Санкции привели к заторам в европейских портах - Морские вести России

Санкции привели к заторам в европейских портах

13.04.2022

Морской транспорт

Крупнейшие линейные операторы, заисключением COSCO, отменили заходы судов в порты России

Фото: commons.wikimedia.org/Kees Torn

Кто бы мог подумать, что так быстро и просто западный бизнес готов забыть про декларируемые незыблемые постулаты свободного мира: священное право частной собственности, свободу предпринимательства, невидимую руку рынка, договорные обязательства и т.д. Оказалось, может в отношении хоть кого всего лишь по одному щелчку пальцев дяди Сэма. В нашем случае всего набралось около 450 компаний, заявивших решение уйти совсем, приостановить работу или инвестиции в развитие на российском рынке.

А. Сидоров

Но тем и хороша нынешняя ситуация, что они сами лишили иллюзий на свой счет и каждый из «западных партнеров» предстал в своем естественном недружественном облике.

Готовятся к худшему

Итак, к началу марта, через неделю после начала специальной военной операции России по защите населения Донбасса и демилитаризации и денацификации Украины, выяснилось, что не так уж безобидны для них самих эти «санкции из ада».

Санкционный удар по России бумерангом прошелся «по мировым цепям поставок, которые уже находились под давлением на фоне пандемии коронавируса, что привело к очередному росту цен, задержке в поставках и другим препятствиям для компаний, пытающихся поставить продукцию в другие страны мира», пишет The New York Times.

Действительно, ситуация ставит под угрозу глобальные поставки металлов, сельскохозяйственной продукции и других товаров, а также может привести к закрытию предприятий в Европе, на Украине и в России. Наблюдаемый в текущих условиях рост цен на энергоносители приводит к увеличению расходов на поставку товаров.

При этом газета признает, что конфликт «также может привести к росту конкуренции среди мировых компаний, которые прекращают торговые отношения с Россией на фоне самых масштабных санкций, введенных в отношении одной из крупнейших экономик со времени холодной войны.

Хотя экономические последствия конфликта между Россией и Украиной и введенных в связи с ним санкций пока не ясны, представители многих отраслей готовятся к тому, что ситуация еще сильнее усугубится.

По словам юриста Greenberg Traurig Лауры Рабиновиц, специализирующейся на торговле, последствия для разных отраслей могут отличаться и зависеть от длительности конфликта, однако они будут масштабными из-за того, что цепи поставок уже находятся в уязвимом состоянии.

– Порты в США все еще существенно перегружены. Стоимость фрахта очень высока. В Азии все еще закрыты некоторые предприятия, – сказала эксперт.

Последствия принимаемых санкций против России уже проявились для компаний с комплексными цепями поставок, включая автопроизводителей. Так, Volkswagen AG сообщил, что дефицит компонентов вынудит компанию замедлить темпы производства на основном предприятии в Вольфсбурге и ряде других заводов в Германии, тогда как BMW планирует ограничить объемы производства в Германии, Азии и Великобритании.

Автопроизводители могут столкнуться с дефицитом и других ключевых материалов: Украина и Россия являются важными поставщиками палладия и платины, а также алюминия, стали и хрома.

Тем временем производители полупроводников с опасением ждут дефицита неона, ксенона и палладия, необходимых для производства их продукции. В свою очередь и производители картофельных чипсов и косметики уже столкнулись с дефицитом подсолнечного масла, основной объем которого также производится в России и на Украине.

Более того, как справедливо отмечает газета, «затяжной конфликт может поставить под угрозу летний урожай пшеницы, из которой делаются хлеб, паста и фасованные продукты. Цены на продукты питания уже существенно выросли из-за сбоев в мировых цепях поставок».

Накануне тройка мировых лидеров морских контейнерных перевозок – швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA CGM – объявила о прекращении с 1 марта приема новых заказов на перевозку контейнеров в/из России. Крупнейшие линейные операторы, за исключением COSCO, отменили заходы судов в порты России.

В то же время Maersk заявила об освобождении от запрета бронирований, связанных с РФ, в части продуктов питания, медицинских и гуманитарных товаров.

Патриотизм по-датски

В маленькой Дании никак не могут пережить тот факт, что Россия очищает от нацистов братский украинский народ с помощью специальной военной операции. Здесь возмущение необходимостью обслуживать российский «Омский-135» выразил директор порта Колдинг в Ютландии Андерс Вангсбьерг Соренсен. Об этом сообщает датское новостное агентство Nyheder.TV2.

– Мы не хотим обслуживать ни российских членов экипажа, ни это грузовое судно, ни российские суда вообще, – заявил директор порта и посетовал, что ни он, ни персонал не могут бойкотировать судно, так как должны следовать правилам.

И это несмотря на то что экипаж сухогруза «Омский-135» им хорошо известен, так как в последние годы судно регулярно заходит в порт с сырьем и зерном. Директор сетует, что Дания закрыла небо для российских самолетов, но не закрыла порты. А им так хочется наказать русских моряков... Вот и русофобия. Этот маленький «Омский» при заходе в порт сопроводило целое патрульное судно P520 Diana, а документы моряков проверила полиция. Так и хочется сказать: не там ищите преступников, вам в Киев.

Следует напомнить, что ранее министр обороны Дании Мортен Бедсков во время пресс-конференции сообщил, что в данный момент рассматриваются различные варианты санкций, направленных против России, и решение о закрытии портов Дании пока не принято.

А вот экипажу эстонского грузовика Helt (флаг Панамы) не повезло – 3 марта затонул у порта Одессы в результате взрыва. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на управляющую транспортную компанию Vista Shipping Agency.

Менеджер компании Игорь Илвес сказал агентству, что судно могло подорваться на мине. «Судно окончательно затонуло, – отметил он. – Двое членов экипажа находятся на плоту, а еще четверо пропали без вести».

Испуг Ричарда Баллантайна

Операторы портов этого островного государства 9 марта потребовали от правительства предоставления полного списка попавших под санкции российских судов из-за опасений судебных исков вследствие неправомерных действий. Об этом сообщила «Файнэншл таймс».

Неделю назад здесь поспешили принять закон, позволяющий властям задерживать все суда, что, по оценке Лондона, принадлежат, контролируются, зафрахтованы или управляются любым человеком, связанным с Россией, или попавшими под санкции персонами и которые ходят под российским флагом и зарегистрированы в России. Глава Минтранса Грант Шэппс пообещал оператором помощь в идентификации российских судов. Однако, как явствует из служебного руководства ведомства, с которым ознакомилась газета, ответственность за это возложена на операторов. «Проводить комплексную проверку должны сами [управляющие]», – указывается в документе.

При этом выявление лица, которое владеет или фрахтует судно, констатируют эксперты, может быть затруднительной задачей из-за сложной многоуровневой структуры собственности, используемой в судоходной отрасли. Операторам придется отслеживать глобальный список из более чем 6 тыс. судов, связанных с РФ. При этом 60% из них ходит не под российским флагом.

Согласно заявлению исполнительного директора Британской ассоциации портов Ричарда Баллантайна, он ожидал, что правительство будет использовать ресурсы Управления морской безопасности и Агентства морской и береговой охраны для помощи в идентификации судов. «Они вполне могли бы выполнить эту работу, однако ответственность возложена на нас, и это пугает», – добавил он.

За последние дни ни одному судну не был запрещен заход в британские порты, но, по оценке Баллантайна, около дюжины связанных с Россией судов и направлявшихся в Великобританию проследовали в другие порты. Среди них и два танкера со сжиженным природным газом (СПГ) «Федор Литке» и «Борис Вилькицкий», которые следовали к газовому терминалу на острове Грейн в юго-восточном английском графстве Кент.

Как констатирует Нина Штурманн, эксперт по санкциям в Bimco, международной организации, занимающейся вопросами морской судоходной политики, унификации транспортных документов, быстрое введение санкций создало проблемы для отрасли.

– Обычно у вас есть время, чтобы подготовиться, но тут все произошло стремительно, – отметила она. Ошибочный запрет на вход судна в британский порт может обернуться судебными исками, подчеркивает сотрудник юридической фирмы Reed Smith («Рид Смит») Ник Остин.

Как бы плакать не пришлось

В западной прессе радостно отмечается, что судоходство вблизи российских морских портов сократилось на треть из-за ухода глобальных компаний из России. The Wall Street Journal ссылается на платформу Project44 (анализирует информацию о цепочках поставок), по данным которой количество судов у российских портов сократилось на 30% после введения западных санкций. Это указывает на то, что иностранный бизнес все чаще не желает иметь дело с российскими компаниями, полагают в Windward.

«Компании, которые хотят защитить себя от финансовых и юридических рисков, должны обращать внимание не только на флаг, под которым зарегистрировано судно, но и на структуру его собственности и последние смены судовладельцев», – считают в Windward.

В русле санкций против России действуют и многолетние партнеры отечественного бизнеса. Британская BP заявляет, что не будет заключать новых контрактов на покупку российских нефти и газа. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на полученный по телефону комментарий представителя компании.

Но тут же включает заднюю, оговаривая, что «единственным исключением была бы ситуация, при которой возникла бы угроза безопасности поставок энергоносителей потребителям», – приводит агентство слова собеседника. Понятно, куда Англии без русской энергии, разве что к костру Робин Гуда. Вот и покупка углеводородов, когда очень нужно, тоже будет продолжаться по действующим контрактам…

Не отстает и Shell, обещая «начать поэтапный отказ от российских нефтепродуктов, трубопроводного газа и СПГ», но все же признавая это «сложным вызовом», преодоление которого потребует координации действий бизнеса, правительств и потребителей. Иными словами, всем своим миром против России. Что ж, не забудем.

«В отсутствие иных указаний со стороны правительств мы немедленно прекратим приобретение российской сырой нефти на спотовом рынке и не будем заключать новых контрактов. В то же время в тесном диалоге с правительствами будем менять цепочки поставок сырой нефти, чтобы исключить поступающие из России объемы. Мы будем делать это настолько быстро, насколько это возможно, однако факторы физического наличия и доступности альтернатив означают, что этот процесс может занять недели и приведет к снижению производительности наших НПЗ. Мы также прекратим деятельность в РФ, связанную с автозаправочными станциями, авиатопливом и ГСМ», – говорится в документе.

По словам исполнительного директора компании Бена ван Бердена, решение Shell приобрести партию российской нефти для переработки в топливо «было неверным, хотя и принималось с учетом обеспечения безопасности поставок».

«В конечном счете решения по поводу невероятно сложных компромиссов, на которые необходимо идти во время войны на Украине, придется принимать правительствам. Мы продолжим сотрудничать с ними, чтобы помочь сгладить потенциальное воздействие этих решений на энергетическую безопасность, особенно в Европе», – добавил ван Берден, по словам которого международная ситуация заставляет делать выбор между стабильностью поставок энергоносителей в Европу и оказанием давления на РФ.

И выбор сделали. 28 февраля Shell объявила о выходе из всех совместных проектов с РФ, включая «Северный поток-2» (10% акций) и «Сахалин-2» (27,5% акций). Ок! И не вздумайте возвращаться, вас здесь не ждут.

Само собой, не без Литвы. – Литва прекратила импорт российского СПГ через Клайпедский порт, – заявил глава Минэнерго Дайнюс Крейвис.

Только вследствие «умных решений» на мировом энергорынке сложилось предсказуемое шоковое положение. Уж не зная, что еще сделать для патрона в звездно-полосатом цилиндре, Крейвис заявил о поддержке усилий США по стабилизации ситуации и выпустил три капли литовских нефтяных резервов на рынок.

С 3 марта энергопоток из России в Литву снижен до минимального технического уровня. Литва получает СПГ из Норвегии и России, изредка из США.

Закономерный результат

Издание Splash с тревогой сообщает, что из-за принятия санкций против России в портах Европы произошло скопление судов и грузов. Израильский аналитик рынка морских перевозок Windward также фиксирует резкое ухудшение ситуации с заторами в портах большей части Европы из-за переориентации контейнерных сервисов. По его данным, загрузка портов Кипра, Болгарии, Латвии и Финляндии увеличилась от 40 до 80%.

В еженедельном бюллетене Alphaliner отмечается, что отмена судозаходов в порты России и Украины приводит к изменению маршрутизации грузов, что усугубляет сбои в цепочках поставок, задержки контейнеров в портах и на терминалах. Усиление заторов означает дальнейшее снижение оборачиваемости судов, что обуславливает продолжающийся рост стоимости чартера, пишет Alphaliner.

В сегменте балкерных операций аналитический сервис Sea сообщает об очень большом скоплении балкеров у порта Констанца в Румынии. Из-за расширения границы зоны рискованного судоходства резко выросла стоимость страхования судов, работающих на маршрутах в Черном и Азовском морях.

Х Х Х

Да, преступная глупость хранить деньги у нечистых на руку «друзей». Чиновники в России просчитались, доверив «партнерам» золотовалютные резервы страны. Украли привычно, внаглую, прям на глазах всего мира. Но есть и обратная сторона медали – мир, страны, народы, правительства увидели воочию, что такое может случиться и с ними в любой момент. И ни у кого не будет никакой защиты от этого грабежа. Только Россия может постоять за себя. Сегодня у каждого есть выбор, с кем идти дальше в новую реальность и с кем ее строить.

Морские вести России №4 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт