ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

03.08.2017   Лента новостей
ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

Подведены предварительные итоги первой половины (два из четырех этапов) экспедиционной части «Плавучего университета Волжского бассейна-2017» - совместного проекта Волжского государственного университета водного транспорта, вузов-партнеров и Русского географического общества, проходивших под девизом «Сохраним Волгу - великую реку земли русской».

На первом этапе, который проходил в первой декаде июля в Горьковском водохранилище, ученые, аспиранты и студенты обнаружили заметное изменение содержания в воде растворенного кислорода, что, несомненно, должно благотворно сказаться на состоянии всех гидробионтов (водных организмов) Горьковского водохранилища. К слову сказать, и замора рыбы, который ежегодно наблюдается в летние месяцы цветения воды, в этот раз не наблюдалось, как и самого цветения. Причина такого «положительного экологического эффекта», вероятно, кроется в аномально дождливой погоде нынешнего лета, при которой вода обильно насыщается кислородом из воздуха. Горе-море (как называют в народе водохранилище) не зацвело как обычно из-за плохой погоды, поскольку температура воды в водохранилище была на 1,5-3 градуса ниже обычной для этого времени года, и сине-зеленые водоросли не могли активно развиваться. Таким образом, природа, которая осложнила старт экспедиции обильными ливнями и шквальными порывами ветра, словно дала понять человеку его место в общей картине мира. Не нужно быть пророком, чтобы понять – на следующих этапах работы экспедиции, если погода будет теплой, мы снова увидим до боли знакомый ковер из сине-зеленых водорослей, ведь проблемы водохранилища никуда не исчезли!

На втором этапе экспедиции, который завершился 30 июля, природа показала людям другую Волгу, не перегороженную плотинами и водохранилищами: река открылась во всей первозданной красе, от Городца до Нижнего Новгорода река течет естественным образом. Сразу после – начинается зона Чебоксарского водохранилища. Да и с погодой участникам экспедиции повезло: ясным, солнечным днем большое видится на дальнее расстояние! Созерцанием великолепного вида, открывающегося с берега села Великий Враг (название которого произошло от слова «овраг») программа экспедиции не ограничилась.

Известный нижегородский тележурналист, много снимавший и писавший о Волге, и автор двух фильмов о проекте Юрий Немцов (региональная телекомпания «ННТВ») погрузил исследователей в свое видение этого уникального места пересечения глубинных смыслов русской истории, культуры, географии и геологии.

Здесь находится и уникальное Великовражское геологическое обнажение, где человеческому взору открыты этапы сложнейших процессов, происходивших на протяжении многих миллионов лет. Именно отсюда начинали двигаться русские поселенцы вниз по Волге и на Восток, осваивая новые территории. Река стала осью, вектором развития русской нации и государства Российского. Неподалеку – Казанский тракт, по которому Александр Пушкин ездил изучать историю Пугачевского восстания, положенного в основу повести «Капитанская дочка», рядом в селе Зименки - писал свои романы Алексей Толстой, в селе Кадницы рождались трудовые династии волгарей – лоцманов и капитанов. И, наконец, Макарьевский монастырь – где несколько веков назад шумела крупнейшая в России ярмарка, перешедшая затем в Нижний Новгород.

Благодаря экспресс-лаборатории, развернутой на борту теплохода ВГУВТ «Петр Андрианов» и хорошо скоординированной работе всех участников экспедиции стали известны предварительные результаты второго этапа исследований. Впервые экспедиция изучила Волгу ниже г. Нижний Новгород от Чкаловской лестницы до Макарьевского монастыря, а также ее притоки - реки Кудьму и Керженец.

Эти две реки были выбраны не случайно: они наиболее показательны как речки-притоки Волги. Кудьма - правый приток Волги, протекает через густонаселенный пригород Нижнего Новгорода и испытывает высокую антропогенную нагрузку. Из нее были отобраны пробы в районе с. Кадницы и коттеджного поселка «Терраски парк». По предварительным данным, в воде Кудьмы обнаружено повышенное содержание аммонийного иона и фосфатов, что говорит о свежих хозбытовых стоках, либо стоках фермерских хозяйств, которые также расположены рядом с берегами Кудьмы. Однако, чтобы говорить об установленном источнике такого загрязнения, ученым потребны повторные замеры, которые планируется провести в сентябре этого года.

В качестве наиболее показательного левого притока Волги ниже г. Нижнего Новгорода был выбран Керженец. Река протекает по заповедной территории - Керженскому заповеднику, где запрещена любая хозяйственная деятельность, и, следовательно, она должна быть самым чистым притоком. Однако к удивлению ученых, по предварительным данным, в Керженце также обнаружены соединения азота (нитрат-ион и аммоний-ион), а также повышенное содержание железа. Единственным антропогенным источником этих загрязнений могут являться многочисленные туристские группы, сплавляющиеся по Керженцу на протяжении всего лета.

В настоящее время все группы-участники экспедиции выполняют анализы отобранных проб. Результаты этих исследований, а также анализ полученных результатов будут представлены участниками на итоговой конференции, которая состоится в сентябре этого года.

Своеобразный итог подвел и проректор по научной работе ВГУВТ Андрей Корнев, лично принимавший участие во втором этапе экспедиции, рука об руку работавший вместе со студентами на скоростном судне, доставлявшем пробы на «Петр Андрианов» из малых рек и притоков Волги:

- На втором этапе экспедиция прошла 90 километров водного пути, были собраны многочисленные пробы, проведены новые эксперименты, студенты и аспиранты разных вузов работали дружно, не боясь тяжелой физической работы. Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность: Марии Терешиной (МГУ), Елизавете Володченко (ВГУВТ), Дмитрию Гаврилко (ННГУ). Эти студенты активно участвовали в обсуждении и организации отбора проб во время 2-го рейса, а также грамотно консультировали своих младших коллег в своей части выполняемой работы. Особенно хочу отметить экипаж теплохода «Петр Андрианов», умелая работа которого сберегла нам много сил и времени!

Справка:

Экспедиция ВГУВТ, РГО и вузов-партнеров «Плавучий университет Волжского бассейна-2017» решением правительства РФ утверждена на территории нижегородской области как базовое мероприятие программы Года экологии в России.


Теги: 
Вернуться к разделу Лента новостей

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...