Развитие арктических портов России

Севморпуть
Развитие арктических портов России

АО «ЦНИИМФ» проведен анализ состояния портов и портового хозяйства на трассе Северного морского пути (СМП) за период с начала 90-х годов XX века до настоящего времени. Сформулированы задачи развития арктических портов и перегрузочных комплексов СМП на перспективу. В целях реализации «Транспортной стратегии России до 2030 г.» предлагается создать в северных регионах РФ, тяготеющих к трассе СМП, транспортно-логистические узлы.

О.М. Кудрявцев, к.в.н., специалист АО «ЦНИИМФ»;

Г.В. Лебедев, специалист АО «ЦНИИМФ»

С начала 90-х годов XX века портовый сектор России, как и другие отрасли экономики, оказался в глубоком системном кризисе. После перераспределения государственной собственности в ведении Министерства морского флота Российской Федерации осталась примерно половина производственных мощностей морской отрасли. Резкое сокращение производства, разрыв взаимных связей между регионами России и со многими внешнеторговыми партнерами привели к сильному спаду в морском портовом секторе страны. Грузооборот портов РФ в первой половине 90-х годов упал почти на 40%.

Правительством РФ была принята федеральная программа возрождения морской отрасли, рассчитанная на период 1993-2000 годов. Возникшие трудности с ее реальным выполнением привели к сокращению работ по программе почти вдвое. Из-за слабого государственного финансирования и откорректированный вариант был реализован лишь отчасти. В сфере портового хозяйства он был выполнен всего на 29%, причем только за счет реконструкции старых мощностей, а не нового строительства.

Основные портовые сооружения РФ были построены до 70-80-х годов прошлого века, и с того времени большинство из них капитально не ремонтировалось, строительство новых мощностей в портах практически не производилось.

Портовое хозяйство вдоль СМП (рис. 1) с годами также постепенно подверглось значительному физическому и моральному износу. Во всех северных портах и поселках, расположенных на побережье, весьма проблематичным стало инженерное обеспечение теплом, электроэнергией и пресной водой.

Рис. 1. Транспортный коридор «Северный морской путь»

Экономические реформы, проводимые в России в 90-е годы, отрицательно повлияли на эксплуатационную деятельность СМП. Регионы, тяготеющие к нему, в связи с ограничением государственной поддержки были вынуждены постепенно снижать и даже прекращать производственную деятельность. В результате объемы перевозок грузов по СМП существенно сократились. К 2004 году завоз грузов в Арктику морскими судами сократился в 6 раз, вывоз грузов – в 4 раза. Сквозное плавание судов по трассам СМП фактически прекратилось: за пять лет, с 1998 по 2003 год, в период навигации по СМП на Дальний Восток прошло только одно судно.

Это в полной мере коснулось и инфраструктуры арктических портов. Работа большинства из них оказалась убыточной, и в ряде портов и портовых пунктов портовая деятельность фактически прекратилась.

Арктические порты являются самым проблемным элементом инфраструктуры Арктической морской транспортной системы (АМТС), призванной обеспечивать развитие Арктической зоны РФ, в которой сосредоточены значительные запасы энергетических ресурсов, металлов, минеральных удобрений и леса.

Возросшее значение арктических портов отражено в «Транспортной стратегии России до 2030 года», предусматривающей резкое увеличение мощностей портов. В соответствии с планами освоения северных материковых и шельфовых нефтегазовых месторождений арктические порты и специализированные терминалы к 2020 году должны переваливать до 80 млн тонн, а к 2030 году – 110 млн тонн грузов1 (см. таблицу 1. Грузооборот портов за 2010-2013 гг.).

Табл. 1. Грузооборот портов за 2010-2013 гг.

Название порта

Грузооборот, тыс. тонн

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Анадырь

224,0

215,6

175,9

183,3

Архангельск

3 667,0

4 264,0

5 154,0

4 415,4

Варандей

7 510,2

4 010,6

3 147,9

5 381,7

Диксон

0

0

0

29,2

Дудинка

1 092,7

1 102,1

1 132,4

970,0

Мурманск

32 809,2

25 687,2

23 669,1

31 406,0

Певек

141,9

189,0

208,8

232

Провидения

26,8

22,5

18,7

21,3

Тикси

40,3

55,5

358,4

327,1

Эгвекинот

135,3

128,4

97,7

102,6

Основными задачами арктических портов и перегрузочных комплексов в настоящее время и в перспективе являются:

экспорт углеводородов и продукции горнодобывающей промышленности, обеспечение освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений, включая шельфовые;

обеспечение арктического транзита и обслуживание судов, работающих на трассах СМП;

обеспечение жизнедеятельности и развития арктических субъектов РФ, их внешнеторговых связей и туризма.

В настоящее время работа большинства арктических портов убыточна. На модернизацию технического оборудования портов в последние два десятилетия практически не выделялось средств. Причальные сооружения требуют капитального ремонта и реконструкции. Необходимо дноуглубление для приема современных судов.

К примеру, порт Тикси, являющийся базовым портом Республики Саха, ранее перегружавший свыше 800 тыс. тонн грузов в год, в 2010 году переработал всего 8 тыс. тонн и сократил численность персонала до 18 человек.

На сегодня инициатива бизнеса в развитии арктических специализированных портов и терминалов опережает инициативу исполнительной власти. Так, компанией «Лукойл» в Баренцевом море создан и успешно эксплуатируется нефтяной отгрузочный терминал «Варандей».

В июне 2008 года завершено строительство стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала, расположенного у порта Варандей, и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн. Расчетная пропускная способность терминала составляет 12 млн тонн в год.

В настоящее время добыча на месторождении Южное Хыльчую, с которого нефть поступает на терминал, стала падать. В связи с этим компания «Лукойл» изыскивает другие способы загрузки терминала. Существует несколько совместных проектов «Лукойла» с другими компаниями (ОАО «АНК «Башнефть» и др.).

На основе существующих прогнозов развития добычи нефти и с учетом умеренной волатильности спроса на рынке объем перевалки грузов через Варандейский отгрузочный терминал предполагается на уровне 8 млн тонн в год в 2020 и 2030 годах (рис. 2).

Рис. 2. Прогнозируемый объем перевалки сырой нефти через терминал «Варандей»

Источник: ЦНИИМФ

Полуостров Ямал – один из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России. Промышленное освоение месторождений Ямала и прилегающих к нему акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста российской добычи газа в перспективе.

На основе имеющихся прогнозов добычи и планов создания производственных мощностей объем перевалки грузов через строящийся на полуострове порт Сабетта предполагается на уровне 23 млн тонн в 2020 году и

30 млн тонн в 2030 году (рис. 3).

Рис. 3. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Сабетта

Источник: ЦНИИМФ

В остальных портах Арктического бассейна (Амдерма, Анадырь, Беринговский, Диксон, Дудинка, Игарка, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Певек, Провидения, Тикси, Хатанга, Эгвекинот) реализация крупных инвестиционных проектов в краткосрочной перспективе не предусматривается. Однако эти порты являются составным звеном АМТС и должны получить государственную поддержку на создание промежуточных пунктов для обеспечения безопасности мореплавания и бункеровки транспортных судов, следующих по СМП.

По мере увеличения добычи природных ресурсов Севера и интенсивности судоходства следует ожидать притока инвестиций и повышения заинтересованности местных органов власти в развитии портового хозяйства не только для вывоза природных ресурсов, но и для завоза необходимой продукции для обеспечения жизнедеятельности людей в районах Крайнего Севера и внедрения новых технологий.

По результатам оценки состояния инфраструктуры арктических портов в целях транспортного обеспечения развития районов Крайнего Севера, внешнеторговых связей и арктического транзита предлагается:

Минтрансу России совместно с администрациями субъектов РФ и заинтересованными компаниями разработать Программу развития арктических портов вдоль трассы СМП, которая будет включена в государственную Программу развития Арктической зоны РФ;

рассмотреть целесообразность создания контейнерных терминалов и портовых особых экономических зон в отдельных базовых портах АМТС на примере портов Мурманск и Петропавловск-Камчатский с возможным привлечением инвестиций и контейнерного транзитного потока Японии, Китая, Южной Кореи;

ввиду строительства широтной железной дороги «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Гайны – Соликамск) построить новый базовый порт-хаб в западном секторе Арктики на Белом море в северной части губы Сухое море (глубоководный район Архангельского порта) с грузооборотом не менее 30-35 млн тонн в год;

в интересах безопасности мореплавания расширить участие Минтранса России и головных бассейновых администраций морских портов в выборе оптимальных мест строительства отгрузочных терминалов, создаваемых нефтегазовыми компаниями, и создании необходимых средств навигационного обеспечения.

В целях реализации «Транспортной стратегии России до 2030 года» и принятой «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной президентом РФ 20 февраля 2013 года, необходимо создать в северных регионах РФ, тяготеющих к трассе СМП, транспортно-логистические узлы:

Кольский (Мурманск, Териберка);

Урало-Западно-Сибирский (Архангельск, Индига);

Ямальский нефтегазовый (Харасавэй, Сабетта, Новый Порт);

Норильско-Туруханский и Нижне-Енисейский (Игарка, Дудинка, Диксон);

Ленский (Якутск, Тикси);

Чукотско-Камчатский (Певек, Провидения, Петропавловск-Камчатский).

Развитие базовых портов АМТС – Мурманск, Архангельск и Петропав-ловск-Камчатский – следует рассматривать как создание портов-хабов, способствующих привлечению транзитных грузопотоков, росту контейнеризации перевозок, экономическому развитию регионов.

Финансирование проектирования и создания транспортных узлов должно осуществляться за счет федерального и регионального бюджетов, а также за счет частного капитала заинтересованных компаний.

1. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года, №Пр-1969.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка

Cтраны ЕАЭС обеспечили прорыв в устранении разногласий по вопросам формирования общего электроэнергетического рынка Под руководством Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в штаб-к...

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон»

Два новых российских фрегата получат гиперзвуковые ракеты «Циркон» Гиперзвуковое оружие будет установлено на двух новых российских фрегатах «Адмирал Амелько» и «Адмира...

Российская экономика

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области

Центр обработки данных для Севморпути создадут в Мурманской области В регионе также планируется провести работы по цифровизации городского хозяйства.

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году

Ростовские власти вдвое увеличили финансирование рыбной отрасли в 2019 году На эти цели выделили более 136 млн рублей

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала

Совет директоров НМТП одобрил продажу Новороссийского зернового терминала Совет директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП) одобрил   выход и...

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича

Фонд «Восточный Порт» учредит стипендию имени Виктора Васяновича В Парке Победы поселка Врангель состоялся торжественный митинг в честь 80-летия со дня рождения перв...




Морской транспорт

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии

Парусник «Надежда» стал гостем международного фестиваля в Японии 20-й международный фестиваль парусных судов The Nagasaki Tall Ships Festival прошел с 18 по 22 апрел...

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5 руб. на акцию

Итоговые дивиденды Globaltrans за 2018 г. составят 46,5   руб. на акцию Акционеры железнодорожного   оператора Globaltrans утвердили финальные дивиденды по итогам...

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по РСБУ за I квартал выросла в 1,6 раза Чистая прибыль «Трансконтейнера» по российским стандартам бухгалтерского   учета (РСБУ...

Авто транспорт

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту

Более 650 км автодорог отремонтируют в Приморье по нацпроекту Власти Приморья планируют отремонтировать в крае до 2024 года 657 км автомобильных дорог в рамках ре...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...