Показатели растут, пока есть чем переваливать грузы - Морские вести России

Показатели растут, пока есть чем переваливать грузы

15.03.2024

Морские порты

Показатели растут, пока есть чем переваливать грузы

Фото: «Морские вести России»

Очередное декабрьское заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) состоялось в Москве, в здании Федерального агентства морского и речного транспорта. В ходе мероприятия были подведены предварительные итоги работы портовой отрасли за 2023 год, совершенствования нормативно-правовой базы деятельности операторов морских терминалов, импортозамещения и создания льготного режима поставок импортных запчастей и перегрузочного оборудования для портового комплекса страны.

В обсуждении насущных для отрасли вопросов приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, и.о. руководителя Росморречфлота Борис Ташимов, заместитель руководителя ространснадзора сергей сарицкий, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов и директор АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности» Константин Ким, представляющий Министерство промышленности и торговли РФ.

Владимир Михайлов

Запас портовых мощностей необходим

Подводя предварительные итоги работы портовой отрасли в 2023 году, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай отметил, что, несмотря на введенные западными странами санкции в отношении морского транспорта России, объем внешнеторговых перевозок не только не сократился, но и продолжает расти, и в этом большая заслуга морских портов, которые были вовлечены в работу над переориентацией грузопотоков.

Хотя разворот логистики на юг и восток показал, что перевалочных мощностей в портах достаточно для удовлетворения выросшего спроса, в Минтрансе считают необходимым сохранение профицита данного показателя относительно текущего грузооборота. «Профицит должен быть в объеме порядка 20%, это необходимо для преодоления форс-мажоров. По итогам 2023 года мы ожидаем прироста портовых мощностей еще на 11 млн тонн за счет инвестпроектов, которые у нас реализуются в портах Мурманск, Усть-Луга, Владивосток, Петропавловск-Камчатский», – сообщил заместитель министра транспорта.

По его словам, также крайне важно обеспечить возможность перевалки грузов различной номенклатуры. Ранее порты были нацелены на конкретные грузы в зависимости от расположения. Переориентировать их при развороте оказалось крайне затруднительно. Особенно это коснулось контейнерных перевозок: из портов Северо-Запада, где контейнерооборот в определенный момент сократился почти на 70%, контейнеры пришлось перенаправить на южные и дальневосточные порты. Но, несмотря на их высокую загрузку, мощностей оказалось достаточно.

Также замминистра рассказал о развитии Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», в частности о дноуглублении Волго-Каспийского морского судоходного канала до проходной осадки в 4,5 метра и следующем этапе – развитии портов Астрахань, Оля и Махачкала, о работе Минтранса над формированием правовой основы интеграции морских портов новых регионов в правовое поле РФ и восстановлении там перевалочных мощностей.

Завершая выступление, А. Пошивай предложил Ассоциации совместно с Минтрансом поддержать компании, которые вынуждены увеличивать сроки реализации инвестиционных проектов в портовой отрасли: «В настоящее время некоторые проекты по объективным причинам сдвигаются по срокам «вправо». В сложившихся обстоятельствах мы понимаем, что это неизбежность, с которой необходимо считаться. Но главное тут, что инвесторы не отказываются от реализации. Наша задача – вместе с вами их поддержать».

Продолжил подведение итогов работы отрасли за год исполняющий обязанности руководителя Росморречфлота Борис Ташимов. Он сообщил, что объем грузооборота морских портов РФ в 2023 году может вырасти на 5-6% по сравнению с предыдущим годом и составить порядка 900 млн тонн. По его словам, в основном выросла обработка зерна, минеральных удобрений, угля и нефти.

Б. Ташимов добавил, что за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих терминалов совокупные перевалочные портовые мощности РФ выросли почти на 22 млн тонн, превысив показатель в 1,33 млрд тонн. «Еще ряд проектов сейчас находится на завершающей стадии. Рассчитываем, что к концу этого – началу следующего года еще несколько объектов будут сданы в эксплуатацию и мы прирастем дополнительными мощностями, что очень востребовано в текущий момент», – сказал и.о. руководителя Росморречфлота.

Предварительные итоги: производство и законотворчество

С докладом о предварительных итогах работы морских портов РФ и деятельности Ассоциации в 2023 году выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он отметил, что в условиях западных санкций и изменившейся логистики перевозок грузооборот морских портов в целом показывает стабильную положительную динамику, несмотря на некоторое снижение темпов роста Северо-Западного региона.

Грузооборот портов за 10 месяцев 2023 года вырос на 7,8% и составил 749,2 млн тонн, в том числе сухогрузов – на 14,7%, наливных грузов – на 1,5%. Рост перевалки сухогрузов произошел в основном за счет увеличения перевалки угля (+3,8%), зерновых (+80,4%), грузов в контейнерах (+9,1%), минеральных удобрений (+56,9%) и грузов на паромах (+25,8%). Рост перевалки наливных грузов отмечен за счет перевалки сырой нефти (+7%), пищевых грузов наливом (+30%) и химических грузов наливом (в 2 раза). Рост грузооборота был отмечен во всех направлениях: экспорт – на 5,9%, импорт – на 8,5%, транзит – на 13,5% и каботаж – на 19,9%.

Грузооборот морских портов по бассейнам составил: Арктический бассейн – 81,8 млн тонн (-0,2%), в том числе сухогрузы – 26,2 млн тонн (+7,7%), наливные – 55,6 млн тонн (-3,5%); Балтийский бассейн – 208,8 млн тонн (+2,5%), в том числе сухогрузы – 94,8 млн тонн (+19%), наливные – 114 млн тонн (-8%); Азово-Черноморский бассейн – 251,3 млн тонн (+17,2%), из них сухие грузы – 122,9 млн тонн (+26,2%), наливные – 128,4 млн тонн (+9,8%); Каспийский бассейн – 6,5 млн тонн (+36,1%), из них объем сухих грузов – 4 млн тонн (рост в 1,6 раза), наливные – 2,5 млн тонн (+4,9%); Дальневосточный бассейн – 200,9 млн тонн (+5,7%), в том числе сухогрузы – 134,1 млн тонн (+3,9%), наливные – 66,8 млн тонн (+9,6%).

За январь-октябрь 2023 года в морских портах было обслужено 42996 пассажирских судов (-21,5%), а морскими пассажирскими терминалами– 2,82 млн человек (-17,3%). Основное количество пассажиров было обслужено специализированными пассажирскими терминалами в портах Сочи – 264 тыс. человек (+33,0%), Севастополь– 2,28 млн человек (-15,7%), Ялта – 196,8 тыс. человек (снижение в 2,3 раза). Сокращение числа перевезенных пассажиров морским транспортом связано с закрытием для гражданского судоходства некоторых районов в Азовском и Черном морях после начала специальной военной операции и отказом зарубежных круизных компаний от посещения российских портов, что негативно сказалось на круизных перевозках.

Вместе с тем, рост грузооборота стимулируется за счет строительства, модернизации и реконструкции перегрузочных комплексов в морских портах: в 2022 году совокупный прирост портовых мощностей составил 56 млн тонн, а в 2023 году введено в эксплуатацию порядка 22 млн тонн.

Также С. Жусупов отчитался о проделанной АСОП работе с марта по декабрь в части законотворчества. Он рассказал о рассмотрении 194 проектов нормативно-правовых актов, связанных с деятельностью организаций, оказывающих услуги в морских портах РФ. На основании замечаний, полученных от членов Ассоциации, по всем проектам была сформирована консолидированная позиция, направленная разработчикам нормативно-правовых документов.

Например, были направлены предложения к проектам: закона «О внесении изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты РФ»; постановления Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»; приказа Минтранса России «О внесении изменений в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом» и многим другим.

По ряду проектов замечания были учтены, а рассмотрение некоторых документов вообще было отложено или снято с повестки. Это, к примеру, законопроекты о заключении договоров на перевозку железнодорожным транспортом на условиях «вези или плати», о запрете рейдовой перевалки навалочных грузов. В законопроекте «О смешанных перевозках» поправки позволили устранить риски для стивидоров.

Нивелирование санкционных последствий в области ПТО

Помимо совершенствования нормативно-правовой базы, Ассоциация работает над нивелированием санкционных последствий в части поставок в порты подъемно-транспортного оборудования (ПТО), подчеркнул исполнительный директор АСОП. Сов-местно со стивидорами и производителями из РФ и дружественных стран Ассоциация способствует освоению выпуска критически значимого для отрасли ПТО.

Пользуясь случаем, что в заседании совета директоров АСОП принял участие представитель Минпромторга России, С. Жусупов заострил внимание на серьезности проблемы импортозамещения, требующей участия государства: «Хотелось бы, чтобы представители Минпромторга перешли от общего обсуждения к конкретике в части определения базовых предприятий, на основе которых будут формироваться возможности по обеспечению импортозамещения».

В частности, он пояснил, что, как и в других транспортных отраслях, в портовой отрасли практически вся техника импортная, за исключением портальных кранов. И добавил, что изготовлением портальных кранов в стране по всей линейке грузоподъемности успешно занимается Группа компаний «СММ», входящая в АСОП; их краны пользуются спросом не только в РФ, но и за рубежом. То есть все, что касается прочей техники, колесной – ни ее, ни производств, которые могли бы взять на себя импортозамещение этой техники и кардинально изменить ситуацию, пока нет.

И так обстоят дела у всех видов транспорта – автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского, речного: вся колесная техника в их хозяйстве, на терминалах является техникой иностранного производства.

«Осенью этого года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что ключевым условием стабильного функционирования транспортного комплекса России является его независимость от иностранных производителей. Это крайне серьезная цель, которую нам предстоит достичь», – сказал исполнительный директор АСОП.

Он добавил, что у членов Ассоциации пока нет понимания, на базе каких предприятий будут сформированы возможности для импортозамещения по широкому кругу ПТО, вспомогательной технике, которая необходима на транспорте и которая обеспечивает деятельность всех терминалов, всех крупных складских комплексов во всех транспортных отраслях. С. Жусупов выразил надежду, что озабоченность Ассоциации дойдет до руководства Минпромторга и оно обратит серьезное внимание на существо вопроса.

Отдельное внимание в ходе заседания было уделено проблеме поставок комплектующих и запчастей к уже работающему импортному оборудованию. Так, председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко сообщил, что плохо обстоят дела с раскрытием информации о закупках. Ассоциация считает, что информация о закупках запчастей, которые производятся сейчас в дружественных странах (в основном Восточная Азия и Китай), не должна подлежать раскрытию на едином портале «Информация о закупках», чтобы не навлекать на компании санкции.

Но, к сожалению, в этом вопросе позиция АСОП не находит поддержки ни в Федеральной антимонопольной службе, ни в Минпромторге. В ответе министерства, например, говорится о том, что «есть процедура параллельного импорта» (по которой можно было бы не раскрывать информацию), но главное – «работы по импортозамещению продолжаются, и есть аналоги оборудования, производимые в Российской Федерации».

«В первую очередь мы ведем речь о закупках оборудования и запчастей, которое уже установлено на терминалах. В данном случае нам не поможет то оборудование и запчасти, которые производятся в России, поскольку они просто не подойдут к импортной технике», – пояснил А. Алексеенко.

Своих коллег по Ассоциации поддержал председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности АСОП Дмитрий Тарасов. Он рассказал, что хотя с Минпромторгом у портовиков на протяжении года было плотное общение и взаимодействие, но в министерстве «нас не совсем услышали».

«Да, мы рады тому, что вы поддерживаете производителей кранов, но мы не рады тому, что вы нас не услышали по поводу запчастей, которые нам надо привозить (из-за границы), чтобы терминалы не остановились, – обратился Д. Тарасов к представителю Минпромторга. – Ссылаться на то, что у нас есть «Камаз» и «Кировский завод», бесполезно – они не делают того набора оборудования и запчастей, который необходим порту (мы его предоставляли)».

Он добавил, что отрасль столкнулась с тем, что и дружественные страны сегодня не делают такое оборудование и запчасти, а только учатся. Д. Тарасов высказал предложение, чтобы в министерстве появился если не отдел, то хотя бы ответственное лицо, закрепленное за портами по вопросам закупок зарубежного оборудования и запчастей и по вопросам импортозамещения.

Директор АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности» Константин Ким, представляющий Минпромторг России, пообещал привлечь внимание ведомства к данной проблеме. Однако он отметил, что отдельные инициативы бизнеса все-таки были поддержаны министерством и включены в перечень по параллельному импорту.

«Что касается погрузчиков в портах. Сразу отмечу, что как бывший представитель и участник промышленной комиссии по таможенно-тарифному регулированию хочу сказать, что достаточно большое количество категорий промышленных товаров, которые производятся в Российской Федерации, по каким-то причинам эксплуатантами не закупаются, а приобретаются в основном по импорту. Конечно, вопрос риторический: почему не закупали раньше российскую технику, а приобретали импортную? Готов обсуждать, потому что у нас есть отраслевые подразделения, которые ведут эту тему. Готов даже подключиться, чтобы этот диалог выстроить», – высказал свою точку зрения К.Ким.

Продолжая дискуссию, С. Жусупов уточнил, что АСОП, действительно, взаимодействует с представителями Минпромторга, но получается странная ситуация – «вы ждете от нас, чтобы мы рассказали вам о том, какие у вас есть возможности по производству критически важной промышленной продукции в Российской Федерации».

«Вам нужно: первое – самостоятельно провести обследование иностранной техники по всем отраслям; второе – определить базовые предприятия, систему финансирования и дальше двигаться вперед, – дал дружеский совет чиновникам исполнительный директор. – Вы говорите, что мы до этого не покупали российское. Но перед портами стояла задача развить нашу инфраструктуру для удовлетворения запросов государства по экспорту, импорту и транзиту. Мы свою задачу выполнили, теперь выполните вы свою».

В ответ К. Ким заметил, что моментально нарастить производство отечес-твенной техники того же качества и в том объеме, в котором она закупалась и импортировалась российскими эксплуатантами, просто невозможно. В этом смысле он предложил искать компромиссы: «Если, как вы говорите, даже поставщики и производители из дружественных стран не всю технику могут поставить, то давайте думать, каким образом из этого выходить. Давайте мы найдем, возможно, альтернативных производителей из нейтральных государств, которые смогут поставить технику, возможно, обнулим пошлину на какой-то временной основе, чтобы удешевить импорт такой техники. Еще раз – в моменте нарастить тот объем, который требуется, просто невозможно».

Итог дискуссии подвел председатель Совета директоров АСОП Денис Илатовский. Он, в частности, сказал: «Учитывая компромиссное предложение, считаю целесообразным направить запрос в Минпромторг и провести совместное обсуждение этого вопроса на площадке терминалов со специалистами портов и ЗАО «СММ»– производителя широкой линейки кранов. <...> Думаю, на терминале в окружении техники беседа пройдет легче и конструктивней».

Морские порты №1 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ