Сабетта – порт инноваций - Морские вести России

Сабетта – порт инноваций

09.11.2023

Морские порты

Сабетта – порт инноваций
\

Фото: Технологическая линия СПГ на основании гравитационного типа в порту Сабетта/ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Порт Сабетта – ключевой объект для развития транспортной системы полуострова Ямал, соседних регионов, Северного морского пути (СМП) и внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна. Через его причалы отгружаются нефтегазовые ресурсы полуострова, завозятся строительные материалы, оборудование для предприятий.

В экстремальных погодных условиях Арктики, при круглогодичной навигации безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивается Службой капитана порта Сабетта. Одной из важных функций на этом направлении является осуществление государственного портового контроля судов. Также в сферу ответственности Службы входит обеспечение экологической и транспортной безопасности. Портовые власти при постоянно ведущихся строительных работах в рамках реализации масштабных арктических промышленных проектов в полном объеме выполняют свои функции.

Алексей Анисимов, капитан морского порта Сабетта ФГБУ «АМП Западной Арктики»

СПГ дает плюс

Структурно порт Сабетта включает три участка. Первый – расположен на западном берегу Обской губы в районе поселка Сабетта в устье реки Сабетта-Яха, где построен завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата (СГК). Второй – на восточном берегу Обской губы, где идет строительство терминала СПГ и СГК «Утренний». И третий – на западном берегу Обской губы в районе мыса Каменный, где находится Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.

Объем перевалки грузов в порту в 2022 году составил 28,3 млн тонн, что на 1,6% больше, чем в предыдущем. Увеличение грузооборота произошло за счет наращивания объема перевалки сжиженного природного газа на заводе ОАО «Ямал СПГ». В то же время снизился объем перевалки нефти на 6,4%, до 6,7 млн тонн, и нефтепродуктов – на 5,4%, до 863 тыс. тонн. Снижение объемов перевалки навалочных грузов на 76,7%, до 33 тыс. тонн, и генеральных грузов – на 6,2%, до 154 тыс. тонн, на показатели грузооборота порта не повлияло.

В 2022 году в порту было зафиксировано 1950 судозаходов, что на 513 меньше по сравнению с предыдущим годом. Уменьшение количества судозаходов связано с завершением строительства объектов капитальной инфраструктуры на участке №2 и переориентированием грузопотока с судов смешанного плавания «река - море» на морские суда.

В рамках выполнения функций гос-портконтроля инспекторами Службы капитана порта за 9 месяцев 2023 года было проверено 140 судов, из них 126 под флагом РФ, 14 под иностранными флагами. Выявлено 247 несоответствий. Среди основных нарушений, выявленных в результате осмотров и контрольных осмотров, – несоблюдение требований по безопасности мореплавания и пожарной безопасности.

Нюансы арктической навигации

Большую часть года в порту осуществляется ледовая навигация. Промежуток времени, когда акватория свободна ото льда, небольшой – примерно со второй половины июля до середины октября. С ноября по июль длится период ледокольных проводок.

С открытием ледовой навигации в порт могут заходить только суда, имеющие ледовые классы в соответствии с установленными ограничениями по условиям ледового плавания. Начало и окончание периода ледокольных проводок, изменения ограничений по условиям ледового плавания в акватории порта и на подходах к нему объявляются соответствующими распоряжениями капитаном порта в зависимости от толщины льда.

В зимнюю навигацию 2022-2023 годов ледокольную проводку судов в Обской губе обеспечивали атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Таймыр», «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы».

Проводку судов на подходном канале акватории участка №1 выполнял ледокол «Обь», швартовные операции – ледокольные буксиры «Юрибей», «Надым», «Пур», «Тамбей». На участке №2 (терминал «Утренний») ледокольное обеспечение осуществляли ледоколы «Санкт-Петербург» и «Тор», швартовные операции обеспечивали ледокольные буксиры «Помор», «Толбухин» и «Труженик». На участке №3 (терминал «Мыс Каменный») работали ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». По завершении ледового периода Архангельским филиалом ФГУП «Гидрографическое предприятие» в акватории порта и на подходах были установлены средства навигационного обеспечения (СНО).

Прошедший период ледокольных проводок, как обычно, сопровождался работой Штаба ледокольных операций ФГБУ «АМП Западной Арктики», на совещаниях которого решались оперативные вопросы использования ледоколов, порядка проводки судов и другие аспекты обеспечения безопасности мореплавания в арктических условиях. Все навигационные операции в акватории – заходы судов в порт, швартовки, выходы судов из порта – предварительно обсуждались сотрудниками Службы капитана порта с участием лоцманов и капитанов судов, ставились задачи и определялись способы их оптимального решения.

Следует подчеркнуть, что с учетом особенностей судоходства в суровых климатических условиях Арктики выполнение решений Штаба ледокольных операций, распоряжений капитана порта, а также требований Правил плавания в акватории СМП носит неукоснительный характер.

Одной из приоритетных задач для сотрудников филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в порту Сабетта является постоянное повышение профессиональных знаний и совершенствование практических навыков по осуществлению наиболее полного и объективного контроля исполнения российского законодательства и международных договоренностей в области мореплавания, обеспечения безопасности судоходства и сохранения окружающей среды.

Драйвер газовой отрасли

Терминал «Утренний», расположенный в акватории участка №2 морского порта, строится в рамках проекта «Арк-тик СПГ-2». Строительство терминала, в том числе объектов федеральной собственности (подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания), а также реконструкция морского канала, включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Амбициозный СПГ-проект реализуется инновационными методами строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ). Отсутствие работ по строительству завода СПГ на месте его расположения позволяет существенно минимизировать воздействие на окружающую среду. На данный момент на первой технологической линии сжижения природного газа проектной мощнос-тью 6,6 млн тонн в год на основании гравитационного типа на участке №2 проводится подсоединение технологических трубопроводов к береговым объектам завода, параллельно на самой технологической линии идут пус-коналадочные работы.

Технологическая линия, построенная Центром строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманской области, была отбуксирована по Северному морскому пути к месту установки. Уникальная морская операция по буксировке платформы длилась 22 дня, пройдено более 1100 морских миль. В транспортировке участвовало 16 судов и свыше 300 человек.

Платформа имеет вес 640 тыс. тонн и является самым крупным перемещаемым объектом в истории мирового судоходства: длина – 330 метров, ширина – 152 метра, высота – 90 метров. Линия состоит из бетонного основания гравитационного типа с резервуарами для хранения готовой продукции, на котором смонтированы модули верхних строений с технологическим оборудованием для производства и отгрузки СПГ и СГК.

Реализуя подобные проекты, порт Сабетта успешно выполняет поставленные задачи в соответствии с потребностями российской экономики в отгрузке углеводородов, а также в обеспечении безопасности мореплавания путем формирования инновационной инфраструктуры порта, интегрирования ее в транспортный каркас СМП при стимулирующей роли государства. Наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления является важнейшим фактором регулирования деятельности морского порта в современных условиях.

Морские порты №7 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ