Порт Махачкала – курс на развитие - Морские вести России

Порт Махачкала – курс на развитие

18.12.2023

Морские порты

Порт Махачкала – курс на развитие

Фото: Порт Махачкала, Нефтепирс №2/ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Единственный незамерзающий и самый глубоководный порт России на Каспии – Махачкала – является важным транспортным узлом на участке Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», связывающего потоки российских внешнеторговых грузов с портами стран Каспийского бассейна, Азии, Ближнего Востока и Африки. В период санкционного давления, которое сейчас испытывает Россия со стороны западных государств, порт имеет все предпосылки для успешного встраивания в логистику МТК.

Задачи по эффективному развитию портовой инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания в акватории порта и на его подходах, повышению конкурентоспособности порта сегодня успешно решаются Службой капитана порта.

Мирземет Герейханов, капитан морского порта Махачкала ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Потенциал порта

Порт Махачкала – одно из важных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море в рамках Транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг». Удачное расположение порта создает определенные преимущества, позволяя развивать логистическое взаимодействие регионов России с зарубежными странами.

Основным оператором в порту является АО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП), которое на 100% принадлежит государству. Мощность сухогрузной гавани порта составляет 3 млн тонн в год. Она включает перегрузочный комплекс для генеральных, навалочных и контейнерных грузов мощностью до 1,2 млн тонн, авто– и железнодорожный паромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн с возможностью едино-временного хранения зерна в объеме до 18 тыс. тонн. Все терминалы в сухогрузной гавани механизированы, оснащены перегрузочной техникой, имеют подъездные и выставочные железнодорожные пути.

Проектная мощность нефтяной гавани порта – 7,9 млн тонн в год (действующая – 5,5 млн тонн). Ее причалы оснащены современным оборудованием для приема и обработки танкеров грузоподъемностью до 13 тыс. тонн. Здесь действуют 5 специализированных причалов, способных принимать одновременно до пяти танкеров. Еще более 260 железнодорожных цистерн можно одновременно обработать с помощью расположенных рядом железнодорожных наливных эстакад.

Перспективы роста объемов нефтедобычи в Каспийском море, возможность формирования больших грузопотоков в рамках МТК «Север – Юг» диктуют необходимость строительства дополнительных портовых мощностей. Поэтому порт постоянно строится и расширяется: только за последние годы его территория увеличилась более чем в два раза, и теперь сухогрузный и нефтеналивной районы занимают свыше 40 гектаров.

Навигация в Махачкалинском порту осуществляется круглогодично. Технические возможности порта позволяют принимать суда длиной до 150 метров и осадкой до 4,5 метра в сухогрузной гавани и до 6,5 метра в нефтяной гавани, а также железнодорожные паромы и паромы типа ро-ро.

Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн тонн грузов в год. В непосредственной близости к порту расположена самая крупная на Каспии нефтебаза емкостью 490 тыс. м3 единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтепроводом Баку – Новороссийск.

Несмотря на сложные современные экономические условия, порт работает стабильно. По итогам 2022 года обеспечена перевалка сухих грузов в объеме 755,5 тыс. тонн, что на 40% больше по сравнению с 2021 годом, в том числе зерна – 449,4 тыс. тонн (+17,4%), генеральных грузов – 276,7 тыс. тонн (+119%). Перевалка нефти и нефтепродуктов снизилась до 2,3 млн тонн (-41,3%). Общий грузооборот порта составил 3 млн тонн (-31,2%). Основные экспортные грузы – это зерно и удобрения, импортные – строительные материалы, нефть и нефтепродукты.

По итогам 9 месяцев 2023 года наблюдается рост объема перевалки сухогрузов: генеральных грузов – на 132,3% к соответствующему периоду 2022 года, до 375 тыс. тонн, зерна – на 82,4%, до 527,8 тыс. тонн, цемента – на 39,1%, до 172,4 тыс. тонн, удобрений – на 100%, до 27,3 тыс. тонн. За этот же период объем перевалки наливных грузов (нефть и нефтепродукты) снизился на 5,7%, до 1,6 млн тонн. Однако даже с учетом прекращения поставок нефти из Туркменистана и сокращения оборота нефтепродуктов общий грузооборот порта за 9 месяцев вырос на 16,7% и составил 2,5 млн тонн.

Безопасность мореплавания – приоритет

Обеспечение безопасности судоходства в акватории порта и на подходах к нему является приоритетной задачей для Службы капитана порта. С этой целью в порту имеются и эффективно применяются Система управления движением судов (СУДС) и Глобальная морская система спутниковой связи и безопасности (ГМСССБ). Кроме того, в сухогрузном и нефтеналивном районах установлен комплекс технических средств безопасности, который обеспечивает круглосуточный контроль за всей территорией порта.

Безопасность мореплавания обеспечивается и работой инспекции госпортконтроля (ИГПК) Службы. В 2022 году ИГПК всего был зафиксирован 631 судозаход в морской порт, из них под флагами: России – 227, Ирана – 107, Казахстана – 234, Азербайджана – 39, Туркменистана – 24. Согласно статистике, среди зашедших судов 300 танкеров, 187 сухогрузов, 109 рыболовных судов, 35 прочих.

Всего за прошлый год инспекцией было проведено 113 осмотров, из них контрольных осмотров – 35. Выявлено 50 судов с несоответствием конвенционным требованиям, что составляет 64% от всего количества осмотренных судов. Среди выявленных недостатков: судовые документы и сертификаты – 42 (24%), конструкция судна – 30 (17%), безопасность мореплавания – 27 (15%), пожаробезопасность – 5 (3%), грузовая марка – 9 (5%), жилые и рабочие условия – 7 (4%), спасательные средства – 7 (4%) и другие.

По итогам 9 месяцев 2023 года всего в порт зашло 536 судов, из них под флагами: России – 159, Ирана – 120, Казахстана – 215, Азербайджана – 42, Туркменистана – 0. Среди зашедших судов 242 танкера, 211 сухогрузов, 60 рыболовных судов, 23 прочих.

Всего за 9 месяцев текущего года инспекцией проведено 90 осмотров, из них контрольных осмотров – 23. Выявлено 45 судов с несоответствием конвенционным требованиям, что составляет 67% от общего количества осмотренных судов. Выявлены следующие недостатки: судовые документы и сертификаты – 42 (20%), безопасность мореплавания – 20 (10%), конструкция судна – 10 (5%), грузовая марка – 14 (7%), радиосвязь – 10 (5%), пожаробезопасность – 4 (2%), спасательные средства – 17 (8%), МАРПОЛ – 35 (17%), КТМС-2006 – 19 (9%) и другие.

Отказов в выдаче разрешений судам на выход из порта в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года не зафиксировано.

Противодействие загрязнению окружающей среды

Российские и иностранные суда, находящиеся в акватории, организации, предприятия, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в порту, обязаны соблюдать требования Конвенции МАРПОЛ и законодательства РФ по охране окружающей природной среды. Служба капитана порта на постоянной основе осуществляет госконтроль в области предупреждения загрязнения акватории порта и окружающей природной среды.

Для предотвращения загрязнения акватории сухим мусором, сточными водами, нефтью и нефтепродуктами инспекторы ИГПК при проведении проверок судов контролируют наличие документов о сдаче судовых отходов, записи в судовом журнале обращения с отходами, оценивают готовность судов, в том числе к выполнению требований Конвенции МАРПОЛ. По результатам проверок составляются акты.

Чтобы оперативно решать вопросы ликвидации последствий загрязнения акватории, разработаны «Схема оповещения при загрязнении акватории морского порта Махачкала» и «Порядок действий дежурного инспектора ИГПК в случае загрязнения акватории морского порта Махачкала».

В 2022 и 2023 годах разливов нефти и нефтепродуктов, загрязнений морской среды в порту не зафиксировано.

Обеспечение проектных глубин

Контроль обеспечения проектных глубин акватории и причалов в порту также является актуальным вопросом работы Службы капитана порта. В Махачкале так же, как в портах Астрахань и Оля, ведутся дноуглубительные работы для обеспечения возможностей портовой инфраструктуры и поддержания конкурентоспособности порта на высоте.

Ремонтные дноуглубительные работы (РДР) проводятся в акваториях подходных каналов сухогрузной и нефтяной гаваней, а также в акватории канала ковша нефтяной гавани. Планом ремонтных дноуглубительных работ и расстановки судов дноуглубительного флота ФГУП «Росморпорт» на 2023 год в морском порту Махачкала предусмотрены РДР в объеме 214 тыс. м3, из них собственной техникой – 170 тыс. м3, техникой подрядной организации – 44 тыс. м3. По итогам ремчерпания на каналах и в обеих гаванях планируется достичь навигационных параметров глубин.

С начала 2023 года и по 10 марта на подходных каналах сухогрузной и нефтяной гаваней работал земснаряд «Кроншлот», которым выполнены работы в объеме 54,6 тыс. м3. В период с 27 июля по 4 октября РДР продолжил земснаряд «Иван Черемисинов», который выполнил работы в объеме 52,8 тыс. м3.

Анализ промеров от 05.09.2023 г. показал, что на участке РДР подходного канала сухогрузной гавани от пикета 26-32 достигнуты навигационные глубины 5,5 метра на ширине 50 метров, а на участке пикета 16-18 – на ширине 100 метров. Анализ промеров от 07.09.2023 г. показал, что на участке РДР каналов нефтяной гавани на пикете 25-22 достигнуты навигационные глубины 6,2 метра на всю ширину канала, а на участке пикета 22-14 – на ширине 60-80 метров.

В ноябре текущего года к дноуглубительным работам планирует приступить многочерпаковый земснаряд «Балтийская». Всего в акваториях обеих гаваней этим земснарядом запланировано провести РДР в объеме 44 тыс. м3.

Перспективное транспортное звено МТК «Север – Юг»

Развитие каспийских портов России как части Международного транспортного коридора «Север – Юг» предполагает модернизацию и расширение портовой инфраструктуры.

Увеличение пропускной способности порта Махачкала оправдано, так как его логистические возможности все еще не используются в полной мере. В настоящее время приоритетом является инвестирование в проблемные участки портовой и околопортовой инфраструктуры – в реконструкцию и строительство новых инфраструктурных объектов, автодорог, оборудование портовых комплексов, складских помещений.

АО «ММТП» во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и правительством Республики Дагестан разработан План мероприятий по развитию порта до 2026 года, в том числе с учетом предложений Минэкономразвития России по использованию потенциала порта в рамках ускоренной реализации проекта МТК «Север – Юг». Среди запланированных мероприятий выделяются следующие:

– строительство кросс-доков для обеспечения досмотра и перетарки скоропортящихся товаров;

– формирование открытого склада пиломатериалов, а также фумигационной площадки для организации экспорта лесоматериалов;

– строительство нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн;

– реконструкция действующих причалов (5 – в нефтяной гавани, 2 – в сухогрузной гавани);

– завершение строительства морского пункта пропуска «Махачкала» для обеспечения ускорения прохождения таможенных и иных контрольных процедур;

– завершение строительства железнодорожного сортировочного парка с возможностью единовременной обработки до 100 вагонов в сутки (до 1,4 млн тонн грузов в год);

– строительство 4-полосной отдельной подъездной автодороги в порт протяженностью 6,7 км;

– техническая модернизация и перевооружение (приобретение не менее 2 кранов, специализированной перегрузочной техники);

– строительство «сухого порта» на территории до 100 га со складами открытого и закрытого типа, в том числе низкотемпературного хранения, с накопительными автомобильными и контейнерными площадками, инфраструктурными и сервисными объектами.

Каждый из перечисленных пунктов Плана важен для увеличения объемов перевозок и грузооборота порта, расширения номенклатуры грузов, кроме того, решает вопросы создания для импортеров и экспортеров комфортных условий работы в порту, а в конечном итоге – повышения конкурентоспособности порта и реализации его потенциала.

Например, одна из проблем, которая должна быть решена, связана с автомобильной дорогой, ведущей к терминалам порта. Сейчас единственный путь для грузовых автомобилей пролегает через городскую улицу, идущую вдоль побережья. Ранее фуры при подъезде к порту выстраивались в очередь, создавая помехи для городского движения. Властям пришлось пойти на крайние меры, запретив приезжающим в порт фурам передвигаться по улице в дневное время – с 8 до 20 часов. Это создало дополнительные проблемы для порта, где готовы принимать грузы круглосуточно, но нормализовало городское движение.

Власти региона уже представили проект строительства новой автодороги к порту длиной около 7 километров. По информации СМИ, подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование. Стоимость проекта оценивается в 4,5 млрд рублей. Срок реализации – 3 года.

Для ускорения прохождения таможенных процедур в порту уже ведется строительство нового морского пункта пропуска (МПП) через госграницу РФ. Современная техника, которая будет установлена на МПП, позволит сканировать товар, не выгружая его из фур, контейнеров и вагонов, благодаря чему скорость прохождения грузов существенно возрастет.

В Дагестане понимают, что МТК «Север – Юг» – это самый короткий путь между Европой и Азией, на который можно привлечь значительные объемы грузов, если будут созданы благоприятные условия для грузовладельцев и перевозчиков. Доставка грузов по этому МТК могла бы стать альтернативой морским перевозкам через Суэцкий канал или вокруг Африки. В Махачкале с оптимизмом рассматривают такую перспективу и готовятся к реализации возможностей МТК, стремясь повысить конкурентоспособность своего порта.

Морские порты №8 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ