Канал им. Москвы: инженерная система высокой устойчивости - Морские вести России

Канал им. Москвы: инженерная система высокой устойчивости

20.03.2024

Речной транспорт

Канал им. Москвы: инженерная система высокой устойчивости

Фото: «КПЛ-351» в Угличском водохранилище (г. Дубна)/ФГБУ «Канал имени Москвы»

Системой высокой инженерной устойчивости с полным правом можно назвать ФГБУ «Канал имени Москвы» хотя бы только за то, что этот крупнейший транспортно-хозяйственный комплекс из года в год уверенно и бесперебойно функционирует на 3840 км водных путей и 234 гидротехнических сооружениях в 13 субъектах Федерации. Из них в навигацию 2023 года с гарантированными габаритами – 2116,5 км, с освещаемой обстановкой – 1215,8 км, с отражательной – 718,7 км, с неосвещаемой – 182,0 км, без средств навигационной обстановки – 1496,5 км, без категории – 227,0 км. Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волге от г. Твери до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, р. Москве и р. Оке от г. Калуги до входа в канал Сейма.

Комплекс путевых работ обеспечил безопасность и габариты

Олег Шахмарданов, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»

В минувшем году для обеспечения безопасного судоходства на ВВП Московского бассейна было задействовано 3520 знаков навигационного ограждения, в том числе 2124 плавучих и 1396 береговых навигационных знаков.

Что сделано

При проведении транзитных дноуглубительных работ использовались 12 земснарядов общей производительностью 5,2 тыс. куб. м/ч. Объем работ составил 3,477 млн куб. м грунта.

На обслуживании водных путей были задействованы 28 обстановочных бригад. Площадь траления на участках составила около 436,4 кв. км. Для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ (очистка судовых ходов и прилегающей береговой полосы от посторонних предметов и подмытых деревьев) было применено 13 дноочистительных судов, удалено 4,029 тыс. тонн препятствий.

Для обеспечения путевых работ плановыми материалами использовались 6 русловых изыскательских партий (РИП), выполнено 457 съемок.

Таким образом, филиалы выполнили путевые работы в соответствии с утвержденными оперативными планами по проведению комплекса путевых работ для обеспечения безопасности судоходства и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях бассейна.

Продолжается замена устаревших металлических плавучих знаков на новые из полимерных материалов. В прошедшую навигацию учреждение эксплуатировало 435 таких знаков – 3, 4, 5 и 6-го типоразмеров. Тогда же было закуплено 85 полимерных буев.

В настоящее время ведется межнавигационный ремонт СНО. Отремонтировано 238 буев, 60 якорей, 75 метров якорных цепей и 340 единиц светосигнального оборудования.

Заключены контракты на поставку к навигации 2024 года фонарей, химических источников тока, буев, светосигнального оборудования.

В 2023 году закуплены 3 программных автоматизированных комплекса (ПАК), которые позволят в одном ПО «Акваскан» уйти полностью от импортного программного обеспечения при выполнении и обработке съемки рельефа дна (промера) русловыми партиями. Испытания ПАК, проведенные в Рязанском РГС – филиале ФГБУ «Канал имени Москвы», показали хорошие результаты.

Также в период прошлогодней навигации в акватории Тушинского РГС – филиале ФГБУ «Канал имени Москвы» были проведены опытно-испытательные работы отечественного беспилотного гидрографического комплекса «КАЛАН» с гидрографическим однолучевым эхолотом, многолучевым эхолотом и гидролокатором бокового обзора с отечественным же программным обеспечением «Акваскан». В навигацию этого года он будет использоваться в работе русловых изыскательских партий.

Улучшены качественные параметры

Что касается динамики развития водных путей бассейна, напомню, что по сравнению с навигацией 2022 года в навигацию 2023-го проведено улучшение качественных параметров участков с гарантированными габаритами судовых ходов, в том числе переведены в 1-ю категорию участки протяженностью 90 км и во 2-ю категорию на протяжении 95 км. Также увеличены гарантированные глубины на участках р. Оки от н.п. Щурово до 886 км протяженностью 36 км на 0,7 м, с 1,0 м до 1,7 м, и на участке р. Трубеж длиной 2 км, с 1,0 м до 1,2 м.

В межнавигационный период 2023-2024 гг. специалистами учреждения разработан комплекс мер, направленный на обеспечение в навигацию 2024 года транспортировки грузов с Калужского турбинного завода по участку р. Оки от г. Калуги до н.п. Щурово.

По сравнению с навигацией 2023 года, в навигацию 2024 года будет проведено улучшение качественных параметров участков водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и переведен из 2-й категории в 1-ю участок на р. Оке от г. Рязани до г. Касимова на расстоянии 287 км.

Состав флота

В оперативном управлении учреждения 194 судна (без учета мотолодок). В том числе 13 земснарядов мощностью 8,727 тыс. л.с. суммарной производительностью 5,44 тыс. куб. м/час, 119 самоходных судов мощностью 24,9 тыс. л.с., а также 62 плавсредства прочего флота. На холодном отстое находятся 2 судна, на списании – 4, списано – 8.

Состав флота формируют многочерпаковые земснаряды и землесосы, дноочистительные краны, мотозавозни, самоходные и несамоходные шаланды, брандвахты, нефтеналивные суда, буксиры, обстановочные, изыскательские, служебно-разъездные и экологические суда, водолазные боты, а также самоходный кран КПЛ-351 грузоподъемностью 350 тонн.

Планы 2024 года

Для обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов предварительно планируется проведение комплекса путевых работ: дноуглубление 3,76 млн куб. м; дноочищение – удаление 2,9 тыс. тонн препятствий; траление – 440 кв. км, изысканий – 454 съемки.

С целью организации безусловного соблюдения безопасности судоходства на водных путях Московского бассейна будет задействовано ориентировочно 3,5 тыс. знаков, из них 2 тыс. плавучих и 1,5 тыс. береговых.

Поднять уровень организации и качества разработки лимитирующих перекатов в навигацию 2024 года планируется с помощью дноуглубительных работ для улучшения судоходных условий и разработки лимитирующих перекатов до наступления межени.

Кроме того, планируется продолжить опытную эксплуатацию новых разработок навигационных фонарей и работу по внедрению нового отечественного оборудования и программного обеспечения для выполнения русловых работ.

Следует напомнить, что в навигацию 2023 года по системе гидротехнических сооружений канала имени Москвы произведено 44 694 шлюзования. Всего же через шлюзы за указанный период было пропущено 87 392 судна.

По внутренним водным путям Московского бассейна перевезено около 24,2 млн тонн грузов и 2,7 млн пассажиров. Общий пассажиропоток по отношению к навигации 2022 года вырос на 28,6%.

У Москвы свои приоритеты – пассажирские перевозки и новые маршруты

Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя – капитан Московского бассейна ВВП

В настоящее время в Москве приоритет остается за пассажирскими перевозками. Столица России – один из крупнейших мегаполисов мира и потому нуждается в постоянном расширении удобных городских маршрутов для москвичей и гостей столицы на реке, не говоря уж об удовольствии прогулки на борту судна с завораживающей панорамой великого города.

Легендарная «Москва»

В распоряжении судоходных компаний все еще остается более 100 теплоходов типа «Москва», этих легендарных речных трамвайчиков, которые были построены Московским судостроительным заводом еще в советские времена и пока ни морально, ни технически не устарели, свой ресурс не выработали. На сегодня их вполне достаточно, даже есть резерв для обеспечения ежегодно растущего рынка городских пассажирских перевозок.

Всего в Государственном судовом реестре РФ (по Московскому бассейну ВВП) зарегистрировано 280 пассажирских судов средним возрастом около 40 лет.

А вот что касается берега, то в городе с каждой навигацией все ощутимее становится проблема усовершенствования инфраструктуры: причалов и станций обслуживания для пассажирского и частного маломерного флота. Кроме того, необходима и разработка новых туристических маршрутов.

Напомню, что 80% пассажирских перевозок приходится на экскурсионно-прогулочные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок, составляет около 4,8%. Туристские маршруты (круизы) заняли приблизительно 15,2% в 2023 г.

Установлены четыре основные маршрутные зоны – Северный и Южный склоны Москвы-реки, Серебряный Бор и Центральный бьеф.

Поскольку Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира, в бассейне постоянно присутствует большое количество круизных и экскурсионных судов.

Круглогодичный, речной

Трудно переоценить событие, которое произошло 20 июня 2023 года, когда в Москве появился новый круглогодичный общественный транспорт – электрический речной трамвайчик. На Северном речном вокзале президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин приняли участие в церемонии запуска первого столичного электрического судна. Запуск электрических судов – уникальный проект не только для России, он является одним из самых инновационных и лучших в мире. Важное значение имеет то, что основные элементы судов, в том числе двигатель, – российского производства.

В ближайшем будущем с запуском нового вида пассажирского транспорта в столице появятся: 21 экологичное речное электросудно, созданное по российским технологиям; 23 плавучих причала с четырьмя береговыми зарядными станциями; 2 пункта технического обслуживания флота с возможностью подзарядки.

Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. Из общего количества проверок судов в бассейне на долю пассажирских судов приходится 40%.

На основе тесного взаимодействия

Контроль за безопасным состоянием флота в бассейне, а также соблюдением судовладельцами и экипажами всех правил и норм в 2023 году выполняли 20 инспекторов портконтроля (штатная численность 23 человека), дислоцированные в семи территориальных инспекциях, расположенных в Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской областях.

Надо пояснить, что при выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев флота для выполнения осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов.

Всеми пройдено обучение на курсах подготовки инспекторов инспекции государственного портового контроля в ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительные курсы переподготовки в Волжском госуниверситете водного транспорта. Инспекции ГПК бассейна обеспечены современными техническими средствами: это фото- и видеофиксации, ноутбуки с возможностью выхода в интернет, а также персональные коды доступа в информационную систему инспектирования речных судов. Для передвижения по бассейну используется водный и автомобильный транспорт ФГБУ «Канал имени Москвы».

В регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам ГПК, а вот в самой столице желающих работать инспекторами ГПК не наблюдается. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам на должность инспектора и сравнительно невысоким уровнем оплаты его труда.

За 2023 год инспекторами ГПК бассейна было проведено 1223 инспекции судов (за аналогичный период 2022 года – 1249), из них инспекций с замечаниями – 1143 (в 2022 году – 1189). Было выявлено нарушений обязательных требований – 2686 (в 2022 году – 2967), временно задержано 67 судов (в 2022 году – 65).

Как правило, основными причинами задержания судов являются отсутствие или окончание срока действия судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ, неудовлетворительное состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям, а также приостановка действия документов РКО из-за неудовлетворительного технического состояния судов в процессе их эксплуатации.

По выявленным в ходе проверок нарушениям обязательных требований за прошлый год, в МТУ Ространснадзора по ЦФО и транспортную прокуратуру направлено на рассмотрение 103 материала проверок судов и иных плавобъектов, содержащих признаки административных правонарушений. По этим фактам составлено 59 протоколов, в том числе вынесено 4 предупреждения.

В части взаимодействия ГПК с МТУ Ространснадзора по ЦФО можно отметить, что информационная система портконтроля позволяет обеспечивать обмен информацией между инспекциями, в том числе и по результатам осмотров судов.

Инспекторы ГПК также проводят работу с капитанами, членами экипажей судов и судовладельцами по выявлению проблемных ситуаций в судоходстве на ВВП бассейна. Контроль за транзитным флотом осуществляется в тесном сотрудничестве с экипажами путейских судов и диспетчерской службой ФГБУ «Канал имени Москвы».

Напомню еще раз, что основная задача портконтроляя совместно с коллегами из МТУ Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев привести эксплуатацию флота в соответствие с требованиями КВВТ РФ, Техрегламента о безопасности объектов ВВТ и тем самым повысить уровень безопасности судоходства в бассейне.

Дипломирование. Для проведения квалификационных испытаний по дипломированию членов экипажей судов создана квалификационная комиссия. Особое внимание уделяется безопасности судоходства, знаниям кандидатами основных регламентирующих документов. Документы после прохождения испытаний выдаются в течение трех рабочих дней.

За 2023 год проведено 88 заседаний комиссии, принято 907 заявлений на получение документов, отказано в допуске к испытаниям 7 заявителям, отказано из-за неудовлетворительных знаний 15 заявителям, выдано 864 квалификационных документа.

СУБ. Внедрение системы управления безопасностью (СУБ) призвано повысить уровень безопасности судоходства, поскольку выявляет, что причина 80% случаев задержания – отсутствие судовых документов.

Либо нарушение требования ежегодного освидетельствования судна – уже нарушение эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования – прямое несоответствие СУБ.

Изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ № 193 от 06.03.2012 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», в части включения в лицензионные требования при выполнении работ по перевозке пассажиров наличия для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 КВВТ РФ, обязали всех судовладельцев к выполнению этих требований. За несоблюдение лицензионных требований судовладельцам полагается штраф от 100 тыс. рублей либо до приостановления деятельности до 90 суток.

Регистрация судов

В 2023 году отделом зарегистрированы вещные права на 94 судна; внесено 116 изменений в судовой реестр; зарегистрировано 96 обременений (ограничений) прав на судно; погашено 73 обременения (ограничения) прав на судно; выдано 136 свидетельств о праве собственности на судно; выдано 128 свидетельств о праве плавания под флагом РФ; выдано 16 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов; выдано 370 выписок из судового реестра по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам; выдано 120 свидетельств о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов; поставлено на учет 32 плавобъекта; выдано 32 выписки из реестра плавобъектов; исключено из судового реестра 50 судов; выдано свидетельств об исключении из судового реестра на 50 судов; зарегистрировано 1453 судовых и машинных журнала.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в УФНС России по Москве. Передано 683 сведения. В 2023 г. оформлено 271 удостоверение личности моряка и выдана 131 мореходная книжка.

Х    Х    Х

Не могу не отметить, что, как и всегда, сотрудники всех подразделений ФГБУ «Канал имени Москвы» каждый на своем месте прикладывают много усилий для обеспечения безаварийного судоходства в Московском бассейне ВВП.

Морские вести России №2 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ