Ученые обнаружили пять затонувших судов в ходе экспедиции на Балтийском море - Морские вести России

Ученые обнаружили пять затонувших судов в ходе экспедиции на Балтийском море

29.06.2022

Лента новостей

Ученые обнаружили пять затонувших судов в ходе экспедиции на Балтийском море

Завершилась научная экспедиция, которая проводилась с 1 по 23 июня 2022 г. на научно-исследовательском судне «Академик Борис Петров» в юго-восточной части Балтийского моря. Экспедиция была организована для получения новых данных о палеогеографии донных ландшафтов и мониторинга экосистемы юго-восточной части Балтийского моря. 

В работе принимали участие сотрудники Атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (г. Калининград), Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского» (г. Санкт-Петербург), ООО «СПЛИТ» (г. Москва) и ООО НПО «ДЕКО» (г. Южно-Сахалинск). На борту судна проходили морскую стажировку 11 студентов и аспирантов Балтийского Федерального университета им. И. Канта (г. Калининград), которые в ходе экспедиции получили навыки работы со сложным геофизическим оборудованием, а также отбора и анализа проб воды и осадков для оценки экологического состояния морской среды. Подробности порталу «Морские вести России» сообщили в пресс-службе Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

В результате геофизических работ были получены новые данные о формировании реликтовых форм рельефа дна (айсберговые борозды, затопленные древние клифы, дюны и палеодолины), которые образовались около 10-13 тыс. лет назад, когда относительный уровень моря был ниже современного до 55 м. В ходе многолучевого эхолотирования также были найдены и детально обследованы 5 затонувших судов, которые не отмечены на навигационных картах. Одно из судов длиной 65 м с бочками на борту обнаружено в районе м. Таран на глубине около 20 м. Две баржи, сильно занесенные песком, длиной 26 м и 37 м покоятся на траверсе курортного г. Зеленоградска на глубинах 20-30 м. Для идентификации затонувших судов в ближайшее время будет организовано водолазное обследование.

Несмотря на то, что пробы воды и донных отложений для оценки экологического состояния Балтики только переданы в береговые лаборатории, в рейсе получена предварительная информация о состоянии моря. В водной толще ниже галоклина (глубже 63 м) наблюдался слой гипоксии с малым содержанием растворенного кислорода, а на глубине более 80 м полное отсутствие кислорода с большим содержанием сероводорода (до 1,5 мл/л у дна). В донных отложениях на этих глубинах также отмечено отсутствие бентосных организмов и большое количество раковин отмерших моллюсков. Такое бедственное состояние придонных вод Гданьского залива связано с длительным отсутствием затоков насыщенных кислородом североморских вод. Однако в прибрежной части моря в связи с весенней штормовой активностью воды насыщены кислородом, и наблюдается большая численность и разнообразие биоты.

Также в экспедиции отрабатывались передовые методы исследования микро- и макро-пластика в поверхностных водах и донных отложениях, что является результатом взаимодействия исследователей из разных организаций и городов от Калининграда до Дальнего Востока. На поверхности вод на каждой точке отбора визуально микропластик присутствует нескольких видов. Отмечено аномально большое количество парафиновых сгустков неизвестного происхождения, более точный анализ которых будет проведён в лаборатории. В прибрежной зоне с поверхности воды было выловлено больше мертвых насекомых, чем микропластика. Тем не менее уровень микропластикатаков, что необходимо исследовать всю Балтику, а не его отдельный фрагмент. Порадовали пробы с икрой и мальками шпрота, но также присутствует и экосистемный ответ хищников - колюшек, встреченных в открытой части моря. Исследования позволят провести количественную оценку пластикового загрязнения и разработать обоснованные планы для дальнейших исследований пластиков в Балтийском море.

ИллюстрацияИнститут океанологии им. П.П. Ширшова РАН

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты