На пути к инструментальной навигации на основе государственных электронных навигационных карт - Морские вести России

На пути к инструментальной навигации на основе государственных электронных навигационных карт

19.07.2023

Речной транспорт

На пути к инструментальной навигации на основе государственных электронных навигационных карт


 

Фото: ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

В начале навигации 2023 года судоводители столкнулись со сложностями из-за ледовых явлений в Онежском озере. Суда и барже-буксирные составы следовали к местам погрузки в сопровождении буксиров ледового класса. Навигацию открыл караван судов компании «Волжское пароходство». Они прошли по основной трассе внутренних водных путей Волго-Балтийского бассейна курсом на карьеры Онежского озера.

 

Водные пути в цифрах и шлюзах

 

Федор Шишлаков, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Протяженность водных путей Волго-Балтийского бассейна 4982,62 км, из которых пути федерального значения – 4950,8 км, регионального – 31,82 км.

По состоянию на 31 мая судопоток и грузооборот практически не изменились по сравнению с прошлым годом: выполнено 2813 рейсов, перевезено 2,27 млн тонн грузов. Объем перевозимых нефтепродуктов в порт Высоцк увеличился на 25,2%. При этом количество других перевозок уменьшилось: например, леса перевезли в два раза меньше. Снижение также коснулось металла и строительных материалов – их доставили меньше на 5%.

 

Туристы выбирают отдых на реке

 

При этом достаточно ярко наблюдается тенденция увеличения спроса на внутренний водный туризм. Например, уже в мае услугами круизных компаний на Волго-Балте воспользовались 33 тыс. туристов. Также по сравнению с прошлым годом на 3% подрос и объем пассажирских перевозок.

В этом году 28 апреля была принята техническая готовность шлюзов к эксплуатации, и уже на следующий день прошли первые транзитные суда через шлюз № 8 Шекснинского гидроузла.

По данным на 31 мая, в 2023 году на Волго-Балте выполнено 4914 шлюзований, 8873 судна прошлюзовано. На 6% увеличился судопоток через шлюзы и на 3% количество шлюзований по сравнению с первым полугодием 2022 года.

Продолжительность работы шлюзов основной трассы Волго-Балта в навигацию 2022 года составила 218 дней. Однако судопропуск продолжался еще 9 суток до завершающего этапа на Нижне-Свирском шлюзе 25 ноября 2022 года.

По итогам навигации 2022 года через шлюзы Волго-Балта прошли 59 406 судов, всего выполнено 33 332 шлюзования. Было зафиксировано два транспортных происшествия, классифицированных как инцидент. Общая задержка флота составила 60 минут.

В текущем году зафиксировано только одно транспортное происшествие. Задержки флота при этом не последовало.

На федеральных путях средствами навигационного оборудования обслуживается 3561,6 км, в том числе с освещаемой судоходной обстановкой – 2413,6 км. Протяженность водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов – 3014,6 км.

В межнавигационный период на участке реки Вуокса протяженностью 7,2 км теплоход «Ладожский» продолжал нести вахту для обеспечения безальтернативного сообщения между островом Валаам и Приозерском.

Следует отметить, что в 2023 году увеличилась протяженность ВВП с гарантированными габаритами в нашем филиале в Калининградской области. По обращению местных компаний участок реки Немонин от устья Куршского залива до поселка Малое Матросово протяженностью 2 км переведен из 7-й категории (без гарантированных габаритов и без навигационной обстановки) в 3-ю (с гарантированными габаритами судовых ходов и с неосвещаемой навигационной обстановкой).

Для обеспечения гарантированных габаритов здесь запланированы землечерпательные работы в объеме 19,5 тыс. м3.

 

Водные объекты встроены в систему

 

В 2022 году распоряжением Правительства РФ были внесены изменения в Перечень внутренних водных путей РФ № 1800-р и приказом Минтранса России водные объекты Санкт-Петербурга протяженностью 21,5 км включены в границы Волго-Балтийского бассейна.

В рамках соглашения между Росморречфлотом и правительством Санкт Петербурга в навигацию 2023 года ВВП регионального значения в границах Санкт-Петербурга перешли на содержание нашей Администрации по 2-й категории – с гарантированными габаритами судовых ходов и со светоотражающей навигационной обстановкой.

Водные пути проходят по историческому центру города и включают реки Фонтанка, Мойка, Ждановка, канал Грибоедова, Крюков канал, Зимняя канавка и Кронверкский пролив.

В настоящее время для судоводителей создана карта водных путей регионального значения в границах Санкт-Петербурга. Для этого в прошлом году были выполнены подготовительные работы в части промеров глубин, съемки береговых объектов и определения подмостовых габаритов судоходных пролетов мостов.

И это не первый подобный опыт Волго-Балта. Уже третий год в рамках соглашения между Росморречфлотом и Республикой Карелия содержится водный путь регионального значения от Ладожского озера до причала Питкярантского карьера протяженностью 10,32 км. На 2023 год для него установлена 4-я категория – без гарантированных габаритов судовых ходов и с освещаемой навигационной обстановкой.

 

Навигационная обстановка

 

На сегодняшний день для содержания навигационной обстановки в филиалах задействованы 32 обстановочные бригады.

С 10 мая 2023 года на всем протяжении основной трассы от Санкт-Петербурга до Череповца обеспечивается гарантированная глубина 4,0 м, что позволяет проходить судам с осадкой до 3,75 м.

Общее количество знаков судоходной навигационной обстановки 4610, в том числе береговых – 2548, плавучих – 2062.

Для дноуглубления в этом году планируется ввести в эксплуатацию 8 земснарядов общей технической производительностью 1840 м3/час. За навигацию планируется выполнить землечерпательные работы в объеме 398,22 тыс. м3. Основной объем будет производиться на участках: реке Вуоксе, Водораздельном канале, реке Свири, Приладожских каналах, Онежском канале, Полесском канале, реках Матросовка, Преголя, Неман и Немонин.

В течение 2023 года будут продолжены дноуглубительные и дноочистительные работы на участке реки Волхов, в нижнем бьефе Волховского шлюза. Это необходимо для увеличения гарантированной глубины с 1,95 до 2,4 м.

Ранее на Волхове с целью обеспечения безопасности судоходства постепенно улучшались судоходные условия. Для захода пассажирских судов проектов 301 и 302 с Ладожского озера в 2017 году повышена категория водных путей. Участок реки от Ладожского озера до Старой Ладоги стал полностью освещаемым.

С 2019 года здесь увеличена гарантированная глубина с 2,4 м до 3,5 м. На участке реки от Волховского шлюза до Великого Новгорода после проведения дноуглубительных и дноочистительных работ в 2021 году установлена единая гарантированная глубина 2,4 м.

После завершения работ на реке Волхов минимальная гарантированная глубина будет составлять 2,4 м. Данная мера позволит привлечь больше судоходных компаний и увеличить пассажирский поток.

В этом году также запланировано проведение дноуглубительных работ на реке Ловать для достижения габарита по глубине 2,3 м. Это необходимо для безопасной эксплуатации открытого в этом году нового маршрута пассажирского судна на подводных крыльях СПК «Восход» Великий Новгород – Взвад.

 

Региональный картографический центр Росморречфлота

 

Действующий на базе Администрации Волго-Балта региональный картографический центр Росморречфлота осуществляет камеральную и редакторскую проверку всех создаваемых электронных и бумажных навигационных карт ВВП России.

По состоянию на 31 мая 2023 года проведены камеральные проверки 518 ячеек электронных навигационных карт и файлов корректур к ним 8676,2 км ВВП. Всего в соответствии с планом в 2023 году должны быть проведены камеральные проверки 1311 ячеек ЭНК общей протяженностью 21 329,9 км путей (рис. 1, 2).

 

Рис. 1. Количество ячеек для камеральной проверки в 2023 году

 

Рис. 2. Протяженность ячеек для камеральной проверки в 2023 году

 

В рамках реализации мероприятия «Развитие-ЭНК» Росморречфлотом поставлено оборудование системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронных навигационных карт – Региональный центр ССП ЭНК.

По сравнению с 2022 годом протяженность проверяемых участков водных путей увеличилась на 29% с 16 524,6 до 21 329,9 км. Количество ячеек ЭНК для камеральной проверки – с 947 до 1311 ячеек (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема ВВП регионального значения.

 

В целях обеспечения безопасности судоходства на малых реках и каналах создан цифровой издательский оригинал навигационной карты ВВП регионального значения в границах Санкт-Петербурга (рис. 4).

 

Рис. 4. Схема расположения листов карты ВВП регионального значения

 

Данная навигационная карта издается по технологии «печать по требованию» и уже доступна для заказа всем заинтересованным пользователям.

В настоящее время на основе единой цифровой базы данных ведется создание ЭНК региональных водных путей. После завершения работы она будет загружена в мобильное приложение, которое разрабатывается на основе техзадания, согласованного с Администрацией бассейна.

Специалисты Администрации на основе получаемых данных смогут осуществлять эффективный мониторинг туристического флота на малых реках и каналах Санкт-Петербурга, обеспечивая высокий уровень безопасности судоходства.

По результатам тестовой эксплуатации приложения будет принято решение о его распространении среди судоводителей бассейна.

 

ЭНК выходят на рынок

 

Однако широкому распространению препятствует высокая стоимость ЭНК и оборудования для их отображения. Для решения этого вопроса Администрация организовала ряд совещаний с потенциальными разработчиками специального программного обеспечения для отображения ЭНК. В результате уже в третьем квартале года планируется его выход на рынок. Приложение может быть установлено в рамках подписки с разным сроком действия как на мобильные устройства, так и на стационарные компьютеры пользователей.

Внедрение этой программы позволит начать инструментальную навигацию на ВВП России на основе государственных электронных навигационных карт.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1599 требования к государственным ЭНК ВВП устанавливает Министерство транспорта по согласованию с Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии.

Администрация Волго-Балта подготовила актуализированный проект документа «Требования к государственным навигационным картам внутренних водных путей РФ». Работа проведена в рамках исполнения решений совещания по развитию внедрения государственных ЭНК от 3 марта 2023 года под председательством заместителя министра транспорта Александра Пошивая.

Актуализированный проект документа согласован с администрациями других бассейнов ВВП и направлен на согласование в Росморречфлот.

Принятие и утверждение данного документа позволит обеспечить создание качественных государственных электронных навигационных карт, отвечающих всем требованиям обеспечения безопасности судоходства внутренних водных путей.

 

Особое внимание – управлению безопасностью судов

 

Даниил Гладков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП

В 2023 году службой госпортконтроля проведено 196 проверок судов и плавобъектов. Выявлено 416 нарушений обязательных требований.

Капитанам судов и судовладельцам выдано 173 предписания об устранении. 10 судов задержаны до устранения нарушений. Составлено 6 протоколов об административных правонарушениях.

Также проверено 60 экскурсионно-прогулочных судов в историческом центре Санкт-Петербурга: на Фонтанке, Мойке, Ждановке, канале Грибоедова, Крюковом канале, Зимней канавке, Кронверкском проливе.

По результатам выявлено 170 нарушений обязательных требований. Капитанам судов и судовладельцам выдано 58 предписаний об устранении. 5 судов задержано до устранения нарушений.

Особое внимание уделяется проверке документов, подтверждающих наличие разработанной и применяемой системы управления безопасностью судов. В случае их отсутствия суда подлежат задержанию до устранения нарушений. В отношении судовладельцев возбуждаются дела об административных правонарушениях.

 

В соответствии с категорией риска

 

Сегодня основная задача 20 штатных инспекторов в короткие сроки проинспектировать суда, подлежащие проверке в соответствии с категорией риска.

Инспекторский состав расположен в семи филиалах бассейна: Санкт-Петербурге, Шлиссельбурге, Подпорожье, Вытегре, Череповце, Великом Новгороде и Гвардейске.

Инспекторами налажено эффективное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов. Их согласованная работа способствует повышению безопасности судоходства и предупреждению транспортных происшествий.

Важную роль в обеспечении безопасности судоходства играет качественная подготовка специалистов флота. Уже 16 лет отдел дипломирования проводит испытания кандидатов на получение квалификационных документов членов экипажа.

В 2022 году было оформлено 854 документа, за первое полугодие этого года – уже 470.

Также проводится проверка знаний правил плавания судов по ВВП для экипажей морских судов, которые несут ходовую навигационную вахту. В прошлом году было оформлено 305 свидетельств о прохождении проверки, в этом полугодии – 140.

Также в 2022 году 37 специалистов прошли квалификационные испытания и получили лоцманские удостоверения нового образца, а в первом полугодии 2023 года – 2 специалиста.

 

Изменения в получении услуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка

 

С 1 декабря 2022 года Росморречфлот вывел услугу по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка на единый портал государственных и муниципальных услуг.

Это было сделано в рамках эксперимента по оптимизации и автоматизации разрешительной деятельности, проводимого в связи с постановлением правительства № 1279 от 30 июля 2021 года.

Теперь данная услуга доступна на портале для членов экипажей морских судов, смешанного плавания и рыбопромыслового флота.

При подаче заявления через единый портал сокращены сроки оказания услуги и упрощены требования к подаваемым документам. За первое полугодие 2023 года такой возможностью уже воспользовались 73 заявителя.

В 2023 году отдел дипломирования принял 370 заявителей на удостоверение личности моряка и оформил 44 мореходные книжки. За тот же период 2022 года было принято 324 заявления на удостоверения и оформлено 54 мореходные книжки.

 

Навстречу профессии

 

В этом году в наших подразделениях проходят производственную практику студенты и курсанты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина.

Организация студенческой практики является неотъемлемой частью сотрудничества Администрации с учебными заведениями. Производственная практика помогает будущим специалистам сориентироваться и найти себя в профессии. Она позволяет систематизировать знания специальных дисциплин и сформировать профессиональные навыки и компетенции.

На данный момент в Администрации проходят практику более 50 студентов разных направлений: «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», «Гидротехническое строительство», «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», «Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий», «Экономика», «Юриспруденция», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Морское судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок».

Практика организована в ведущих производственных подразделениях Администрации бассейна: в картографической службе, конструкторском бюро, службе по ремонту объектов инфраструктуры, а также на техническом флоте.

Будущих специалистов учат разработке конструкторской документации по модернизации судов и судового оборудования, составлению проектной документации по реконструкции и капитальному ремонту. Руководители практики знакомят студентов с производственным циклом создания картографической продукции, в тестовом режиме обучают их кодированию ячеек ЭНК и корректировке экземпляров навигационного пособия. Студентам также предоставляется возможность участия в выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ на объектах.

 

Морские вести России №8 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ