ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

03.08.2017   Лента новостей
ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

Подведены предварительные итоги первой половины (два из четырех этапов) экспедиционной части «Плавучего университета Волжского бассейна-2017» - совместного проекта Волжского государственного университета водного транспорта, вузов-партнеров и Русского географического общества, проходивших под девизом «Сохраним Волгу - великую реку земли русской».

На первом этапе, который проходил в первой декаде июля в Горьковском водохранилище, ученые, аспиранты и студенты обнаружили заметное изменение содержания в воде растворенного кислорода, что, несомненно, должно благотворно сказаться на состоянии всех гидробионтов (водных организмов) Горьковского водохранилища. К слову сказать, и замора рыбы, который ежегодно наблюдается в летние месяцы цветения воды, в этот раз не наблюдалось, как и самого цветения. Причина такого «положительного экологического эффекта», вероятно, кроется в аномально дождливой погоде нынешнего лета, при которой вода обильно насыщается кислородом из воздуха. Горе-море (как называют в народе водохранилище) не зацвело как обычно из-за плохой погоды, поскольку температура воды в водохранилище была на 1,5-3 градуса ниже обычной для этого времени года, и сине-зеленые водоросли не могли активно развиваться. Таким образом, природа, которая осложнила старт экспедиции обильными ливнями и шквальными порывами ветра, словно дала понять человеку его место в общей картине мира. Не нужно быть пророком, чтобы понять – на следующих этапах работы экспедиции, если погода будет теплой, мы снова увидим до боли знакомый ковер из сине-зеленых водорослей, ведь проблемы водохранилища никуда не исчезли!

На втором этапе экспедиции, который завершился 30 июля, природа показала людям другую Волгу, не перегороженную плотинами и водохранилищами: река открылась во всей первозданной красе, от Городца до Нижнего Новгорода река течет естественным образом. Сразу после – начинается зона Чебоксарского водохранилища. Да и с погодой участникам экспедиции повезло: ясным, солнечным днем большое видится на дальнее расстояние! Созерцанием великолепного вида, открывающегося с берега села Великий Враг (название которого произошло от слова «овраг») программа экспедиции не ограничилась.

Известный нижегородский тележурналист, много снимавший и писавший о Волге, и автор двух фильмов о проекте Юрий Немцов (региональная телекомпания «ННТВ») погрузил исследователей в свое видение этого уникального места пересечения глубинных смыслов русской истории, культуры, географии и геологии.

Здесь находится и уникальное Великовражское геологическое обнажение, где человеческому взору открыты этапы сложнейших процессов, происходивших на протяжении многих миллионов лет. Именно отсюда начинали двигаться русские поселенцы вниз по Волге и на Восток, осваивая новые территории. Река стала осью, вектором развития русской нации и государства Российского. Неподалеку – Казанский тракт, по которому Александр Пушкин ездил изучать историю Пугачевского восстания, положенного в основу повести «Капитанская дочка», рядом в селе Зименки - писал свои романы Алексей Толстой, в селе Кадницы рождались трудовые династии волгарей – лоцманов и капитанов. И, наконец, Макарьевский монастырь – где несколько веков назад шумела крупнейшая в России ярмарка, перешедшая затем в Нижний Новгород.

Благодаря экспресс-лаборатории, развернутой на борту теплохода ВГУВТ «Петр Андрианов» и хорошо скоординированной работе всех участников экспедиции стали известны предварительные результаты второго этапа исследований. Впервые экспедиция изучила Волгу ниже г. Нижний Новгород от Чкаловской лестницы до Макарьевского монастыря, а также ее притоки - реки Кудьму и Керженец.

Эти две реки были выбраны не случайно: они наиболее показательны как речки-притоки Волги. Кудьма - правый приток Волги, протекает через густонаселенный пригород Нижнего Новгорода и испытывает высокую антропогенную нагрузку. Из нее были отобраны пробы в районе с. Кадницы и коттеджного поселка «Терраски парк». По предварительным данным, в воде Кудьмы обнаружено повышенное содержание аммонийного иона и фосфатов, что говорит о свежих хозбытовых стоках, либо стоках фермерских хозяйств, которые также расположены рядом с берегами Кудьмы. Однако, чтобы говорить об установленном источнике такого загрязнения, ученым потребны повторные замеры, которые планируется провести в сентябре этого года.

В качестве наиболее показательного левого притока Волги ниже г. Нижнего Новгорода был выбран Керженец. Река протекает по заповедной территории - Керженскому заповеднику, где запрещена любая хозяйственная деятельность, и, следовательно, она должна быть самым чистым притоком. Однако к удивлению ученых, по предварительным данным, в Керженце также обнаружены соединения азота (нитрат-ион и аммоний-ион), а также повышенное содержание железа. Единственным антропогенным источником этих загрязнений могут являться многочисленные туристские группы, сплавляющиеся по Керженцу на протяжении всего лета.

В настоящее время все группы-участники экспедиции выполняют анализы отобранных проб. Результаты этих исследований, а также анализ полученных результатов будут представлены участниками на итоговой конференции, которая состоится в сентябре этого года.

Своеобразный итог подвел и проректор по научной работе ВГУВТ Андрей Корнев, лично принимавший участие во втором этапе экспедиции, рука об руку работавший вместе со студентами на скоростном судне, доставлявшем пробы на «Петр Андрианов» из малых рек и притоков Волги:

- На втором этапе экспедиция прошла 90 километров водного пути, были собраны многочисленные пробы, проведены новые эксперименты, студенты и аспиранты разных вузов работали дружно, не боясь тяжелой физической работы. Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность: Марии Терешиной (МГУ), Елизавете Володченко (ВГУВТ), Дмитрию Гаврилко (ННГУ). Эти студенты активно участвовали в обсуждении и организации отбора проб во время 2-го рейса, а также грамотно консультировали своих младших коллег в своей части выполняемой работы. Особенно хочу отметить экипаж теплохода «Петр Андрианов», умелая работа которого сберегла нам много сил и времени!

Справка:

Экспедиция ВГУВТ, РГО и вузов-партнеров «Плавучий университет Волжского бассейна-2017» решением правительства РФ утверждена на территории нижегородской области как базовое мероприятие программы Года экологии в России.


Вернуться к разделу Лента новостей

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Судозавод «Янтарь» передаст серию траулеров заказчику до середины 2019 года

Судозавод «Янтарь» передаст серию траулеров заказчику до середины 2019 года АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ, входит в Объединенную судостроительную к...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...