«Готовим моряков к Арктике!»: в «Макаровке» состоялась презентация Центра морских арктических компетенций - Морские вести России

«Готовим моряков к Арктике!»: в «Макаровке» состоялась презентация Центра морских арктических компетенций

30.09.2020

Лента новостей

«Готовим моряков к Арктике!»: в «Макаровке» состоялась презентация Центра морских арктических компетенций

30 сентября состоялся пресс-тур для журналистов на территорию Центра морских арктических компетенций (ЦМАК) ГУМРФ им. адмирала Макарова, где готовят и проводят переподготовку членов экипажей для атомного флота нашей страны.

О Центре

Сам ЦМАК функционирует на базе университета. Он создан при поддержке «Атомфлота» и является структурным подразделением Института дополнительно профессионального образования. В Центре осуществляется подготовка, повышение квалификации, переподготовка и поддержание компетенций персонала – членов экипажа атомного ледокольного флота России.

Сегодня ЦМАК является единственным центром в нашей стране, который осуществляет подготовку экипажей для ледоколов проекта 22220. Напомним, что серия таких судов строится в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе.

20200929-DSC_0002.jpg

Какие задачи выполняет ЦМАК? Во-первых, занимается организацией и проведением тренажерной подготовки моряков ледокольных судов с ядерными энергетическими установками. Во-вторых, повышает квалификацию экипажей атомных ледоколов и управленцев «Атомфлота». В-третьих, занимается обучением специалистов смежным профессиям для обеспечения эффективности использования экипажей на новых судах. В-четвертых, готовит курсантов морских образовательных организаций Росморречфлота для работы на атомных ледоколах по целевому направлению. В-пятых, занимается подготовкой целевой аудитории из числа студентов опорных вузов «Росатома». И наконец, переподготавливает персонал с применением традиционных технологий и технологий дистанционного обучения.

Для кого создан Центр? ЦМАК реализует программы для капитанов, помощников капитанов, механиков, главных физиков, инженеров-операторов, а также электромехаников и инженеров по радиационной безопасности.

Обучение включает в себя теоретический курс, который знакомит учащихся с особенностями ядерной энергетической установки новейших ледоколов, а также интенсивный курс тренажерной подготовки. В ходе него специалисты отрабатывают действия по управлению энергетической установкой.

Ядром Центра является тренажерный комплекс по управлению реакторной установкой «РИТМ-200», который включает в себя полномасштабный тренажер, моделирующий работу ЦПУ и судовой ядерной энергетической установки ледоколов проекта 22220, рабочее место инструкторов для разработки сценариев упражнений, контроля их выполнения, проверки и оценки практических навыков студентов, а также учебных класс для теоретического обучения, разбору и анализа пройденных упражнений и проверки знаний учащихся.

Вместе с этим разработана всережимная комплексная математическая модель, имитирующая всю энергетику атомохода с более чем тысячей контролируемых параметров. Модель разработал Научно-исследовательский технологический институт им. А.П.Александрова.

ЦМАК был открыт в 2018 году. За это время был сформирован коллектив инструкторов, которые имеют огромный багаж знаний и опыта эксплуатации реакторных установок на атомном флоте.

С марта 2019 года ЦМАК приступил к обучению первой группы специалистов Балтийского завода, которые в конце прошлого года вывели атомный ледокол «Арктика» на швартовые испытания.

С мая 2019 года Центр начал готовить первый экипаж «Арктики» проекта 22220. За все время работы ЦМАК подготовил 207 профессионалов: сдаточная команда Балтзавода – 24 человек; члены экипажа «Арктики» - 99 человек – в 2019 году; в 2020 году были подготовлены 14 человек сдаточной команды Балтийского завода и 70 человек экипажа атомохода.

«Флот России на подъеме, а флоту нужны кадры»

Экскурсию по Центру для СМИ провели ректор ГУМРФ им. адм. Макарова Сергей Барышников, председатель комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков и начальник ЦМАК Юрий Гурьев.

20200929-DSC_0008.jpg

- Мы видим, насколько увеличилось количество судов сегодня, - рассказывает Сергей Барышников. – Первое, что сделало государство – построили множество судов, обслуживающие порты, суда-снабженцы и т.д. Мы должны понимать, что государственные суда – это те, что обслуживают коммерческий флот. На Балтийском заводе строится большая серия атомных ледоколов проекта 22220, порядка 15 единиц судов заказано для вывоза газа из Сабетты, около десятки танкеров будет построено в ближайшее время. Госпрограмма очень обширная, но что правильно сделал «Атомфлот» и город, что подготовка кадров идет упреждающе. То есть когда будут построены суда, для них будут готовы кадры из нашего университета. В этом Центре были подготовлены и кадры для «Арктики» проекта 22220, и ядерщики, и выполнены расчеты, которые позволяли крупное судно вывести на испытания по речным артериям.

20200929-DSC_0048.jpg

- Я хотел бы уделить особое внимание на том, что в последнее время в Санкт-Петербурге сконцентрировались яркие арктические компетенции, - подхватил Герман Широков. – Буквально неделю назад ушел на ледовые испытания ледокол «Арктика». 25 сентября к нам пришел лихтеровоз «Севморпуть». Эти все события связывают наш город, «Атомфлот» и «Макаровку». Мы горды тем, что у нас есть определенный замкнутый цикл, который связан с Васильевским островом. Проект 22220 разработали в Санкт-Петербурге, ледоколы строятся в Санкт-Петербурге, основу команды составляют выпускники ГУМРФ, и переподготовку экипажа для «Арктики» проводят тоже в Санкт-Петербурге.

Перед началом презентации ЦМАК ректор ГУМРФ заключил, что «флот России на подъеме, а флоту нужны кадры, значит нужны и мы».

Копия ЦПУ «Арктики»

Чтобы было легче представить Центр, то проще сказать, что весь ЦМАК – это точная имитация центрального поста управления атомного ледокола проекта 22220. В Центре в это время проходила обучение второй экипаж судна, который в ближайшие месяцы сменит первый экипаж, находящийся в данный момент на испытаниях.

В тренажере есть все ключевые посты и рабочие места специалистов, занимающиеся управлением ядерной энергетической установки ледокола. Это два пульта управления реакторными установками, пульт паротурбинных установок и общекорабельных систем, пульт электродвижения, а также пульт инженера радиационной безопасности, который контролирует радиационный фон на ледоколе. Важно отметить, что вахта ведется 24 часа непрерывно.

20200929-DSC_0020.jpg

На вопрос о возможных ЧП на ледоколе приведем рассказ инструктора ЦМАК Евгения Гаврилова, который имеет более 30 лет опыта работы на атомных ледоколах в качестве главного инженера-механика: «У нас порядка 200 аварийных ситуаций, которые мы можем проиграть на этом тренажере. Все эти ситуации мы проводим с обучающимся и прививаем им навык работы ожидания любого ЧП, чтобы для них это не было ново. Самую высокую вероятность имеет течь первого контура в окружающее пространство. Вода первого контура – малорадиактивна, но чтобы избежать этого, мы обучаем операторов, которые способны привести энергетическую систему в безопасное состояние».

Общая подготовка инженера-оператора на подобные установки составляет два года. Это время его не допускают ни к каким ключам и управлению. Затем он сдает экзамены в Ростехнадзоре и получает право сидеть на этом месте.

20200929-DSC_0032.jpg

Сейчас ЦМАК полностью занят подготовкой экипажей для «Арктики» проекта 22220, а там и «Сибирь» не за горами, ведь в ближайшие месяцы будет проводиться погрузка ядерного топлива на ледокол. Сама работа Центра идет непрерывно.

Слово начальнику Центра

После презентации специальному корреспонденту «Морские вести России» Кириллу Воловику удалось поговорить с начальником ЦМАК Юрием Гурьевым и задать ему пару вопросов:

- Юрий Георгиевич, Центр открылся в 2018 году. Сегодня мы посмотрели его основной сегодняшний функционал. В каком направлении Центр будет развиваться дальше?

- Университет занимается подготовкой кадров для атомного ледокольного флота с 1958 года. Мы постоянно совершенствуем образовательные программы и показываем новое в судостроении. Центр для нас не просто коммерческий проект, это новый этап развития. За счет него будем создавать лабораторию автоматики ЦМАК. Мы хотим для отдельных категорий слушателей дать практические компетенции, чтобы они могли руками настроить системы управления, познакомиться с функциональными элементами, устройства, из которых формируется система автоматики. Уже часть стендом закуплено, мы начинаем делать ремонт и докупать вторую часть стенда. Мы собираемся закупить у НИТИ им. Александрова функциональный тренажер проекта, где не будет пультов, физической обвязки. Все процессы будут на компьютере.

20200929-DSC_0053.jpg

- Сколько выходит специалистов за время обучения? Сколько человек обучается в группе?

- Количество слушателей обуславливается потребностями по мере ввода в эксплуатацию следующих ледоколов этой серии. Оно будет увеличиваться. Нужно учитывать, что подготовка штучная, непростая. Подготовка специалистов занимает от полутора до двух месяцев. Это достаточно длинное обучение. Половина этого срока – это работа на тренажере. Сейчас мы уже подготовили вторую сдаточную команду Балтзавода для ледокола «Сибирь», а с начала октября будем готовить еще четырех операторов. Группа, что сейчас занимается в Центре, состоит из 15 человек. Мы их разделяем по вахтам, потому что за каждым пультом должен управлять специалист единолично.

- Напоследок вопрос к вам как начальнику Центра морских арктических компетенций. Сегодня очень много внимания уделяется развитию Арктики, о нем говорят повсеместно, почему, как вы считаете, это важно развивать для России?

- Залежи полезных ископаемых в этом регионе поражают своими масштабами. Севморпуть и ледокольные проводки – это то, что обеспечивает доступ к этим ресурсам. Кроме этого, все активнее используется этот транспортный коридор, который является кратчайшим путем из Европы в Азиатский регион. Поэтому это важно развивать.

 

 

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России