Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Инфраструктура / Образование
Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требований для проектирования, постройки, оборудования и эксплуатации судов, а также для подготовки экипажа, поиска и спасания, для защиты окружающей среды. Данные требования применимы для судов, совершающих рейсы в водах, омывающих оба полюса.

Сергей Айзинов, директор Института дополнительного профессионального образования, начальник Морского УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Новые требования ИМО

Кодекс содержит обязательные требования по безопасности судна (часть I-A) и предотвращению загрязнения с судов (часть II-A), а также положения рекомендательного характера по применению обеих обязательных частей (части I-B и II-B).

Обязательность требований Полярного кодекса, относящихся к безопасности судна, установлена в новой главе XIV Конвенции СОЛАС (Резолюция MSC.386(94)). Обязательность требований Кодекса по предотвращению загрязнения с судов определяется поправками к Приложениям I, II, IV и V к Конвенции МАРПОЛ (Резолюция MEPC.265(68)).

Полярный кодекс применяется к новым судам, построенным начиная с 1 января 2017 г. и после этой даты, одновременно с вступлением в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС.

Для судов, построенных до 1 января 2017 г., должно быть обеспечено соответствие требованиям кодекса не позднее даты первого промежуточного или возобновляющего освидетельствования в зависимости от того, что наступит раньше.

В ноябре 2016 г. Комитет по безопасности мореплавания ИМО принял поправки к Конвенции ПДНВ 1978 г. относительно включения требований к компетентности судоводительского состава судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Поправки внесены в главу V (Правило V/4), а также в разделы А-I/11 и А-V/4 Кодекса ПДНВ и вступают в силу с 1 июля 2018 г. Правило V/4 предусматривает переходный период до 1 июля 2020 г., в течение которого предусмотрена возможность работы судоводителей, имеющих соответствующий стаж работы на судах в полярных водах (или эквивалентным им) за последние пять лет и прошедших обучение в соответствии с рекомендациями B-V/g Кодекса ПДНВ.

Традиции и опыт «Макаровки»

Морской учебно-тренажерный центр (УТЦ) Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) более 15 лет ведет тренажерную подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях. Первые в России курсы были проведены для членов экипажей крупнотоннажных танкеров ПАО «Совкомфлот», заходящих в замерзающие порты восточной части Финского залива. После сложных зимних навигаций 2009-2011 гг. подготовка была усовершенствована, обновлено программное обеспечение, моделирующее взаимодействие мелкобитого льда и ледовых полей с корпусом судна. С 2002 года к моменту принятия ИМО международного Полярного кодекса ледовую тренажерную подготовку в «Макаровке» прошли более 1000 судоводителей из более чем 20 стран мира.

Новые вызовы – новые решения

Получение опыта проведения обучения по плаванию во льдах Финского залива, безусловно, было очень важно для учебного заведения и его преподавательского состава, однако полученные знания оказались недостаточными для реализации новых требований ИМО. Таблицы компетентности A-V/4-1 и A-V/4-2 Кодекса ПДНВ предусматривают широкий спектр знаний и практических навыков в областях, ранее не охваченных программами ледовой подготовки (вопросы выживания в холодном климате, эвакуации на лед, использование т.н. personal и group survival kits, новые требования МАРПОЛ, использование ледовых радаров, знание основных требований международного Полярного кодекса, ограничение спасательного, противопожарного оборудования и оборудования ЛРН, ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов во льдах и др.).

К этому времени университет принял решение о создании целой системы реализации услуг в области дополнительного профессионального образования (ДПО), что вылилось в организацию Института ДПО.

Во-первых, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, несмотря на наличие собственной тренажерной базы, подписал соглашение о сотрудничестве с Крыловским государственным научным центром (КГНЦ), что позволило использовать для образовательных целей крупнейший в России навигационный тренажерный комплекс с наиболее широкой функциональностью. Шесть полномасштабных мостиков, два из которых имеют горизонтальный угол обзора 360 градусов, а четыре – по 180 градусов, позволили проводить обучение одновременно по 10-12 судоводителей с существенно более высокой эффективностью практических занятий. Высокая производительность тренажерного комплекса КГНЦ позволяет моделировать взаимодействие всех льдин неправильной формы и любой толщины, находящихся на расстоянии до 50 метров от судна, друг с другом и с корпусом судна, что повышает адекватность моделирования и уровень доверия слушателей к тренажеру.

Во-вторых, сотрудничество «Макаровки» и Крыловского ГНЦ дает возможность оперативно разрабатывать и самостоятельно корректировать математические модели судов, что повышает скорость привязки подготовки к специфике требований клиента.

В-третьих, навигационный ледовый тренажерный комплекс был дополнен ресурсами учебного центра по выживанию на море с холодным бассейном, аварийно-спасательным имуществом и снабжением, требуемым Полярным кодексом для каждого судна. Теперь слушатели получили возможность прохождения практической подготовки по предотвращению гипотермии, установки и разворачивания коллективных спасательных средств при эвакуации экипажа на лед.

В-четвертых, команда инструкторов ледового навигационного тренажера пополнилась ледовыми лоцманами и полярными капитанами, имеющими многолетний опыт практической работы во льдах Арктики и Антарктики, в том числе опыт управления судами, оснащенными винторулевыми колонками типа «Азипод», аварийно-спасательными судами и судами-снабженцами, а также новейшими газовозами класса ARC7.

В-пятых, ко времени старта «полярных» курсов Институт ДПО уже разработал и успешно внедрил целую систему стандартов качества, учитывающую специфику реализации дополнительных профессиональных программ, что в дальнейшем позволило обеспечить соответствие подготовки высоким требованиям международных стандартов.

Ну и наконец, очень важно, что новый функционал ледового модуля тренажера, разработанный по заказу компании «Ямал СПГ» и позволяющий моделировать эффекты сжатия и дрейфа ледовых полей, был впервые в мире введен в эксплуатацию на нашем тренажере.

Международная аккредитация и российские судовладельцы

Интегрировав указанные выше решения, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стал первым в мире учебным заведением, получившим международное признание о соответствии проводимой подготовки новым международным требованиям. Одно из крупнейших в мире классификационных обществ – Nippon Kaiji Kyokai (Class NK) – выдало университету свидетельства об аккредитации базового и расширенного курсов подготовки экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах. В дальнейшем университетом был также получен сертификат от морской администрации Маршалловых островов. Кроме этого, Class NK подтвердило соответствие курсов подготовки судоводителей по Полярному кодексу в «Макаровке» рекомендациям соответствующих модельных курсов ИМО.

Получение международного признания позволило ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова сохранить лидерство в этой области знаний, повысить конкурентоспособность российского морского образования на мировом рынке образовательных услуг и обеспечить рост экспорта отечественного образования, на что нацеливает учебные заведения Министерство образования и науки Российской Федерации.

Завоевав передовые позиции в области подготовки судоводительского состава, Институт ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработал линейку учебных программ для судовых механиков, электромехаников и рядового состава судов, совершающих рейсы в полярных водах, и реализовал программу выхода на международный рынок.

Российские компании являются крупнейшим потребителем образовательных услуг университета. Институт ДПО заключил соглашения с ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот», ООО «Газпром нефть шиппинг» и многими другими на обучение экипажей согласно требованиям международного Полярного кодекса. В частности, обучение судоводителей управлению арктическими танкерами и работе в сложных ледовых условиях Российской Арктики проведено для экипажей новейших танкеров: «Штурман Скуратов» и «Штурман Щербинин», построенных для вывоза нефти из Нового Порта (Обская губа). Новые математические модели танкера-газовоза типа «Кристоф де Маржери», ледокола типа «Таймыр», нового ледокола типа «Обь», ледокольных буксиров «Пур» и «Юрибей» позволяют инструкторам «Макаровки» разрабатывать company-specific-упражнения для проведения работ по моделированию безопасного движения судов в замерзающих морях Российской Арктики, для комплексных учений экипажей танкеров, ледоколов, буксиров.

Новые горизонты

По оценкам экспертов, более 70% членов экипажей судов, участвующих в крупнейших индустриальных проектах, таких как «Ворота Арктики» и «Ямал СПГ», получают знания и практические навыки в структурах ДПО Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, в ближайших планах которого получить признание программ в Минтрансе России.

Сегодня обучение в старейшем морском вузе Росморречфлота проходят не только экипажи судов, но и члены сдаточных команд АО «Балтийский завод», осуществляющих постройку атомных ледоколов нового поколения типа «Арктика» мощностью 60 МВт проекта 22220. Эти ледоколы смогут обеспечивать почти круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и в устьях северных сибирских рек.

В 2018 г. Институт ДПО планирует начать подготовку специалистов, которые будут эксплуатировать атомные ледоколы нового поколения и плавучие атомные теплоэлектростанции для развития Северного морского пути и обеспечения кадровой составляющей реализации иных проектов государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Университет использует громадный опыт проведения научных исследований на арктическом факультете института «Морская академия», в гидротехнической лаборатории и на кафедральной базе Института водного транспорта для повышения качества и расширения спектра программ повышения квалификации и переподготовки специалистов для арктических проектов.

Интеграция кадровых, технологических и методических ресурсов университета, развитие сети филиалов и их структур ДПО на северо-западе России, внедрение единых стандартов предоставления образовательных услуг позволяет сформировать на базе ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова своеобразный центр морских арктических компетенций, основным драйвером развития которого могут стать подготовка специалистов для ледоколов с ядерными энергетическими установками и обучение экипажей судов, совершающих рейсы в полярных водах.

Морской флот №2 (2018)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора

В портах Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три судна турецкого оператора В акватории морских портов Азов и Ростов-на-Дону в статусе задержанных находятся три грузовых судна ...

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд»

Москалькова попросила Путина обсудить с Порошенко ситуацию с судном «Норд» Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова попросила президента РФ Владимира Путина ...

Российская экономика

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ

Основная часть затрат на рост контейнерных перевозок ляжет на бюджет РФ Ведомства начали обсуждать, за счет каких средств увеличить и ускорить железнодорожный контейнерный ...

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот

ВАРПЭ соберет чрезвычайную конференцию в связи с возможной отменой «исторического принципа» закрепления квот «Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров» (ВАРПЭ&...

Транспортная политика

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект «дорожной карты» по развитию ...

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства Пограничная служба ФСБ России разъяснила свои действия по запрету на использование иностранных транс...

Морские порты

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди

«Восточный Порт» возводит ветропылезащитные ограждения на Третьей очереди Работы по созданию защитного ограждения высотой 20 метров и общей протяженностью 1,7 км ведутся поэт...

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности

«Ростерминалуголь» подписал соглашение об усилении мер экологической безопасности Представители международной экологической организации «Общественный совет Южного берега Финского зал...




Морской транспорт

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный»

Новороссийский судоремонтный завод завершил доковые работы по ремонту танкера «Орион-А» и буксира «Бурный» Группа НМТП сообщает, что 20 июля «Новороссийский судоремонтный завод» (АО «НСРЗ») осуществи...

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов

Компания «Морская Техника» поставила оборудование для нескольких судостроительных проектов Завершена поставка комплекта арматуры для ледокола «Сибирь» проекта 22600, достройка которого выполн...

Речной транспорт

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань

Развитие инфраструктуры «Канала имени Москвы» удвоило речной турпоток в Рязань Благодаря дебаркадеру «Канала имени Москвы» речной туризм в Рязань увеличился в два раза. С появлени...

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20

Окская судоверфь сдала четвертую «двухкорпусную» нефтеналивную баржу «Белмакс 4» проекта ROB20 Окская судоверфь (входит в состав UCL Holding) сдала четвертую мелкосидящую «двухкорпусную» ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...