Морской регистр судоходства заявил о необходимости господдержки производства контейнеров в РФ - Морские вести России

Морской регистр судоходства заявил о необходимости господдержки производства контейнеров в РФ

06.12.2022

Лента новостей

Морской регистр судоходства заявил о необходимости господдержки производства контейнеров в РФ

По статистике прошлого года, в России изготовленных за рубежом контейнеров для генгрузов было в 3,7 раза больше, чем отечественных. Контейнеров-цистерн - в 4 раза больше.

Соотношение иностранных «ящиков» для генеральных грузов к российским в 2022 году составило 7,8 к 1. Танк-контейнеров - 2,8 к 1. При этом зарубежные контейнеры для перевозки стальных рулонов, а также оффшорного типа (усиленные) в РФ почти не используются.

Такие данные привел заместитель начальника отдела по техническому наблюдению за контейнерами ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) Станислав Риц в ходе расширенного заседания межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса». Мероприятие было организовано Государственной Думой РФ.

«В Морском регистре считают необходимым формирование российской госполитики в области поддержки предприятий-изготовителей контейнеров, включающей актуализацию нормативной базы, госсубсидирование и льготное налогообложение, а также введение таможенных барьеров для аналогичной продукции иностранных изготовителей», - сказал Риц.

По его словам, большинство контейнеров сегодня заказывается в Китае, поскольку (по неофициальным данным - прим. ред.) их цена в 2-2,5 раза дешевле, чем у продукции российских предприятий. Это результат господдержки КНР.

Текущая ситуация

Представитель РС отметил, что основные изготовители контейнеров в РФ и Белоруссии были построены на закате СССР. В настоящее время большинство из них недозагружено. Так, «РМ Рейл Абаканвагонмаш» сегодня изготавливает около 4-5 тыс. 20-футовых контейнеров в год, хотя его проектная мощность - 40 тыс. «ящиков» в год. Это связано с отсутствием заказов от российских заказчиков.

«Тем не менее, с учетом текущего запроса рынка в России планируется открытие новых производств контейнеров-цистерн», - сказал Риц.

По его словам, в стране также приступили к импортозамещению элементов контейнерного оборудования.

К примеру, арматура для контейнеров-цистерн ранее в основном закупалась у иностранных компаний - Fort Vale, Pirollo, Pelican, Herose. В настоящее время ее производят в России на четырех предприятиях.

Также в РФ есть производства, изготавливающие угловые фитинги, хоть и в небольших объемах.

В тоже время с установками для изотермических контейнеров «все плохо». Их изготавливали американские и европейские компании, которые также имели в России разветвленную сеть сервисных предприятий, занимающихся обслуживанием оборудования. Сейчас они ушли из РФ.

Материалы для изготовления контейнеров отечественные компании поставляют, однако листовая сталь и трубный прокат имеют слишком большие допуски по толщине, что негативно сказывается на характеристиках «ящиков». Это связано с технологическими проблемами, отметил Риц.

Также в России отсутствуют национальные стандарты на нержавеющую сталь, которая используется при изготовлении контейнеров-цистерн. В итоге заказчики вынуждены покупать сертифицированный классификационными обществами материал за рубежом.

Заместитель начальника отдела по техническому наблюдению за контейнерами также сообщил, что РС участвовал в 105-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации. На мероприятии было принято решение о легализации применения полимерно-композиционных материалов для изготовления сосудов контейнеров-цистерн, которые могут использоваться всеми видами транспорта (ранее только автомобильным).

Оценка бизнеса

Представители компаний FESCO и «Дело», участвующие в заседании межфракционной группы, оценили идею господдержки производства отечественных «ящиков» как малоэффективную. По их словам, низкая цена на китайскую продукцию обусловлена не только господдержкой, но и загрузкой контейнеров на «местах». Которая, в свою очередь, обеспечивается ориентацией внешнеэкономической деятельности КНР на неэнергетический экспорт.

ПАО СКФ
SmartPort
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ