Необходима поддержка законодателей - Морские вести России

Необходима поддержка законодателей

16.08.2023

Речной транспорт

Необходима поддержка законодателей

Фото: «Морские вести России»

В условиях западных санкционных ограничений судоходные компании и речные порты в прошедшем году достигли заметных положительных результатов.

Александр Зайцев, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта

 

Так, перевозки пассажиров увеличились к прошлому году на 5,9%, перевезено 9 млн человек, в том числе туристов 350 тыс. человек. При этом значительно выросли перевозки именно внутри страны.

Объем перевозок грузов вырос на 5,3%, в районы Крайнего Севера доставлено более 17 млн тонн. Ленским, Енисейским, Обь-Иртышским речными пароходствами и сибирскими портами выполнены все заявки предприятий и администраций этих районов.

И еще. Судоходные компании и речные порты – члены АПСРТ стали победителями конкурса Росморречфлота «Лидер отрасли». Среди них: АО «Омский речной порт», АО «Восточно-Сибирское речное пароходство», АО «Енисейское речное пароходство», ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

Дипломы номинанта конкурса у ПАО «ЛОРП», АО «Северречфлот», АО «Чебоксарский речной порт», АО «Волгоградский речной порт», ПАО «Московское речное пароходство».

 

Что сделано

 

За прошедший год принят ряд законов, в подготовке которых ассоциация принимала непосредственное участие. Так, 6 февраля 2023 года президентом РФ подписан закон № 9-ФЗ «О признании утратившим силу абзаца второго пункта 1 статьи 30 КВВТ РФ», благодаря чему капитаны судов избавились от необходимости поездки на аттестацию в Росморречфлот. Также отменен приказ Минтранса от 12 ноября 2021 г. № 393 «Об утверждении Положения об аттестации капитанов судов внутреннего плавания».

Федеральным законом № 191-ФЗ от 29 мая 2023 года усилиями АПСРТ и АСОП при согласовании с Минтрансом и Аналитическим центром при Правительстве РФ портовые гидротехнические сооружения исключены из Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». 28 февраля 2023 г. принят федеральный закон № 53-ФЗ, изменивший порядок принятия решений при перевозке грузов повышенной опасности. Пунктом 12 закона 53-ФЗ установлено: грузы повышенной опасности допускаются к перевозке транспортными средствами внутреннего водного и железнодорожного транспорта при наличии направленного в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальный орган уведомления о планируемой перевозке. Одновременно исключен второй абзац пункта 2 статьи 86 КВВТ РФ.

Поручением президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета по развитию ВВП 15 августа 2016 г. предусмотрено пунктом г) установить критерии и порядок отнесения портовых ГТС к объектам, востребованным или не востребованным в качестве объектов инфраструктуры ВВТ, и представить предложения по вовлечению их в хозяйственный оборот. Срок исполнения – 1 марта 2017 года. Прошло 6 лет, но поручение не исполнено.

Со своей стороны ассоциация внесла конкретные предложения к проекту закона перед первыми и вторыми чтениями в Минтранс России, Госдуму, Совет Федерации, Российский союз транспортников.

Президент АПСРТ докладывал по вопросу приватизации государственного и муниципального имущества в речных портах на заседаниях комитетов ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, а также комитета СФ по экономической политике.

Суть дела. По предложению членов АПСРТ АО «Чебоксарский порт» и ООО «Старвей Логистик» заменить в статье 53 КВВТ РФ слова «федеральное имущество» на «государственное и муниципальное имущество». Принятие этой поправки позволит речным портам, имущество которых находится в собственности субъектов Федерации и муниципалитетов, арендовать или приватизировать это имущество без аукционов и с учетом непрерывной связи имущества акционерного общества с имуществом, принадлежащим субъекту или муниципалитету.

Кроме того, внести изменения в пункт 6 статьи 303 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие заключение договора на проведение оценки инвестиционной стоимости речного порта с учетом срока эксплуатации и фактического износа в порядке, установленном законодательством РФ об оценочной деятельности.

И при продаже речного порта в неудовлетворительном состоянии срок выполнения условий договора по приведению его новым собственником в удовлетворительное состояние не может превышать пять лет.

 

Основное предложение

 

Основным предложением является замена рыночной стоимости порта на инвестиционную. Росимущество и его территориальные органы продолжают настаивать на приватизации имущества по рыночной стоимости без учета периода его эксплуатации, амортизационного износа и технического состояния.

Так, причальная стенка Омского речного порта уже дважды выставлялась на продажу на аукционе с оценкой в 63 035 600 рублей. Естественно, по такой цене не нашлось покупателей, учитывая, что срок службы гидротехнического сооружения более 60 лет. Только с третьего захода причалы были выкуплены за 8 млн рублей.

Вместе с тем федзаконом об оценочной деятельности предусмотрена возможность оценки по инвестиционной стоимости. Порядок определения ее утвержден приказом Минэкономразвития России от 17.11.2016 № 722 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Определения инвестиционной стоимости (ФСО № 13)».

В законе предусматривается механизм приватизации порта, находящегося в неудовлетворительном или невостребованном состоянии в качестве объектов инфраструктуры ВВТ по критериям, установленным правительством страны.

Соответственно, ассоциацией разработан проект критериев оценки неудовлетворительного состояния речных портовых сооружений и направлен в Минтранс для дальнейшего представления в правительство.

Отмечу основные: срок службы для гидротехнических сооружений III и IV классов – 50 лет и более; несоответствие требованиям конструкторской (проектной) документации с учетом физического износа; несоответствие условий эксплуатации и значительные отступления от нормативных требований, изложенных в проектной документации; более 15% полностью или частично разрушившихся шпунтовых свай; коррозия бетона с учетом поражения его прочности более 35%. Наши предложения основаны на основании действующих технических условий и СНиПов.

 

Сложные решения

 

Наиболее сложными решениями остаются изменения в действующие законы, постановления и приказы по транспортной безопасности.

Госдумой принят в первом чтении проект федзакона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности». Ответственным комитетом за прохождение законопроекта назначен Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры (ТИ).

Ассоциацией внесено дополнение к проекту по включению в перечень транспортных средств ВВТ численностью персонала (экипажа) не более трех человек. Депутатами рассмотрено предложение, но положительного решения не принято.

В статье 1 пункта 5 подпункт 3 федзакона № 16-ФЗ установлено, что к объектам ТИ относятся техкомплекс, включающий участки ВВП, здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ. В развитие этой статьи принято постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1442. К объектам ТИ отнесены сооружения, в том числе гидротехнические, в составе причалов, портов, пристаней, дебаркадеров, стоечных судов на ВВП. Под действие данной статьи подпадают все паромные переправы, сооружения, используемые для посадки-высадки пассажиров, независимо от места их расположения, и к ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к пассажирским вокзалам.

Например, на функционирование паромной переправы в г. Тутаеве Ярославской области, предназначенной для перевозки пассажиров через Волгу и принадлежащей муниципалитету города, для исполнения требований федзакона № 16-ФЗ необходимо финансирование в объеме 3,1 млн рублей с последующими ежегодными расходами 2,5 млн рублей. Разумеется, в бюджете скромного муниципалитета таких средств нет. В результате паромная переправа, обеспечивающая перевозку ежегодно 120-130 тыс. человек, прекратила деятельность, а пассажиры перебираются на другой берег на лодках или на машинах в объезд с расстоянием до 100 км.

В Ханты-Мансийском округе функционирует линия по перевозке пассажиров Ханты-Мансийск – Салехард с 16 остановочными пунктами, где установлены понтоны для посадки-высадки поселковых жителей. На выполнение всех требований по транспортной безопасности (ТБ) требуются значительные неоправданные расходы.

В связи с вышеизложенным и на основе здравого смысла возникла острая необходимость исключить из подпункта В пункта 5 постановления Правительства РФ № 1442 причальные сооружения, понтоны, дебаркадеры и стоечные суда с целью способствовать соблюдению баланса интересов личности, общества и государства.

Однако, несмотря на ограничения по контролю и надзору, установленные постановлением Правительства РФ № 353 от 12 марта 2022 г. «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022-2023 гг.», министерства и ведомства, словно слепоглухонемые, продолжают штамповать новые проекты законов, постановления и приказы, явно трудновыполнимые предприятиями реального сектора экономики.

К примеру, проект закона «О внесении изменений в федзакон «Об экологической экспертизе» и иные законодательные акты РФ», подготовленный Министерством природных ресурсов и экологии страны. Законопроект предусматривает необоснованное многократное дублирование экологической экспертизы на разных стадиях оформления и функционирования одного объекта, начиная с изыскательских работ, проектирования, последующей эксплуатации, капремонта и любых действий по объекту.

И хотя на проект закона есть отрицательные заключения от АСОП, Ассоциации бункеровщиков, РПС, АПСРТ, к сожалению, реакции со стороны власти на экспертные замечания и предложения не последовало.

Обращает внимание и то, что на рассмотрении в Госдуме уже находится проект федзакона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в части совершенствования правового регулирования проведения экологической экспертизы, т.е. продолжаются ужесточения нормативно-правовых и избыточных требований.

 

Неожиданная инициатива

 

Много лет ассоциация уделяет внимание разработке проектов закона о внесении замечаний в федзакон «Водный кодекс РФ». Конечным итогом совместной с Минтрансом работы стало узаконенное право использования водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта без предоставления водных объектов, за исключением использования акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

И тем большей неожиданностью стала инициатива членов СФ по внесению изменений в статью 47 федзакона «Водный кодекс РФ», которые направлены на необходимость заключения договоров за пользование поверхностными водами, прилегающими к земельным участкам и гидротехническим сооружениям.

В соответствии со статьей 14 федзакона «КВВТ РФ» на судах должны находиться:

– список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

– свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

Приказом Минтранса РФ от 12 августа 2018 г. № 87 утверждено Положение о дипломировании членов экипажей судов ВВТ, которым определены должности членов экипажей судов, имеющих дипломы (при совмещении профессий):

– капитан-механик;

– старший помощник капитана – первый помощник механика;

– помощник капитана – помощник механика.

Этим же пунктом 3 Положения установлено, что при совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа соответствующих дипломов.

Однако капитан Администрации Ленского бассейна предъявил претензии к составу экипажей судов ПАО «ЛОРП» и запретил их эксплуатацию со ссылкой на приказ Минтранса России № 504 от 23 ноября 2022 г. «Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов», которым не предусмотрены другие сочетания совмещения должностей. Тем самым был нанесен материальный ущерб пароходству и поставлен на грань срыва завоз грузов в заполярные районы Республики Саха (Якутия).

Обращение АПСРТ к руководителям Росморречфлота и Минтранса РФ отменить неправомерные требования капитана бассейна не принесли положительного результата. Пароходство обратилось в арбитражный суд, которым предписания капитана бассейна были признаны недействительными, а требования компании удовлетворить. Одновременно РПС и АПСРТ обратились в Минтранс РФ дать разъяснения.

Замминистра транспорта РФ А.И. Пошиваем распоряжением от 3 апреля 2023 года № АП-72р утверждено официальное разъяснение обязательных требований, установленных пунктом 3 Положения о дипломировании членов экипажей судов ВВТ, утвержденного приказом Минтранса РФ от 12 марта 2018 г. № 87, и приложениями № 1-4, 7, 9 к Положению о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденному приказом Минтранса от 23 ноября 2020 г. № 504.

Таким образом, определение других сочетаний совмещения должностей возможно допускать относительно установленных приложениями № 1-4, 7, 9 к Положению о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденному приказом Минтранса РФ от 23 ноября 2020 г. № 504. По просьбе Департамента госполитики в области морского и речного транспорта АПСРТ представила изменения в приказ № 504 от 23 ноября 2020 г. по всем возможным сочетаниям совмещенных должностей.

 

Из реки в море и обратно

 

Распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2008 года № 623-Р из перечня ВВП РФ исключен устьевой участок Дона от приемного буя до подхода к пос. Аксай (включая акваторию Ростовского порта и подходы к причалам) общей протяженностью 69,7 км, а также Азово-Донской морской канал протяженностью 39,3 км.

Не секрет, что реализация этого решения потребовала значительного привлечения допсредств и увеличения затрат судоходных компаний и операторов причальных комплексов:

– на переоснащение судов (в т.ч. осуществляющих внутренние перевозки), СНО и СУДС в соответствии с международными требованиями (МППСС-72, МАМС и др.);

– на дополнительную переквалификацию плавсостава речных судов;

– на проектирование морских средств навигационного обслуживания, замену действующей плавучей обстановки на морские буи, дополнительные гидрографические работы, создание морских карт на участке реки:

– на обустройство рейдов в соответствии с морскими требованиями;

– на проведение экологической экспертизы деятельности стивидорных компаний в акватории портов, несмотря на то что большая часть терминалов была построена по действующему законодательству на этапе их строительства и получила положительное заключение экологической экспертизы объектов портов.

В соответствии с законом экологической госэкспертизе подлежат все виды документов и документации, обосновывающие хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, к которым акватории портов Азов и Ростов-на-Дону никак не относятся. В результате требования Росприроднадзора создают непреодолимые административные барьеры для операторов портов и судовладельцев.

При этом Минприроды разработало проект федзакона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты РФ», в котором предусматривается ужесточение требований к текущей деятельности и эксплуатации гидротехнических сооружений морских портов, в том числе и к портам Азов и Ростов-на-Дону.

На заседании Морской коллегии при Правительстве РФ в Санкт-Петербурге 20 мая 2022 года губернатор Ростовской области Василий Голубев предложил изменить статус устьевых портов Азова и Ростова-на-Дону, находящихся на реке от устья до подхода к Аксаю. Определить для морских устьевых портов речной режим эксплуатации водных путей и гидротехнических сооружений, что упростит строительство и техническую эксплуатацию акваторий и ГТС. Протоколом совещания членов Морской коллегии рекомендовано Минтрансу России рассмотреть эти предложения правительства области.

 

Игры бюрократов

 

Много лет совместно с Союзом транспортников АПСРТ активно предлагала принять решение о выделении средств из федбюджета на субсидирование перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах в районах Крайнего Севера, в том числе на строительство пассажирских судов и обустройство береговой инфраструктуры. Неоднократно проблема обсуждалась на совещаниях разного уровня, есть решение коллегии Минтранса РФ с поручением конкретным лицам положительно решить вопрос.

Более того, постановлением Госдумы при утверждении федзакона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» даже рекомендовано правительству в 2022 году рассмотреть вопрос о стимулировании этих перевозок. Казалось бы, осталось двум ведомствам – Минтрансу и Минфину РФ – только подготовить методику прохождения этих средств (1,5 млрд рублей) из бюджета до судоходных компаний. Но, по сути, чиновники замотали реализацию этого важного для людей в отдаленных регионах предложения.

Поскольку пока они вели переписку между собой, Госдумой принят федзакон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пунктом 23 которого установлено, что к полномочиям органов власти субъекта Федерации относится… организация транспортного обслуживания населения на ВВТ и в том числе на маршрутах, что начинаются в его границах; пунктом 26 установлено: содержание, развитие и эксплуатация речных портов, на территориях которых расположено имущество в собственности субъекта Федерации.

Нетрудно предположить, что автором такого подхода к решению вопроса является Минфин России.

Ссылаясь на этот закон, замминистра транспорта проинформировал АПСРТ о прекращении действий по субсидированию перевозок пассажиров из федерального бюджета.

Кроме того, в верхах продолжается согласование предложения АПСРТ по отмене НДС и установление ставки 0% на услуги по перевозкам пассажиров в межрегиональном сообщении.

 

Судостроение – без перемен

 

Касаясь строительства судов, отмечу, что существенных изменений за прошедший год не произошло. Продолжается строительство несамоходных судов класса МСП Самусьским судостроительным заводом по заказу Енисейского речного пароходства («Норильский никель»), единичных судов портом Коломна. Есть сдвиги в лучшую сторону по строительству судов на подводных крыльях типа «Валдай-45Р», «Метеор-120 Р». За три года уже построено 18 судов.

Эксплуатация их Чебоксарским речным портом и «Северречфлотом» подтвердила, что эти суда имеют хорошие эксплуатационные качества и удобства как для пассажиров, так и для команды. Запущены в работу первые суда с использованием системы электродвижения в Москве.

В текущем году завершается строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи в Республике Саха (Якутия) с финансированием из федбюджета. Но до сих пор почему-то не утверждена программа строительства судов, не определены заказчики и источники финансирования.

Надо отметить, что неоднократно обращалось внимание членов ассоциации на необходимость использования лизинговой схемы. Государством из бюджета страны выделяются необходимые средства ГТЛК, однако наши судоходные компании неактивно участвуют в этом процессе. Нет положительных примеров по вхождению членов ассоциации в проект программы Минпромторга, которой предусматривается строительство более 200 судов по лизинговой схеме. Предполагается, согласно проекту, грузовые суда сдавать в лизинг на срок до 15 лет, пассажирские – на 25 лет со ставкой лизинга от 2,5 до 7,48%. В этой связи необходимо пересмотреть позицию владельцев, направленную на сохранение судов с большим сроком эксплуатации. Флот нужно обновлять.

И еще для сведения: постановлением Правительства РФ от 15 октября 2022 г. № 1839 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году» продлены на 12 месяцев действия срочных разрешений, сроки действия которых возникли после 21 сентября 2022 года (приложения № 25 и № 26 к постановлению № 353). Министерством транспорта издан приказ «Об особенностях осуществления отдельных видов лицензирования и разрешительных режимов на морском и внутреннем водном транспорте в 2023 году».

 

Регуляторная гильотина

 

Рабочей группой с участием АПСРТ рассмотрено 117 нормативно-правовых актов: 14 проектов федзаконов, 28 постановлений Правительства РФ, 59 нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, 13 целевых состояний госуслуг на 2022 год.

Продолжается работа по сокращению избыточности госадминистрирования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 октября 2022 г. № 1839 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353», которым продлены многие нормативно-правовые акты на 2023 год, в том числе и по лицензированию.

На собрании 10 апреля 2023 года в Ханты-Мансийске члены филиала ассоциации заявили, что необходимо снизить требования со стороны контролирующих (надзорных) органов, поскольку компании на местах не ощутили от этих органов уменьшения требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 353 от 12 марта 2022 г. «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году», и высказали пожелание о продлении действия срочных разрешений на 2023 год.

Не могу не отметить, что за прошедший год значительно осложнилось положение с принятием и реализацией нормативно-правовых документов. И ясно почему – каждый документ, прежде чем отправиться для регистрации в Министерство юстиции, должен быть согласован с 5-6 министерствами и ведомствами (?!). Задержки продвижения документов усугубляет и невысокая квалификация экспертов.

С каждым годом обостряется проблема с кадрами. Кадровый голод испытывает вся российская экономика вследствие разрушенной горе-реформаторами четко функционировавшей советской системы подготовки кадров. Специалисты того периода уходят на пенсию, а молодых кадров недостаточно.

И на транспорте эта проблема ощущается особенно остро. Престижность профессии уже в прошлом. Основным мерилом ее стало денежное вознаграждение за труд, конкурировать по этому показателю транспортным предприятиям очень сложно.

К дефицитным профессиям относятся все специалисты плавсостава (судоводители, судомеханики, электромеханики, мотористы-рулевые, мотористы-лебедчики, матросы), береговые работники (докеры-механизаторы, электромонтеры по ремонту электрооборудования, электрогазосварщики, слесари по ремонту перегрузочной техники). Есть примеры, когда суда и плавкраны не вводятся в эксплуатацию из-за отсутствия экипажа. Например, на судах компаний нашего филиала в Ханты-Мансийске экипажи укомплектованы в две смены.

Ситуация с командным составом усугубляется тем, что выпускники учебных заведений уходят на морские суда, стремятся и на иностранный флот. Потребность в рядовом составе частично удовлетворяется за счет практикантов учебных заведений, но дефицит остается.

Частично проблема с плавсоставом решена за счет возврата обучения по совмещенным профессиям (приказы Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 612Н и Министерства просвещения РФ № 691 от 02.12.2020).

Представляется, что эффективным будет более углубленное содружество учебных заведений и бизнеса. Предприятия должны активнее участвовать в подготовке кадров заключением трехсторонних договоров с учебными заведениями и учащимися на проведение производственной практики, оказание матпомощи в процессе обучения и дальнейшего трудоустройства, то есть будущее за целевым обучением, оно принесет свои положительные плоды. По рядовому составу необходимо восстановить систему подготовки специалистов в учебных комбинатах предприятий.

Архиважно ввести в филиалах вузов подготовку специалистов рабочих профессий, таких как моторист, рулевой, электрик, боцман, повар судовой, слесарь и т.д. Ассоциация предлагает на высшем уровне рассмотреть вопрос о распределении выпускников-бюджетников. Система хорошо зарекомендовала себя в укомплектовании специалистами реального сектора экономики.

Нужно больше пропагандировать в обществе, в среде студентов, школьников те преимущества, которые имеет наша профессия.

 

Х    Х    Х

 

За истекший год в качестве рекомендаций и консультаций членам АПСРТ направлено 93 письма.

Законодательство. ПАО «ЛОРП» – о минимальном составе экипажей судов.

АО «ПассажирРечТранс» – о возможности трудоустройства на скоростных судах без обязательного стажа плавания на водоизмещающих.

ОАО «Омский речной порт» – о возможности эксплуатации речных барж на перевозках угля без якорных устройств.

АО «Чебоксарский речной порт» – о внесении изменений в части ставки НДС 0% при перевозках пассажиров в межрегиональном сообщении.

Предложения АПСРТ по переработке постановления Правительства РФ № 623 от 12 августа 2010 года «Об утверждении технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

По флоту. Пункт 108 Техрегламента изложить в редакции: на вновь строящихся нефтеналивных судах грузоподъемностью более 600 тонн должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными.

По портовым гидротехническим сооружениям. По предложению АПСРТ и НП «Гипроречтранс» исключается необходимость получения доказательств соответствия с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), что значительно снизит расходы предприятий при очередном обследовании ГТС.

Основным направлением деятельности АПСРТ на 2023-2024 гг. по-прежнему остается отстаивание интересов членов ассоциации.

 

Морские вести России №9 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ