ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

03.08.2017   Лента новостей
ВГУВТ подвел итоги первой половины совместной с РГО экспедиции «Плавучего университета»

Подведены предварительные итоги первой половины (два из четырех этапов) экспедиционной части «Плавучего университета Волжского бассейна-2017» - совместного проекта Волжского государственного университета водного транспорта, вузов-партнеров и Русского географического общества, проходивших под девизом «Сохраним Волгу - великую реку земли русской».

На первом этапе, который проходил в первой декаде июля в Горьковском водохранилище, ученые, аспиранты и студенты обнаружили заметное изменение содержания в воде растворенного кислорода, что, несомненно, должно благотворно сказаться на состоянии всех гидробионтов (водных организмов) Горьковского водохранилища. К слову сказать, и замора рыбы, который ежегодно наблюдается в летние месяцы цветения воды, в этот раз не наблюдалось, как и самого цветения. Причина такого «положительного экологического эффекта», вероятно, кроется в аномально дождливой погоде нынешнего лета, при которой вода обильно насыщается кислородом из воздуха. Горе-море (как называют в народе водохранилище) не зацвело как обычно из-за плохой погоды, поскольку температура воды в водохранилище была на 1,5-3 градуса ниже обычной для этого времени года, и сине-зеленые водоросли не могли активно развиваться. Таким образом, природа, которая осложнила старт экспедиции обильными ливнями и шквальными порывами ветра, словно дала понять человеку его место в общей картине мира. Не нужно быть пророком, чтобы понять – на следующих этапах работы экспедиции, если погода будет теплой, мы снова увидим до боли знакомый ковер из сине-зеленых водорослей, ведь проблемы водохранилища никуда не исчезли!

На втором этапе экспедиции, который завершился 30 июля, природа показала людям другую Волгу, не перегороженную плотинами и водохранилищами: река открылась во всей первозданной красе, от Городца до Нижнего Новгорода река течет естественным образом. Сразу после – начинается зона Чебоксарского водохранилища. Да и с погодой участникам экспедиции повезло: ясным, солнечным днем большое видится на дальнее расстояние! Созерцанием великолепного вида, открывающегося с берега села Великий Враг (название которого произошло от слова «овраг») программа экспедиции не ограничилась.

Известный нижегородский тележурналист, много снимавший и писавший о Волге, и автор двух фильмов о проекте Юрий Немцов (региональная телекомпания «ННТВ») погрузил исследователей в свое видение этого уникального места пересечения глубинных смыслов русской истории, культуры, географии и геологии.

Здесь находится и уникальное Великовражское геологическое обнажение, где человеческому взору открыты этапы сложнейших процессов, происходивших на протяжении многих миллионов лет. Именно отсюда начинали двигаться русские поселенцы вниз по Волге и на Восток, осваивая новые территории. Река стала осью, вектором развития русской нации и государства Российского. Неподалеку – Казанский тракт, по которому Александр Пушкин ездил изучать историю Пугачевского восстания, положенного в основу повести «Капитанская дочка», рядом в селе Зименки - писал свои романы Алексей Толстой, в селе Кадницы рождались трудовые династии волгарей – лоцманов и капитанов. И, наконец, Макарьевский монастырь – где несколько веков назад шумела крупнейшая в России ярмарка, перешедшая затем в Нижний Новгород.

Благодаря экспресс-лаборатории, развернутой на борту теплохода ВГУВТ «Петр Андрианов» и хорошо скоординированной работе всех участников экспедиции стали известны предварительные результаты второго этапа исследований. Впервые экспедиция изучила Волгу ниже г. Нижний Новгород от Чкаловской лестницы до Макарьевского монастыря, а также ее притоки - реки Кудьму и Керженец.

Эти две реки были выбраны не случайно: они наиболее показательны как речки-притоки Волги. Кудьма - правый приток Волги, протекает через густонаселенный пригород Нижнего Новгорода и испытывает высокую антропогенную нагрузку. Из нее были отобраны пробы в районе с. Кадницы и коттеджного поселка «Терраски парк». По предварительным данным, в воде Кудьмы обнаружено повышенное содержание аммонийного иона и фосфатов, что говорит о свежих хозбытовых стоках, либо стоках фермерских хозяйств, которые также расположены рядом с берегами Кудьмы. Однако, чтобы говорить об установленном источнике такого загрязнения, ученым потребны повторные замеры, которые планируется провести в сентябре этого года.

В качестве наиболее показательного левого притока Волги ниже г. Нижнего Новгорода был выбран Керженец. Река протекает по заповедной территории - Керженскому заповеднику, где запрещена любая хозяйственная деятельность, и, следовательно, она должна быть самым чистым притоком. Однако к удивлению ученых, по предварительным данным, в Керженце также обнаружены соединения азота (нитрат-ион и аммоний-ион), а также повышенное содержание железа. Единственным антропогенным источником этих загрязнений могут являться многочисленные туристские группы, сплавляющиеся по Керженцу на протяжении всего лета.

В настоящее время все группы-участники экспедиции выполняют анализы отобранных проб. Результаты этих исследований, а также анализ полученных результатов будут представлены участниками на итоговой конференции, которая состоится в сентябре этого года.

Своеобразный итог подвел и проректор по научной работе ВГУВТ Андрей Корнев, лично принимавший участие во втором этапе экспедиции, рука об руку работавший вместе со студентами на скоростном судне, доставлявшем пробы на «Петр Андрианов» из малых рек и притоков Волги:

- На втором этапе экспедиция прошла 90 километров водного пути, были собраны многочисленные пробы, проведены новые эксперименты, студенты и аспиранты разных вузов работали дружно, не боясь тяжелой физической работы. Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность: Марии Терешиной (МГУ), Елизавете Володченко (ВГУВТ), Дмитрию Гаврилко (ННГУ). Эти студенты активно участвовали в обсуждении и организации отбора проб во время 2-го рейса, а также грамотно консультировали своих младших коллег в своей части выполняемой работы. Особенно хочу отметить экипаж теплохода «Петр Андрианов», умелая работа которого сберегла нам много сил и времени!

Справка:

Экспедиция ВГУВТ, РГО и вузов-партнеров «Плавучий университет Волжского бассейна-2017» решением правительства РФ утверждена на территории нижегородской области как базовое мероприятие программы Года экологии в России.


Вернуться к разделу Лента новостей

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...