Публичность тарифов на портовые услуги мешает стивидорам - Морские вести России

Публичность тарифов на портовые услуги мешает стивидорам

09.04.2023

Российская экономика

Публичность тарифов на портовые услуги мешает стивидорам

Фото: ПАО ВМТП

В скором времени возобновится работа Экспертного совета в области морского транспорта Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ с участием профильных органов государственной власти и представителей Ассоциации морских торговых портов (АСОП) – его состав сформирован, приказ подписан руководителем Службы. Операторы морских терминалов на площадке этого экспертного совета рассчитывают положительно решить вопрос закрытия данных о тарифах на услуги по перевалке грузов. Также стивидоры намерены добиться разрешения не размещать в открытом доступе сведения о проводимых закупках естественными монополиями в морских портах, что обсуждается уже около двух лет, но сейчас в условиях санкций приобретает особое значение.

Евгений Владимиров

В декабре прошлого года АСОП направила письмо в ФАС России с предложениями разрешить временно не раскрывать информацию, связанную с обязанностью стивидорных компаний как субъектов естественных монополий размещать данные о регулируемых видах деятельности, а также отменить для операторов морских терминалов действие закона 223-ФЗ, регламентирующего процедуру закупок для госструктур и субъектов естественных монополий. Как пояснили в Ассоциации, обращение было связано с тем, что недружественные страны могут использовать публичные данные при фрахтовании судов, перевалке, доставке грузов потребителям.

В феврале этого года председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко подтвердил корреспонденту «МП» актуальность предложений Ассоциации. Он добавил, что сама ФАС не является разработчиком 223-ФЗ, так что вряд ли сможет выходить с предложениями по изменению закона. Вместе с тем, обсуждалась возможность приглашения к участию в работе Экспертного совета представителей Минфина.

В пресс-службе ФАС России кор-респонденту «МП» также подтвердили, что Служба получила предложения АСОП и готова обсуждать их с представителями отрасли в Экспертном совете. «Ведомство понимает важность развития отрасли в текущей экономической ситуации с учетом изменения логистических цепочек, рынков сбыта и влияния внешнеэкономических факторов», – заверили в ФАС.

Нужна единообразная практика

Представители стивидоров, предоставляющих услуги по перевалке грузов в морских портах, в последнее время отмечают, что в условиях недружественных действий иностранных государств планирование и осуществление закупок стали крайне затруднительными. Дело в том, что основная часть портового перегрузочного оборудования завозилась из Европы. Теперь эти товары подпали под санкции.

Между тем в соответствии с требованиями 223-ФЗ операторы морских терминалов обязаны проводить закупки на основе конкурсных процедур, то есть раскрывать виды закупаемых товаров и публично называть своих поставщиков. Все закупки при этом публикуются в Единой информационной системе (ЕИС). Как считают портовики, чтобы снизить риски дополнительных санкций, нужно скрыть информацию о ценах (тарифах и сборах) на регулируемые виды работ и услуг, а также другие данные, необходимые для расчета этих тарифов, в частности сведения об инвестиционных программах и показателях финансово-хозяйственной деятельности.

Однако само по себе обращение от имени портовиков в ФАС не было вызвано только ситуацией с санкциями, а стало продолжением длительной работы АСОП по вопросу выработки единообразного понимания действующих законодательных норм. Как отметил А. Алексеенко, по решению Правительства РФ регулирование тарифов в морских и речных портах было отменено, а произошло это еще в декабре 2019 года, задолго до начала специальной военной операции и введения санкций против России. В ноябре 2020 года ФАС дала первое разъяснение по порядку работы. Тогда было указано, что операторы морских терминалов могут не раскрывать сведения, предусмотренные постановлениями правительства и приказами ФАС, в том числе и требования Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ.

Собственно, это следует из самого документа. «Хозяйствующие субъекты более не обязаны раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 г.», – говорилось в разъяснении. Также в документе было указано, что «действие Закона №223-ФЗ может не распространяться на заказчика, в случае если ранее общие принципы и основные требования к закупке товаров (работ, услуг) распространялись только в силу оказания хозяйствующим субъектом (заказчиком) услуг, поименованных в действовавшей до 12.01.2020 г. редакции постановления правительства №293 и исключенных постановлением правительства №1923…».

Правда, на практике крупнейшие стивидорные компании все равно предпочитали придерживаться требований 223-ФЗ и раскрывали информацию, опасаясь возможных претензий и административной ответственности, поскольку штрафы за неисполнение антимонопольных норм существенные. Как выяснилось позже, они были правы.

Второе разъяснение ФАС последовало 2 декабря 2022 года. В нем было указано, что правила о конкурентных закупках все же нужно соблюдать. В отношении морских портов в полной мере продолжают применяться Закон о естественных монополиях, Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах и другие нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования субъектов естественных монополий. Это означает, что при закупках товаров, работ, услуг стивидоры обязаны раскрывать данные в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ.

В тот же день, 2 декабря 2022 года, состоялась встреча заместителя руководителя ФАС России с представителями крупнейших стивидорных компаний и их собственниками. На совещании обсуждались вопросы развития ситуации после отмены регулирования тарифов, рассматривались проблемы стивидоров на текущем этапе, а также возобновление работы Экспертного совета ФАС в области морского транспорта.

Тогда и договорились, что по обсуждавшимся вопросам Ассоциация подготовит свои предложения. Они и были направлены в антимонопольное ведомство как результат проделанной предварительной работы и отразили консолидированную позицию портового сообщества, заметил председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП.

Опасность открытого доступа

Сейчас согласно Федеральному закону от 08.11.2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 30.12.2021 г. тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях. Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, но не регулируются правительством.

Должны ли такие данные быть публичными, пока до конца непонятно. Но найти информацию об услугах и тарифах портовых операторов в открытом доступе для различного рода интересантов сегодня не составляет труда.

Есть в открытом доступе и информация по закупкам оборудования. Причем в базе сейчас размещается информация не только о закупках крупного оборудования, но и расходных материалов.

Однако стивидорным компаниям сегодня нужно получать сложное оборудование и запасные части к нему из дружественных стран, а открытая информация может привести к вторичным санкциям по отношению к предприятиям-поставщикам. Собственно, есть риски невозможности получения оборудования, которое входит в санкционные списки, считают портовики. Текущие закупки стивидоры могут проводить и без конкурсов, например закупки хозяйственно-бытовых приборов. Но основное оборудование – портовые краны, перегружатели, погрузчики, транспортеры и прочее – то, что определяет производительность, приобретается на конкурсной основе. Многое из такого оборудования в России не производится.

Именно поэтому в АСОП приходят обращения от стивидорных компаний о необходимости смягчения требований законодательства, говорят в Ассоциации. Ряд действующих норм создают дополнительные сложности. Например, требование о соблюдении квоты на закупки оборудования, работ, услуг у малого и среднего бизнеса в размере не менее 25% в общем годовом объеме закупок, а также необходимость размещать закупки публично и вести отчетность.

Закон 223-ФЗ писался еще в 2011 году, за прошедшее время многие нормы устарели, изменилась ситуация. Сейчас портовым операторам приходится работать в условиях жесточайших санкций, отмечает А. Алексеенко.

«Опасения стивидоров вполне обос-нованы, – говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. – Мы заявили о параллельном импорте. Какие-то микросхемы даже для большого завода догадливый снабженец может привезти в чемодане. Но когда речь идет об оборудовании для морских терминалов, ничего не скроешь. Никто не хочет, чтобы их партнеры попали под вторичные санкции». По словам эксперта, контейнерный оборот в портах можно отследить до единиц. Поэтому параллельный импорт может сразу же обозначить партнеров, которым будут грозить вторичные санкции.

Другой вопрос – тарифы. В портах всегда действовало правило объявленного тарифа. Это делается для того, чтобы исключить сговор. Но как только объявляется тариф, нужно раскрыть и на какие работы он объявлен. Тарифы выставляются на конкретные виды грузов и партии, то есть сразу же раскрывается вся спецификация товаров, с которыми работает порт, указывает М. Блинкин. Соответственно, можно отследить зарубежные компании, которые работают с этим портом, и к ним уже применить вторичные санкции.

Ущерб от этих санкций может перевесить выгоды от работы с Россией. Весь контейнерный оборот в морских портах РФ составляет в среднем около 5 млн TEU в год. При этом один только порт Шанхая (КНР) перегружает более 47 млн TEU в год. Поэтому любой партнер в случае угроз задумается о целесообразности сотрудничества с Россией, если ее обороты несопоставимы с оборотами Китая. Никто не захочет рисковать ради работы с российскими компаниями, считает эксперт.

Морские порты №1 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ