Амурводпуть: связывая регионы и страны - Морские вести России

Амурводпуть: связывая регионы и страны

05.03.2024

Речной транспорт

Амурводпуть: связывая регионы и страны

Фото: Доставка ББС Амурского пароходства оборудования для строительства Амурского ГХК/ ФБУ «Администрация Амурводпуть»

Внутренние водные пути Амурского бассейна расположены в пяти субъектах Федерации: Амурской области, Еврейской автономной области, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, а также в границах двух административных территорий Китая: провинции Хэйлунцзян и автономном районе Внутренняя Монголия. Таким образом, сложилась уникальная водная транспортная система, связавшая дальневосточные регионы и порты России между собой и с портами Китая, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Задачи навигации выполнены

Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть»

Из истории. Образованное в 1896 году «Временное управление работ по улучшению судоходных условий рек Шилки, Амура и Уссури» через три года было преобразовано в постоянное учреждение (округ) в составе МПС с расположением в Благовещенске, а 3 января 1900 года решением Госсовета, утвержденным указом императора Николая II, официально учреждено «Управление водными путями Амурского бассейна» с определением его структуры, штата, источников финансирования и функций.

С тех пор учреждение более 125 навигаций обеспечивает содержание водных путей Амурского бассейна. А с 2 января 1951 года уже с учетом соглашения между СССР и КНР о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеру Ханка и об установлении судоходной обстановки на них. Для взаимодействия на основании соглашения образована Смешанная советско-китайская комиссия по судоходству на пограничных реках. Российская часть ее в деятельности опирается на ФБУ «Администрация Амурводпуть», руководитель которой является ее председателем.

Крупному тоннажу обеспечили повышенные габариты

Водные пути бассейна – это реки Амур, Аргунь, Шилка, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Тунгуска, Кур, Амгунь и их протоки. В 2023 году Администрация обслуживала 7276 км путей, из них с гарантированными габаритами судовых ходов и СНО 4887 км, в т.ч. 3130 км с освещаемой, 777 км со светоотражающей и 980 км с неосвещаемой обстановкой. Из них 2744 км находится на пограничных с КНР участках рек. Структурно содержание путей закреплено за филиалами – администрациями Благовещенского, Хабаровского и Комсомольского районов ВВП.

Магистральные участки Нижнего Амура протяженностью 930 км с повышенными габаритами судового хода обеспечивают движение крупнотоннажных судов, в том числе перевозку грузов судами смешанного «река-море» плавания повышенной осадки между речными и морскими портами Тихоокеанского побережья России и морским портами стран АТР.

В границах бассейна успешно функционирует шесть международных речных пунктов пропуска через границу между Россией и Китаем: Благовещенск – Хэйхэ, Поярково – Сюнькэ, Амурзет – Миншань, Нижнеленинское – Тунцзян, Хабаровск – Фуюань и Покровка – Жаохэ. Таким образом, здесь заняты десятки пассажирских, грузовых и буксирных судов обеих стран, которые ведут на этих маршрутах оживленные перевозки.

Структура, подразделения, кадры

И о новеллах года. С 9 января 2023 года Администрация и филиалы функционируют в соответствии с оптимизацией структур и штатов, которой предусмотрено сокращение, укрупнение и объединение подразделений. Так, в составе управления Администрации с подчинением трем заместителям руководителя и главному бухгалтеру в соответствии с новой структурой и штатом созданы отделы: пути и согласований; навигационных карт и русловых изысканий; связи, навигационного оборудования и информационно-компьютерного обеспечения; кадровой политики и охраны труда; правового обеспечения и делопроизводства; портового контроля и взаимодействия с контрольными органами пунктов пропуска; государственного портового контроля (ГПК) судов в городах Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре; мониторинга движения судов; госрегистрации судов; дипломирования, аттестации, оформления удостоверений личности моряка; технической эксплуатации; закупочной деятельности; имущества, транспортной, экологической и пожарной безопасности; административно-хозяйственный; бухучета и отчетности, финансово-экономического анализа, прогнозирования и планирования; спецпрограмм.

Оптимизация структуры и штатов учреждения, повысила ответственность и нагрузку на штатную единицу специалистов, повлияло на заполнение отделов кадрами. Сегодня вакантными остаются должности начальника отдела пути и согласований, заместителя начальника отдела навигационных карт и русловых изысканий, главных специалистов пути, согласований, навигационных карт, русловых изысканий, связи, компьютерного обеспечения, противопожарной безопасности.

Отсутствие профильных специалистов не позволяет укомплектовать отделы, осуществляющие основную деятельность. По этой же причине экипажи технических судов (земснарядов, обстановочных и служебно-вспомогательных) недоукомплектованы командным и рядовым составом. Часть судов в минувшую навигацию находилась в холодном отстое из-за невозможности укомплектования экипажей.

Под контролем совместной инспекции

В то же время в навигацию 2023 года выполнены все запланированные объемы путевых работ по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов.

С 1 по 6 сентября на теплоходах «Исток» и «Цзиньлунцзян» российская и китайская стороны Смешанной комиссии провели инспектирование пограничных водных путей на участках 230-0 км Верхнего Амура и на 994-29 км Среднего Амура. При инспектировании проведена проверка состояния судоходной обстановки, габаритов судовых ходов, корректуры бумажных и электронных навигационных карт, выполнения судоводителями сторон «Правил плавания по российско-китайским пограничным рекам», а также проверка выполнения решений 64-го совещания Смешанной комиссии по путевым работам на 2023 год, прошедшего с 17 по 27 апреля в формате видеоконференции.

По результатам инспектирования российской и китайской сторонами СРКК составлен совместный акт инспектирования. Актом зафиксировано выполнение планов путевых работ на 2023 год по содержанию судовых ходов и изысканиям, установке и перестановке навигационных знаков. Выявленные при инспектировании замечания по содержанию пограничных водных путей и навигационных знаков, а также по поддержанию габаритов судовых ходов на участке инспектирования устранены.

При этом судовладельцам и судоводителям ежедневно передавалась информация об открытии действия СНО, о расстановке и перестановке навигационных знаков, габаритах судовых ходов, об уровнях воды и условиях плавания судов всеми видами связи.

Надежное плечо речника

В прошлом сезоне речники доставили без каких-либо происшествий крупногабаритные и тяжеловесные грузы (КТГ) баржебуксирными составами для строительства Амурского ГХК по Нижнему и Среднему Амуру и реке Зее от Николаевска-на-Амуре до причала Амурского ГПЗ на 212 км ее течения.

Это было непросто, но во взаимодействии с АО «Ленгидропроект» на участке 212-0 км р. Зеи для улучшения судоходных условий, планирования путевых работ, обеспечения установленных и необходимых габаритов судовых ходов, трассирования переносов судовых ходов на глубоководные участки, обеспечения перестановки береговых и плавучих знаков, дноуглубительных работ выполнялись русловые изыскательские (гидрографические) работы в составе полевых продольных промерных работ по всей длине и ширине судового хода для определения лимитирующих участков, а также промерно-съемочные работы на затруднительных для судоходства участках с поперечными промерами на всей ширине русла и составлением первичных, повторных, укрупненных и контрольных планов перекатов.

Надо отметить, что содержание судовых ходов и СНО обеспечивалось установкой, перестановкой береговых и плавучих знаков обозначения судовых ходов. Поддержание установленных габаритов для доставки КТГ на стройку осуществлялось постоянно за счет переносов судовых ходов на участки с большими глубинами. При этом были выполнены перестановки береговых и плавучих знаков на 28 участках.

На лимитирующих перекатах Верхнепетровский (73-71 км) и Нижний Чертов Огород (55-50 км) из-за наносов грунта на основные правобережные судовые ходы были открыты дополнительные левые ходы, обозначенные временными береговыми и плавучими знаками, по которым осуществлялась проводка ББС с КТГ при низких уровнях воды. В конце навигации эти левобережные временные ходы обставлены постоянными береговыми и плавучими знаками и преобразованы в основные.

Следует уточнить, что разработка двух запланированных дноуглубительных прорезей на лимитирующих частях реки Зеи – перекате Нижний Чертов Огород (53 и 52 км) в навигацию 2023 года не выполнена по причине низких уровней воды, большой осадки землесоса «Зея» и отсутствия достаточных глубин в районе дноуглубительных прорезей для установки и работы землесоса, а также в местах отвалов грунта по рефулеру и закладки станового и папильонажных якорей. Землесос «Зея» технической производительностью 2500 куб. м в час был отбуксирован на 50 км в район участка работ и простоял в ожидании подъема уровней воды, но, не дождавшись, был возвращен в Благовещенск.

Доставка КТГ по ВВП бассейна баржебуксирными составами осуществлялась по планам-графикам, разрабатываемым и представляемым нам НИПИГАЗом. С целью беспрепятственной и безаварийной доставки КТГ по реке Зее до причала АГПЗ наши специалисты на обстановочных судах осуществляли проводку ББС АО «Амурское пароходство», ООО «ТК «Амурассо», ООО «КОМБИ ЛИФТ РУС» с КТГ по участку 212-0 км р. Зеи, а также оказывали помощь судоводителям других компаний по прохождению ББС затруднительных участков.

В навигацию 2023 года все запланированные графиком ББС с КТГ для Амурского ГХК, в т.ч. 9 барж с КТГ, прибывшими в морской порт Де-Кастри в 2022 году, как и прибывшие 10 барж с КТГ в этот порт в 2023 году, доставлены по назначению. Первый ББС с КТГ прибыл на причал АГПЗ 29.06.2023, а последний – 13.08.2023.

Таким образом, условия и безопасность судоходства в Амурском бассейне ВВП в навигацию 2023 года, в т.ч. по доставке КТГ для строительства АГХК, Администрацией обеспечены в полном объеме.

Речной патруль не ждали…

Сергей Комков, первый заместитель руководителя – капитан Амурского бассейна ВВП

Первыми навигацию 2023 года в бассейне открыл флот ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» в районе Хабаровска, где предварительно в порту прошли плановые проверки судов, введенных в эксплуатацию.

В портах Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре с расстоянием между ними 570 км плановые проверки судов начались с открытием СНО. Вообще практика проведения плановых проверок судов, находящихся в отдалении от мест расположения инспекций ГПК, была приобретена в навигации прошлых лет и продолжена в 2023 году. Для этого Администрация и Комсомольский район ВВП нашли возможность выделить путейский теплоход для патрулирования участков рек с целью обнаружения возможных пунктов стоянок судов и теплоходов, не прошедших проверки по тем или иным причинам.

Также наличие судна позволило инспекторам неожиданно проверить и дебаркадеры, установленные в населенных пунктах перед открытием скоростной линии Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре, определить их техническое состояние и соблюдение требований безопасной эксплуатации.

В минувшую навигацию инспекция портконтроля провела 583 плановых осмотра судов и плавобъектов, выявила 313 нарушений обязательных требований, временно задержано 3 судна.

В целом по итогам навигации 2023 г. инспекция отметила положительную динамику в снижении количества транспортных происшествий в бассейне, зарегистрировав лишь одно происшествие.

Следует отметить, что в прошедшую навигацию возобновились пассажирские перевозки с Китаем, а в Хабаровск пришли четыре новых пассажирских теплохода, которые в летний период эксплуатировались по маршруту Хабаровск – Фуюань.

Растут перевозки грузов и пассажиров

Ведущими отраслями экономики на территории субъектов являются: лесная и деревообрабатывающая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, цветная и черная металлургия, машиностроение (судостроение и судоремонт), добыча и перевозка угля, рудных и нерудных полезных ископаемых, сельскохозяйственная промышленность, добыча рыбы и рыбопереработка, газопереработка, электроэнергетика и др.

Формирование грузопотоков происходит в основном в границах бассейна, и номенклатура их достаточно широка. Например, широко развиты речные перевозки нефтепродуктов, сыпучих строительных (МСГ), угля и прочих (зерновых, флотационного концентрата, оборудования, контейнеров, рыбной продукции), загранперевозки. В прошлом одним из основных грузов для стран АТР являлся лес и лесоматериалы, но в связи с запретом на вывоз из России необработанного леса ценных пород на первое место в бассейне вышли уголь, зерновые и продукты перемола.

Пассажирская навигация в бассейне возобновилась в феврале с перевозок туристов между Благовещенском (РФ) и Хэйхэ (КНР) судами на воздушной подушке. До пандемии между российскими и китайскими городами осуществлялись перевозки загрантуристов. Туристический сезон длился с мая по октябрь, а линия Благовещенск – Хэйхэ функционировала круглый год. За 2018 и 2019 гг. на туристических маршрутах обслуживалось свыше 800 тыс. человек из России и Китая ежегодно, а в прошлом году перевезено всего 322,7 тыс. человек.

В то же время выросли общие объемы перевозок грузов, составив 3847,9 тыс. тонн, или 113,1% (2022 год – 3402,3 тыс. тонн).

Напомню, что одной из главных задач перевозчиков в бассейне исторически является завоз грузов (уголь, нефтепродукты) в районы Крайнего Севера. Перевозки были осуществлены в сроки и в полном объеме. Маршрут по завозу топлива в северные районы Хабаровского края является социально значимым и осуществляется при непосредственном участии Министерства ЖКХ, нефтеперерабатывающих предприятий и перевозчиков Амурского бассейна.

Регистрация судов

В судовом реестре по бассейну зарегистрировано 2601 судно, в том числе 1071 внутреннего плавания и 1570 маломерных судов, используемых в коммерческих целях (преимущественно рыболовные маломерные суда).

Кстати, хотелось бы отметить, что наша Администрация на первом месте в отрасли по количеству зарегистрированных маломерных судов, используемых в коммерческих целях.

В Реестре строящихся судов зарегистрировано 3 пассажирских судна, допущенных к перевозке 50 пассажиров (1) и 100 пассажиров (2). В Реестре плавучих объектов на учете 40 объектов.

За 2023 год проведено 446 регистрационных действий: 131 запись регистрации судов в судовом реестре, выдано 148 свидетельств и судовых билетов, внесено 119 записей изменений в судовой реестр, 38 записей регистрации ограничений (обременений) на судно, выдано 10 дубликатов свидетельств, судовых билетов.

Подлог не прошел

В отдел дипломирования, аттестации и оформления на 1 декабря 2023 года за получением квалификационных документов обратились 747 членов экипажей судов ВВП, что на 20% больше, чем в 2022 году. А причина в том, что им понадобилось продление действия дипломов на занимаемую должность. Кроме того, 28 человек повысили квалификацию, 35 впервые получили дипломы после окончания учебы.

За первичным получением квалификационных свидетельств для рядового состава обратились 214 человек, из них 70% – это курсанты Амурского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского и КГБ ПОУ «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности».

Следует сказать, что с 1 декабря 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279 «О проведении на территории РФ эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования» на единый портал госуслуг (ЕПГУ) выведены услуги по оформлению и выдаче удостоверения личности моряка (УЛМ); мореходной книжки; свидетельств о минимальном составе членов экипажа судна; о праве собственности на судно и о праве плавания под флагом России, учет судового и машинного журналов.

Хотелось бы отметить, что для пользователей портал «Госуслуги» снижает административные барьеры, упрощает процедуры предоставления услуг и сокращает сроки их оказания, внедряет единые стандарты обслуживания граждан, проживающих на разных территориях.

Также на 1 декабря минувшего года оформлено 527 удостоверений личности моряка, из них 470 через ЕПГУ. 130 УЛМ выдано курсантам Амурского филиала МГУ им. адм. Г.И. Невельского для прохождения плавательной практики.

При рассмотрении заявок, поступающих на портал для оформления УЛМ, специалистами отдела проверяются представленные документы на соответствие требованиям законодательства РФ, а также на их подлинность. В связи с такой мерой контроля стала возникать необходимость обращения в правоохранительные органы.

Так, 7 ноября 2023 года поступило заявление на ЕПГУ от гражданина Б. на оформление УЛМ. В качестве основания для оформления удостоверения был представлен квалификационный документ о праве занятия должности вахтенного матроса, выданный капитаном морского порта. Однако при проверке представленных документов выяснилось, что гражданин Б. за получением данного документа в дипломный отдел порта не обращался и квалификационный документ не получал. Соответственно, информация незамедлительно была направлена в правоохранительные органы, а гражданину Б. были назначены дата и время выдачи УЛМ для предоставления оригиналов документов. Он явился в назначенное время и был задержан сотрудником Линейного управления МВД России на транспорте для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Принесенный им оригинал документа был изъят на месте.

В итоге гражданин Б. сознался в умышленном использовании заведомо ложного документа и признал вину, а управление МВД возбудило уголовное дело.

Морские вести России №1 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ