РПСМ: «Ротация экипажей – вопрос государственного значения» - Морские вести России

РПСМ: «Ротация экипажей – вопрос государственного значения»

02.07.2020

Лента новостей

РПСМ: «Ротация экипажей – вопрос государственного значения»

Пандемия коронавируса перевернула с ног на голову привычный уклад жизни большинства жителей стран мира: закрытые границы и предприятия, падение доходов, рост безработицы, крах целых отраслей экономики. В этих условиях судоходный сектор остается единственным стабильно работающим сегментом в сфере международной логистики. При этом отрасль тоже столкнулась с проблемой – кризисом смены членов экипажей: тысячи моряков по всему миру оказались в заточении на своих судах, так как с повсеместным введением ограничений пассажирские перевозки практически полностью парализовало. В проблеме разбиралось «ВостокМедиа».

Всем миром

Тем временем огромное количество членов экипажей разных национальностей не могут покинуть свои суда и вернуться домой. Многие находятся в рейсе около года и больше, порой, не имея возможности сойти на берег при заходе в порт.

Как отметил председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанский, проблема смены экипажей сейчас гиперактуальна для всех морских держав, в том числе для России. Ее решением сегодня всерьез озабочены ведущие межгосударственные организации, такие как Международная морская организация (ИМО), Международная федерация транспортников (МФТ), Международная организация труда (МОТ) и другие.

– 25 июня мы отмечали Международный день моряка, а первое воскресенье июля – День работников морского и речного флота. Но повода для празднования нет. Все происходящее – возможность задуматься над реальной проблемой, которая не только стоит перед российскими моряками, но и международной морской общественностью. Как наладить регулярную ротацию экипажей – сегодня это вопрос номер один в отрасли, и он имеет государственного значение, – считает Петр Осичанский.

Продлевать до бесконечности?

Петр Осичанский подчеркивает – то, что люди по несколько месяцев находятся в море сверх контрактов,  создает угрозу для безопасности судоходства. Недаром сегодня большинство крупных судоходных компаний предлагают членам экипажей четырехмесячные контракты. Моряк находится на судне в закрытом пространстве, у него накапливается усталость, в первую очередь, психологическая, притупляется внимание – работа происходит на автомате. В таких условиях обычно и срабатывает человеческий фактор, который становится причиной аварий и катастроф. К сожалению, история знает немало примеров.

Есть у проблемы со сменой экипажей и другая сторона. Моряки нередко не могут не только списаться на берег после окончания контракта, но и попасть на судно.

– По непонятным причинам моряков приравняли к вахтовикам, – говорит председатель профкома. – Прилетевших с европейской части России моряков до посадки на судно заставляют «отбывать» двухнедельный карантинный срок. Зачем моряка, который едет на судно из центра России на Дальний Восток, причем со справкой об отсутствии вируса, помещать на карантин? Тем более, что большинство из них тестируют практически в каждом порту. Уже не один случай в Ванино, на Сахалине, в Приморье, когда специалистов, прибывших на судно, отправляли в обсерватор, а судно уходило в рейс.

Морские профсоюзы по всему миру бьют тревогу, всеми силами пытаясь привлечь к проблеме внимание правительств. В марте, когда началась пандемия, в целях обеспечения безопасности моряков была достигнута договоренность о продлении контрактов на месяц. В конце апреля договоры продлили еще на 30 дней. Между тем 5 мая 2020 года Международная морская организация опубликовала протоколы для 174 государств-членов о том, как «перезапустить» процедуру смены экипажей, чтобы одни моряки, наконец, могли списаться с судов, другие – приступить к работе.

После этого МФТ и ее членские организации твердо решили, что еще одно продление контрактов станет контрпродуктивным, и поэтому согласовали 30-дневный период реализации протоколов ИМО, который завершился 15 июня. Однако по сути положение дел не изменилось: лишь некоторые страны облегчили процедуру списания моряков, открыв воздушные границы, другие упростили получение визы. 

Морякам – особый статус

Морские профсоюзы считают, что сейчас каждое государство должно обратить внимание на проблему и выработать как свои национальные схемы ротации экипажей, так и международные с другими странами. Нужно отработать систему, которая могла бы надежно функционировать в любых условиях.

– Например, государства организуют вывозные авиарейсы для своих граждан, застрявших за рубежом, можно ведь по максимуму подстраивать процесс смены под возможность попасть на эти рейсы. Важно, чтобы каждый судовладелец внимательно относился к этой работе, заранее продумывал смены, согласовывал с властями. Возможно, решить проблему поможет определение портов-хабов, через которые будет происходить ротация – тогда власти государств и судовладельцы смогут ориентироваться на конкретные гавани, – считает Петр Осичанский. 

Но главное, о чем заявляют сегодня морские профсоюзы – профессия моряка должна получить особый статус и быть признана ключевой, чтобы моряки в приоритетном порядке получили возможность пересекать границы. Ведь в условиях, когда международные транспортные перевозки самолетами, поездами, фурами ограничены, именно на моряках и портовиках держится мировая грузовая логистика и международная торговля. 

– Мы сегодня говорим спасибо нашим врачам, которые выполняют поистине героический труд, работая в сложнейших условиях. Но не менее важную героическую вахту несут моряки разных национальностей, – уверен председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанский.

 

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России