Порт Архангельск – Северные ворота Российской Арктики - Морские вести России

Порт Архангельск – Северные ворота Российской Арктики

26.03.2024

Морские порты

Порт Архангельск – Северные ворота Российской Арктики

Фото: В порту Архангельск/пресс-службы АМТП

Морской порт Архангельск, расположенный в устьевой части р. Северной Двины, впадающей в Двинский залив Белого моря, – это современный порт с богатой историей и давними традициями, это Северные ворота в Российскую Арктику. Порт универсальный и является ключевым для развития арктического шельфа, строительства новых арктических портов, особенно в Баренцевом и Карском морях.

В настоящее время Правительством РФ утвержден Комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, предполагающий строительство глубоководного района порта в районе мыса Куйский мощностью до 25 млн тонн.

Николай Нестеров, капитан морского порта Архангельск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Грузооборот порта в 2023 году по отношению к предыдущему году снизился на 1,5 млн тонн и составил 5,04 млн тонн. По традиционным для Архангельска лесным грузам изменилось направление перевозок: если раньше эти грузы шли в основном в европейские страны, то сейчас развернулись на страны Северной Африки, Турцию и Китай.

В прошлом году северный завоз проходил в штатном режиме. Традиционное направление — портопункты Белого и Баренцева морей. Перевозки осуществлялись судами типа «река-море», барже-буксирными составами, зачастую выгрузка производилась на необорудованный берег. Без сбоев прошел завоз грузов назначением в арктический порт Певек.

Инфраструктурные изменения

В последнее время в порту проведена реконструкция причалов участка «Экономия», где оператором морских терминалов является ОАО «Архангельский морской торговый порт». ФГБУ «Северное УГМС» введен в эксплуатацию после модернизации причал №138. Продолжается реконструкция причалов Соломбальского терминала, набережной Седова в Соломбале, введен в эксплуатацию современный комфортабельный речной вокзал.

Важным событием для порта в прошлом году стало утверждение Правительством РФ Комплексного плана развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, предполагающего строительство глубоководного района порта в Двинском заливе Белого моря в районе мыса Куйский с грузооборотом до 25 млн тонн к 2040 году. Ввод его в эксплуатацию намечен на 2031 год.

Основой грузовой базы должна стать продукция лесообрабатывающего комплекса. Ее отгрузка морским транспортом поможет разгрузить и без того перегруженную железнодорожную инфраструктуру. Проект создания глубоководного порта в Архангельске обсуждается уже много лет. Однако в прежних условиях в нем не видели большого смысла: железная дорога в дальневосточном направлении не была настолько забита грузами, как сейчас.

Реализация проекта также будет способствовать развитию транспортной системы Архангельской области и Северо-Западного региона в целом, поможет оказать активное содействие повышению инвестиционной привлекательности области, развитию промышленности в регионах, примыкающих к ней, и освоению шельфовых месторождений Арктической зоны РФ.

Дальнейшее развитие морского порта во многом зависит от согласования и реализации другого проекта – строительства портового комплекса в бухте Безымянной на острове Южный архипелага Новая Земля, территории и акватории которого в дальнейшем планируется включить в границы порта Архангельск.

Значимая часть Комплексного плана касается обновления ледокольного флота и судов ледового класса. Она подразумевает завершение строительства ледокола проекта 23620 для работы в районе Белого моря и принятие решения о создании научно-экспедиционного судна проекта НЭС-126. Новое судно должно обеспечить работу труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение экологического мониторинга в Арктике, придя на смену ветерану НИС «Михаил Сомов».

Все это значительно укрепит транспортный каркас Северо-Западного региона страны и повысит экономический потенциал России в Арктике.

Оформление и контроль судов

Обеспечение безопасности судоходства в акватории порта и на подходах к нему является приоритетной задачей для Службы капитана порта. С этой целью в порту эффективно функционирует СУДС. Надежную связь с судами осуществляют операторы ГМССБ морских районов А1, А2. Безопасность мореплавания, оформление судозаходов, контроль за состоянием судов и за порядком в порту в 2023 году Службой обеспечивались качественно и в полном объеме при круглосуточном режиме работы порта.

За прошедший год было зарегистрировано 2748 заходов судов различного типа, что на 536 меньше, чем в предыдущем году. Сократилось количество судов под иностранными флагами, их в 2023 году в порт зашло 26, тогда как в 2022 году – 65.

Стоит отметить, что в прошлом году в порт заходили два судна Китайской Народной Республики с последующим переходом по Северному морскому пути (СМП) в порты КНР. Эти рейсы подтвердили экономическую целесообразность использования СМП, поэтому в текущем году планируется заход в порт Архангельск китайских судов на регулярной основе.

Ежедневно проводится контроль за вахтенной службой судов, стоящих в порту. Регулярно проводятся осмотры судов как российских, так и иностранных. За 2023 год проведен 551 осмотр судов под флагом РФ и 13 осмотров судов под иностранными флагами. В результате выявлено 1006 несоответствий. Отказано в разрешении на выход из порта 33 судам.

Для обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания людей на море в порту успешно функционирует МСПЦ «Архангельск». На сегодня организация безопасности мореплавания и судоходства в порту соответствует международным и национальным требованиям.

В 2023 году 410-летний юбилей отметила старейшая в России лоцманская служба Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт».

Экологический надзор – залог чистоты в Арктике

Морской порт Архангельск, по сути, является устьевым портом, только протяженность его акватории от приемного буя до южной границы составляет 44 мили. В акваторию порта входят 4 рукава Северной Двины, многочисленные протоки, в порту имеется 199 причалов, 4 судоремонтных предприятия. Именно поэтому вопрос обеспечения экологической безопасности – актуальная тема повестки дня. Постоянную готовность в порту несет Архангельское подразделение Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба».

В рамках обеспечения экологической безопасности Служба капитана порта регулярно проводит мониторинг акватории. Количество зафиксированных случаев загрязнения неуклонно уменьшается, но с учетом особенностей порта полностью избежать их не удается. За 2023 год было зафиксировано 24 случая загрязнения акватории. Все они были оперативно устранены. К сожалению, не всегда представляется возможность установить виновника загрязнения, остается только фиксировать, когда пятно со следами нефтепродуктов течет по реке, и принимать меры по его ликвидации.

Осуществляется экологический контроль и за проведением погрузо-разгрузочных работ, особенно с нефтью и нефтепродуктами, за бункеровкой судов в акватории порта. Не допускается проведение указанных работ без предварительного ограждения бонами судов на все время грузовых либо бункеровочных операций. Исключением становится лишь период льдообразования в акватории.

До начала проведения бункеровки необходимо предоставлять в Службу капитана порта заявку, согласованную с профессиональным аварийно-спасательным формированием, с которым у бункерующей организации заключен договор на обеспечение готовности к локализации и ликвидации возможных разливов нефтепродуктов. В случае бункеровки с автомашин заявка должна быть также согласована с оператором терминала (причала), на территории которого будет проводиться бункеровка.

Деятельность операторов портовых приемных сооружений по оказанию экологических услуг судам осуществляется на коммерческой основе. Служба капитана порта ведет учет предварительных заявок на сдачу судовых отходов и подтверждающих справок об их исполнении.

Такой надзор и контроль за экологией в порту – залог чистоты во всей Арктике.

Морские порты №1 (2024)

_ _ _

Самые важные и интересные новости отрасли, а также эксклюзивные интервью с наших мероприятий в социальных сетях:

–Telegram: https://t.me/morvestirussia

– Вконтакте: https://vk.com/morvesti

– Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/morvesti

– YouTube: https://www.youtube.com/@MaritimeNewsOfRussia


ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ