенно при оперативном лизинге, когда после окончания лизингового договора возникает необходимость возместить остаточную стоимость объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Поэтому наиболее рациональным, с точки зрения банковского риска, является применение в банках финансового лизинга. При оценке рисков, возникающих при лизинговых операциях, коммерческий банк обычно принимает во внимание следующие факторы:

1) коммерческая репутация и финансовое положение компании лизингополучателя;

2) продажная цена объекта сделки, динамика изменения этой цены на вторичном рынке в течение последующих лет;

3) условия эксплуатации объекта лизинга лизингополучателем;

4) универсальность передаваемого в лизинг оборудования;

5) достаточное количество потенциальных потребителей данного оборудования;

6) при международном лизинге учитывается также финансово-экономическая и политическая ситуация в стране пребывания компании лизингополучателя (т.е. риск национализации, запрет на перевод валютных средств за границу, риск осложнений в реализации залогового права и т.д.).

Воздействие объективных факторов на банковскую лизинговую деятельность осуществляется в органической взаимосвязи с субъективными факторами внешней среды, которые имеют следующую приоритетность:

  • Финансово-кредитная политика государства как важнейшая составляющая всей государственной экономической политики. Этот фактор имеет первостепенное значение как имеющий самый широкий спектр действия.
  • Денежно-кредитная политика организаций, выступающих в роли прямых (если непосредственно сами оказывают лизинговые услуги) или косвенных (если обеспечивают лизинговый процесс лишь в качестве кредиторов) инвесторов денежного капитала. Необходимость серьезных инвестиций в реализацию лизинговых проектов, которая часто связана с потребностью использования заемных средств, определяет важность этого фактора; тем более, что существует большой временной лаг между моментом авансирования капитала и моментом коммерческой отдачи от реализации лизинговой операции, а также высока степень риска подобных инвестиций.
  • Стратегия конкурирующих фирм на рынке лизинга, в том числе государственных структур. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру лизингового рынка, изменять интенсивность конкурентной борьбы или корректировать получение необходимых материальных и финансовых ресурсов. Данный фактор обусловливается первыми двумя факторами. Политика конкурирующих фирм может существенно повлиять на активность лизингового рынка, однако при отсутствии необходимых денежных средств лизинговая деятельность в принципе невозможна. В то же время непродуманная денежно-кредитная политика государства может, в свою очередь, свести на нет стимулирующую активность воздействия объективных рыночных механизмов и привести к снижению активности в области лизинга.
  • Поведение потребителей лизинга, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющуюся в результате реализации лизинговой компанией инновационного проекта лизинговую услугу. Рынок индивидуализированного спроса обусловливает необходимость обязательного учета этого фактора при разработке стратегии банковского лизинга.
  • Наиболее актуальные меры государственного стимулирования развития банковского лизинга сосредоточены в следующих областях:
  • приоритетное распределение бюджетных и иных государственных ресурсов, направляемых в лизинговую деятельность;
  • льготное налогообложение субъектов лизинговой деятельности.

Учитывая современное положение в экономике, государство должно взять на себя дополнительные функции по стимулированию спроса на приоритетные отечественные товары, чье производство обладает значительным мультипликативным эффектом, путем оказания целенаправленной поддержки лизингу данных товаров. Учитывая, что государством уже оказана значительная финансовая помощь банковскому сектору, именно оживление банковского лизинга могло бы послужить каналом, связывающим финансовые ресурсы с реальным сектором, предотвратить давление этих денежных средств на курс рубля.

Собственного капитала банка, как правило, достаточно, для кредитования посредством лизинговых операций малого и среднего бизнеса, в том числе и фермерского хозяйства. Для крупных лизинговых проектов целесообразно организовывать банковские консорциумы, пользующиеся финансовой поддержкой и гарантиями Правительства.

Реализация предложенных мер, определяемых необходимостью оживления спроса реального сектора на инвестиционные товары в условиях сжатия денежной массы, падения платежеспособности и кредитного рейтинга заемщиков, позволит как обеспечить поддержку сбыта товаров отечественных производителей, так и надежное и прибыльное вложение банковских средств, что будет иметь в целом мультипликативный позитивный эффект для всех отраслей народного хозяйства, способствуя скорейшему перелому кризисных тенденций в экономике.

 

Литература:

1.        Васильев Н.М. и др. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. – М.: ТОО «Инжиниринго-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1997.

2.        Аюпов А.А. Инновационный лизинг в банке. – Казань: Издательский центр ТИСБИ, 2002.

3.        Линдваль Н. Лизинг автомобилей в Республике Татарстан: спрос, преимущества, перспективы // Экономический вестник Республики Татарстан, 1998. – № 3.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)