Правительство намерено субсидировать терминал ОТЭКО для увеличения экспорта угля - Морские вести России

Правительство намерено субсидировать терминал ОТЭКО для увеличения экспорта угля

14.08.2020

Лента новостей

Правительство намерено субсидировать терминал ОТЭКО для увеличения экспорта угля

Господдержка портового проекта «Тамань» группы компаний ОТЭКО Мишеля Литвака поможет увеличить экспорт угля, говорится в проекте доклада правительства президенту РФ Владимиру Путину. Документ подготовлен по итогам совещания по развитию транспорта 7 мая. Ответственным по предоставлению предложений к 15 июня по созданию механизма стимулирования перевозок угля на экспорт через порты Юга и Северо-Запада значится премьер Михаил Мишустин, сообщила газета «Коммерсантъ».

Так, предлагается субсидировать процентную ставку и пролонгировать кредиты для проекта ОТЭКО. В результате, как ожидается, ставка перевалки угля снизится с $14 до $8 за тонну, до уровня на терминалах в Усть-Луге и Мурманске. Это позволит дополнительно увеличить объем поставок угля на экспорт до 25 млн тонн, получить дополнительную выручку угольным компаниям, ОАО РЖД и железнодорожным операторам увеличить поступление платежей в бюджет РФ, говорится в документе.

Кроме того, предлагается дать скидку к тарифу на железнодорожные перевозки угля.

Поскольку уголь относится к первому тарифному классу (самому дешевому), сейчас ОАО РЖД не имеет права давать на его перевозку скидку более 12,8%. Однако в докладе предлагается «в условиях кризисной экономической и рыночной конъюнктуры» сблизить условия применения тарифного коридора к экспортным поставкам угля с условиями, действующими для более дорогих перевозок (грузов второго и третьего классов), увеличив максимальную возможную скидку до 42,7%. При этом ОАО РЖД уже неоднократно сомневалось в эффективности даже действующих преференций для угля, а топ-менеджеры компании указывали, что сейчас перевозки угля для монополии убыточны.

В ОАО «РЖД» сообщили, что соответствующих предложений не видели. В настоящее время компания уже предоставила тарифные преференции для перевозок угля по альтернативным направлениям на максимальном уровне — как с точки зрения установленных регулятором правил, так и с точки зрения экономической целесообразности, заключили в монополии.

Также в документе речь идет о введении моратория до 2022 года на индексацию портовых сборов и плату за аренду недвижимого имущества ФГУП «Росморпорт».

Сегодня цена угля на европейском рынке составляет $53 на тонну, говорит Максим Худалов из АКРА. Стоимость погрузки в $14 на тонну и железнодорожный тариф до порта в $25–28 оставляют угольщикам $11–15 на тонну — это меньше, чем себестоимость добычи угля подземным способом на большинстве российских шахт. Максим Худалов отмечает, что даже снижение стоимости перевалки до $8 может оказаться недостаточным в свете волатильности цен на уголь в европейском регионе и рисков полного отказа европейских стран (кроме Польши) от угольной генерации.

В этой связи снижение тарифов и на железнодорожную перевозку, и на перевалку в портах — единственный путь по недопущению дальнейшего снижения добычи угля, которое уже достигло 8% за январь—июль, говорит эксперт.

В проекте предложений напоминается, что экспорт угля в 2019 году составил 221 млн тонн, из которых 67,5 млн тонн — через порты северо-запада и юга. За январь—май экспорт на этом направлении снизился на 0,7 млн тонн, до 27,2 млн тонн. Для сохранения перевозок уже был принят ряд мер: ОАО РЖД предоставило скидку в 12,8%, а также было заключено дополнительное соглашение между монополией и Кемеровской областью с указанием прогноза погрузки угля на экспорт из Кузбасса в 2020 году в восточном и западном направлениях.

Призывы увеличить скидки на западном и южном направлениях для выравнивания тарифов с перегруженным восточным звучат с весны. В марте ФАС предлагала дать ОАО РЖД возможность предоставлять скидки до 99%, позже цифра была скорректирована до 16–55%. Против предложений выступало ОАО РЖД, ссылаясь на возникновение необоснованных ожиданий на рынке.

В монополии отмечали, что введенная скидка в 12,8% уже позволяет в условиях девальвации и падения ставок оперирования осуществлять поставки на Запад вместо Востока.

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России