Учет таможенных операций в планировании транспортной логистики - Морские вести России

Учет таможенных операций в планировании транспортной логистики

05.12.2022

Таможня

Учет таможенных операций в планировании транспортной логистики

Фото: пресс-служба ФТС России

В статье рассматривается роль таможенных органов как неотъемлемого звена транспортно-логистической системы. Исследованы таможенные операции и формы таможенного контроля: предварительное информирование, таможенное декларирование, предварительное декларирование, таможенный досмотр и осмотр с применением инспекционно-досмотровых комплексов.

В работе отмечено, что основными факторами длительного хранения грузов и увеличения расходов в порту являются грузовые операции, связанные с перемещением грузов в зону проведения таможенного досмотра, растаркой и обратной затаркой груза в транспортное средство, в том числе в контейнер, и с хранением. Сделаны заключения об использовании предварительного декларирования взамен предварительного информирования и таможенного декларирования для морских грузов, по которым декларант сформировал пакет таможенных документов до прибытия судна в порт.

А.В. Кириченко, профессор, заведующий кафедрой «Порты и грузовые терминалы» ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, д.т.н., к.э.н.

М.А. Шаповалова, старший преподаватель кафедры «Управление транспортными системами» ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Задачи исследования

В связи с увеличением количества совершаемых международных перево-зок и применения таможенного транзита через иностранные государства роль таможенных органов в логистике при международной транспортировке грузов существенно увеличилась. Актуальность развития сферы таможенного администрирования и терминального обслуживания грузов в зоне деятельности морских портов РФ вызвана изменением направления грузовых потоков, а также высоким потреблением импортных товаров в стране.

В данном исследовании проводится анализ влияния деятельнос-ти таможенных органов в морских портах как составляющего звена транспортно-логистической системы. Использование предварительного информирования и предварительного декларирования, таможенного декларирования, создание центров электронного декларирования, сокращение сроков выпуска упрощают и ускоряют процесс представления сведений о прибытии товаров, декларирования, проведения таможенного и иных видов государственного контроля.

Несмотря на это, участники внешнеэкономической деятельности проявляют низкую заинтересованность в перечисленных нововведениях или при их внедрении участвует сравнительно малая доля участников внешнеэкономической деятельности; между государственно-контролирующими органами и операторами грузовых терминалов существуют разногласия при взаимодействии в проведении таможенного и иных видов контроля за перемещением товаров; технологичес-кие схемы обработки грузов не всегда учитывают особенности предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морских портов.

Практическая значимость исследования также выражена в установлении особенностей участия таможенных органов РФ в отдельных видах государственного контроля в морских пунктах пропуска, во взаимодействии с оператором грузового терминала и участниками внешнеэкономической деятельности, а также в определении ключевой роли предварительного декларирования как эффективного механизма снижения времени нахождения груза на территории грузового терминала.

Методы и материалы

В каждом порту и на границе в пунк-тах пропуска импортные товары обязаны быть помещены под таможенные процедуры или размещены на складах временного хранения в ожидании подготовки полного комплекта документов. В типичной транспортно-логистической схеме грузы подвергаются таможенным операциям как минимум дважды – один раз в стране отправления с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта и один раз в стране назначения с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В такой цепочке государственно-контролирующие органы могут применять различные формы контроля, в том числе осмотр, осмотр с применением инспекционно-досмотровых комплексов (далее – ИДК), досмотр, взвешивание, пересчет количества грузовых мест, взятие проб и образцов и пр. Таким образом, порты и приграничные пункты пропуска, где совершаются таможенные операции и проводятся государственные виды контроля, являются неотъемлемой частью международных транспортно-логистических цепей.

Длительное нахождение груза на терминале морского порта может значительно повлиять на торговые отношения между участниками различных государств, а также увеличить стоимость и время международных грузовых перевозок. Далее рассмотрим возможные варианты таможенных операций, при которых груз может задерживаться в морском порту. К таким операциям относятся принятие решения о выгрузке при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), декларирование с помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенного транзита, проведение государственных видов контроля с применением досмотра, осмотра и прочих форм контроля.

При длительном нахождении груза в порту, которое связано с вышеперечисленными факторами, грузовладельцы сталкиваются с дополнительными расходами по перемещению грузов в зону проведения таможенного досмотра, растаркой и обратной затаркой груза в транспортное средство, в том числе в контейнер, и с хранением.

Таможенные органы – это звено правоохранительных структур, которое осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета страны, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные сборы, пошлины и налоги. Система таможенных органов представляет собой централизованную систему, в которую входят Федеральная таможенная служба Российской Федерации, таможенные управления в регионах РФ, учреждения для обес-печения таможенной деятельности, таможни и таможенные посты. В данной системе также присутствуют лаборатории, научные и исследовательские центры, образовательные учреждения и другие организации.

Под контролем таможенных органов находятся склады временного хранения, постоянные и временные зоны таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют свою деятельность в определенных точках транспортного пути, в целом формируя единую транспортно-логистическую систему вместе с другими участниками. Для обозначения места таможенных органов в международной транспортно-логистической системе обратимся к рисунку 1.

Рис. 1. Таможенные операции в планировании транспортной логистики

Таможенные органы принимают решение о ввозе товаров и об их выгрузке на основании предварительной информации, поданной перевозчиком до прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. Сегодня предварительная информация содержит объем данных, практически равный сведениям, заявляемым при таможенном декларировании товаров.

В предварительном информировании таможенных органов о прибытии морских судов и товаров содержится информация о морском грузовом судне в соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства и ст.89 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) о рейсе транспортного средства, портах отправления и назначения, грузах, размещенных на борту морского судна, отправителе и получателе товаров, признаки животного или растительного происхождения в целях проведения ветеринарного и фитосанитарного контроля, номерах коносаментов, количество грузовых мест, вес брутто и нетто, код товара на уровне шести знаков в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), количество и номера контейнеров, место выгрузки товаров.

Однако существуют сведения о товаре, которые не обязательны для представления в таможенный орган при подаче предварительного информирования. К примеру, такими сведениями являются стоимость товаров, код товара, превышающий шести-значный код согласно ТН ВЭД ЕАЭС, количество товаров в дополнительных единицах, наименование товаров в соответствии с коммерческими документами, номера и даты составления коммерческих документов, страна отправления и назначения, информация о месте регистрации отправителя и получателя, планируемое место временного хранения.

Далее таможенные органы регистрируют прибытие транспортного средства международной перевозки и принимают решение о выгрузке товаров в зону таможенного контроля. Оператором осуществляется выгрузка груза на специализированную площадку.

Следующим этапом деятельности таможенных органов в пункте про-пуска является проведение санитар-но-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного видов контроля. Таможенные органы исполняют функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Возложение на таможенные органы ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного надзора в полном объеме внесло изменения в схему государственного контроля морских судов и грузов, а также сократило количество этапов внутренней транспортной логистики в морских портах и снизило время нахождения груза на территории морского терминала.

Далее участник внешнеэкономичес-кой деятельности или перевозчик в течение трех часов после регистрации прибытия транспортного средства и товаров, а также их фактической выгрузки может подать декларацию на товары, транзитную декларацию или поместить товары в зону таможенного контроля на временное хранение до подготовки таможенной документации.

Следующим шагом является декларирование товаров и помещение их под таможенную процедуру таможенного транзита или выпуска для внутреннего потребления. В случае, если в пункте пропуска открыта процедура таможенного транзита, перевозчику необходимо после вывоза груза с территории морского порта доставить товар в таможенный орган назначения для завершения таможенной процедуры таможенного транзита и декларирования товаров с последующим выпуском в свободное обращение.

При помещении груза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления декларант подает декларацию в центр электронного декларирования. По результатам проверки системой управления рисками инспектор центра электронного декларирования должен или выпустить товар в течение четырех часов после регистрации декларации, или оформить поручение на таможенный досмотр или осмотр, как представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Возможные решения таможенных органов при проверке декларации на товары системой управления рисками

В этом случае декларант самостоятельно на сайте оператора грузового терминала выбирает время проведения таможенного досмотра. Минимальный срок проведения таможенного досмотра составляет 36 часов с момента регистрации декларации на товары. При получении оператором грузового терминала от таможенных органов решения о проведении таможенного досмотра и осмотра оператор формирует суточный план перемещения контейнеров в зону проведения таможенного досмотра, определяет необходимое количество докеров, выполняющих в следующие сутки работу по различным технологическим схемам, связанным с досмотром, осмот-ром с применением ИДК, растаркой или обратной затаркой груза в контейнер, перемещением грузов из зоны хранения в зону проведения таможенного досмотра, их возвращением.

По результатам таможенного досмотра инспектором центра электронного декларирования груз может быть задержан или выпущен. Данная информация направляется оператору грузового терминала, декларанту, после чего груз покидает территорию и доставляется получателю.

Результаты анализа

После рассмотрения особенностей предварительного информирования и декларирования товаров на морском транспорте вместо них предлагается использовать предварительное декларирование товаров, предусмотренное ТК ЕАЭС. Организация перевозки морским транспортом за счет длительности морского перехода предусматривает заблаговременную передачу коммерческих и транспортных документов от отправителя получателю, предварительную подготовку документов экспедиторами и таможенными представителями на территории страны ввоза при необходимости проведения государственных видов контроля.

В совокупности обязательные и необязательные сведения предварительного информирования могут служить полноценной декларацией на товары. Но особенностью подачи декларации на товары являются условия нахождения товаров на таможенной территории ЕАЭС в зоне таможенного контроля. В этом случае декларант может воспользоваться предварительным декларированием, при котором отсутствует требование о нахождении товаров на таможенной территории.

Согласно ст.114 ТК ЕАЭС при подаче предварительной декларации декларант может не иметь достаточно сведений о товарах и транспортных средствах. Но при осуществлении морских перевозок, как правило, декларант или экспедитор до прихода морского судна уже имеет оригиналы коммерческих, транспортных и иных документов, необходимых для декларирования товаров. В связи с этим решения, принятые таможенными органами в рамках предварительного декларирования, могут сократить время нахождения контейнеров на грузовом терминале, а также сократить количес-тво перемещений согласно технологическим схемам по проведению различных форм таможенного контроля, как изображено на рисунке 3.

Рис. 3. Использование предварительного декларирования товаров при морских перевозках

Заключение

Из вышесказанного следует, что технологические процессы, обусловленные необходимостью проведения таможенных операций и таможенного контроля, являются определенным барьером грузопотоку, но, вместе с тем, обязательным и прогнозируемым. В этой связи предложенный авторами подход позволяет минимизировать указанное воздействие и выстроить рациональные технологические схемы внутри терминального перемещения грузов. Они являются обязательной точкой прохождения на международных путях сообщения при импорте, экспорте и транзите товаров.

Таможенные органы имеют право на проведение таможенного, ветеринарного, санитарно-карантинного и фитосанитарного видов надзора, вследствие чего на них, а также иные государственно-контролирующие органы, на операторов грузовых терминалов, экспедиторов, участников внешнеэкономической деятельности и прочие лица возлагается солидарная ответственность за скорость осуществления грузовых работ на морских терминалах.

Для дальнейших исследований целесообразно использовать предварительное декларирование как замену предварительному информированию и таможенному декларированию. Предполагается, что это позволит снизить общее время нахождения контейнеров в портах, сократить расходы участников внешнеэкономической деятельности на хранение, грузовые операции в порту и в целом повысить конкурентоспособность российских морских портов.

Морские порты №7 (2022)

ПАО СКФ
Подписка 2023
SmartPort
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ