ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

03.08.2017   Лента новостей
ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

Подведены предварительные итоги первой половины (два из четырех этапов) экспедиционной части «Плавучего университета Волжского бассейна-2017» - совместного проекта Волжского государственного университета водного транспорта, вузов-партнеров и Русского географического общества, проходивших под девизом «Сохраним Волгу - великую реку земли русской».

На первом этапе, который проходил в первой декаде июля в Горьковском водохранилище, ученые, аспиранты и студенты обнаружили заметное изменение содержания в воде растворенного кислорода, что, несомненно, должно благотворно сказаться на состоянии всех гидробионтов (водных организмов) Горьковского водохранилища. К слову сказать, и замора рыбы, который ежегодно наблюдается в летние месяцы цветения воды, в этот раз не наблюдалось, как и самого цветения. Причина такого «положительного экологического эффекта», вероятно, кроется в аномально дождливой погоде нынешнего лета, при которой вода обильно насыщается кислородом из воздуха. Горе-море (как называют в народе водохранилище) не зацвело как обычно из-за плохой погоды, поскольку температура воды в водохранилище была на 1,5-3 градуса ниже обычной для этого времени года, и сине-зеленые водоросли не могли активно развиваться. Таким образом, природа, которая осложнила старт экспедиции обильными ливнями и шквальными порывами ветра, словно дала понять человеку его место в общей картине мира. Не нужно быть пророком, чтобы понять – на следующих этапах работы экспедиции, если погода будет теплой, мы снова увидим до боли знакомый ковер из сине-зеленых водорослей, ведь проблемы водохранилища никуда не исчезли!

На втором этапе экспедиции, который завершился 30 июля, природа показала людям другую Волгу, не перегороженную плотинами и водохранилищами: река открылась во всей первозданной красе, от Городца до Нижнего Новгорода река течет естественным образом. Сразу после – начинается зона Чебоксарского водохранилища. Да и с погодой участникам экспедиции повезло: ясным, солнечным днем большое видится на дальнее расстояние! Созерцанием великолепного вида, открывающегося с берега села Великий Враг (название которого произошло от слова «овраг») программа экспедиции не ограничилась.

Известный нижегородский тележурналист, много снимавший и писавший о Волге, и автор двух фильмов о проекте Юрий Немцов (региональная телекомпания «ННТВ») погрузил исследователей в свое видение этого уникального места пересечения глубинных смыслов русской истории, культуры, географии и геологии.

Здесь находится и уникальное Великовражское геологическое обнажение, где человеческому взору открыты этапы сложнейших процессов, происходивших на протяжении многих миллионов лет. Именно отсюда начинали двигаться русские поселенцы вниз по Волге и на Восток, осваивая новые территории. Река стала осью, вектором развития русской нации и государства Российского. Неподалеку – Казанский тракт, по которому Александр Пушкин ездил изучать историю Пугачевского восстания, положенного в основу повести «Капитанская дочка», рядом в селе Зименки - писал свои романы Алексей Толстой, в селе Кадницы рождались трудовые династии волгарей – лоцманов и капитанов. И, наконец, Макарьевский монастырь – где несколько веков назад шумела крупнейшая в России ярмарка, перешедшая затем в Нижний Новгород.

Благодаря экспресс-лаборатории, развернутой на борту теплохода ВГУВТ «Петр Андрианов» и хорошо скоординированной работе всех участников экспедиции стали известны предварительные результаты второго этапа исследований. Впервые экспедиция изучила Волгу ниже г. Нижний Новгород от Чкаловской лестницы до Макарьевского монастыря, а также ее притоки - реки Кудьму и Керженец.

Эти две реки были выбраны не случайно: они наиболее показательны как речки-притоки Волги. Кудьма - правый приток Волги, протекает через густонаселенный пригород Нижнего Новгорода и испытывает высокую антропогенную нагрузку. Из нее были отобраны пробы в районе с. Кадницы и коттеджного поселка «Терраски парк». По предварительным данным, в воде Кудьмы обнаружено повышенное содержание аммонийного иона и фосфатов, что говорит о свежих хозбытовых стоках, либо стоках фермерских хозяйств, которые также расположены рядом с берегами Кудьмы. Однако, чтобы говорить об установленном источнике такого загрязнения, ученым потребны повторные замеры, которые планируется провести в сентябре этого года.

В качестве наиболее показательного левого притока Волги ниже г. Нижнего Новгорода был выбран Керженец. Река протекает по заповедной территории - Керженскому заповеднику, где запрещена любая хозяйственная деятельность, и, следовательно, она должна быть самым чистым притоком. Однако к удивлению ученых, по предварительным данным, в Керженце также обнаружены соединения азота (нитрат-ион и аммоний-ион), а также повышенное содержание железа. Единственным антропогенным источником этих загрязнений могут являться многочисленные туристские группы, сплавляющиеся по Керженцу на протяжении всего лета.

В настоящее время все группы-участники экспедиции выполняют анализы отобранных проб. Результаты этих исследований, а также анализ полученных результатов будут представлены участниками на итоговой конференции, которая состоится в сентябре этого года.

Своеобразный итог подвел и проректор по научной работе ВГУВТ Андрей Корнев, лично принимавший участие во втором этапе экспедиции, рука об руку работавший вместе со студентами на скоростном судне, доставлявшем пробы на «Петр Андрианов» из малых рек и притоков Волги:

- На втором этапе экспедиция прошла 90 километров водного пути, были собраны многочисленные пробы, проведены новые эксперименты, студенты и аспиранты разных вузов работали дружно, не боясь тяжелой физической работы. Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность: Марии Терешиной (МГУ), Елизавете Володченко (ВГУВТ), Дмитрию Гаврилко (ННГУ). Эти студенты активно участвовали в обсуждении и организации отбора проб во время 2-го рейса, а также грамотно консультировали своих младших коллег в своей части выполняемой работы. Особенно хочу отметить экипаж теплохода «Петр Андрианов», умелая работа которого сберегла нам много сил и времени!

Справка:

Экспедиция ВГУВТ, РГО и вузов-партнеров «Плавучий университет Волжского бассейна-2017» решением правительства РФ утверждена на территории нижегородской области как базовое мероприятие программы Года экологии в России.


Теги: 
Вернуться к разделу Лента новостей

Новости

Лента новостей

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату»

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату» В Нижнем Новгороде в акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» состоялся волжский этап всероссий...

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения Впервые на стартующей 17 сентября юбилейной 15-ой Международной выставке гражданского судостроения и...

Российская экономика

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой Угольные предприятия Кузбасса по итогам шести месяцев 2019 года снизили добычу угля энергетических м...

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении з...

Транспортная политика

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Морские порты

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT Подготовленные генеральным проектировщиком ЗАО «ГТ Морстрой» проектная документация и результаты инж...

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды Навигация на Волге закончится в этом году раньше из-за резкого понижения уровня воды в реке весной,...

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...