Порт Пригородное снизил объемы, но обновил технологии - Морские вести России

Порт Пригородное снизил объемы, но обновил технологии

26.12.2023

Морские порты

Порт Пригородное снизил объемы, но обновил технологии

Фото: Погрузка газовоза «Гранд Мерея» на СПГ-терминале порта Пригородное/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В 2023 году порт Пригородное снизил объемы отгрузки нефти и СПГ на своих терминалах: за 9 месяцев года объем перевалки нефти сократился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,34 млн тонн, а объем перевалки СПГ – на 13%, до 7,44 млн тонн. Связано это с плановыми ремонтными работами на нефтегазовом комплексе «Пригородное» международного проекта «Сахалин-2» и общей тенденцией к снижению поставок нефти. Соответственно сократилось и количество заходов танкеров – с 29 до 25 и газовозов – со 135 до 117. Несмотря на изменения внешнего рынка, состав импортеров нефти и газа практически не изменился – это по-прежнему КНР, Республика Корея и Япония. Сегодня порт функционирует в штатном режиме, безаварийность обеспечивается эффективной и качественной работой Службы капитана порта.

Андрей Сарайкин, капитан морского порта Пригородное ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Динамика поставок

Анализ отгрузок сырой нефти из порта Пригородное за последние 15 лет показывает, что начиная с 2018 года объем отгружаемой из порта нефти стабильно сокращается. Оператор проекта «Сахалин-2» связывает это со снижением добычи и постепенным истощением разрабатываемого Пильтун-Астохского месторождения. Что касается СПГ, то после падения производства в 2021 году, вызванного продолжительными планово-профилактическими и пусконаладочными работами модернизированных технологических линий, в 2022-м оно практически вернулось к уровню 2020 года.

По итогам 2022 года грузооборот порта вырос на 6% в сравнении с 2021-м, до 15,4 млн тонн, из которых на долю СПГ пришлось 11,47 млн тонн, на долю нефти – 3,94 млн тонн. При этом количество СПГ выросло на 1,1 млн тонн, а количество нефти сократилось примерно на 0,2 млн тонн.

Количество судозаходов в порт в прошлом году выросло с 223 до 237, пиковые сезоны – март-апрель (22, 23) и сентябрь-октябрь (21, 22). Начиная с 2011 года в среднем ежегодное количество заходов судов составляет 240, наибольшая активность отмечена в 2017-2018 годах, когда количество заходов достигало 255. Учитывая специализацию порта, подавляющую часть заходящих судов составляют газовозы и танкеры. Из 237 судов, зашедших в порт в прошлом году, было 138 газовозов, 42 танкера, 5 буксиров, 4 судна обеспечения, 2 НИС и один ледокол. По большей части это суда под иностранными флагами: 108 – Кипр, 49 – Багамы, 26 – Панама, 25 – Япония, 13 – Маршалловы Острова, 4 – Либерия и 1 – Греция.

Изменения произошли в структуре экспорта и объемах поставок. Так, по сравнению с ситуацией 2021 года отходы судов на Японию в 2022 году выросли со 105 до 116, на КНР – с 47 до 60. Поставки в Республику Корею почти не изменились – было 38 рейсов, стало 39. Заметно сократились отходы на Тайвань – с 30 до 8. Прекратились рейсы в Сингапур (в 2021 году было 2), но появилось новое направление – Индонезия, куда было отгружено 2 судна.

Основная тенденция 2023 года – снижение активности судоходства и сокращение объемов перевалки нефти и газа в пределах 1 млн тонн. Так, за 9 месяцев текущего года отгрузки СПГ сократились на 13%, до 7,44 млн тонн, а количество отгруженной нефти – на 25%, до 2,34 млн тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество заходов газовозов сократилось со 135 до 117, танкеров – с 29 до 25. По итогам года прогнозируется отгрузка еще 40 газовозов и 6 танкеров.

Несмотря на изменения внешнего рынка, состав импортеров нефти и газа не изменился – это по-прежнему КНР, Республика Корея и Япония. Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению поставок в КНР, на втором месте – Япония, на третьем – Республика Корея.

Снижение грузооборота в текущем году связано с плановыми ремонтными работами на производственном комплексе «Пригородное». В июле 2023 года проходил ремонт оборудования СПГ-завода, выполнялась промывка накопительных резервуаров нефти, на СПГ-причале была произведена замена оборудования для погрузки сжиженного газа (оборудование доставлено из Японии). Следует отметить, что ремонтные работы были успешно проведены в условиях санкций. Сейчас, благодаря стабильному спросу на энергоносители, порт работает в штатном режиме.

Порт новых технологий

Напомним, что Пригородное – это первый в России субарктический порт, построенный в рамках первого в отечественной истории Соглашения о разделе продукции, подписанного в 1994 году между РФ и консорциумом международных инвесторов, объединившим финансовые, технические и маркетинговые ресурсы компаний «Газпром», Shell, Mitsui и Mitsubishi. Порт был построен специально для экспортных отгрузок нефти и газа с учетом климатических и географических особенностей региона.

Центр автоматизированной системы управления нефтяным терминалом расположен на территории производственного комплекса «Пригородное». От нефтяного Пильтун-Астохского и преимущественно газового Лунского месторождений на севере шельфа острова Сахалин нефть доставляется по трубопроводу на завод, где ее смешивают с конденсатом. Смесь экспортной марки направляют в хранилища – два вертикальных стальных резервуара объемом около 100 тыс. м3 каждый, а затем на выносное причальное устройство в 4,5 км от берега.

Терминал способен принимать нефтяные танкеры вместимостью от 40 тыс. до 150 тыс. тонн и осадкой до 18 метров. Для погрузки нефти на танкеры было специально разработано уникальное носовое погрузочное устройство зимнего типа. Средняя партия нефти составляет порядка 98-100 тыс. тонн. Среднее время погрузки – от 14 до 24 часов.

В следующем году произойдет смена нефтяных танкеров. Построенные в свое время «Приморским морским пароходством» и отлично зарекомендовавшие себя танкеры-афрамаксы типа «Залив», использующие для главных двигателей низкосернистый мазут, будут заменены «зелеными» судами, приводимыми в движение природным газом. Первый такой танкер «Проспект Королёва» ПАО «Совкомфлот» прибудет под погрузку нефти уже в январе 2024 года.

Терминал отгрузки СПГ в Пригородном способен принимать танкеры-газовозы вместимостью от 18 тыс. до 177 тыс. м3. Сжиженный газ подается в емкости газовоза из двух береговых резервуаров-хранилищ объемом 100 тыс. м3 каждый. В свою очередь в хранилища газ подается с СПГ-завода, включающего две технологические линии, на которых осуществляется подготовка и сжижение газа. Для производства СПГ используется технология двойного смешанного хладагента, специально разработанная для эксплуатации в условиях сахалинских зим. Типовая партия СПГ, отгружаемая в порту, составляет 147 тыс. м3. Температура газа при погрузке – минус 162°C, время погрузки в среднем – 12-18 часов.

Для обеспечения бесперебойного функционирования нефтяного и газового терминалов в порту на постоянной основе работают четыре буксира ледокольного класса, одно судно, несущее дежурство по ЛАРН, а в период зимней навигации еще и ледокол.

Сахалинский стандарт

Служба капитана морского порта Пригородное в полном объеме обеспечивает безопасность мореплавания и организацию морского судоходства в соответствии с международными и национальными требованиями. Итоги регулярных осмотров судов Инспекцией государственного портового контроля Службы капитана порта свидетельствуют о снижении замечаний как на судах под иностранными флагами, так и на судах под российским флагом. Несмотря на увеличение количества инспекций, в 2022 году в первой категории замечаний не было, во второй сделано три замечания.

Также Службой обеспечивается контроль за эксплуатацией портовых сооружений и объектов. Кроме того, в соответствии с нормативами организовано несение аварийно-спасательной готовности и готовности по ликвидации разливов нефти, регулярно проводятся учения по ЛРН.

Безаварийная работа порта подтверждает высокие международные стандарты безопасности, заложенные при его проектировании и строительстве, а также эффективность и качество работы Службы капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания.

Морские порты №8 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ