Большая вода на Дону облегчила навигацию - Морские вести России

Большая вода на Дону облегчила навигацию

03.04.2024

Речной транспорт

Большая вода на Дону облегчила навигацию

Фото: ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна ВВП»

В бассейне навигацию 2023 года с полным правом можно назвать благоприятной по гидрологическим условиям, поскольку характеризуется она как полноводная, без введения ограничений по осадке судов в отличие от маловодных трех предыдущих периодов. Фактические сроки действия судоходной обстановки и работы Кочетовского гидроузла на магистральном пути составили 266 суток. Общая протяженность водных путей с гарантированными габаритами судового хода в навигацию 2023 года составила 318,3 км.

Держали уровень выше гарантированных глубин

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна ВВП»

Используя благоприятный природный фактор, а также с учетом поступивших в Администрацию обращений от судоходных компаний по пропуску груженого флота и по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта, Администрация открыла навигацию 2023 года на 5 суток раньше, также и завершив пропуск флота на 9 суток позже установленных госзаданием сроков.

Так, за период половодья с 3 марта по 13 июня 2023 года в водохранилище поступило 10,9 км3 воды, что соответствует 94,8% от нормы. Максимальный уровень Цимлянского водохранилища составлял 35,77 мБС (НПУ – 36,00 мБС), что выше среднемноголетних значений.

Расходы воды в створе Цимлянского водохранилища в период навигации составляли от 410 до 550 м3/с, что позволяло нам держать глубины на Нижнем Дону 400 см, т.е. на 35-60 см выше гарантированных.

С целью поддержания гарантированных габаритов на транзитном участке пути для выполнения дноуглубительных работ было привлечено 3 земснаряда Администрации. Объем извлеченного грунта составил 805,9 тыс. м3, при этом был разработан 21 участок водного пути.

Нарастающий поток грузов

По итогам навигации 2023 года объем перевозок грузов в бассейне превысил 6 млн тонн. По отношению к уровню 2022 г. он составил 101,5%, или на 91 тыс. тонн больше (в 2022 г. – 5 млн 930 тыс. тонн).

Незначительно изменилась структура грузооборота, увеличилась доля сухих грузов до 63,0% (3,8 млн тонн), соответственно, доля нефтепродуктов уменьшилась и составила 37,0% (2,2 млн тонн).

Основные грузы: пшеница – 2 млн 244 тыс. тонн (37,6% от общего объема), мазут – 887 тыс. тонн (14,8%), судовое топливо – 585 тыс. тонн (9,8%).

Данные изменения связаны с продолжением действия экономических санкций со стороны западных государств в отношении российских компаний и запретом на перевозку отдельных видов грузов.

Основной объем перевозок грузов пришелся на транзитные, которые достигли без малого 5 млн тонн (4 млн 594 тыс. тонн).

Грузооборот пристаней Дона увеличился на 33% и составил 1 млн 427 тыс. тонн (на 353 тыс. тонн больше к уровню 2022 года). Данный показатель вырос за счет увеличения перевозок серы (185 тыс. тонн), щебня (128 тыс. тонн) и зерна (77 тыс. тонн).

Следует отметить, что в течение навигации 2023 года наблюдался и существенный, практически в 2 раза, рост объема перевозок зерновых грузов за счет прошлогодних запасов на элеваторах Дона и рекордной урожайности 2023 года. В результате по итогам навигации перевозки сельхозпродукции составили 3 млн тонн. В основном сельскохозяйственные грузы следовали в направлении порта Кавказ для перевалки на морские суда и дальнейшего назначения в порты Черного и Средиземного морей.

В связи с введением ограничений наибольшее снижение объемов пришлось на транзитные перевозки вакуумного газойля – 188 тыс. тонн против 838 тыс. тонн в 2022 году и экспорт удобрений – 17 тыс. тонн против 191 тыс. тонн в 2022 году.

Что же касается судозаходов, то общее их количество в границах ответственности Администрации достигло 4189 судов и составов, а это 101,6% по сравнению с 2022 г. (4122 судна). В структуре судопотоков преобладал сухогрузный флот – 2237 судов, что составляло 53,4% от общего показателя, нефтеналивной – 28,7% (1201 судно), остальные – 546 и 205 судов (13% и 4,9%) – пассажирский и буксирный флот соответственно.

За навигацию 2023 года в границах Азово-Донского бассейна ВВП было перевезено 25,9 тыс. пассажиров, или 67,4% к прошлому году (из них 14,2 тыс. пассажиров – по экскурсионно-прогулочным маршрутам, 11,6 тыс. пассажиров – по туристским маршрутам).

За период навигации через Азово-Донской бассейн проследовало 29 судов под иностранным флагом (12 грузового флота, 17 спортивно-парусных и прогулочных судов).

Крылатый флот возвращается

С 2024 года в Ростовской области возрождаются перевозки пассажиров скоростными судами на подводных крыльях. Для этих целей в 2023 году была учреждена судоходная компания «Дон» и приобретены два пассажирских судна «Валдай 45Р», которые с первых дней наступающей навигации будут курсировать по официальному маршруту Ростов – Азов – Ростов. И кстати, в развитие принятых решений о более широком применении скоростного флота для пассажирских перевозок дополнительно в 2024 году будет приобретено судно «Метеор 120М».

Ну а сегодня полным ходом идет подготовка внутреннего водного пути и гидротехнических сооружений Азово-Донского бассейна к открытию навигации 2024 года. Например, в межнавигационный период 2023-2024 гг. своими силами в ремонтно-механических мастерских г. Константиновска проводится средний ремонт 5 судов, также 12 находятся на стадии текущего ремонта.

По состоянию на 19.02.2024 отметка Цимлянского водохранилища составляет 34,16 мБС, что с большой долей вероятности позволяет сделать прогноз о продолжении полноводной навигации и в текущем году.

Черта ответственности судовладельца

Как основу, обеспечивающую ритмичность транспортной работы водного комплекса на ВВП, следует считать безопасность судоходства. Именно неукоснительное исполнение требований нормативно-правовых документов, надлежащее техническое состояние флота, степень готовности судовых экипажей к работе, должное состояние водного пути и гидротехнических сооружений – все это ее базовые составляющие.

Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

С сожалением вынужден сообщить, что в навигацию 2023 г. в Азово-Донском бассейне случилось пять транспортных происшествий. Однако, к счастью, обошлось без пострадавших. Во всех пяти случаях причиной происшествий явилось неисполнение экипажами обязательных требований.

Безопасность не терпит экономии

Все суда – участники транспортных происшествий были своевременно проверены инспекциями портового контроля разных бассейнов, инспекциями морских портов. Выявленные нарушения отражались в предписаниях, являясь обязательными к устранению. Несмотря на это, нарушения продолжались, что и привело к печальным последствиям.

И здесь необходимо подвести черту ответственности судовладельца. Налицо игнорирование многими собственниками флота требований ст. 34 п. 2, ст. 34.1 КВВТ, приказа Министерства транспорта РФ от 06.11.2020 № 465 «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов». В таблице показаны результаты проверок инспекторов ГПК в усеченном формате. Несовпадение цифр в последней колонке с количеством временно задержанных судов объясняется тем, что некоторым судам при задержании код 30 выставлялся неоднократно.

На бумаге порой многое выглядит красиво: к примеру, количество выявленных нарушений по СУБ, которое видится совершенно незначительным. На деле зачастую это не более чем предъявленные инспекторам правильно заполненные чек-листы, за которыми нет действий, т.к. количество выявленных нарушений обязательных требований по категориям «Судовые свидетельства и документы», «Навигация», «Пропульсивные установки и вспомогательные механизмы» настораживает.

При анализе данных, приведенных в таблице, напрашивается вывод о недостаточном внимании судовладельцев к проблемным ситуациям на судах. В этой связи хочется призвать судовладельцев не экономить на обеспечении безопасности судоходства. Расходы на погашение убытков от транспортных происшествий порой в разы превышают псевдоэкономию, даже с учетом страховки.

Важный аспект

Существует еще один важный аспект, требующий обсуждения. Это отсутствие многих, крайне необходимых нормативно-правовых актов. Приведу пример. После вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» о реформе системы обязательных требований, содержащихся в нормативно-правовых актах (т.н. регуляторной гильотины), на внутреннем водном транспорте упразднены такие документы, как «Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР», НБЖС РФ-86, «Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ».

Напомню, что эти документы детально регламентировали порядок, глубину подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, периодичность проведения учебных тревог и т.д. Сегодня такие мероприятия определяются только документами СУБ компании (КВВТ ст. 34.1, п. 9), но судовладелец (разработчик) вправе сам определять объем программы учений, периодичность проведения учебных тревог экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации (приказ Минтранса РФ № 465 от 6 ноября 2020 г., п. 6).

В итоге зачастую при разработке системы управления безопасностью судов нормативы берутся из вышеуказанных документов, хоть утративших силу, поскольку их эффективность проверена временем. Но в случаях, когда нормативы изобретаются разработчиком СУБ и они не достигают необходимого результата в подготовке экипажа, не исключено возникновение ситуации, при которой экипаж не сможет должным образом организовать борьбу за живучесть судна.

Проверка на водных путях

Инспекция госпортконтроля за 2023 г. выполнила 456 проверок, выявлено 2270 нарушений обязательных требований, временно задержано 22 судна, что составило 4,8% временных задержаний от общего количества проверок.

Административная практика проводится в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, КВВТ РФ и другими нормативно-правовыми актами. Портконтроль взаимодействует с Волго-Донской транспортной прокуратурой, Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу.

В целом в период навигации 2023 г. ИГПК было выявлено 11 административных правонарушений, составлено 11 протоколов, материалы переданы в МТУ Ространснадзора по ЮФО.

Кроме процедур контроля инспекторы проводят работу с капитанами, членами экипажей судов по выявлению слабых мест, проблемных ситуаций в судоходстве на Нижнем Дону. Что касается транзитного флота, то выявление нарушений обязательных требований осуществляется в тесном взаимодействии с путейскими бригадами и экипажами судов техфлота.

Осуществление портового контроля плавсредств – одна из ключевых составляющих обеспечения безопасности судоходства и, как следствие, сбалансированного выполнения задач отрасли.

Дипломирование. Отдел дипломирования, аттестации и оформления документов оказывает услуги:

– дипломирования членов экипажей судов внутреннего плавания и проверки знаний Правил плавания по ВВП членов экипажей морских судов, несущих ходовую вахту, и аттестации лоцманов;

– оформления и выдачи удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек (МК), внесения записи о служебном положении на судне в мореходные книжки и заверки судовых ролей.

Также на едином портале госуслуг регистрируется до 80% обращений на оформление УЛМ. Ведется работа с заявителями из Донецкой и Луганской республик, Херсонской области – они составляют до 40% от числа обращений.

В 2023 году оформлено 2561 УЛМ и 704 МК, внесено 317 записей о служебном положении на судне в мореходные книжки, выдано 252 рабочих речных диплома, 78 квалификационных свидетельств, 478 свидетельств о прохождении проверки знаний Правил плавания по ВВП. Задание по выданным документам в минувшем году выполнено на 108,8%.

Регистрация судов. По состоянию на 29.12.2023 в бассейне зарегистрировано 658 судов, из них 113 маломерных, 6 строящихся и 3 плавобъекта. В 2023 г. осуществлено 629 регистрационных действий. Сведения постоянно актуализируются с целью исключения из реестра «призраков» – конструктивно погибших судов.

Отдел работает в постоянном взаимодействии с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными управляющими, иными заинтересованными лицами. В 2023 году выполнено 2104 информационных действия, заявителям дано 985 консультаций.

На сегодняшний день активно внедряется система ЕГПУ для модернизации и упрощения процедуры оказания госуслуг.

С 01.03.2024 вступает в силу приказ Минтранса РФ от 19.05.2023 № 179 «Об утверждении Правил государственной регистрации» (зарегистрирован в Минюсте от 15.11.2023, регистрационный № 75967) (далее – Правила). Здесь хотелось бы отметить, что реализация всех регистрационных действий, утвержденных КВВТ, с вступлением в силу Правил крайне осложнит деятельность администраций бассейнов ВВП в данном направлении в рамках прав, предоставленных КВВТ и гражданским законодательством РФ. Отсутствие в Правилах механизма реализации всех регистрационных действий, утвержденных КВВТ, и отсутствие полномочий у администраций бассейнов по разработке механизма исполнения Правил, перечня документов, форм и содержания документов, выдаваемых по итогам регистрации, вызывает обеспокоенность по поводу правомочного, своевременного и качественного осуществления функций, возложенных на администрации.

Таблица. Нарушения по категориям за 2023 год

Категории нарушений

Кол-во выявленных нарушений

Кол-во нарушений обязательных требований, служащих основанием для временного задержание судна (код 30)

0050 Судовые свидетельства и документы

395

10

0900 Безопасность в целом

620

4

0100 Свидетельства и документы по СУБ

11

1

0700 Средства борьбы с пожаром

26

0

0600 Спасательные средства

56

0

1500 Навигация

186

6

0200 Экипаж

14

8

9900 Иные недостатки

10

0

1200 Грузовая марка

165

0

1400 Пропульсивные установки и вспомогательные механизмы

287

5

0800 Предотвращение несчастных случаев

143

0

2000 Эксплуатационные недостатки, относящиеся к безопасности

51

0

1300 Швартовное устройство

178

5

1700 Предотвращение загрязнения нефтепродуктами

7

1

0300 Экипаж и жилые помещения

4

0

1600 Радиосвязь

65

0

0500 Рабочие помещения

30

0

2500 Несоответствия, относящиеся к СУБ

14

0

1000 Сигналы тревоги

1

0

0050 Судовые свидетельства и документы

395

10

1100 Перевозка грузов и опасных грузов

1

0

1800 Танкеры для перевозки нефти, химовозы и газовозы

0

0

0400 Пища и снабжение

6

0

2700 Охрана судна

0

0

2600 Навалочные суда – дополнительные меры безопасности

0

0

ИТОГО

2270

40

Морские вести России №3 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ