Лизинг как драйвер импортозамещения

04.04.2019  
Лизинг как драйвер импортозамещения

Ситуация в российском судостроении сегодня непростая и очень неоднородная. Тем не менее отрасль обладает серьезным потенциалом для развития. Об обновлении флота и не последней роли лизинга в импортозамещении российского судостроения рассказывает журналу «Морской флот» директор управления по работе с клиентами отрасли морских и речных судов Газпромбанк Лизинг Александр Комаров.

«МФ»: Александр Николаевич, в чем заключается особенность текущей ситуации в российском судостроении?

– Для начала хочу напомнить, что с 1991 года судостроение и водный транспорт России находятся в стадии застоя. За эти годы объем перевозок по внутренним водным путям сократился в 4 раза, несколько судостроительных заводов обанкротились без заказов, флот устарел и по многим типам судов близок к критическому состоянию. Однако сегодня отрасль находится на пороге взрывного роста, который мы с вами увидим в самое ближайшее время.

Особенность текущей ситуации заключается в том, что государство, а не бизнес прикладывает огромные усилия по реанимации российского судостроения. Помимо госзаказа на строительство военно-морского флота в ближайшие 10-15 лет государство всеми силами стимулирует развитие гражданского судостроения и ищет способы обеспечения судостроителей серийными заказами. Запущено строительство серии из пяти атомных ледоколов, идет подготовка контракта на строительство нескольких СПГ-ледоколов, а с подачи Росрыболовства до 2024 года будет построено 33 средне- и крупнотоннажных рыбопромысловых судна. Кроме того, за счет льготного лизинга три судостроительных завода получили серийный заказ на сухогрузы «река-море» и обеспечены работой до конца 2022 года, строится четыре пассажирских круизных судна. Необходимо также отметить, что готовятся новые программы мощной государственной поддержки строительства маломерного рыбопромыслового флота.

«МФ»: Если говорить о законодательных нововведениях последних лет, то какие из них, по вашему мнению, являются самыми эффективными в части импортозамещения?

– Самым ярким примером является, на мой взгляд, стимулирование российских рыбопромышленников размещать заказы на строительство на российских верфях в рамках кампании по распределению инвестквот на вылов рыбы, а в скором будущем, возможно, еще и краба. Также необходимо отметить законодательные нововведения в части морских перевозок нефти и газа по Северному морскому пути, которые гарантируют российским верфям многомиллиардный заказ на крупнотоннажные арктические танкеры-газовозы.

Однако, думаю, наиболее серьезные изменения еще впереди. Государство четко дает сигналы бизнесу о том, что флот, который будет использоваться в российских водах, должен строиться на российских верфях.

«МФ»: Позиция нашего государства понятна, а как сегодня ведет себя судовладельческое сообщество?

– Со стороны бизнеса мы наблюдаем массовый интерес только к заказам на строительство сухогрузных судов класса «река-море». Причем этот интерес практически ажиотажный и идет со стороны как судовладельцев, так и грузовладельцев, которым нужно решить задачу гарантированного вывоза их продукции по предсказуемым и приемлемым ставкам. Скажу, что общая потребность интересантов, с которыми работает Газпромбанк Лизинг, составляет 100-120 сухогрузов общей стоимостью порядка 100 млрд рублей. Стоит серьезный вопрос с выбором судостроительных заводов для размещения заказа.

В остальных сегментах флота российский бизнес скорее соглашается по­участвовать в проектах, инициированных государством, а не является лидером процесса. Хотелось бы видеть более активную позицию судовладельцев.

«МФ»: Как лизинговые компании могут помочь решить вопрос импортозамещения в судостроении?

– Обновление и развитие российского флота требует огромных инвестиций, речь идет о триллионах рублей. Для примера приведу лишь один проект по строительству серии СПГ-танкеров для проекта «Арктик СПГ-2» общей стоимостью порядка 400-600 млрд рублей. За счет каких источников будет профинансирована эта грандиозная инвестпрограмма? Без заемного финансирования это сделать невозможно, и появляется очевидная потребность в лизинге.

Напомню, что лизинг – более комфортная, чем кредит, форма финансирования строительства судна. Причем как для судовладельца, так и для многих банков. Не секрет, что банк, финансирующий строительство судна через собственную дочернюю лизинговую компанию, а не напрямую через кредит, получает судно не в залог, а фактически в собственность. И в случае дефолта судовладельца потери банка в лизинговой сделке значительно меньше по сравнению с кредитом. Поэтому при одном и том же кредитном качестве проекта, заемщика и актива (судна) банку входить в лизинговую сделку значительно комфортнее, а значит, проще, чем в кредитную. Исходя из этого, со стороны лизинговой компании устанавливаются более мягкие требования к судовладельцу, в том числе и по размеру его финансового участия в проекте. Поэтому лизинг более доступен для судовладельца, и в будущем он более активно будет вытеснять кредит с рынка судостроения.

«МФ»: Таким образом, лизинговые компании наравне с государством могут стать теми самыми лидерами процесса?

– Совершенно верно. Думаю, что именно лизинговые компании должны стать локомотивом массового обновления российского флота и решения задачи импортозамещения в российском судостроении.

Крупная лизинговая компания с возможностью привлечения долгосрочного финансирования может консолидировать заявки на строительство от целой группы судовладельцев и от своего имени разместить крупный серийный заказ на одном или нескольких заводах. Серийный заказ, обеспеченный финансированием, гарантирующий загрузку производства на несколько лет вперед, – это мечта любого завода, это возможность выйти на высокоэффективное поточное производство, снизить трудозатраты, сроки и цену продукции. Уверен, именно этот сценарий и будет реализован в ближайшем будущем.

«МФ»: Какая поддержка со стороны государства нужна лизинговой отрасли для финансирования флота?

– Важно, чтобы поддержка государства в виде субсидий, выделяемых через постановление правительства № 383, продолжалась и была гарантирована в перспективе еще 10-15 лет. Банки, лизинговые компании и судовладельцы должны быть уверены в том, что через несколько лет после вхождения в сделку субсидии не прекратятся. Иначе мы увидим «обрушение» экономики судов, профинансированных с расчетом на получение субсидий, и дефолты судовладельцев.

Судовой утилизационный грант для многих судовладельцев является более предпочтительной мерой господдержки именно потому, что его единовременное получение более вероятно и гарантированно, чем субсидии в течение всего срока лизинга.

Если государство найдет финансовые ресурсы для единовременных субсидий на приобретение судов, это, безусловно, поможет рынку. Но мы все понимаем, что возможности госбюджета ограничены, и надеяться на то, что задача снижения финансовой нагрузки на судовладельца при заказе судна на российской верфи будет решена только за счет господдержки, нельзя.

Считаю, что огромная ответственность лежит на судостроителях, которые обязаны обеспечить российскому заказчику судов конкурентную цену, сроки и качество строительства на уровне зарубежных производителей.

«МФ»: Как вы считаете, способны ли российские заводы быть конкурентоспособными по сравнению, скажем, с турецкими, корейскими и тем более китайскими судостроителями?

– Уверен, что способны. Это сложная задача, но выполнимая. Для этого необходимо модернизировать производственные мощности, перенять лучшие технологии в организации производственного процесса, сформировать мотивированный на эффективную работу коллектив и загрузить завод заказами. Профинансировать модернизацию завода и загрузить его заказами как раз может лизинговая компания.

Нам необходимо добиться, чтобы строить суда на российских верфях для судовладельца стало экономически выгоднее, чем за границей. Например, в сегменте судов «река-море» это произойдет, когда цена судна станет сопоставима с ценой турецкого производителя и будет гарантирована госсубсидия по уплате лизинговых платежей. Вот тогда, уверен, выстроится очередь на наши судостроительные заводы.

Морской флот №1 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале Правительство Иркутской области утвердило правила организации туризма и отдыха на Байкале, чтобы обе...

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику Северный флот России заявил, что новая система «Триумф С-400» была установлена на архипелаге Новая З...

Российская экономика

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019 Объединенная судостроительная корпорация приняла участие в Международной выставке и конференции по г...

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины»

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины» «Регуляторная гильотина» должна отменить ряд устаревших нормативных актов. Профильные компании обесп...

Транспортная политика

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути Власти Карелии предложили включить Беломорско-Балтийский канал (ББК) в состав Северного морс...

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности Предложенное  Минвостокразвития РФ изменить порядок регистрации   маломерных суд...

Морские порты

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов На этой неделе в рамках выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге состоялась VII ежегодная конференция...

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2019 года проведены командно-штабные учения в...




Морской транспорт

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов Сухогруз «Вячеслав Анисимов», действующий в интересах Северного флота, доставил продовольствие, веще...

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск»

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск» Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» организовал ознакомительную экскурсию на ледоко...

Речной транспорт

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия»

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия» 20 сентября 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду сух...

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 сентября приемочной комиссией принято в эксплуатацию ...

Ж/Д транспорт

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области Для повышения комфорта пассажиров холдинг «РЖД» совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» 27 се...

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники Необходимость перевода железнодорожных перевозок на подшипники кассетного типа ранее обосновывали в ...

Авто транспорт

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего Власти Свободного Амурской области потратят 20 млн рублей на проектирование нового автомобильного пу...

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Аналитика

Транспортная политика

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Морские порты

Победу одержали профессионализм и ответственность

Победу одержали профессионализм и ответственность На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в б...

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...