Минпромторг представил новую балльную систему локализации судостроения - Морские вести России

Минпромторг представил новую балльную систему локализации судостроения

21.09.2020

Лента новостей

Минпромторг представил новую балльную систему локализации судостроения

Минпромторг по итогам работы с бизнес-сообществом вновь скорректировал редакцию постановления 719 (содержит перечень операций и оборудования, необходимых для признания продукции произведенной в РФ) в части, касающейся судостроения. Обновленный относительно весенней версии текст размещен на regulation.gov.ru, общественное обсуждение продлится до 2 октября.

Сейчас постановление 719 распространяется на строительство по госсубсидиям малых рыбопромысловых судов и краболовов по инвестквотам, уточняет газета «Коммерсантъ». Выполнение требований обязательно, чтобы получить субсидию на газовозы. Кроме того, госзаказчики в типовых условиях контракта вскоре будут должны описывать требование к локализации. Также в Госдуме находится законопроект, который может обязать бизнес использовать только российские суда для некоторых видов работ. По словам источников издания, в первом чтении он может быть рассмотрен в осеннюю сессию.

В новой редакции требования по локализации едины для всех судов (70 видов).

Отдельно записаны не только общие, но и технологические условия, необходимые для ее выполнения, а также требования к специальному оборудованию, системам и материалам. За каждую операцию присваивается определенное количество баллов пропорционально ее стоимости и сложности. Обязательными условиями остаются закладка судна в РФ, его спуск, проведение ходовых и швартовых испытаний и сдача, которые также возможны на территории ЕАЭС. В зависимости от типа судна до 30 июня 2023 года потребуется набрать 1750–2500 баллов, с июля 2023 года — от 2000 до 3200 баллов и после 1 июля 2025 года — 2250–3750 баллов.

В Минпромторге ранее отмечали, что заказчики судов и верфи смогут сами выбрать, какими позициями им удобнее набрать нужное количество баллов с учетом особенностей судна. Также там говорили, что в будущем планируют дифференцировать объем господдержки (речь может идти о судовом утильгранте и компенсации процентных ставок по кредитам и лизингу) в зависимости от набранных баллов.

Собеседники «Коммерсанта» в отрасли согласны, что данная редакция «обеспечивает большую гибкость в выполнении требований», а балльная система наиболее понятна и приближена к реалиям.

«Балльная система является более практичной»,— говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. В законодательстве предусмотрена норма, по которой с 2025 года все двигатели должны быть российского производства, поясняет он. В то же время проект фиксирует, что к 1 июля 2025 года не более 30% стоимости общего количества деталей, узлов и комплектующих должны быть иностранными. То есть при необходимости заказчик сможет утвердить в проекте то оборудование, которое будет оптимально соблюдать баланс между российским и иностранным, говорит он.

Впрочем, в отрасли считают, что вопросы к новой редакции остаются. Собеседник газеты среди судовладельцев считает важным синхронизировать требования к локализации и программы освоения производителями выпуска необходимой продукции, в том числе судовых энергетических установок, винторулевых колонок и другого оборудования. Другой считает спорным решение Минпромторга присваивать больше баллов тому, чего нет на рынке. Кроме того, отмечает он, баллы не отражают экономику строительства для заказчика — если какое-то редкое оборудование и произведено в РФ, то это может быть дорого, долго и менее качественно и надежно.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в новой версии устранены наиболее значительные несоответствия между количеством баллов и стоимостью и технической сложностью агрегатов, что в сочетании с переносом срока ужесточения правил на два года до 1 июля 2023 года снижает риски для отечественных судостроительных предприятий. При этом пока подходы к установлению величины баллов остаются недостаточно прозрачными, полагает эксперт, и неизбежно потребуется дополнительное уточнение.

Что нужно судну для официального обрусения

Чтобы считаться произведенными в РФ, по новой редакции 719-го постановления до 30 июня 2023 года сухогрузным речным несамоходным судам и плавучим докам нужно будет набрать не менее 1750 баллов локализации. Не менее 1950 баллов понадобится для судов на воздушной подушке, не менее 2100 баллов — для морских наливных судов, нефтяных танкеров, химовозов, газовозов, а также судовых буксирных катеров. Минимум 2300 баллов потребуется для различных рыболовных судов, не менее 2400 баллов для пассажирских судов, сухогрузов, контейнеровозов и лесовозов, а также речных буксиров. Кроме того, к началу июля 2023 года не менее 2450 баллов потребуется для речных наливных судов, танкеров, газовозов и химовозов и наличных судов река—море, а также морских буксиров, земснарядов, плавучих кранов, буровых судов и обслуживающего флота, вспомогательных, научно-исследовательских судов и снабженцев. Больше всего (2500) баллов потребуется набрать заказчикам пассажирских морских паромов, различных рефрижераторных судов, пожарных судов и ледоколов. С июля 2023 года и 2025 года предусматривается увеличение планки на 250–700 баллов в зависимости от типа судов.

Наибольшее число баллов закреплено за главной энергетической установкой (500 баллов), винторулевыми колонками (350 баллов). 300 баллов полагается за использование металла, произведенного в ЕАЭС, в объеме более 75%. По 5 баллов (минимальное значение) можно получить за установку российских спасательных кругов, эжекторов и ручных насосов.

Фото: i.ytimg.com

Читайте по теме:

Экспертное мнение: почему в судостроении не «расцвело» импортозамещение

Эксперт: причиной задержки «рыбаков» на верфях стали зарубежные проекты судов

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России