«Арктика» прощается с Петербургом: балтийцы построили самый мощный ледокол в мире - Морские вести России

«Арктика» прощается с Петербургом: балтийцы построили самый мощный ледокол в мире

22.09.2020

Лента новостей

«Арктика» прощается с Петербургом: балтийцы построили самый мощный ледокол в мире

Сегодня на Балтийском заводе суета. Ведь полным ходом шла подготовка к долгожданному событию – отправлению головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 в Мурманск и дальнейшей передачи судна заказчику. Наш специальный корреспондент Кирилл Воловик попрощался «Арктикой» вместе с балтийцами и рассказал о том, как проходила церемония.

Вернемся в прошлое

История «Арктики» проекта 22220 для кого-то может показаться не такой долгой, ведь бывали примеры строительства кораблей и судов с большим сроком, однако самый мощный атомный ледокол в мире строят с 2013 года. Или уже верно будет сказать – строили, потому что сегодня, 22 сентября, балтийцы попрощались с судном, правда, без подписанного приемного акта. Ледокол отбуксировали от достроечной набережной Балтийского завода и взяли курс на Мурманск. Оттуда судно отправится на ледовые испытания с последующей передачей заказчику – «Росатому».

20200921-DSC_0100.jpg

История строительства новой «Арктики» была насыщена как прекрасными и яркими моментами, так и досадными, которые влияли на срок передачи судна. Изначально планировалось, что «Росатом» получит ледокол в 2017 году, но проблемы с производителями важного оборудования отодвинули этот срок на 2020. То Харьковский турбинный завод не отправил оборудование из-за украинского кризиса 2014 года, то «Кировский завод» не смог в 2015 году отправить турбогенераторы. Так и шло строительство. Ради справедливости отметим, что проблемы с головными судами и кораблями совершенно не новые для российского судостроения. И «Арктика» проекта 22220 действительно далеко не самый просто ледокол. Да и вспоминать о грустном не хочется, все-таки балтийцы справились с поставленной задачей, и судно отправилось в порт приписки.

20200921-DSC_0023.jpg

Вспомним, что из себя представляет ледокол проекта 22220. Эти суда имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Техпроект атомоходов разработан конструкторами ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция ледокола позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

20200921-DSC_0003.jpg

Основные характеристики проекта 22220:

·        Длина - 173,3 м;

·        Длина по КВЛ - 160 м;

·        Ширина - 34 м;

·        Ширина по КВЛ- 33 м;

·        Высота борта на миделе до ВП - 15,2 м;

·        Осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м;

·        Минимальная рабочая осадка - 8,55 м;

·        Водоизмещение - 33,54 тыс. т;

·        Назначенный срок службы - 40 лет;

·        Экипаж - 52 человека.

20200921-DSC_0117.jpg

Всеобщий праздник

Первый слово взял генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов: «Уважаемые гости, уважаемые балтийцы, уважаемые коллеги, которые вместе с нами создавали этот ледокол. Для нас сегодня знаменательный день. Приемный акт на судно не подписан, это первый ледокол, который уходит с Балтийского завода с не подписанным приемным актом. Но «Арктика» - головное судно, и поэтому заказчиком было принято ответственное решение об изменении программы испытаний – проверить ледокол во льду. Как всегда, мы вынужденно поддержали заказчика и, подготовив судно к выходу, отправляем его в море. Прежде всего хотел поздравить своих коллег-балтийцев: ребята, это ваш труд! Я думаю, что мы стали умнее и лучше. «Айсберг» стал лучше чертить, ЭРА лучше кабель тащить, Кировский завод вообще расцвел благодаря строительству «Арктики». Это наша совместная победа! Ура!»

20200921-DSC_0042.jpg

Затем выступил председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко: «Дорогие корабелы, в одном из своих выступлений президент России Владимир Путин сказал: «Арктика – это неотъемлемая часть Российской Федерации, находящаяся под ее суверенитетом в течение нескольких веков». И сегодня мы провожаем в порт приписку это прекрасное судно, которое в самое ближайшее время своим трудом будет подтверждать наш суверенитет, суверенитет в северных широтах Мирового океана. Российская Арктика сегодня привлекает многих, многим интересны ее природные богатства, богатства ее шельфа, Северный морской путь, и Арктика действительно наша, мы это доказали. Мы, естественно, готовы к мирному взаимовыгодному сотрудничеству со всеми теми, кто приходит с добром и миром, для того чтобы работать в общих интересах, в интересах развития мировой экономики и науки. И тот флот, начало которому открывает «Арктика», как раз и призван к тому, чтобы работать в северных широтах и помогать всем, кто приходит в Арктику с миром. Уверен, что ледокол с легкостью решит все задачи, поставленные перед ним в рамках работы на Севморпути».

20200921-DSC_0056.jpg

Следующим с поздравлением выступил заместитель генерального директора Росатома, директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша: «Сегодня славный день для всех работников Балтийского завода. Вне сомнений, такой же славный день для всех партнеров, коллег и друзей, с которыми они построили этот ледокол, первый головной ледокол проекта 22220. Для наших моряков «Атомфлота» это точно радостный день, у них окончательно появляется светлое будущее, я считаю, на ближайшие 50 лет минимум. А там, возможно, другие наши поколения построят ледоколы еще лучше. Самое главное, для меня лично, сегодня поднимается знамя России в Ледовитом океане, которое мы, моряки атомного ледокольного флота, не дадим никто спустить».

20200921-DSC_0058.jpg

Потом слово взял глава ОСК Алексей Рахманов: «Все то, что мы с вами наметили, у нас получилось. Мы с вами сделали то, во что многие не верили. Я хочу сказать отдельные слова благодарности компании «Росатом» и лично Сергею Кириенко, при его руководстве компанией тогда были приняты два этих ключевых решения – передача на достройку ПАТЭС на Балтийский завода и строительство серии ледоколов проекта 22220. Именно это доверие позволило собрать в кулак наши силы и сделать то, что у нас с вами получилось. Недавно мы с вами видели, когда ледокол выходил на испытания, он проходил мимо набережных Петербурга – судно размером с 12-этажное здание проходит по воде. И я бы очень хотел пожелать, чтобы ледокол стал домом для моряков и исследователей, кто будет на нем работать!»

20200921-DSC_0073.jpg

В завершении официальной части к стойке с микрофоном вышел генеральный директор Росатомфлота Мустафа Кашка: «Сегодня общий праздник: и у судостроителей, и у поставщиков, и у моряков. 45 лет назад от стенки этого завода отошел первый ледокол «Арктика», и в экипаже новой «Арктики» есть люди, которые работали на том легендарном судне. Я надеюсь, у этого ледокола будет не менее легендарная судьба, он приходит в Арктику с новыми характеристиками и возможностями. Сейчас действительно наша страна смотрит в Арктический регион как на вектор развития».

20200921-DSC_0082.jpg

Что дальше

Сегодня «Арктика» отправилась в Мурманск, заодно проходя ледовые испытания. И там же, в Мурманске «Росатом» получит долгожданный ледокол в свое владение. Точной даты передачи нет, известно, что она намечена на середину октября 2020 года.

20200921-DSC_0119.jpg

Балтийский завод и работники предприятия с улыбкой провожали "Арктику" в Мурманск. Это были сложные и интересные годы строительства самого мощного атомохода в мире. Однако балтийцы не собираются расслабляться - им предстоит построить еще ледоколы "Сибирь", "Урал" и "Якутия" проекта 22220.


Фото: Кирилл Воловик / Морские вести России
Видео: Российский профсоюз работников судостроения
75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России