Журнал «Морские порты» № 3 за 2022 г. вышел из печати - Морские вести России

Журнал «Морские порты» № 3 за 2022 г. вышел из печати

25.05.2022

Ж/Д транспорт

Журнал «Морские порты» № 3 за 2022 г. вышел из печати

Грузопотоки через российские порты меняют направление

Грузооборот морских портов РФ в 2022 году сократится от 30% до 50% из-за ухода из страны крупнейших морских перевозчиков, предполагают участники российского логистического рынка. Снижение судозаходов проявилось уже в марте, после начала военной спецоперации России на Украине и введения странами Запада против нашей страны пакета жестких санкций. Дополнительный удар по отечественным портам может нанести очередной раунд обмена санкциями между Евросоюзом и Россией. Однако грузовладельцы и транспортные компании ищут альтернативные варианты торговли и доставки товаров, перераспределяя грузопотоки на черноморские и дальневосточные порты РФ.

Подробнее – в журнале «Морские порты» №3 за 2022 г.

Также в номере:

Экономика/Господдержка

Международные грузоперевозки получат поддержку

Потери российской транспортной отрасли из-за санкционной войны, по первым приблизительным оценкам, могут составить около $5 млрд. Кроме того, потребуются расходы на перестраивание логистических цепочек, создание новых складов и терминалов, налаживание контактов с контрагентами. Для смягчения влияния западных санкций российским правительством предприняты первые шаги поддержки транспортной отрасли. Помимо упрощения правил контроля, расширения возможностей кредитования организаций транспортного комплекса, предусмотрены прямые субсидии и другие виды поддержки. Меры защиты от санкций вводятся и в отношении морских грузоперевозок.

Вертикаль власти/Транспортная стратегия

Развитие замедлится, но не остановится

Будущее портовой отрасли в условиях санкций обсудили участники форума портовиков

В марте в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошел VII ежегодный форум «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация». Мероприятие состоялось при поддержке Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Организатором форума выступил журнал «Морские порты».

На пленарной сессии «Развитие морских портов России и актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли», модерировал которую председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов, речь шла о направлениях развития отрасли и необходимых мерах поддержки бизнеса в условиях санкций.

Вертикаль власти/АМП

Бурное развитие угольных терминалов

В 2021 году грузооборот портов АМП Охотского моря и Татарского пролива увеличился на 0,8%, до 49,7 млн тонн. В условиях интенсивного развития портовой инфраструктуры особой заботой АМП, вместе с обеспечением безопасности мореплавания, становится обеспечение экологической безопасности.

Об этом, а также об итогах работы портов в прошедшем году в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николай Татаринов.

Тема номера/Портовая деятельность в условиях санкций

Экспертное мнение

В сложившейся ситуации санкционной войны Россия переориентирует свои внешнеторговые грузопотоки с Запада на Восток, прежде всего в страны АТР, среди которых Китай играет ведущую роль. В этой связи порты российского Дальнего Востока и Китая с подходящей к ним транспортной инфраструктурой берут на себя дополнительную нагрузку. Между тем, помимо транспортных проблем, на перевозки в/из Китая сегодня оказывает влияние новый виток коронавирусной инфекции – в ряде провинций КНР по этой причине вновь объявлен локдаун. Эксперты оценивают обстановку в портах Поднебесной, в том числе в Шанхае, ее влияние на бизнес и возможные альтернативные пути перевозок.

Тема номера/Портовая деятельность в условиях санкций

Сохранить рынок бункеровки в России поможет государство

В последние годы цены на бункерное (судовое) топливо в России росли, а объем рынка сокращался, что было обусловлено особенностями внутреннего нормативного регулирования отрасли, а также процессом реализации налогового маневра. Все это снизило привлекательность бункеровки в портах РФ и для российских, и для иностранных судовладельцев, сократило количество судозаходов, что, в свою очередь, привело к недополучению доходов от портовых услуг, портовых сборов и эксплуатации портовой инфраструктуры.

АСОП/Годовая конференция

Задачи стивидоров в новых условиях

Очередное общее собрание (Конференция) членов Ассоциации морских торговых портов (АСОП) прошло в Санкт-Петербурге в конце марта этого года. Конференция приняла отчет рабочих органов Ассоциации и утвердила программу работы на предстоящий год. В ходе мероприятия состоялось награждение победителей конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2021 год.

Порты/АМП

Актуальные вопросы развития морского порта Холмск

Морской порт Холмск имеет стратегическое значение для России на Дальнем Востоке, поскольку является основным связующим звеном островной Сахалинской области с материком.

О роли порта, особенностях и перспективах его развития рассказал капитан морского порта Холмск ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.

Порты/АМП

Будущее порта за федеральными проектами

Архангельск – один из важных морских портов Арктики, в том числе для развития инфраструктуры и перевозок на Северном морском пути. Его перспективы связаны с рядом федеральных проектов, входящих в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года. В свою очередь портовые власти внимательно следят за развитием портовой инфраструктуры и контролируют все процессы в порту, включая обеспечение безопасности мореплавания.

Порты/АМП

Порт Восточный готовится стать 100-миллионником

С того момента, как санкционная политика коллективного Запада в отношении России кардинальным образом повлияла на систему грузопотоков в пользу восточного направления, порты Приморского края оказались в новой ситуации: рост объемов перевозок на ограниченных по емкости транспортных сетях привел к их перегруженности, произошли изменения грузовой номенклатуры и перемены на судоходном рынке. Все это сегодня испытывает на себе и крупнейший порт региона Восточный.

О том, как порт адаптируется к новым условиям и как организована работа портовых властей, в интервью «МП» рассказал исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный Василий Бурда.

Партнеры/Перегрузочное оборудование

Все, что нужно для перевалки навалом

Российские машиностроители предлагают оборудование и решения для перевалки насыпных и навалочных грузов в портах и терминалах

«Где изготовлено оборудование?», «Чьи комплектующие использовались или планировались?», «Как решаются вопросы логистики?», «Кем будете заменять поставщика?» – все эти вопросы звучали на прошедшем в Москве 22-23 марта очередном ежегодном форуме «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация», который отличался большой заинтересованностью к проблемам портовой отрасли и высокой вовлеченностью участников в дискуссию.

Форум стал одним из первых мероприятий, прошедших в условиях новых экономических реалий. Он показал, что порты – та отрасль, которая потребует к себе внимания государства и бизнеса в ближайшие несколько лет не только с точки зрения логистики перевозок, но и в связи с потребностью в перегрузочном оборудовании и в его импортозамещении. В форуме приняло участие российское машиностроительное предприятие НПО «Аконит», которое уже сегодня готово заместить импортное конвейерное и иное оборудование в российских портах.

Логистика/Перевозки угля

Проблемы перевозок экспортного угля

В Москве прошла конференция «Argus. Уголь России – 2022. СНГ и глобальные рынки», одна из сессий которой была посвящена вопросам логистики и транспортировки российского угля на экспорт. В сессии приняли участие представители УГМК, СУЭК, ОТЭКО, «Новотранса», «Центра развития портовой инфраструктуры» и других компаний и организаций.

Грузовая база/Каменный уголь

Через эмбарго к новой логистике

Прошлый год был благополучным для российской угольной отрасли: добыча выросла на 9,1%, до 438 млн тонн, практически вернувшись на уровень допандемийного 2019 года, экспорт увеличился на 7,6%, до 227 млн тонн, при этом отрасль стала более ориентированной на внешние рынки. Увы, текущий год не продолжит эти положительные тенденции.

Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за I квартал 2022 года.

Подписаться на газету и журналы издательств «Морские вести России» можно через редакцию:

Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 763-54-20

Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты