Экспертное мнение: «регуляторная гильотина» не должна вредить лоцманской службе - Морские вести России

Экспертное мнение: «регуляторная гильотина» не должна вредить лоцманской службе

03.04.2020

Лента новостей

Попытки Минтранса навести порядок в регулировании сферы лоцманских проводок и внести необходимую корректуру в ее нормативную базу, которые ранее упирались в противодействие некоторых чиновников, вероятно, лоббируемых хозяевами частных лоцманских компаний, сейчас отсекаются Минюстом России (письмо от 21/11-2019 г. №01/146708-ДН) под влиянием внедряемого механизма «регуляторной гильотины», который тем самым уже сейчас наносит удар по нормативной базе лоцманской проводки одной из важнейших составляющих системы обеспечения безопасности мореплавания в наших морских портах.

Об этом в газете «Морские вести России» заявил государственный морской лоцман, лоцманский командир СПб, президент Ассоциации морских лоцманов России с 1995 г., к.ю.н. Владимир Егоркин.

«Первый шаг к искусственному нормативному внедрению рыночных отношений в лоцманской проводке и, следовательно, к разрушению системы лоцманского обеспечения в стране сделала ФАС: буквально «протащила» Постановление правительства РФ от 27/12-2019 № 1923, исключающее пункт 3 – «обеспечение лоцманской проводки судов» – из перечня услуг субъектов естественных монополий в морских портах, тарифы на которые регулируются государством. По государственной функции лоцманского обеспечения в стране нанесен серьезный удар, зато частные лоцманские компании практически полностью выйдут из-под государственного контроля», - отметил эксперт.

Фактически, ФАС подготовила проект ППРФ в части исключения лоцманской проводки судов из субъектов естественных монополий подлежащих государственному регулированию, вопреки позиции отраслевого министерства, подчеркнул лоцман.

«Совершенно очевидно, что увеличение количества лоцманских организаций в порту не увеличивает поступление лоцманского сбора, но уменьшает эффективность его использования. Побеждает в этой «конкурентной борьбе» не совершенствование процесса лоцманской проводки путем инвестирования лоцманского сбора в техническое оснащение лоцманской организации, а только механизм получения более выгодных заказов, который у частников отлажен значительно лучше. Искусственное создание конкурентного рынка в сфере лоцманской проводки судов ведет к нанесению ущерба государственной функции обеспечения безопасности мореплавания в морских портах, деградации лоцманских организаций в целом по стране, увеличивает вероятность угрозы экологической катастрофы в непосредственной близости от густонаселенных районов и «консервирует» невозможность «компетентной лоцманской власти» (Минтранс России) хоть как-то влиять на ситуацию», - сказал Владимир Егоркин

Он добавил, что из 67 морских портов частные лоцманские компании получают сверхдоходы в 15 морских портах и нефтяных терминалах, отчисляя в бюджет минимально возможные платежи, а все нерентабельные проводки в стране осуществляет государственный Росморпорт. Такое регулирование сферы лоцманской проводки со стороны ФАС создает аномальную ситуацию, когда государственная организация, покрывая убыточность по лоцманской деятельности, вынужденно дотирует прибыль хозяев частных лоцманских компаний.

«И, возможно, именно вывод из-под государственного контроля манипуляций с расходами лоцманского сбора в частных лоцманских компаниях был одной из причин лоцманской проводки судов из Перечня в ППРФ № 293», - подчеркивает эксперт.

Лоцманская проводка судов, по сути, является некоммерческой деятельностью и сферой естественных монополий, которые более эффективны в отсутствие конкуренции, в то время как «регуляторная гильотина» направлена на защиту бизнеса и предпринимательства.

«На сегодняшний день единственная возможность спасти от деградации систему лоцманских проводок судов, во благо всей системы обеспечения безопасности мореплавания в морских порта избавить ее от «гуманного» действия механизма «регуляторной гильотины» и вывести на уровень мировых стандартов – это принятие поправки в КТМ РФ о создании в стране единой государственной лоцманской службы», - подытожил Владимир Егоркин.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ