Второе судно для изучения морей и развития беспилотных технологий создают в Севастополе - Морские вести России

Второе судно для изучения морей и развития беспилотных технологий создают в Севастополе

23.09.2020

Лента новостей

Второе судно для изучения морей и развития беспилотных технологий создают в Севастополе

Севастопольский   государственный университет планирует к середине 2021 года   построить судно-катамаран для испытания беспилотных   технологий под водой, на воде и в воздухе, а также на стыке этих сфер, сообщил ТАСС директор Института национальной   технологической инициативы СевГУ Сергей Дудников.  

"В Севастополе планируется реализовать проект по   созданию межсредового полигона: здесь будут отрабатываться   технологии и устройства для беспилотных систем, которые   могут выполнять различные функции под водой, на воде и в   воздухе, взаимодействуя друг с другом. Соответственно,   будут задействованы устройства трех типов: подводный робот,   надводная платформа - специальное судно и беспилотные   летательные аппараты. Что касается судна, за осень мы   завершим разработку документации для постройки, найдем   подрядчика - скорее всего, предприятие из Крыма или другого   региона юга России. По нашим расчетам, уже весной судно для   этого проекта будет спущено на воду", - рассказал Дудников.  

Он уточнил, что проектировать судно будут с помощью   компьютерной программы, которая использовалась для работы   над другим научно-исследовательским судном - "Пионер-М",   которое также должно поступить в СевГУ в следующем году.   Ранее специальный представитель президента РФ по вопросам   цифрового и технологического развития Дмитрий Песков   отмечал, что этот софт, изначально разработанный для   автомобильных конструкторов и адаптированный специалистами   СевГУ для проектирования судов, заинтересовал Объединенную   судостроительную корпорацию - ведущую группу компаний в   российском судостроении. "Пионер-М" - научно- исследовательское судно нового типа, берущее на борт модули   под заказ различных групп ученых. В отличие от судна- платформы межсредового полигона, оно будет максимально   универсальным.  

Дудников отметил, что судно для задач межсредового   полигона предполагается длиной около 4 м и шириной около 2   м. При этом для корпуса будут использованы современные   полимеры, благодаря чему он будет легче, а строительство -   дешевле, чем при использовании традиционных материалов.  

"Проект по созданию межсредового полигона СевГУ   реализует совместно с концерном "Аврора", который   занимается автоматизированными системами управления для   кораблей, подлодок, энергоустановок и так далее", - добавил   собеседник агентства.  

   

Без помощи человека  

Под межсредовым полигоном в СевГУ в данном случае   подразумевают не территорию, а мобильный комплекс для   испытаний научных разработок и новых исследований: судно- носитель, подводный и летательный аппараты.  

В части технологий для надводных кораблей и судов   ученым нужно решить вопросы управления судном в море,   выхода из порта и возвращение в него, постановку к причалу   и другие. Роботизированная "субмарина", которая станет   одной из составных частей межсредового полигона, построена   концерном "Аврора" за свой счет. Она может нести различную   полезную нагрузку, и от этого серьезно будут различаться ее   функции: например, с помощью манипуляторов робот сможет   выполнить какие-то ремонтные работы на глубине, а датчики,   камеры или другое подобное оборудование позволят решать   научные задачи.  

Особые задачи будут решаться с помощью воздушного   беспилотника - например, до сих пор в мире полностью не   решена проблема посадки такого аппарата на палубу судна без   помощи оператора. По словам Дудникова, задача очень сложная   из-за того, что в момент посадки и непосредственно перед   ним на дрон влияет множество постоянно изменяющихся   факторов.  

"Например, может быть сильный боковой ветер, тогда   беспилотник будет сдувать, он должен противодействовать -   давать дифферент. А потом или ветер прекратился, или   аппарат изменил высоту - и этот же дифферент будет мешать,   аппарат будет сам себя сносить с заданной траектории. И это   не считая качки различной силы или ее отсутствия в момент   посадки. Значит, нужен такой хитрый алгоритм, чтобы система   могла сама учитывать разные, даже такие   труднопрогнозируемые условия", - пояснил собеседник   агентства.  

По его словам, в будущем возможно добавить направления   для работы на полигоне.  

"У нас в университете уже есть компетенции по   автоматическим колесным машинам - в перспективе можно   создавать проекты с учетом этих наработок", - пояснил   директор института.  

"Возможно, мы сразу и не обеспечим сверхпрорывы мировой   науки, но у нас будет площадка для демонстрации новых   беспилотных технологий, которая позволит и готовить   специалистов, и решать самые разнообразные научные задачи,   в том числе нашим партнерам из других регионов. Кроме того,   она позволит отработать новые технологии перед их   сертификацией", - добавил Дудников.  

Фото: Hightech.fm

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России