Вятка стремится стать судоходной - Морские вести России

Вятка стремится стать судоходной

26.01.2024

Речной транспорт

Драйвером возрождения развития судоходства в Кировской области могут стать частные компании

Фото: ООО «Водорой»

Еще 30 лет назад Вятка была полноценной транспортной артерией, по которой ежегодно перевозились тысячи пассажиров и десятки тысяч тонн грузов. Но сегодня из-за обмеления единичные суда ходят по реке лишь в половодье.

Амбициозные планы

В этом году распоряжением правительства Кировской области была утверждена «дорожная карта» по восстановлению работы внутреннего водного транспорта в период 2023-2027 гг.

Согласно документу, в частности, планируется в сотрудничестве с Росморречфлотом и ФБУ «Администрация Волжского бассейна» обеспечить увеличение категории содержания с шестой до третьей на участках судового хода Вятки: – на 670-652 км в 2023 году, 0-278,5 км в 2024 году, 346-670 км в 2025 году, 675-694,5 км в 2026 году, 346-278,5 км в 2027 году.

Работы должны обеспечить регулярное судоходство по реке от устья до Кирова.

Дноуглубление в рамках первого этапа «дорожной карты» началось в мае этого года в Котельниче между центральной частью города и микрорайоном Затон, где для обеспечения работы пассажирской паромной переправы планируется углубить участок протяженностью более 1 км. Помимо этого, работы велись от грузового порта в Кирове до Петровской старицы с целью продления судоходного участка с 5 до 23 км.

А что «на местах»?

Пока же Вятка в основном используется для водоснабжения местного населения и предприятий. К примеру, поддерживает работу местного филиала Объединенной химической компании «Уралхим» (филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» в г. Кирово-Чепецке) – одного из крупнейших предприятий России по производству аммиака, аммиачной селитры, сложных удобрений.

Однако в 2019 году Вятка обмелела до крайне низких отметок. Специалисты филиала совместно с «Кировводпроектом» провели исследование и выяснили, что без регулирования русла проблемы с водоснабжением предприятия возникли бы в течение ближайших нескольких лет. Проблема может коснуться и ТЭЦ-3 города Кирово-Чепецка, водозабор которой находится ниже по течению.

АО «ОХК «Уралхим» приняло решение провести руслорегулирующие работы в районе бывшего острова Деветьяровский. Проект стартовал в 2022 году, его планировалось завершить в ноябре 2024 года. Дноуглубление поручили провести ООО «Водорой».

Основной задачей проекта было восстановление морфологических и гидравлических характеристик русла реки в районе водозаборного сооружения. В частности, необходимо было предотвратить отток воды в нежелательном направлении, замедлить скорость течения на перекате и снизить риск размыва берега в районе острова.

В ходе работ ООО «Водорой» было разработано 1,5 млн кубометров донного грунта. Данный объем был перемещен в размытый правый берег для предотвращения дальнейшей эрозии. Остров Деветьяровский стал частью правого берега Вятки. Работы были завершены в ноябре 2023 года с опережением графика на год.

С целью компенсации вреда водным биоресурсам в 2023 году АО «ОХК «Уралхим» выпустило более 224 тыс. мальков стерляди в Вятку.

Таким образом, водозаборный узел КЧХК был обеспечен защитой от обмеления на многие десятилетия вперед, что крайне важно для стабильной работы завода и значительной части экономики Кирово-Чепецка.

Дополнительный драйвер развития

– За два года работы на Вятке мы не видели ни одного судна крупнее катера, и это неудивительно, поскольку выше и ниже Деветьяровского летом встречаются перекаты с глубиной до 10-15 см, – рассказал редакции генеральный директор ООО «Водорой» Михаил Сумкин. И добавил: «А на участке, где мы работали, сегодня обеспечена гарантированная глубина 3,5 метра».

По его словам, значение проекта по возрождению речного судоходства на Вятке невозможно переоценить. Однако опыт работы компании показывает, что инициатива может получить дополнительное развитие.

– К примеру, КЧХК для доставки удобрений потребителям вынужден задействовать железнодорожный транспорт, а мог бы использовать баржи и сухогрузы, которые по Вятке шли бы на Волгу и далее, что попросту гораздо дешевле, – размышляет о сложившейся ситуации эксперт. Он уверен, что таких компаний-грузоотправителей в регионе много. Вот почему «привлечение заинтересованного бизнеса и специалистов по дноуглублению могло бы стать драйвером развития судоходства, обеспечив положительный мультипликативный эффект для экономики области в целом», – убежден М. Сумкин.

Морские вести России №17 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ