- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №2 (183) (2020)


Экономика/Налоги

НДС останется высоким

В начале 2020 года в Госдуму РФ было внесено сразу два законопроекта, в которых в связи с высокой нагрузкой на бизнес предлагалось снизить налог на добавленную стоимость (НДС) до 15% и даже до 12%.

Первый принадлежит перу группы депутатов от партии «Справедливая Россия» во главе с лидером Сергеем Мироновым. Парламентарии предложили снизить НДС до 15%, аргументируя это тем, что выпадающие доходы бюджета очень быстро перекроются за счет возросших поступлений от бизнеса, который сможет обеспечить рост объемов производства и продаж.

Второй законопроект, предлагающий постепенное снижение НДС к 2025 году до 12%, подготовили коммунисты во главе с лидером Геннадием Зюгановым. Обоснование у этого документа примерно такое же, как и у первого. Однако оба законопроекта получили отрицательные отзывы правительства и вряд ли дойдут до второго чтения в Госдуме.


Вертикаль власти/Коллегия Росморречфлота

Основной вектор – безусловная реализация комплексного плана

Итоги 2019 года в отрасли водного транспорта, а также задачи на текущий год и среднесрочную перспективу стали главной темой расширенного заседания коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и общественного совета при Росморречфлоте, состоявшегося 27 марта.

В связи с жестким противоэпидемическим режимом мероприятие впервые прошло в сокращенном составе в формате видеоконференции из зала совещаний федерального агентства. В нем приняли участие заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин, руководитель Росморречфлота Александр Пошивай и его заместители. Другие члены коллегии, общественного совета, а также руководители администраций морских портов и бассейнов внутренних водных путей, капитаны портов, руководство подведомственных и отраслевых организаций участвовали в работе заседания по видео-конференц-связи.


Вертикаль власти/АМП

Компьютерное моделирование на службе безопасности мореплавания

На капитанов морских портов в России возложен контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании. Также капитаны портов отвечают за обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним и порядка в морских портах.

Все функции и задачи, возложенные на службу капитана морского порта Большой порт Санкт-Петербург кодексом торгового мореплавания РФ и положением о капитане морского порта, в 2019 году выполнены в полном объеме. Об этом и других показателях работы в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Большой порт Санкт-Петербург ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» Александр Волков.


Вертикаль власти/АМП

Уголь, рыба и пассажиры через порт Невельск

Морской порт Невельск, включающий пять морских терминалов на Курильских островах, имеет особое значение для государства и региона, определяемое пересечением здесь различных сфер экономики и жизнедеятельности: товарных потребностей области, экспорта энергоресурсов, потенциала рыбной промышленности, транспортной коммуникацией с островными территориями, международного сотрудничества, охраной госграницы, безопасностью мореплавания и т.п. общий вектор современности – необходимость развития во всех сферах, несмотря на инертность отдельных направлений.


Развитие/Межпортовая конкуренция

ФАС больше не будет диктовать цены портовикам

В конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выпустила документ, который де-факто подтвердил, что в портовой отрасли существует конкуренция. Однако это не значит, что порты перестали относиться к естественным монополиям. Это значит, что антимонопольное ведомство больше не будет устанавливать цены на услуги стивидорных компаний. Правда, и из этого правила есть несколько исключений.


Порты/АМП

Компетентность служб капитанов портов на высоком уровне

Целью деятельности ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» является оказание услуг в морских портах Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Охотск, Магадан, Мыс Лазарева по обеспечению безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним, готовности к проведению аварийно-спасательных работ и спасательных операций, транспортной безопасности в акваториях и т.д. задачи, стоящие перед АМП, реализуются посредством организационного, материально-технического и финансового обеспечения исполнения капитанами морских портов своих функций в соответствии с законодательством РФ.

Об итогах работы АМП в 2019 году, выполнении задания Росморречфлота и плана финансово-хозяйственной деятельности, а также о планах на будущее в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николай Татаринов.


Порты/АМП

Военные страницы истории морского порта Владивосток

История морского порта Владивосток – города воинской славы – неразрывно связана с военной историей России, насыщенной событиями, которые во многом определили его современное состояние и перспективы. пожалуй, самое большое влияние на формирование порта оказала эпоха мировых войн и глобальных потрясений, начавшаяся задолго до 1914 года, в период колониального соперничества, и окончившаяся в 1945-м установлением нового миропорядка.

Сегодня Владивосток является главной военно-морской базой России на тихом океане. Накануне 75-летия победы нашего народа в великой отечественной войне уместно вспомнить о том, какую роль играл морской порт для государства в те годы, а также в другие военные периоды, и как на него повлияли сложившиеся обстоятельства.


Порты/АМП

Пассажирские перевозки требуют жесткого контроля

Сегодня морской порт Сочи является самым большим пассажирским портом на черном море. Он включен в международную ассоциацию средиземноморских круизных портов Med Сruise. В декабре 2009 года в целях подготовки к проведению зимней олимпиады 2014 года и развития города Сочи как горноклиматического курорта постановлением правительства РФ была утверждена программа строительства олимпийских объектов и развития города. В рамках ее реализации были реконструированы имеющиеся и построены новые объекты в морском порту, а именно: торговый порт сочи, круизная гавань, 7 морских пирсов порта, предназначенных для приема пассажирских судов местного сообщения, – Адлер, Кургородок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо, Лазаревское, грузовой район порта сочи в имеретинской долине в устье р. Мзымты.


Бизнес-акцент/Порт Тамань

Строительство сухогрузного района в порту Тамань под вопросом

Сроки строительства сухогрузного района порта Тамань, скорее всего, будут снова перенесены. никакой конкретики по поводу перспектив проекта нет ни у правительства, ни у Минтранса, а компании, изначально заинтересованные в масштабном государственном проекте, постепенно теряют к нему интерес как по причине постоянной смены правил игры, так и в связи со снижением конъюнктуры рынков, на которые ориентирован южный российский порт.


Техника и технологии/Автоматизация

Предупреждение столкновений оборудования в портах

Высокая степень автоматизации терминалов и минимизация рисков все чаще выходят на первый план для владельцев портов. компания SICK предлагает выгодные решения для идентификации, детекции, измерения, защиты и предотвращения столкновений с кранами, стрелами кранов, судами, контейнерами и другим портовым оборудованием. наряду с возможностью предложить обширные и детализированные решения, SICK является партнером №1 в области сенсорной техники для портовых процессов. Инновационные, оперативные разработки, внедрение системных и учитывающих все индивидуальные требования решений – это сильные стороны компании SICK.


Техника и технологии/Покрытие терминалов

Камни мощения для высоких нагрузок

Компания «ЦЕМСИС» располагает заводом по производству вибропресcованных строительных материалов (тротуарная плитка, бортовой камень, бетонные стеновые блоки, мелкоразмерный терминальный камень) в г. Колпино (Санкт-Петербург). Завод введен в эксплуатацию в 2009 году и сегодня является одним из крупнейших производителей вибропрессованных изделий в северо-западном регионе.

Предприятие выпускает широкий ассортимент бетонных изделий, применяемых в строительстве, в том числе грузовых и портовых терминалов с высокой нагрузкой на дорожное покрытие. Завод оборудован технологической линией Multimat-2000RH немецкой компании HESS, мирового лидера по производству технологических линий для строительной индустрии.


АСОП/Конференция АСОП

В основе успеха – высокий уровень экспертной работы

24 марта 2020 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и общее собрание (33-я конференция) членов АСОП, которые были проведены с соблюдением требований городского правительства «о мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (Covid-19)».

На заседаниях были утверждены отчет о деятельности АСОП за прошедший год и программа работы ассоциации на период с марта 2020 по март 2021 года; на должность исполнительного директора АСОП со сроком полномочий до 2023 года переизбран Серик Жусупов; в состав ассоциации приняты новые члены; утверждены результаты конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2019 год.


Грузовая база/Сырая нефть

Двойной удар по рынку нефти

После вполне благополучного 2019 года российская нефтяная отрасль в начале 2020-го получила двойной удар – произошло обвальное падение цен на нефть из-за прекращения сделки ОПЕК+ и снижение спроса со стороны Китая и других крупных импортеров, вызванное замедлением развития экономики по причине пандемии коронавируса.

Среднесрочных прогнозов эксперты пока не делают, поскольку невозможно даже примерно оценить, как долго будут держаться низкие цены и сколько потребуется времени для восстановления мирового спроса. Вместе с тем, последствия «ударов» уже проявляются: снижается экспорт, меняется стоимость транспортировки и хранения нефти, а нефтяные компании пересматривают инвестиции в добычу.

Эксперты пока не говорят о катастрофических последствиях, но предупреждают, что при затянувшейся рецессии отрасль может столкнуться с нехваткой инвестиционных ресурсов на разработку новых проектов, призванных компенсировать естественное сокращение добычи в традиционных нефтедобывающих регионах.


Статистика

Все грузы России

Объем перевалки грузов в морских портах России за 2019 год, тыс. тонн. Информация предоставлена АО «Морцентр-ТЭК».