Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Содержание №8 (179) (2019)

Экономика/Инвестиции

Вложения компаний защитит государство

До конца года должен быть принят закон о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ, или «инвестиционный кодекс», как его уже успели окрестить журналисты. Законопроект уже одобрен правительством, но до внесения документа в Госдуму он еще может претерпеть изменения.

Основная задача нового закона – гарантировать стабильность и неизменность ключевых параметров законодательства, которые влияют на инвестиции, на новые капиталовложения, стимулируя их приток в экономику. По словам Министра финансов РФ Антона Силуанова, предприниматели ждали принятия этого документа, поскольку для них очень важна стабильность и предсказуемость условий ведения бизнеса.


Вертикаль власти/АМП

Порт Нарьян-Мар с терминалом Амдерма нужен Севморпути

Морской порт Нарьян-Мар расположен в устье рукава Большая Печора реки Печоры, впадающей в Баренцево море (Ненецкий автономный округ). Акватория морского порта включает в себя учас-ток водной поверхности реки Печоры и ограничена островами Поповский и Екушанский, Урпинской кошкой и береговой линией правого берега реки Большая Печора, включая Кармановскую Курью и Городецкий Шар. В границы порта также входит удаленный морской терминал Амдерма, расположенный на реке Амдерме в юго-западной части Карского моря в границах акватории Северного морского пути.

Морской порт Нарьян-Мар является замерзающим портом с сезонной навигацией, которая длится с мая по ноябрь. В зимнее время плавание и ледокольная проводка судов не осуществляется. Тем не менее, порт является неотъемлемой частью трассы Северного морского пути (СМП, Севморпуть) и играет важную роль в обеспечении снабжения удаленных населенных пунктов, расположенных в бассейне реки Печоры.


Вертикаль власти/АМП

Морской порт Корсаков сегодня

Морской порт Корсаков – один из крупнейших портов Сахалинской области, обеспечивающий ее поставками жизненно необходимых грузов, с большим потенциалом международного сотрудничества. О том, как функционирует и развивается порт сегодня, рассказывает Сергей Быков, капитан морского порта Корсаков ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».


Развитие/Таможня

Таможня обещает упростить процессы оформления грузов

24-25 октября в Москве прошел Международный таможенный форум – 2019. В деловой программе форума, разделенной на 15 тематических блоков, в рамках которых проводились сессии, круглы столы, презентации и другие мероприятия, традиционно приняли участие представители правительства РФ, Минфина, Минэкономразвития, ФНС России, руководители Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ и таможен государств, с которыми Россия ведет внешнюю торговлю. Бизнес был представлен лидерами делового сообщества, топ-менеджерами крупнейших коммерческих компаний, грузовладельцев, перевозчиков, экспедиторов и других участников ВЭД. В очередной раз форум позволил власти и бизнесу обсудить перспективы развития таможенной службы, новые инициативы и проблемы в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного администрирования.


Порты/Росморпорт

«Росморпорт» строит собственный флот для увеличения объемов дноуглубления

По итогам 2019 года объем дноуглубительных ремонтных работ, проводимых ФГУП «Росморпорт», составит 9 млн кубометров – это на 16% больше, чем в 2018 году. При новом строительстве объемы дноуглубления также ежегодно нарастают. Доля дноуглубительных работ, выполняемых собственной техникой, увеличилась за 4 года с 52% почти до 70%. Одновременно произошло троекратное сокращение затрат на привлечение подрядных организаций.

Внушительный рост ключевых показателей стал возможен благодаря пополнению дноуглубительного флота предприятия – в 2019 году в распоряжении «Росморпорта» находится 36 единиц. За последние пять лет для нужд предприятия было построено 6 земснарядов, 5 из которых самоотвозные, а до 2030 года на отечественных верфях планируется заказать еще 4 дноуглубительных судна.


Порты/АМП

Период навигации короткий и сложный, но зато «золотой»

Являясь основным транспортным узлом всей северной части Хабаровского края, морской порт Охотск выполняет важную задачу по перевалке социально значимых грузов для данной части региона в рамках северного завоза – это горюче-смазочные материалы, продукты питания и медикаменты. Между тем основу грузооборота порта составляет золотосодержащая руда и морепродукты.

Решение основной задачи – обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему – возложено на Службу капитана порта, филиала ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Охотск. О текущей деятельности, проблемах и первоочередных задачах рассказывает капитан морского порта Охотск Александр Водянов.


Юбилей/25 лет АМП Каспийского моря

Правильно использовать предоставляемые ресурсы для решения государственных задач

16 декабря 2019 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Каспийского моря» (ФГБУ «АМП Каспийского моря») отметит 25-летие со дня образования. О прошлом и сегодняшних днях АМП собкору журнала «Морские порты» Наталье Мироновой рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.


Юбилей/25 лет АМП Каспийского моря

Порт Астрахань – ключевой центр Каспийского бассейна

Порт Астрахань расположен на перекрестке торговых путей, пролегающих через Каспийское море. Он был первым российским портом на Каспии, который появился здесь еще в петровские времена.

Сегодня Астрахань для России – по-прежнему ключевой порт Каспия, где находится бассейновая структура портовых влас-тей – ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря». В этом году Администрации исполняется 25 лет. В ее состав входят три морских порта: Астрахань и Оля – в Астраханской области, Махачкала – в Дагестане. Эти порты – морские ворота России, через которые в прикаспийские государства и обратно судами транспортного флота перевозятся грузы и через которые осуществляется внешняя торговля с этими государствами и с другими странами мира. Главная задача портовых властей – обеспечить безопасность мореплавания и порядок в своих портах.


Юбилей/25 лет АМП Каспийского моря

Единственный спасательный центр на Каспии

Четвертьвековой юбилей отмечает в этом году Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) «Астрахань» ФГБУ «АМП Каспийского моря». До сих пор это единственный подобный центр на Каспийском море, в послужном списке которого немало проведенных спасательных операций и спасенных людей, нередко за пределами официальной зоны ответственности.


Техника и технологии/Перегрузочное оборудование

Грейферы «Арден Жет» – оптимальное решение для пылеподавления при перегрузке угля

ООО «Восточно-Уральский Терминал» (ВУТ), переваливая уголь в порту Восточный, стал первым портовым оператором в России и в мире, который оборудовал все свои гидравлические перегружатели технологиями орошения водой, интегрированными в грейферы.

ВУТ – это специализированный терминал по перевалке навалочных грузов, созданный в 1998 году на базе бывшего щепового комплекса порта Восточный, входит в группу компаний «Трансхимэкспорт». Через терминал экспортируется российский высокоэнергетический уголь, который поступает из якутских и кузбасских разрезов и отгружается в Южную Корею, Малайзию, Тайвань, Японию, Китай и другие страны АТР.


Техника и технологии/Портовые краны

Порт Бронка пополнился вторым мобильным краном Liebherr LHM 800

Компания Liebherr поставила в санкт-петербургский многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка» второй мобильный портовый кран Liebherr LHM 800. Это позволит увеличить максимальный вес обрабатываемого груза до 500 тонн, что является рекордом для российских портов.


Пассажирские перевозки/Операторы

«Морской фасад» строит бизнес по мировым стандартам круизных портов

21 октября с отходом круизного судна AIDAaura Пассажирский порт Санкт-Петербург завершил навигацию 2019 года. За период навигации порт принял 265 круизных лайнеров, на борту которых в Санкт-Петербург в общей сложности прибыло 647640 пассажиров.

Круизный сезон в этом году был торжественно открыт 28 апреля с прибытием в порт круизного лайнера MSC Poesia. Символический удар в рынду осуществил председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Викторович Панкевич, лично поздравивший прибывшего в порт пятимиллионного круизного пассажира. На Морской Вокзал, которым с ноября 2018 года оперирует АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», осуществлено 68 судозаходов со 165790 пассажирами в период с марта по сентябрь текущего года.


Форум/Портовая конференция

Инновации в разработке портовой техники

18 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге в рамках выставки «НЕВА-2019» прошла VII Международная конференция «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», организованная журналом «Морские порты» в партнерстве с Комитетом по технологии и механизации Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова. Конференция собрала более 100 участников: руководителей, главных инженеров и технологов, начальников отделов механизации стивидорных компаний, представителей краностроительных фирм, сервисных компаний, научных и учебных заведений морской отрасли, общественных организаций

В ходе пленарных заседаний и секций форума были обсуждены вопросы текущего состояния и перспектив обновления парка перегрузочной техники в морских портах, инновационных разработок перегрузочного оборудования и новых технологий обработки грузов, автоматизации процессов, экологии в перевалке пылящих грузов, кадровые и другие вопросы.


Логистика/Экспорт минудобрений

Статья подготовлена консультационной фирмой PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 25 проектов развития сухих портов, транспортных хабов и индустриальных зон за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

Перспективы роста экспорта минеральных удобрений через российские порты

Рынок минеральных удобрений в России в последние годы находится в стадии активного развития: вводятся и планируются новые производственные мощности, проектируется строительство морских терминалов для перевалки удобрений на экспорт. Однако на мировом рынке наблюдаются колебания спроса, а конкуренция в ключевых импортирующих странах обостряется. В данной ситуации оптимистичные прогнозы развития отрасли могут быть скорректированы, ведь экспортерам, возможно, придется работать в условиях перепроизводства на мировом рынке и обострения конкурентной борьбы. Порты стран Балтии и Финляндии столкнутся с серьезными трудностями в случае строительства отечественных альтернатив: новые терминалы в Усть-Луге, Санкт-Петербурге, Приморске, Мурманске и Тамани смогут переключить экспортный поток на себя.


Инфраструктура/Контейнеры

Расширение мощностей контейнерных терминалов откладывается

Объемы перевалки контейнеров через морские порты России постепенно восстанавливаются после падения 2014-2016 годов и по итогам 2019 года должны выйти на докризисный уровень – порядка 5,3 млн TEU. Однако в текущем году по сравнению с предыдущим отмечается замедление роста контейнерооборота, а мощности отечественных контейнерных терминалов по-прежнему работают с низкой загрузкой. В такой ситуации существенного расширения мощностей ждать не стоит. Ряд заявленных проектов строительства новых терминалов отложены на неопределенный срок или заморожены. Эксперты считают вероятным их возобновление лишь при условии значительного роста рынка, а таких перспектив пока не просматривается.

На этом фоне наблюдается обострение конкуренции между контейнерными терминалами, перераспределение грузопотоков на те из них, которые наиболее выгодно расположены с точки зрения транспортной логистики, при сокращении перевалки на других терминалах вплоть до нуля.


Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за 9 месяцев 2019 года. Информация предоставлена АО «Морцентр-ТЭК».



Новости

Лента новостей

Российские военные открыли четыре острова в Красном море

Российские военные открыли четыре острова в Красном море В прошлый раз акваторию исследовали 108 лет назад

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России  Для этого геологи разработали серию карт, где описаны процессы его геологической и тектонической эво...

Российская экономика

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Транспортная политика

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП Обсудили планы и введение независимой оценки квалификации  докеров-механизаторов и инженер...

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов Часть требует дополнительного согласования

Морские порты

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт Впрочем, грузооборот по итогам 11 месяцев снизился на 20,7%

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый




Морской транспорт

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы До 4 тысяч пассажиров. На газу. Общая стоимость двигателей и цифрового оборудования  - 157...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны Возможно, на борт пустят путешественника Федора Конюхова

Речной транспорт

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году На 200 больше, чем в прошлом году при меньшем количестве проверок

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...