
Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №2 (163) (2018)
Экономика/Макроэкономика
Победа Путина в пользу стабильной экономики
Итоги президентских выборов в России, победу в которых уверенно одержал действующий президент РФ Владимир Путин, предопределили будущее состояние российской экономики, которая как минимум останется стабильной. А при реализации заявленных накануне президентом стратегических планов, очевидно, ее ждет рост, связанный с притоком инвестиций. При этом направление экономического развития должно развернуться в сторону внутренних ресурсов и социальной сферы. Ключевыми факторами будут выступать развитие технологий, человеческого капитала и инфраструктуры. По оценкам экспертов, приток иностранных инвестиций в российскую экономику в ближайшие годы может составить порядка $30 млрд.
Экономика/Территория опережающего развития
ТОР «Беринговский» даст Чукотке первый круглогодичный порт
Механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) появился в России в конце 2014 года, и к настоящему моменту на Дальнем Востоке создано уже 18 ТОР, которые находятся на разных этапах своего становления.
В плане перспективного развития одной из крупнейших ТОР «Беринговский», расположенной в Чукотском автономном округе, – реализация значимых проектов по освоению месторождений полезных ископаемых и масштабных проектов по созданию транспортной инфраструктуры. В том числе предполагается строительство нового глубоководного круглогодично работающего порта в бухте Аринай Берингова моря проектной мощностью на первом этапе более 12 млн тонн грузов в год с возможностью существенного наращивания после 2028 года.
Вертикаль власти/Коллегия Росморречфлота
Итоги положительные. Тренд на конкуренцию
27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, на которой были подведены итоги работы отрасли за 2017-й и намечены задачи на 2018 год.
В заседании приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, депутат Госдумы, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Артур Чилингаров, заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, представители федеральных ведомств, руководители морских и речных бассейновых администраций, капитаны портов, руководители отраслевых союзов, предприятий, компаний и учебных заведений. С отчетным докладом выступил заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.
Вертикаль власти/АМП
Контроль СПГ-танкеров в морском порту Пригородное
Порт Пригородное – первый в России морской порт, построенный специально для обслуживания судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), и нефтеналивных танкеров. Порт был создан для отгрузки СПГ и сырой нефти на экспорт и открыт 6 мая 2008 года распоряжением Правительства РФ. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) от 18.11.2009 г. №АД-236-р сведения о морском порте Пригородное внесены в Реестр морских портов РФ и ему присвоен порядковый регистрационный номер Т-2.
Состояние организации безопасности мореплавания в порту – важный фактор, и сегодня оно находится на высоком уровне. При выборе порта грузоотправители учитывают данные о количестве, качестве и стоимости предоставляемых услуг, скорости продвижения грузопотока, а также уровне обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности.
Законодательство/Тарифное регулирование
Тарифы стивидоров: рублевый почин
Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающий стивидоров устанавливать тарифы на услуги по перевалке грузов исключительно в рублях. Осенью того же года стало известно о возможном предоставлении некоторым стивидорным компаниям отсрочки перехода на рублевые тарифы. Между тем после того, как законопроект прошел оценку регулирующего воздействия, в соответствии с которой был доработан, он был представлен в новом виде.
Но на этом чиновники не остановились – на сегодняшний день разработан третий вариант законопроекта, которого нет в открытом доступе. При этом известно, что он уже внесен в правительство и должен скоро поступить в Госдуму. Учтет ли документ все предложения портового сообщества и Минтранса, выработанные на основании доступного варианта, не понятно. Как не понятны пока и последствия перевода тарифов на услуги в морских портах с долларов на рубли, направленного в соответствии с проводимой государственной политикой на поддержку национальной валюты с целью исключения зависимости российской экономики от валюты иностранной.
Порты/АМП
Оля – универсальный морской торговый порт на Каспии
Строительство морского торгового порта Оля началось в 90-х годах ХХ века в Астраханской области в целях обеспечения закрепления позиций России на Каспийском море, развития транспортных связей с государствами Кавказа, Средней Азии, Ираном, создания необходимой инфраструктуры для функционирования подразделений ВМФ, пограничной, таможенной и других служб. О состоянии дел в порту, об обеспечении безопасности мореплавания в его акватории корреспонденту «МП» Наталье Мироновой рассказал исполняющий обязанности капитана морского порта Оля ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» Александр Пряхин.
Порты/АМП
Классные кадры, высокие задачи и…старая проблема!
Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-1», и круглого леса компании ОАО «Дальлеспром». На показатели работы порта влияет в основном количество отгружаемой сырой нефти с терминала «Сокол», экспорт которой в 2017 году снизился по сравнению с 2016 годом на 700 тыс. тонн, до 10,6 млн тонн, по причине ремонтных работ на береговом комплексе подготовки сырой нефти Чайво на Сахалине в сентябре прошлого года. Круглого леса в 2017 году из порта отгружено на экспорт на 29 тыс. тонн меньше, чем в предыдущем году. Общий грузооборот морского порта Де-Кастри по итогам 2017 года составил 10,8 млн тонн.
Регулярная работа в целях повышения безопасности мореплавания ведется в порту по переподготовке и аттестации инспекторов ИГПК и лоцманов Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». Кроме того, система управления движением судов (СУДС) в морском порту и на подходах к нему в настоящий период работает в тестовом режиме и готовится к предъявлению на освидетельствование государственной комиссии. Но есть одна проблема…
Порты/АМП
Эхо войны притаилось на морском дне
Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для морской природной среды, судоходства, рыболовства и других видов водопользования. Однако достоверных сведений о всех местах нахождения взрывоопасных предметов и их состоянии нет, а имеющиеся – разрозненны в документах и архивах различных ведомств бывшего СССР и современной России.
Тем не менее, мониторинг и учет этих захоронений, проведение мероприятий по их выявлению и ликвидации в соответствии с действующим законодательством является частью работы специализированных подразделений Военно-морского флота и МЧС России. Содействие в выполнении этих функций в сфере обеспечения безопасности мореплавания и портовой деятельности им оказывают Администрации морских портов.
Развитие/Инфраструктура
Выбор места под СПГ-терминал в морском порту П.-Камчатский
ПАО «НОВАТЭК» обозначило намерение построить в Камчатском регионе морской терминал по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ). Реализация проекта будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, торгово-экономических связей Камчатского края, решению проблемы газификации региона. Благодаря этому проекту Камчатский край сможет обеспечить свою энергетическую безопасность. Компания готова инвестировать в проект до $1,5 млрд.
В настоящее время производится выбор площадки для размещения морского перегрузочного комплекса СПГ, и есть четкое понимание, как этот проект будет реализовываться на полуострове. Работы по строительству терминала планируется завершить в 2022-2023 годах.
Юбилей/85 лет Юрию Терешину
Камчатка – главная страница биографии Юрия Терешина
28 февраля 2018 года в день 85-летнего юбилея Юрий Павлович Терешин получил поздравления в Совете организаций ветеранов морского и речного флота (г. Москва) от губернатора Камчатского края, организаций морского транспорта камчатки, от руководства Федерального агентства морского и речного транспорта, председателя Совета организаций ветеранов морского и речного флота, а также был награжден Почетной грамотой Министра транспорта РФ.
Яркая трудовая деятельность Ю.П. Терешина прошла на Камчатке, где он более 30 лет трудился в морском торговом порту и в пароходстве и внес свою лепту в развитие этих морских организаций.
Информационные системы/Цифровизация
Цифровая логистика в российских портах
В последнее время набирает популярность направление цифровой логистики. Новости из этой сферы приходят если не каждый день, то по крайней мере каждую неделю, и не всегда радостные новости. В декабре прошлого года зафиксирован первый случай гибели человека, причиной которой послужило использование очков виртуальной реальности. В марте текущего года произошло первое ДТП с летальным исходом для пешехода, которого сбил беспилотный автомобиль. А в начале апреля первый запуск беспилотного грузового дрона для доставки посылок «Почты России» закончился неудачей. К счастью, в последнем случае все обошлось без человеческих жертв. Но однозначно, как позитивные, так и негативные события на пути развития отрасли цифровой логистики заставляют обращать на себя пристальное внимание.
Логистика/Инфраструктура
«Новотранс» инвестирует в строительство нового перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга
Группа компаний «Новотранс» собирается увеличить перегрузочный экспортно-импортный потенциал портов России, инициировав инвестиционный проект LUGAPORT по строительству суперсовременного универсального морского терминала на Балтике. В марте текущего года «Новотранс» уже приступил к практической реализации проекта на территории порта Усть-Луга.
Перегрузочный комплекс будет переваливать до 25 млн тонн различных грузов ежегодно. В компании уверены, что развитая инфраструктура порта Усть-Луга и система подходных путей позволит оптимально загрузить мощности LUGAPORT. Строительство нового терминала обусловлено стратегией нашей страны, направленной на переориентацию грузопотоков из портов стран Балтии в порты России.
Грузовая база/Перевалка нефти
«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния
В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экспорт поставлено 233,8 млн тонн, в том числе 139 млн тонн через принадлежащие компании морские терминалы. Объем морской перевалки нефти оказался на 3% меньше, чем в предыдущем году, а по итогам 2018 года ожидается дальнейшее падение показателя до 120 млн тонн, что связано с ростом переработки нефти внутри страны и необходимостью выполнения Россией соглашения «ОПЕК+» по сокращению экспорта нефти.
Данная ситуация находит отражение в снижении прибыли компании, также обращает на себя внимание заметное сокращение объемов инвестпрограммы нефтетранспортной монополии и минимум нового строительства по сравнению с реализованными в последние годы масштабными проектами.
Одновременно с этим ПАО «Транснефть» расширяет сферу своего влияния в сегменте перевалки нефти и нефтепродуктов, одним из недавних подтверждений чему служит намерение компании приобрести долю партнера – группы «Сумма» – в холдинге «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). После совершения сделки контроль над крупнейшими нефтяными терминалами в портах Новороссийск и Приморск полностью перейдет к «Транснефти», что наряду с другими сделками госмонополии свидетельствует о тенденции усиления государства в этом сегменте.
Статистика
Все грузы России
Объем перевалки грузов в морских портах России за 2017 год, тыс. т. Информация предоставлена АО «Морцентр ТЭК».