Новые технологии пришли в Корсаков - Морские вести России

Новые технологии пришли в Корсаков

16.04.2024

Морские порты

Новые технологии пришли в Корсаков

Фото: Порт Корсаков/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Для морского порта Корсаков 2023 год был насыщен позитивными событиями в различных сферах производства: завершается модернизация грузовой и пассажирской инфраструктуры, открылись новые судоходные линии, стартовали новые инвестиционные проекты, применялись новые транспортные и утилизационные технологии. Все это вместе взятое во многом определяет дальнейшее развитие и перспективы порта. Кроме того, включение в границы порта новых развивающихся территорий и модернизация действующих мощностей гарантируют серьезный прирост грузооборота и пассажирооборота порта в ближайшем будущем.

Сергей Быков, капитан морского порта Корсаков ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Тенденции и итоги 2023 года

Грузооборот порта Корсаков в 2023 году вырос почти на 1,5% – до 1,8 млн тонн. Рост отмечен по таким позициям, как контейнеры – до 1 млн тонн (+12%), генеральные грузы – до 520 тыс. тонн (+11%).

Реализация государственных проектов по развитию Сахалинской области вызвала усиление активности перевозчиков в сфере контейнеризации. Так, например, морская линия между Владивостоком и Сахалином «ФЕСКО Корсаков Директ Лайн» увеличила объемы перевозок на 19%, до более 35 тыс. TEU, отгрузки компании «Дальрефтранс» достигли 490 TEU рыбы и морепродуктов, а компании «Рускон» и SASCO запустили совместный мультимодальный сервис по маршруту Москва – Владивосток – Корсаков – Магадан.

Существенных изменений в номенклатуре грузов не произошло, нестандартные поставки связаны с разовыми потребностями регионального рынка. Например, в начале прошлого года для реализации одного из проектов прибыло более 50 единиц крупногабаритной строительной техники из КНР.

Более 90% грузооборота порта приходится на каботажные перевозки, остальную часть делят экспорт и импорт в соотносимых долях. Тенденцией последних двух лет стал значительный рост импорта автомобилей. Если в 2022 году автоимпорт вырос в 2,5 раза, до 3,7 тыс. единиц, то в 2023 году зафиксирован почти двукратный рост. В основном это легковые автомобили из Японии. В соответствии со спросом расширился состав флота, работающего на данном направлении.

Количество судозаходов за год выросло с 2324 до 2682. Основная часть заходящих судов (2554) – под российским флагом. Из 131 захода иностранных судов 117 – с генеральным грузом, по 5 – специальные суда и суда обеспечения, по 2 – рыболовные и буксиры. Самые частые флаги – Сьерра-Леоне (48), Камерун (23), Белиз (16) и Монголия (15), из стран АТР – только Вьетнам (4) и Республика Корея (1).

Для понимания особенностей работы порта нужно отметить, что большинство заходов выполняют пассажирские (802) и рыболовные суда (646); на втором месте – суда с генеральным грузом (250), суда обес-печения (222), контейнеровозы (209) и танкеры (134); затем – яхты и маломерные суда (76), буксиры (55), НИС (53), рефрижераторные суда (51), ро-ро (51), спасательные (24), специализированные суда (8) и один балкер.

Основная действующая линия, обеспечивающая грузооборот порта, – Владивосток – Корсаков, на которой работают порядка 7 судов четырех судоходных компаний. В 2023 году данное направление было расширено за счет упомянутого интермодального сервиса, соединившего Сахалин с западом страны. Также существенное значение имеет линия, связывающая Корсаков с Курильскими островами. Основные зарубежные направления – Япония, Республика Корея и КНР.

Пассажирское сообщение оптимально!

За последние два года поток пассажиров вырос в 2,5 раза, достигнув оптимального на данный момент показателя – более 30 тыс. человек. Основная доля перевозок приходится на новые суда «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов», также продолжает работать теплоход «Игорь Фархутдинов».

Помимо обычных пассажиров, порт обслуживает представителей специальных категорий, таких как ученые, члены экипажей судов добывающих компаний.

Развитию пассажирских перевозок способствует улучшение инфраструктуры. В апреле 2023 года в порту был открыт новый пассажирский терминал, предназначенный для линии, связывающей Корсаков с Курильскими островами. С увеличением пассажирского флота оператором причалов №3, БПН-2 и БПН-3 была проведена работа по расширению их специализации.

Особенностью сезона стало открытие экспедиционной круизной линии на судне «Профессор Хромов». Проект, организованный Минприроды, подразумевает несколько маршрутов с осмотром природных достопримечательностей региона.

Широкая модернизация

Масштабный проект модернизации порта продолжает его развитие на разных уровнях. Впервые за 30 лет АО «Корсаковский морской торговый порт» за счет собственных средств приобрело и ввело в эксплуатацию портальный поворотный кран на рельсовом ходу «Кондор 1500» грузоподъемностью 60 тонн. Кран работает между 4 и 5 причалами Северного района порта и предназначен для перевалки генеральных грузов.

В то же время осенью прошлого года Главгосэкспертиза одобрила проектную документацию на первую очередь реконструкции объектов портовой инфраструктуры. При удачном развитии событий работы начнутся в 2024 году, а первый этап будет завершен в 2025-м.

На этом этапе будут реконструированы гидротехнические сооружения южного погрузочного района: часть производственного комплекса по перевалке генеральных грузов, рыбной продукции и водных биоресурсов. Проект подразумевает обновление четырех причалов Южного пирса суммарной протяженностью 521 м. Для защиты причальной линии предусмотрена постройка волнозащитного мола длиной 411 м.

На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, принадлежащих ФГУП «Нацрыбресурс» и ФГУП «Росморпорт», из федерального бюджета в 2024-2027 годах будет выделено порядка 32,6 млрд рублей. По плану после проведения работ ежегодный грузооборот данного участка порта увеличится почти в 12 раз, до 4 млн тонн, а рыбного терминала – в 4 раза, до 0,6 млн тонн. Как объявили региональные власти, в рамках проекта компания «Гидрострой» начинает строительство рыбоперерабатывающего комплекса в 2024 году. В целом проект модернизации порта рассчитан на увеличение общего грузооборота до 30 млн тонн к 2030 году.

Кроме того, как уже сообщалось, в акватории порта проектируется глубоководный терминал в Поронайске с запуском в 2027 году и грузооборотом до 14 млн тонн.

Контроль и тренировки

В 2023 году инспекция государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта провела 138 инспекций на судах под российским флагом. Вынесено 897 замечаний, задержано 2 судна.

Наиболее частые замечания относятся к разделам «Спасательные средства» (167), «Судовые свидетельства и документы» (133), КТМС-2006 (122), «Безопасность мореплавания» (82), «Пожаробезопасность» (75). Среди иностранных судов было проведено несколько проверок, выявлен ряд небольших нарушений, не приведших к отказу в выходе из порта.

В то же время год был насыщен тренировочными мероприятиями, организованными Сахалинским филиалом ФГБУ «Морспасслужба» при участии Службы капитана порта. В июле это были тренировочные учения спасателей и специалистов ООО «Наяда» перед вводом в действие плана ликвидации аварийных разливов, в августе – пожарно-тактические учения с участием сил Корсаковского пожарно-спасательного гарнизона.

В декабре по инициативе ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» прошли учения по ликвидации нефтеразлива на морских объектах Киринского газоконденсатного месторождения. В учебных маневрах, организованных в два этапа, были задействованы аварийно-спасательная партия и экипажи МФАСС «Бахтемир» и РВК «Водолаз Зубченко».

Лазер на очистке акватории

В 2023 году в порту были успешно применены новые технологические подходы для обнаружения, подъема и утилизации затонувших судов. В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» к концу года был завершен первый этап работ, утилизировано 8 затонувших судов, поднятых в бухте Лососей, очищено 350 тыс. м2 акватории, вывезено 300 тонн металлолома.

Для инвентаризации затопленных объектов специалисты ФГБУ «Морспасслужба» применили БПЛА, которые используют для мониторинга состояния акватории.

Осенью прошлого года впервые в утилизации судов была использована лазерная технология. Работы проводили эксперты ГК «Росатом», используя мобильный лазерный комплекс, созданный специалистами Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ»). Технология позволяет разрезать металлоконструкции толщиной до 260 мм на расстоянии до 300 м.

Так было частично разрезано затонувшее судно, расположенное в 50 м от берега, и проведены работы по подвод-ной резке корпуса судна, находящегося вблизи причала на глубине до 4 м.

Всего, по данным правительства Сахалинской области, курирующего выполнение данного федерального проекта в регионе, в акватории порта Корсаков будет поднято и утилизировано порядка 16 судов.

Морские порты №2 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ