Лимитирующих участков станет меньше - Морские вести России

Лимитирующих участков станет меньше

02.12.2020

Речной транспорт

Лимитирующих участков станет меньше

Фото: ФГБУ «Канал имени Москвы»

Объекты крупнейшего инженерного комплекса водного транспорта – «Канал имени Москвы» – включают 233 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей в 12 субъектах Федерации. Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, Волге от Твери до н.п. Хопылево, непосредственно каналу, Москве-реке и Оке от Калуги до входа в канал Сайма. Протяженность водных путей Московского бассейна с гарантированными габаритами – 2098 км, с освещаемой обстановкой – 1057,3 км, с отражательной – 717,7 км, с неосвещаемой – 323 км, без СНО – 1744 км.

Путевые работы по оперативным планам

Сергей Лапшин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»

Для обеспечения безопасного судоходства в Московском бассейне задействовано 3475 знаков навигационного ограждения, в том числе плавучих – 2098, береговых – 1377.

При проведении дноуглубительных работ в период навигации было привлечено 10 земснарядов производительностью 4,25 тыс. куб. м/ч. Объем транзитного дноуглубления на октябрь с.г. составил 1,96 млн куб. м грунта.

На обслуживании водных путей задействовано 28 обстановочных бригад. Проведено траление участков водных путей площадью около 395 кв. км. Дно и берегоочистительные работы (судовых ходов и прилегающей береговой полосы от посторонних предметов и подмытых деревьев) провели 11 специализированных судов, удалено 2,5 тыс. тонн препятствий.

С целью обеспечения путевых работ плановым материалом задействовано 6 русловых изыскательских партий (РИП), выполнено 430 съемок, в том числе первичных – 333, повторных – 75, контрольных – 22.

В деятельности филиалы руководствуются оперативными планами проведения комплекса путевых работ.

Продолжается замена устаревших металлических плавучих знаков на новые, из полимерных материалов. В навигацию-2020 «Канал имени Москвы» эксплуатирует 248 таких знаков – 3, 4, 5 и 6-го типоразмеров. До конца года планируется поставить еще 52 единицы.

Земснаряды точной ориентации

В период навигации выполняется комплекс путевых работ для обеспечения безопасности судоходства, а также принимаются меры по улучшению параметров судовых ходов в бассейне.

В межнавигационный период 2019-2020 гг. специалистами Администрации разработан комплекс мер для обеспечения транспортировки грузов от ОАО «Калужский турбинный завод» по участку Оки от Калуги до н.п. Щурово. Речь идет о мероприятиях по организации и производству дополнительных изыскательских и дноуглубительных работ на лимитирующих перекатах.

В настоящее время ведется строительство нового гидроузла Белоомут. Его ввод в эксплуатацию позволит улучшить ситуацию на лимитирующем участке в устье Москвы-реки.

Эксплуатация установленных на трех земснарядах комплексов контроля и учета производительности и позиционирования позволила:

– производить более точную ориентацию земснаряда на прорези в любых погодных условиях;

– безошибочно возвращаться на нужную точку прорези и продолжать работу после пропуска судов, так как пройденный путь земснаряда по прорези на устройствах визуального контроля комплекса отмечается определенным цветом;

– экономить время на установке земснаряда на прорези, поскольку не нужно готовить и выставлять створы, оптимизируя тем самым время изыскательских партий и не увеличивая количество русловых съемок.

В будущем планируется использование комплекса контроля и учета производительности и позиционирования и на других земснарядах.

На протяжении нескольких навигаций на обстановочных судах успешно применяются судовые обстановочные комплексы (СОК).

Технический флот

На балансе Администрации на 1 января 2020 года числилось 196 судов (без учета мотолодок). В том числе 13 земснарядов мощностью 9,2 тыс. л.с. суммарной производительностью 5,4 тыс. куб. м/ч; 118 самоходных судов мощностью 25,1 тыс. л.с., а также 65 единиц прочего флота.

Для путевых работ и обслуживания ВВП и СГТС «Канал имени Москвы» эксплуатирует 174 единицы флота. На холодном отстое в навигацию 2020 находятся 22 судна.

За 10 месяцев с.г. подрядным способом отремонтировано 20 судов со слипованием, 2 объекта капитально, 2 дизеля.

В межнавигационный период 2020-2021 гг. планируется отремонтировать 18 судов на слипе и 5 дизелей.

В 2021 году планируется провести ремонт хозяйственным способом 146 судов.

В проекте титула ремонта флота на 2021 год предусмотрены 30 судов со слипованием, 3 дизеля капитально.

В 2021 году хозспособом в камере шлюза № 11 планируется продоковать три судна, отремонтировать с поднятием на баржи два судна и одно – с поднятием на берег.

На 12 октября 2020 года судоходными гидротехническими сооружениями произведено порядка 33,7 тыс. шлюзований и свыше 65,8 тыс. судов пропущено через шлюзы. К этому времени по водным путям бассейна перевезено около 19,5 млн тонн грузов. Перевозки пассажиров составили порядка 579,4 тыс. человек

Навигация-2021

Для обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов предварительно планируется проведение комплекса путевых работ:

– дноуглубление – 3,5-4 млн куб. м;

– дноочищение – удаление 3,5 тыс. тонн препятствий;

– траление – 505-550 кв. км.

Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях бассейна задействовать ориентировочно 3,5 тыс. знаков, из них 2,1 тыс. плавучих и 1,4 тыс. береговых знаков.

В ходе подготовки к навигации-2021 необходимо провести ремонт навигационных знаков и профилактические работы с оборудованием.

Продолжатся дноуглубительные работы по улучшению судоходных условий и разработке лимитирующих перекатов до наступления межени.

Кроме того, планируем продолжить ­эксплуатацию фонарей марки «БЭПА» и других новых опытных разработок навигационных фонарей и фонарей с системой мониторинга.

Проверкам пассажирского флота – особое внимание

Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя – капитан Московского бассейна ВВП

В настоящее время в Москве приоритет отдается пассажирским перевозкам. В распоряжении операторов остается более 100 теплоходов типа «Москва», которые были построены Московским судостроительным заводом еще в советские времена и пока «ни морально, ни технически» не устарели, свой ресурс не выработали. На сегодня их достаточно, есть даже избыток судов. В судовом реестре по бассейну зарегистрировано 251 пассажирское судно. Средний возраст 40 лет.

Главный приоритет

Главным приоритетом дальнейшего развития речных пассажирских перевозок в Москве является необходимость усовершенствования инфраструктуры: причалов, новых туристических маршрутов, станций обслуживания для пассажирского и для маломерного флота.

В регионе 85% перевозок приходится на прогулочно-экскурсионные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок, составляет менее 3%. Туристические маршруты (круизы) занимают приблизительно 12%.

Установлены четыре основные маршрутные зоны – Северный и Южный склоны Москвы-реки, Серебряный Бор и Центральный бьеф.

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных и экскурсионных судов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота.

В период с января по сентябрь 2020 года из общего количества проверок в бассейне на долю пассажирских судов пришлось 28%.

За отчетный период 2020 года инспекторами госпортконтроля проведено 386 проверок пассажирских судов (в 2019 году – 544); выявлено 1071 нарушение обязательных требований (в 2019 году – 1595); задержано 16 судов (в 2019 году – 9). При этом необходимо отметить, что пассажирская навигация в Москве из-за новой коронавирусной инфекции (COVID-19) открылась на 2 месяца позже обычного, а больше 40 единиц флота так и не вышли в рейс.

Служба портконтроля бассейна состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев судов для выполнения осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов. Штатная численность 24 человека.

В навигацию 2020 года работают 19 инспекторов. Все прошли обучение на курсах подготовки в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительные курсы переподготовки в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

Инспекторы обеспечены современными техническими средствами фотовидеофиксации, переносными компьютерами с возможностью выхода в Интернет, а также персональными кодами доступа в информационную систему инспектирования речных судов. Для передвижения по бассейну используется водный и автомобильный транспорт «Канала имени Москвы». С целью обеспечения безопасных условий проведения проверок судов инспекторы оснащены средствами индивидуальной защиты от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

За период с января по сентябрь проведено 1372 инспекции судов (в 2019 году – 1458). Количество инспекций с замечаниями – 1288 (в 2019 году – 1380). Выявлено нарушений обязательных требований – 3504 (в 2019 году – 4204), задержано 51 судно (в 2019 году – 57).

Основные причины задержаний – отсутствие или окончание срока действия судовых документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, неудовлетворительное состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, а также несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

По выявленным в ходе проверок судов нарушениям капитаном бассейна составлено 4 протокола об административных правонарушениях. В Центральное УГРН Ространснадзора направлено на рассмотрение 68 материалов проверок судов и иных плавучих объектов, содержащих признаки состава административных правонарушений.

В транспортную прокуратуру направлено 17 материалов проверок судов. Общая сумма штрафов составила 214,6 тыс. рублей.

В отношении взаимодействия с Центральным УГРН Ространснадзора можно отметить, что информационная система госпортконтроля позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекциями и инспекторами Центрального УГРН. Результаты осмотров судов доступны для инспекторов Центрального УГРН, а инспекторы имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, на судах которых они проводят проверки.

Кроме процедур контроля инспекторский состав проводит работу с капитанами, членами экипажей судов и судовладельцами по выявлению проблемных ситуаций в судоходстве бассейна. В связи с тем, что инспекции госпортконтроля не наделены функциями патрулирования, работа по выявлению нарушений обязательных требований транзитным флотом во время движения осуществляется в тесном сотрудничестве с экипажами путейских судов и диспетчерской службой «Канала имени Москвы».

Кроме того, после проведения проверок судов инспекторы проверяли и исполнение «Временных рекомендаций, направленных на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19». Результаты проверок еженедельно направлялись в Центральное УГРН Ространснадзора и Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Основная задача Службы инспекции – совместно с Центральным УГРН Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев добиться приведения эксплуатации флота в соответствие с требованиями КВВТ РФ, Техрегламента о безопасности объектов ВВТ и тем самым качественно поднять уровень безопасности судоходства в бассейне.

СУБ нужно соответствовать

Разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) призвана повысить уровень безопасности судоходства на ВВП. Анализ результатов проверок судов в бассейне позволяет говорить о том, что причиной 80% случаев задержания судов является отсутствие судовых документов или непредъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию судов, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ.

Изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ № 193 от 06.03.2012 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», в части включения в лицензионные требования при выполнении работ по перевозке пассажиров наличия для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 КВВТ РФ, обязали практически всех судовладельцев к выполнению этих требований.

Наказание за несоблюдение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на судовладельцев от 100 тыс. рублей до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Дипломирование

Для проведения квалификационных испытаний по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, в ФГБУ «Канал имени Москвы» созданы квалификационная и аттестационная комиссии.

Особое внимание при квалификационных испытаниях уделяется безопасности судоходства, знаниям основных регламентирующих документов. После прохождения испытаний документы выдаются в течение трех рабочих дней.

В 2020 году отделом дипломирования и аттестации:

– проведено 88 заседаний квалификационной и 3 аттестационной комиссий;

– принято 800 заявлений от граждан на получение квалификационных документов;

– отказано в допуске к квалификационным испытаниям 9 заявителям;

– отказано из-за неудовлетворительных знаний 4 заявителям;

– выдано 726 квалификационных документов;

– выдано 3 удостоверения лицам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами.

В 2020 году отделом госрегистрации судов:

– зарегистрированы вещные права на 59 судов;

– внесено 113 изменений в судовой реестр;

– зарегистрировано 73 обременения (ограничения) прав на судно;

– выдано 74 свидетельства о праве собственности на судно; 71 – о праве плавания под флагом РФ, 10 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов; 556 выписок из судового реестра по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам, 103 свидетельства о минимальном составе экипажа;

– поставлено на учет в реестр 6 плавобъектов;

– исключено из реестра 43 судна;

– выдано свидетельств об исключении из реестра на 42 судна;

– зарегистрирован 1261 судовой журнал.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган. Передано 577 сведений.

Отделом оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек в 2020 году было оформлено 130 УЛМ и выдано 43 мореходные книжки.

Сотрудники всех подразделений «Канала имени Москвы» прикладывают много усилий для обеспечения безаварийного судоходства в Московском бассейне ВВП.

Морские вести России №14 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ