Аномально теплая зима может стать реальной угрозой для речного судоходства - Морские вести России

Аномально теплая зима может стать реальной угрозой для речного судоходства

28.01.2020

Лента новостей

Аномально теплая зима может стать реальной угрозой для речного судоходства

Судоходное сообщество всерьез обеспокоено прогнозом навигации на Оке, Дону и Волге, отмечает «Коммерсантъ».

На Дону видно дно

Из-за отсутствия снега не наполняется Цимлянское водохранилище, что угрожает судоходству на нижнем Дону маловодьем. От Цимлянского водохранилища питаются Ростовская и Воронежская области, а также частично Волгоградская. Перекаты на Дону, которые идут от последнего гидроузла до Азовского моря, поддерживать нечем, и проблему можно было бы решить только попусками воды с водохранилища.

Ситуацию могли бы улучшить снежные запасы из Тульской, Липецкой и Орловской областей, которые частично идут в Оку, а частично в нижний Дон. Но снег выпадать не хочет. Из снежных месяцев остается только февраль, но даже если выпадет 20–30 см осадков, то этого все равно будет мало, отмечают собеседники издания. Решением проблемы на Дону должно было стать строительство Багаевского гидроузла, но оно отложено до 2022–2023 годов.

Ока в землю утекла

Пессимистичный прогноз и по судоходству на Оке. Эта река не зарегулирована, и ее наполнение целиком зависит от паводка и межени. Когда много снега, паводок продолжается до начала июля, а потом наступает меженный период, когда река зависит только от дождей. В 2019 году не было дождей и паводок был нулевой; снег был, но запасы ушли в землю, в итоге судоходству не хватало воды для нормальной работы. А сейчас проблема в отсутствии снега: есть опасность, что река перейдет в меженный период уже в середине мая, что не обещает хороших глубин.

Еще очень долго ждать Нижегородский гидроузел на Волге

Непредсказуема ситуация и на Волге, в районе узкого места у Городца, где так и не построен обещанный Нижегородский гидроузел. Там глубины зависят от Рыбинского водохранилища. Сейчас оно наполнено и к началу февраля подойдет с хорошими запасами. Но решение о том, насколько быстро ГЭС будет спускать водохранилище, зависит от прогноза Гидрометцентра, а он не всегда точен. Так, говорят источники «Коммерсанта», в 2019 году, руководствуясь прогнозом, воду спустили, а новая не пришла. Если снег все же выпадет, прогноз может разойтись с реальностью, и водохранилище «на радость энергетикам сольется». В 2019 году в Куйбышевском водохранилище тоже не хватило воды, чтобы исправить ситуацию. В итоге на Волге помимо сложного года для судоходства был сорван нерест рыбы, а если и в этом году воды будет мало, то потери удвоятся.

При отсутствии достаточных глубин речникам придется вновь недогружать суда, что грозит колоссальными потерями. Кроме того, груз просто может уйти на железную дорогу, автотранспорт или в случае нефтепродуктов в трубопровод, и вернуть его на реку будет крайне сложно.

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России