- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №3 (204) (2022)


Экономика/Господдержка

Международные грузоперевозки получат поддержку

Потери российской транспортной отрасли из-за санкционной войны, по первым приблизительным оценкам, могут составить около $5 млрд. Кроме того, потребуются расходы на перестраивание логистических цепочек, создание новых складов и терминалов, налаживание контактов с контрагентами. Для смягчения влияния западных санкций российским правительством предприняты первые шаги поддержки транспортной отрасли. Помимо упрощения правил контроля, расширения возможностей кредитования организаций транспортного комплекса, предусмотрены прямые субсидии и другие виды поддержки. Меры защиты от санкций вводятся и в отношении морских грузоперевозок.


Вертикаль власти/Транспортная стратегия

Развитие замедлится, но не остановится

В марте в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошел VII ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация». Мероприятие состоялось при поддержке Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Организатором форума выступил журнал «Морские порты».

На пленарной сессии «Развитие морских портов России и актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли», модерировал которую председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов, речь шла о направлениях развития отрасли и необходимых мерах поддержки бизнеса в условиях санкций.


Вертикаль власти/АМП

Бурное развитие угольных терминалов

В 2021 году грузооборот портов АМП Охотского моря и Татарского пролива увеличился на 0,8%, до 49,7 млн тонн. Несмотря на сокращение перевалки отдельными портами, грузооборот остался практически на уровне предыдущего года за счет порта Ванино, перевалившего 35,3 млн тонн (+5,5%). Увеличение произошло за счет набирающего обороты терминала АО «ВаниноТрансУголь». Учитывая перспективы строительства новых грузовых комплексов и наращивание мощностей действующих морских терминалов, в 2024 году планируется увеличение грузооборота Ванино до 60 млн тонн.

В условиях интенсивного развития портовой инфраструктуры особой заботой АМП, вместе с обеспечением безопасности мореплавания, становится обеспечение экологической безопасности. Об этом, а также об итогах работы портов в прошедшем году в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николай Татаринов.


Тема номера/Портовая деятельность в условиях санкций

Грузопотоки через российские порты меняют направление

Грузооборот морских портов РФ в 2022 году сократится от 30% до 50% из-за ухода из страны крупнейших морских перевозчиков, предполагают участники российского логистического рынка. Снижение судозаходов проявилось уже в марте, после начала военной спецоперации России на Украине и введения странами Запада против нашей страны пакета жестких санкций. Дополнительный удар по отечественным портам может нанести очередной раунд обмена санкциями между Евросоюзом и Россией. Однако грузовладельцы и транспортные компании ищут альтернативные варианты торговли и доставки товаров, перераспределяя грузопотоки на черноморские и дальневосточные порты РФ.


Тема номера/Портовая деятельность в условиях санкций

Экспертное мнение

В сложившейся ситуации санкционной войны Россия переориентирует свои внешнеторговые грузопотоки с Запада на Восток, прежде всего в страны АТР, среди которых Китай играет ведущую роль. В этой связи порты российского Дальнего Востока и Китая с подходящей к ним транспортной инфраструктурой берут на себя дополнительную нагрузку. Между тем, помимо транспортных проблем, на перевозки в/из Китая сегодня оказывает влияние новый виток коронавирусной инфекции – в ряде провинций КНР по этой причине вновь объявлен локдаун. Эксперты оценивают обстановку в портах Поднебесной, в том числе в Шанхае, ее влияние на бизнес и возможные альтернативные пути перевозок.


Тема номера/Портовая деятельность в условиях санкций

Сохранить рынок бункеровки в России поможет государство

В последние годы цены на бункерное (судовое) топливо в России росли, а объем рынка сокращался, что было обусловлено особенностями внутреннего нормативного регулирования отрасли, а также процессом реализации налогового маневра. Все это снизило привлекательность бункеровки в портах РФ и для российских, и для иностранных судовладельцев, сократило количество судозаходов, что, в свою очередь, привело к недополучению доходов от портовых услуг, портовых сборов и эксплуатации портовой инфраструктуры.

С началом военной спецоперации на Украине и усилением санкционного воздействия со стороны стран Запада существующие проблемы бункеровочной отрасли России усугубились. Обеспечить дальнейшее функционирование отрасли в сложных условиях способно только государство, считают эксперты. Меры государственной поддержки участников рынка бункеровки судов, разработанные саморегулируемой организацией «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» (далее – Ассоциация бункеровщиков), были поддержаны Минтрансом и направлены в Правительство РФ.


АСОП/Годовая конференция

Задачи стивидоров в новых условиях

Очередное общее собрание (Конференция) членов Ассоциации морских торговых портов (АСОП) прошло в Санкт-Петербурге в конце марта этого года. Конференция приняла отчет рабочих органов Ассоциации и утвердила программу работы на предстоящий год. В ходе мероприятия состоялось награждение победителей конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2021 год.


Порты/АМП

Актуальные вопросы развития морского порта Холмск

Морской порт Холмск имеет стратегическое значение для России на Дальнем Востоке, поскольку является основным связующим звеном островной Сахалинской области с материком. В то же время это центр обслуживания и снабжения нефтегазовых проектов «Сахалин», которые стали пионерами освоения шельфовых месторождений острова. Перспективы развития порта связаны с его конкурентными преимуществами, которые включают как высокий уровень предоставляемых услуг, так и обеспечения безопасности мореплавания. О роли порта, особенностях и перспективах его развития рассказал капитан морского порта Холмск ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.


Порты/АМП

Будущее порта за федеральными проектами

Архангельск – один из важных морских портов Арктики, в том числе для развития инфраструктуры и перевозок на Северном морском пути. Его перспективы связаны с рядом федеральных проектов, входящих в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года. Однако их реализация постоянно откладывается по разным причинам. Несмотря на трудности, связанные со снижением грузооборота, предприятия области находят возможности модернизировать причалы и организовывать экспортные отправки своей продукции через порт. В свою очередь портовые власти внимательно следят за развитием портовой инфраструктуры и контролируют все процессы в порту, включая обеспечение безопасности мореплавания.


Порты/АМП

Порт Восточный готовится стать 100-миллионником

С того момента, как санкционная политика коллективного Запада в отношении России кардинальным образом повлияла на систему грузопотоков в пользу восточного направления, порты Приморского края оказались в новой ситуации: рост объемов перевозок на ограниченных по емкости транспортных сетях привел к их перегруженности, произошли изменения грузовой номенклатуры и перемены на судоходном рынке. Все это сегодня испытывает на себе и крупнейший порт региона Восточный.

Между тем современная система обеспечения безопасности мореплавания, организации и контроля судоходства, выстроенная ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», способствует бесперебойной деятельности бизнеса в порту. О том, как порт адаптируется к новым условиям и как организована работа портовых властей, в интервью «МП» рассказал исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный Василий Бурда.


Партнеры/Перегрузочное оборудование

Все, что нужно для перевалки навалом

«Где изготовлено оборудование?», «Чьи комплектующие использовались или планировались?», «Как решаются вопросы логистики?», «Кем будете заменять поставщика?» – все эти вопросы звучали на прошедшем в Москве 22-23 марта очередном ежегодном форуме «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация», который отличался большой заинтересованностью к проблемам портовой отрасли и высокой вовлеченностью участников в дискуссию.

Форум стал одним из первых мероприятий, прошедших в условиях новых экономических реалий. Он показал, что порты – та отрасль, которая потребует к себе внимания государства и бизнеса в ближайшие несколько лет не только с точки зрения логистики перевозок, но и в связи с потребностью в перегрузочном оборудовании и в его импортозамещении. В форуме приняло участие российское машиностроительное предприятие НПО «Аконит», которое уже сегодня готово заместить импортное конвейерное и иное оборудование в российских портах.


Логистика/Перевозки угля

Проблемы перевозок экспортного угля

18 февраля текущего года в Москве, в том числе в формате онлайн, прошла конференция «Argus. Уголь России – 2022. СНГ и глобальные рынки», одна из сессий которой была посвящена вопросам логистики и транспортировки российского угля на экспорт. В сессии приняли участие представители УГМК, СУЭК, ОТЭКО, «Новотранса», «Центра развития портовой инфраструктуры» и других компаний и организаций.

Несмотря на то что мероприятие состоялось до начала спецоперации на Украине, многие затронутые в обсуждении вопросы не только не потеряли своей значимости, но и стали более актуальными в новой реальности. Речь в первую очередь идет о дефиците пропускной способности железной дороги в направлении портов Дальнего Востока, о росте профицита портовых мощностей за счет строительства новых терминалов, а также об изменении географии отгрузок экспортного угля.


Грузовая база/Каменный уголь

Через эмбарго к новой логистике

Прошлый год был благополучным для российской угольной отрасли: добыча выросла на 9,1%, до 438 млн тонн, практически вернувшись на уровень допандемийного 2019 года, экспорт увеличился на 7,6%, до 227 млн тонн, при этом отрасль стала более ориентированной на внешние рынки. Увы, текущий год не продолжит эти положительные тенденции. Эмбарго на российский уголь, утвержденное странами ЕС в рамках пятого пакета санкций и планируемое к реализации в августе 2022 года, затрагивает примерно 50 млн тонн экспортных поставок, что сопоставимо с годовым объемом российского угля, закупаемого Китаем. Но, несмотря на уже наметившуюся тенденцию смещения экспорта в Азию, быстро переориентировать выпадающие объемы с Запада на Восток будет непросто – это приведет к снижению объемов экспорта и, скорее всего, добычи угля.


Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за I квартал 2022 года.